Mitsubishi A6M Zero
И-0 Мицубиси A6M | |
---|---|
Тип | корабельный истребитель |
Разработчик | КБ Мицубиси |
Производитель |
авиазаводы Мицубиси-Нагоя Накадзима-Ота спарка УБИ-0 авиазаводы Хитачи №21 ВМС (в/ч Сасебо) |
Главный конструктор | Д. Хорикоси |
Первый полёт | весна 1939 г. |
Начало эксплуатации | лето 1940 г. |
Конец эксплуатации | лето 1945 г. |
Статус | снят с вооружения |
Эксплуатанты |
ВМС Императорской Японии |
Годы производства | 1940-45 гг. |
Единиц произведено | 11 тыс. ед. |
Истребитель И-0 ВМС Императорской Японии (яп. Кайгун рэйсики кандзё сэнтоки/Мицубиси Эй-Року-Эму) («Корабельный истребитель ВМС образца Ноль/A6M конструкции Мицубиси», также Zero, Зеро, Дзэро, «Рэйсэн» или Рэйдзэн, не путать с Райдэн) — одноместный цельнометаллический истребитель-перехватчик корабельного базирования ВМС Императорской Японии. Разработан в авиационном КБ завода Мицубиси, массово выпускался в 1940-1945 годах, всего на вооружение ВМС Императорской Японии поступило немногим менее 11 тысяч единиц. Присвоенный при принятии на вооружение ВМС строевой шифр 0 указывает на последнюю цифру года принятия на вооружение — 1940 год или 2600 год по от начала Династии. Возможно, самый известный самолёт на Тихоокеанском ТВД Второй мировой войны.
Разработка
В начале 1937 года после принятия на вооружение И-96 Главное Управление авиации ВМС начало прорабатывать проект корабельного истребителя следующего поколения. Весной в КБ авиазаводов Мицубиси и Накадзима была отправлены первичные требования на перспективный истребитель. Оба КБ начали предварительные расчеты следующего поколения в ожидании принятия окончательного технического задания ВМС.
В связи с невозможностью наращивания мощности силовой установки, главный конструктор КБ Мицубиси Д. Хорикоси принял решение использовать любые способы для снижения взлетного веса. Технические новинки второй половины 1930-х гг. (несущее крыло, магниевый центроплан из Супердюраля A7075 Сумитомо[1] убираемое трёхточечное шасси, каплевидный фонарь) сделали И-0 самым технологически передовым истребителем предвоенного периода[2]. Ненагруженное крыло и низкий коэффициент сопротивления обусловили позднее наступление сваливания и выдающуюся угловую манёвренность на малых скоростях. В отличие от истребителей США и союзников И-0 не имел бронеспинки и защиты баков, что делало его очень чувствительным к любым повреждениям.
Завод Мицубиси планировал замену Священной звезды (яп. Дзуйсэй ) на собственную Венеру (яп. Кинсэй) мощности 1 тыс. л. с. и отрицательно относился к принятию Процветания (яп. Сакаэ) КБ Накадзима. Несмотря на позицию разработчика, опытная машина с Процветанием-2 в начале 1940 года показала столь удовлетворительные характеристики, что ГУ авиации ВМС приняло решение о развертывании серии.
Модификации
-
Вторая модификация (1)
-
Вторая модификация (2)
-
Вторая модификация (3)
-
Авиадвигатель Процветание
-
Пятая модификация (1)
-
Пятая модификация (2)
- Вторая (A6M2) — с двигателем Накадзима-Процветание (двухрядный, 14-цил. 0,9 тыс. л. с.).
- ранняя — с усиленными лонжеронами
- средняя (A6M3) — с дополнительными баками (90 л).
- поздняя (A6M4) — с увеличенным боезапасом.
- Третья (A6M3) — с турбированным Процветанием-2 (1,1 тыс. л. с.), трапециевидным крылом и меньшей дальностью (470 л топлива).
- Пятая (A6M5) — береговой перехватчик с жёстким крылом
- ранняя (A6M5a) — со смешанным вооружением.
- средняя (A6M5b) — с крупнокалиберным вооружением, бронестеклом, протектором баков и системой пожаротушения.
- поздняя (A6M5с) — с пушечным вооружением. Запас топлива увеличен на 140 л.
- Спецмодификации
- Гидроистребитель ГИ-2 (A6M2-N Rufe)
- Cпарка УБИ-0 (A6M2-K) — 508 единиц на гражданском авиазаводе Хитачи и авиазаводе № 21 ВМС (округ Сасэбо)
- A6M7 — таранная модификация камикадзе
Опытные
- ТТЗ ВМС № 12 (A6M1) — cо Св. Звездой (яп. Дзуйсэй) КБ Мицубиси (0,8 тыс. л. с.) и двухлопастным ВИШ.
- Поздняя вторая с турбодвигателем (переработана в пятую).
- Поздняя вторая с пушечным вооружением 30 мм. В серию не запущена из-за неустойчивости при стрельбе.
- Пятая с пушечным вооружением в гаргроте.
- Шестая с форсажным двигателем.
- Восьмая с Венерой-6.
Производство
Авиазавод | Мицубиси (г. Нагоя)[3] |
Накадзима (г. Ота)[4] |
Хитачи[5] № 21 ВМС[6] |
Год | Производство | ||
---|---|---|---|
И-0 | И-0 | УБИ-0 | |
1939 г. | 3 ед. | ||
1940 г. | 98 ед. | ||
1941 г. | 402 ед. | 7 ед. | |
1942 г. | 692 ед. | 674 ед. | |
1943 г. | 1,967 ед. | 1,029 ед. | 110 ед. |
1944 г. | 1,356 ед. | 2,474 ед. | 252 ед. |
1945 г. | 299 ед. | 1,416 ед. | 155 ед. |
Всего | 3,879 ед. | 6,538 ед. | 517 ед. |
Характеристики
Вторая | Пятая | Восьмая | |
---|---|---|---|
Технические | |||
Длина | 12 м | 11 м | |
Размах (площадь) крыла |
9 м (22,5 м²) |
9,1 м (21,3 м²) |
9,2 м (21,3 м²) |
Нагрузка на крыло (при полной массе) |
110 кг/м² | 130 кг/м² | 150 кг/м² |
Высота | 3,6 м | ||
Снаряженная (сухая) масса |
2,4 т (1,8 т) |
2,7 т (1,9 т) |
3,2 т (2,2 т) |
Силовая установка | |||
Двигатель | Процветание | Процветание-2 | Кинсэй-6 |
Объем | 28 л | 32 л | |
Мощность | 940 л. с. | 1,1 тыс. л. с. | 1,6 тыс. л. с. |
Лётные | |||
Максимальная скорость (пикирования) |
530 км/ч (630 км/ч) |
560 км/ч (670 км/ч) |
570 км/ч (740 км/ч) |
Набор (6 км) |
7 мин. 27 сек. |
7 мин. | 6 мин. 50 сек. |
Дальность | 2,2 тыс. км | 1,9 тыс. км | 850 км |
Вооружение | |||
Стрелковое | синхр. пара АП-97 крыльевое пара АП-99 |
крыльевое пара АП-2 пара АП-99 | |
Подвесное | подкрыльевое пара ОФАБ-60 кг |
подфюзеляжное ОФАБ-500 кг подкрыльевое пара ОФАБ-30 кг или 4 ед. НУРС |
Боевое применение
Бои с ВВС Гоминьдана (1940 г.)
-
Предсерийные И-0 над Китаем
-
ДБ-1 над Китаем
-
И-16 ВВС Гоминьдана
-
P-36 ВВС Гоминьдана
-
P-40 ВВС Гоминьдана
Дебют И-0 состоялся в августе 1940 года во время военного конфликта в Китае. И-96 из-за недостаточной дальности не имели возможности сопровождать дальнюю авиацию ВМС на маршруте. Командование перебросило первые две роты (15 машин) в Китай до окончания войсковых испытаний, чье прибытие изменило ситуацию в воздухе в пользу Императорской Японии. Первые вылеты прошли над провинцией Чунцин летом 1940 г., где И-16 и И-153, ранее успешно противостоявшие истребителям И-96, ничего не могли противопоставить И-0. Во время вылетов новейших перехватчиков большинство авиации ВВС Китая оставались замаскированными на полевых аэродромах во избежание потерь в воздухе. В одном из воздушных боев рота И-0 столкнулась с группой И-15 и И-16 ВВС Гоминьдана. Через полчаса боя машины ВМС без потерь повредили 27 советских машин[7]. Всего И-0 уничтожили в Китае 266 машин противника.
Война на Тихом океане (1941 г.)
-
ИАЭ Сёкаку перед боевым вылетом на Пёрл-Харбор
-
Взлет И-0 ИАЭ Акаги (1941 г.)
-
Третья модификация на полевом аэродроме ВМС (1941 г.)
Накануне удара по Тихоокеанскому Флоту ВМС США ИА Флота № 1 авиации (Афл № 1) ВМС имел в своем составе до 400 машин второй модификации. ДАВ № 1 (АВ Акаги-Kагa), № 2 (Хирю-Сорю) и № 5 ДАВ (Сёкаку-Дзуйкаку) 7 декабря 1941 года участвовали в ударе по Тихоокеанскому флоту ВМС США в п. Пёрл-Харбор. Во время налета авиации ВМС Японии на Пёрл-Харбор ударные группы торпедоносцев и пикировщиков прикрывали до пятидесяти рот И-0. ИАП № 3 ВМС и ИАЭ Тайнань с Тайваня, приняли участие в наступлении на Филиппины, Малайзию, Сингапур и Индонезию.
Второй операцией стратегического значения АФл № 1 Императорской Японии стал налет на Дарвин (Австралия) в начале 1942 года. В налете принимало участие 9 рот ЛБАЭ 1-й и 2-й ДАВ, которые смогли выполнить задачу благодаря господству в воздухе корабельной ИА. Налет на несколько месяцев вывел из строя инфраструктуру порта и уничтожил часть стоявших на рейде кораблей ВМС США.
Весной 1942 года на о. Цейлон АФл № 1 ВМС нанес удар по островным базам и стоянкам Дальневосточного Флота ВМС Великобритании. В 1942 году Афл № 1 ВМС завоевал господство в воздухе в Юго-Восточной Азии благодаря высокому уровню подготовки летчиков. В начале мая И-0 участвовали в сражении в Коралловом море. Легкий АВ Сёхо был уничтожен авиацией ВМС США, но прикрытие ПВО обеспечило действия ударной авиации ДАВ № 5 (Сёкаку-Дзуйкаку), потопивших АВ Лексингтон. При наступлении на п. Морсби (арх. Новая Гвинея) ДАВ № 1-2 смогли обеспечить уничтожение АВ № 2 Лексингтон и вывод из строя АВ № 5 Йорктаун ВМС США.
Боевые действия у ат. Мидуэй и о. Гуадалканал (1942-43 гг.)
-
Подъем ИАЭ Сёкаку (р-н Н. Гвинеи , 1942 г.)
-
ИАЭ МТАП Тайнань (1941 г.)
-
Разбитый И-0 на полевом аэродроме ВМС
Переломным моментом боевых действий стало лето 1942 года, где в боевых действиях у атолла Мидуэй налетом палубной авиации ВМС США в море был уничтожен костяк сил АФл № 1 ВМС (ДАВ № 1-2). Корабельная истребительная авиация потеряла 4 тяжелых авианосца до 250 ед. авиатехники). В связи с наступлением сил ВМС и КМП США с различных направлений, Императорская Япония была вынуждена рассредоточить силы авиации по береговым аэродромам.
Обороняясь от продвигающихся на юго-восточном направлении с австралийского плацдмарма к Новой Гвинеи корабельных отрядов ВМС и соединений КМП США, Императорская Япония осенью 1942 года навязала ВМС США встречное сражение у арх. Соломоновых островов для обороны внешнего рубежа стратегической базы Рабаул. ДАВ № 5 (АВ Сёкаку-Дзуйкаку) встретилась с авианосными дивизиями № 16-17 ВМС США. За два месяца летне-осенних боев силам дивизии удалось в открытом море дважды тяжело повредить авианосец № 6 Энтерпрайз и уничтожить авианосец № 8 Хорнет.
С лета 1942 г. с аэродрома ПМТО ВМС Рабаул действовала ИАЭ МТАП Тайнань на машинах второй модификации и ИАП № 2 на третьей. К осени на Соломоновых островах действовало 5 береговых авиаполков ВМС Императорской Японии на И-0, но из-за серьёзных потерь в людях и технике состав частей был далеким от штатного. К весне 1943 г. большинство корабельных авиаБЧ было передано в состав береговых полков. К 1944 г. И-0 находились на вооружении ДАВ № 1 (АВ Сёкаку-Дзуйкаку) и № 2 (АВ Дзюнъё-Хиё), имевших ИАЭ четырёхротного состава. В стратегической операции по обороне Филиппин ДАВ № 2 была уничтожена палубной авиацией и ПВО наступающих корабельных группировок у Марианских островов.
И-0 широко применялись с береговых аэродромов как ИБА, но с зимы 1944 года господство в воздухе было захвачено авиацией ВМС США. При обороне Новой Гвинеи были потеряны летные кадры начала войны, для подготовки адекватной замены требовалось время, которого не было в условиях интенсивного наступления союзников на всех ТВД. В 1943-44 годах береговая авиация ПВО ВМС отражала регулярные налеты авиации ВМС и Сухопутных войск США на объекты в Ост-Индии, на Маршалловых и Марианских островах. В операции по обороне Филиппин летом 1944 г. новейшие машины пятой модификации ДАВ № 2 использовались для ПВО группировки, а вторая модификация — в качестве ударных. С осени 1944 г. на Филиппинах перехватчики ИАП № 201 осуществляли ПВО архипелага, позже начав формирование ударных спецчастей (камикадзе).
Оборона метрополии (1945 г.)
-
Подготовка пятой модификации к боевому вылету (о. Кюсю, 1945 г.)
После потери арх. Филиппин возросло значение о. Тайвань как базы береговой авиации. Основным способом противодействия становились атаки смертников. С января 1945 г. И-0 участвовали в налетах как машины прикрытия и как самолёты-камикадзе. В последние месяцы войны в системе ПВО метрополии И-0 принимали участие в оборонительной операции Сакура (яп. Кикусуй) в районе Окинавы. Последний боевой вылет И-0 прошел 15 августа 1945 года, когда на перехват авиации США и Великобритании поднялись две роты пятой модификации. И-0 сбили четверку ИА ВМС США ценой 15 машин.
Тактика
По горизонтальной боевой манёвренности, радиусу виража на всех высотах и, частично, скороподъемности И-0 превосходил все палубные истребители ВМС США начала 1940-х годов. Для борьбы с этим типом самолётов специалисты ВМС США вынуждены были разработать специальные тактические приемы. Эти приемы давали более тяжелым истребителям ВМС США возможность противостоять сверхманёвренным машинами 0 в воздушном бою. Разработанные специалистами ВМС США тактические рекомендации включали в себя: скоротечную вертикальную атаку (прием ударил-убежал или бум-зум) и парный манёвр ножницы (так называемый Узор Тэча, англ. Thach Weave, названный в честь его изобретателя — лейтенанта ВМС США Джона Тэча).
Тактика контратаки требует от истребительной пары при нападении одиночного противника лететь параллельным курсом на удалении до 60 метров. Для отрыва от нападающего выполняется парный манёвр курсового пересечения таким образом, чтобы при смене курсов на выхождении из виража преследующий противник мог быть уничтожен огнем ведомого. Летчик-ас С. Сакаи вспоминал о случае, когда летчики авиации ВМС и КМП США впервые применили против И-0 парный тактический прием ножницы при вылетах над Новой Гвинеей:[8]
Первым из нас под прием ножницы попал капитан 3-го ранга Т. Накадзима. Во время воздушного боя он оказался под ударом двух истребителей ВМС США Уайлдкэт F4F. Легко оторвавшись горизонтальным маневром и выйдя в заднюю полусферу, он попытался занять позицию для атаки, но попал под удар ведомого, который [путём маневра] вышел на него в борт справа-сзади. Капитан 3-го ранга Т. Накадзима смог оторваться, уйдя в рискованное для И-0 пике.
Массовое использование отработанной групповой тактики принесло успехи летчикам ВМС США при боях в Коралловом море и при боях у атолла Мидуэй. Эта тактика позволяла авиации ВМС США вести борьбу и противостоять истребительной авиации ВМС Японии до поступления на вооружение новых типов самолётов.
По результатам применения новейших типов машин и испытанной тактики групповых боев соотношение потерь авиации ВМС США и Японии с соотношения 1:1 резко возросло до более чем 1:10. Успехам авиации ВМС США на заключительном этапе войны значительно способствовала гибель в боях большого количества опытных лётчиков ВМС Японии и резкое падение темпа производства новых самолётов. Отсутствие протектированиных баков, системы пожаротушения и какого-либо бронирования вместе с отказом летчиков брать на боевые вылеты парашют привело к неоправданно огромным потерям среди опытных летчиков во второй период боевых действий. Ситуация усугублялась растянутостью срока подготовки лётчиков японских ВМС по сравнению с ВМС США.
Оценка проекта
Конструкторы КБ Мицубиси создали выдающийся истребитель-перехватчик корабельного базирования. Безусловными достоинствами самолёта являлись выдающаяся горизонтальная манёвренность, хорошее вооружение и огромная дальность для полетов над морем. Высокие манёвренные качества перехватчика обусловили появление специальных инструкций, запрещавших манёвренный воздушный бой с ним.
Летчики ВМС США нередко обнаруживали порядки истребительного ПВО Императорского флота в море на гораздо большем удалении от корабельных группировок, нежели предполагалось. Имея дальность до 2600 км, И-0 превосходили серийные истребители ВМС США начала 1940-х годов по большинству параметров, завоевав господство в воздухе в первый период войны. Переломить ход боев авиации ВМС США позволили лишь новые типы палубных истребителей, освоенные ближе к концу войны, и специальная тактика их боевого применения. Со второй половины 1942 г. превосходство корабельной авиации Императорской Японии было потеряно в связи с появлением у противника новых моделей самолётов. Слабыми местами перехватчика были отсутствие резервов силовой установки и полное отсутствие бронезащиты конструкции и летчика от оружия любого калибра.
Мнение специалистов
Испытатели ВМС США отмечали в докладе исключительно высокое качество сборки и технологий металлообработки, сравнивая качество обработки деталей центроплана с часовым механизмом. Детали центроплана и обшивки были прецизионно изготовлены из сверхлёгкого магниевого сплава. Яркой особенностью И-0 был единый магниевый центроплан (технология авиастроения США предусматривала расстыковку крыла и фюзеляжа), усложнявший сборку, но дававший двукратный выигрыш по массе[9]. С целью снижения сопротивления использовались клепка впотай, технологические отверстия, воздухозаборники, крепление ПВД и вооружения заподлицо с обшивкой и прикрытие их лючками. Панель приборов была спроектирована так, чтобы не отвлекать летчика показаниями второстепенных приборов (что являлось недостатком американских кабин).
Летные испытания
-
И-0 на полигоне НАКА (ш. Вирджиния, весна 1943 г.)
-
Трофейный И-0 на полигоне ВМС США Норт-Айланд (весна 1943 г.)
Испытатели ВМС США отмечали угловую сверхманёвренность И-0 на скоростях до 320 км/ч с её падением на максимальных скоростях[10]. Истребители ВМС США и Великобритании превосходили И-0 на скоростях свыше 400 км/ч, а также на пикировании. Слабостью И-0 было отсутствие стального или алюминиевого бронирования кабины и агрегатов. Кроме сверхманёвренности на средних скоростях японская машина имела в три раза больший боевой радиус и пушечное вооружение, делавшее её опасным противником на любых дистанциях боя[9]. В лётных испытаниях участвовали специалисты ВМС США и союзников.
Летчик-испытатель ВМС Великобритании капитан 1 ранга Э. Браун отмечал, что технология промышленного изготовления и лётные качества И-0 произвели на него очень большое впечатление:
На своей памяти я не помню ни одной серийной машины с угловыми скоростями, приближавшимися к скорости входа в вираж И-0. По маневрённости И-0 превосходил все имевшиеся в мире машины, имея господство в воздухе на Тихоокеанском ТВД до 1943 г.[11]
После испытаний испытатели ВМС США получили возможность оценить баланс характеристик И-0. В связи с широким использованием сверхлёгких сплавов и отсутствием бронирования И-0 имел угловую сверхманёвренность и крайне малый радиус разворота в диапазоне скоростей до 500 км/ч, высокую скороподъёмность, скорость сваливания до 110 км/ч (подавляющее преимущество в бою с F4F) и дальность до 3,5 тыс. км.
Полёты испытателей ВМС осенью 1943 г. позволили определить слабые места И-0 . Низкая жёсткость центроплана обуславливала слабость силового набора и чувствительность к перегрузке, что проявлялось на пикировании. В боях за Новую Гвинею и Порт-Морсби лётчики ВМС США и ВВС Австралии неоднократно отмечали, что И-0 не могли оторваться в пикировании и в нескольких случаях разрушались при резком выходе из нижней точки. На скоростях около 500 км/ч И-0 терял значительную часть сверхуправляемости.
В 1944 г. специалисты объединённого Информационного центра ВВС США и Великобритании высказывали следующую оценку машины:
Выдающимися качествами И-0 являются горизонтальная сверхманевренность, разгонная динамика и скороподъемность. Недостатками машины являются хрупкость конструкции, слабое вооружение и плохая управляемость на высоких скоростях. В сравнении с машинами противника И-0 имеет непрочную конструкцию без бронирования и протектирования топливных баков. В целом конструкция машины предствляется крайне хрупкой в сравнении с иностраными аналогами.
Выработка рекомендаций
По результатам лётных испытаний и учебных воздушных боёв со строевыми машинами испытатели ВМС составили подробную инструкцию для линейных частей, в которой были перечислены ситуации, при избежании которых летчики ВМС США имели возможность противостоять истребительным соединениям ВМС Японии. Лётчикам ВМС США были доведены несколько основных запретов, которые необходимо было соблюдать при вступлении в воздушный бой с И-0:
- запрет на бой на скоростях до 450 км/ч (300 узлов)
- запрет на преследование на виражах и в наборе
Испытатели ВМС США настойчиво рекомендовали максимальное облегчение строевых машин ВМС в полевых условиях путём демонтажа всего возможного дополнительного оборудования. В качестве тактических приемов испытатели в первую очередь рекомендовали короткие атаки с крутым пикированием сквозь строй противника, либо уходом вверх (т. н. бум-зум), а также тактику парной атаки с ударом ведомого по противнику на выходе из виража (манёвр ножницы).
С 1943 года на смену И-0 предполагались новые перехватчики Ураган (яп. Рэппу), разработка которого в КБ Мицубиси сильно затянулась. В связи с этим технологическим отставанием промышленности И-0 массово эксплуатировались как в корабельных, так и в береговых частях авиации ВМС Императорской Японии до самого конца войны[13].
См. также
Примечания
- ↑ NHK取材班『電子兵器「カミカゼ」を制す(太平洋戦争日本の敗因3)』角川文庫137-138頁
- ↑ Best Fighter Planes of WWII
- ↑ Appendix D., pp. 124—125. Washington, D.C.: Corporation report, the United States Bombing Survey Aircraft Division, 1947.
- ↑ Appendix M., pp. 40-42. Washington, D.C.: Corporation report, the United States Bombing Survey Aircraft Division, 1947.
- ↑ Appendix I., p. 42. Washington, D.C.: Corporation report, the United States Bombing Survey Aircraft Division, 1947.
- ↑ Appendix B., p. 6. Washington, D.C.: Corporation report, the United States Bombing Survey Aircraft Division, 1947.
- ↑ Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. Зеро! (Японская авиация во Второй мировой войне), стр. 40
- ↑ Naval Aviation News July-August 1993:
- ↑ 9,0 9,1 life1942110986
- ↑ Green and Swanborough 2001> [страница не указана 3147 дней]
- ↑ Thompson with Smith p. 231.
- ↑ リエリー, 2021, p. 78.
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокautogenerated1
не указан текст
Литература
- Колов С. Мицубиси "Зеро". О лучшем японском истребителеКрылья Родины. — М., 2000. — № 6. — С. 27—31. — ISSN 0130-2701. //
- Харук, Андрей. Зеро. Лучший палубный истребитель. — М.: Эксмо; Яуза; Коллекция, 2010. — 132 с. — (Война и мы. Авиаколлекция). — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-41280-8..
Ссылки
- Mitsubishi A6M Zero на airwar.ru
- Тринадцатая база: Мицубиси A6M Рейзен
- Mitsubishi A6M2 Zero-Sen Rene J. Francillon — Aircraft profile 129, 1969 год Перевод А. Плахова, редакция В. Моисеева
- >NHK取材班『電子兵器「カミカゼ」を制す(太平洋戦争日本の敗因3)』角川文庫137-138頁id=18 Японские палубные истребители
- Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. Зеро! (Японская авиация во Второй мировой войне)
В сносках к статье найдены неработоспособные вики-ссылки. |