Gaulois
«Голуа» | |
---|---|
Gaulois | |
Служба | |
Класс и тип судна | эскадренный броненосец |
Организация | ВМС Франции |
Изготовитель | Арсенал в Бресте, Брест |
Заказан к постройке | 22 января 1895 год |
Строительство начато | заложен 6 января 1896 год |
Спущен на воду | 6 октября 1896 года |
Введён в эксплуатацию | 23 октября 1899 года |
Выведен из состава флота | 27 декабря 1916 года |
Статус | потоплен 27 декабря 1916 года, немецкой подводной лодкой UB-47 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 11 100 т |
Длина | 114,0 м |
Ширина | 20,24 м |
Осадка | 8,38 м |
Бронирование |
главный пояс: 200—370 мм верхний пояс: 100 мм палуба: 40 мм казематы: 75 мм башни ГК: 230—350 мм барбеты ГК: 200 мм боевая рубка: 330 мм |
Двигатели |
20 котлов типа Бельвилля; 3-цилиндровые паровые машины тройного расширения |
Мощность | 15 000 л. с. |
Движитель | 3 винта |
Скорость хода | 18 узлов максимальная |
Экипаж | 694 человека |
Вооружение | |
Артиллерия |
2×2 — 305-мм/40 Mle.1893/96 10×1 — 138-мм/45 Mle.1893 8×1 — 100-мм 20×1 — 47-мм/40 системы Гочкиса 4×1 — 37-мм |
Минно-торпедное вооружение | 4 × 450-мм фиксированных ТА |
«Голуа» (фр. Gaulois) — третий и последний в серии французских эскадренных броненосцев типа «Шарлемань». Назван в честь племён, населявших Францию во времена Римской империи.
Большую часть своей карьеры броненосец провел на Средиземном море.
Когда началась Первая мировая война, в течение первых двух месяцев броненосец участвовал в сопровождении конвоев, перевозящих союзные войска. В ноябре 1914 года «Голуа» совершил поход к Дарданеллам, где действовал против немецкого линейного крейсера Гебен.
В 1915 году он присоединился к британским судам, бомбардировавшим турецкие укрепления. Во время одной такой бомбардировки в марте 1915 года «Голуа» был серьезно поврежден и кораблю пришлось выброситься на берег, чтобы избежать затопления. После небольшого ремонта корабль был снят с мели и отправлен в Тулон для ремонта.
В январе 1916 года «Голуа» вернулся в Дарданеллы и прикрывал эвакуацию войск союзников. 27 декабря 1916 года, совершая поход в Дарданеллы, после ремонта во Франции, «Голуа» был торпедирован немецкой подводной лодкой UB-47 под командованием Вольфганга Штейнбауэра (некоторые источники ошибочно указывают на U-47[1]), и спустя 22 минуты перевернулся и затонул.
Гибель
К 27 декабря 1916 года «Голуа» достиг Эгейского моря и был недалеко от южного побережья Греции, когда его торпедировала подводная лодка UB-47. Броненосец шел в эскорте линкора и двух вооруженных траулеров. Единственная торпеда попав немного позади грот-мачты вызвала обширный взрыв. Взрывом убило двух членов команды, еще двое утонули когда попытались оставить судно. Спустя 22 минуты после попадания торпед «Голуа» опрокинулся и 14 минут спустя затонул недалеко от мыса Мэлис в точке с координатами 36°15′ с. ш. 23°42′ в. д.HGЯO
Примечания
- ↑ С. Балакин. Последние броненосцы Франции // Моделист-Конструктор. — 1993. — № 7. — С. 31—32.
Литература
- С. А. Балакин. ВМС Франции 1914—1918. Справочник по корабельному составу. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Морская коллекция № 3 (33) / 2000). — 5000 экз.
- All the World's Fighting Ships 1860—1905 / R. Gardiner. — London: Conway Maritime Press, 1979. — 448 p. — ISBN 0-85177-133-5.
- Caresse, Phillippe. The Battleship Gaulois // Warship 2012 (неопр.) / Jordan, John. — London: Conway, 2012. — ISBN 978-1-84486-156-9.
- Corbett, Julian[англ.]. Naval Operations (неопр.). — reprint of the 1929 second. — London and Nashville, TN: Imperial War Museum in association with the Battery Press, 1997. — Т. II. — (History of the Great War: Based on Official Documents). — ISBN 1-870423-74-7.
- Gille, Eric. Cent ans de cuirassés français (неопр.). — Nantes: Marines, 1999. — ISBN 2-909675-50-5.
- Lange-Akhund, Nadine. The Macedonian Question, 1893-1908, from Western Sources (англ.). — Boulder, Colorado: East European Monographs, 1998. — Vol. CDLXXXVI. — (East European Monographs). — ISBN 0-88033-383-9.
- Silverstone, Paul H. Directory of the World's Capital Ships (неопр.). — New York: Hippocrene Books[англ.], 1984. — ISBN 0-88254-979-0.