Airbus A330
Airbus A330 | |
---|---|
Тип | Широкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт |
Разработчик | Airbus |
Производитель | Airbus |
Первый полёт | 2 ноября 1992 года |
Начало эксплуатации |
17 января 1994 года (Air Inter) |
Статус | производится, эксплуатируется |
Эксплуатанты |
Air China (56) |
Годы производства | 1992 — н.в. |
Единиц произведено | 1555 (30 ноября 2022 года)[1] |
Стоимость единицы |
A330-200: $221.7 млн.[2] A330-300: $245.6 млн.[2] A330-200F: $224.8 млн.[2] |
Базовая модель | Airbus A300 |
Варианты |
Airbus A330 MRTT Airbus A330neo Airbus Beluga XL |
Airbus A330 — широкофюзеляжный пассажирский самолёт фирмы Airbus, предназначенный для средних и дальних дистанций, оснащённый двумя турбовентиляторными двигателями. Первый полёт A330 состоялся 1 ноября 1992 года в версии A330-300.
Модели A340-300 и A330-300 одинаковы, кроме числа двигателей (два для A330, четыре для A340) и числа стоек шасси. Все варианты A330 комплектуются двигателями Pratt & Whitney, Rolls-Royce или General Electric. Новейшей моделью является A330-800NEO, которая во многих деталях (например, дальности полёта) является улучшенной версией A330-900.
Аэродинамическая схема
Airbus A330 — двухмоторный турбореактивный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
История
В 1972 г. консорциум приступил к проектированию широкофюзеляжного самолёта А300 В9, представляющего удлинённый вариант А300 В2 на 322 места. В 1973 г. ситуация на мировом рынке выявила потребность в более вместительном самолёте, и консорциум проработал проект А300 В11 с четырьмя ТРДД. В 1980 г. проект получил соответственно обозначения ТА9 ТА — twin aisle — «с двумя проходами»). В сентябре 1982 г консорциум сообщил, что у нового самолёта будет общая конструкция планера. В январе 1986 г проекту ТА9 было присвоено обозначение А330. Хотя официально программа самолёта началась в июне 1987 г.
Программа по разработке самолётов для линий большой протяжённости A330/A340 была начата, чтобы потеснить Boeing с доминирующих позиций на рынке пассажирских самолётов дальнего действия. Первоначально планируемые версии 200 и 300 были практически идентичными: обе модели были с одинаковым крылом, фюзеляжами, управлением; модели отличались только количеством мест. Такое решение позволило, с одной стороны, уменьшить расходы на разработку самолёта, а с другой, упростило и уменьшило расходы для авиакомпаний при эксплуатации и техническом обслуживании самолётов. В качестве основы для разработки был взят корпус Airbus A300 который был сделан длиннее. Кабина (кокпит) была сделана похожей на кабину A320. Таким образом, получившийся самолёт был смесью из технических новшеств серии Airbus A320 с фюзеляжем от A300/A310.
Первое представление самолёта состоялось 14 октября 1992 года. Меньше чем через месяц, 2 ноября 1992, A330 в варианте «300» поднялся первый раз в воздух. Третий прототип был сделан уже с внутренней отделкой и покрашен в цвета первого заказчика — Air Inter — и был использован как образец для сдачи лётных испытаний. В августе 1993 года прошли испытания ETOPS, во время которых A330 на протяжении 6 часов летел над северной Атлантикой с одним работающим двигателем. Тестовые полёты были закончены в декабре 1994 года после успешного проведения всех тестов.
Постройка укороченного варианта 200 была принята в ноябре 1995 года. А 13 августа 1997 года этот вариант совершил свой первый полёт. Самолёт был 29 апреля 1998 года передан заказчику — ILFC и его партнёру по лизингу — Canada 3000.
Airbus предполагал разработать на базе A330 самолёт A350 путём замены крыла, двигателей и модернизации носовой части. Однако проект подвергся жёсткой критике со стороны основных заказчиков, и 17 июля 2006 года на авиасалоне в Фарнборо Airbus представил принципиально новый проект A350XWB.
14 июля 2014 года Airbus анонсировал[3] запуск разработки обновлённых вариантов семейства получивших общее обозначение A330neo.
Модификации
Гражданские
A330-100
Первая модификация, Airbus A330-100, оказалась неудачной. Она создавалась как замена Airbus A300 и Airbus A310. Эта версия должна была иметь более короткий фюзеляж, чтобы получить равную пассажировместимость. Было запланировано, что фюзеляж A330 будет скомбинирован с крылом от A300-600; позже было использовано крыло от A330, чтобы получить взаимозаменяемость деталей с линейкой A330. Предполагалось, что эта модель станет конкурентом для Boeing 767-300ER и Boeing 767-400ER[4].
A330-200
Модель A330-200 была разработана, чтобы заменить Airbus A300-600R и создать реальную конкуренцию для Boeing 767-300ER. Программа создания A330-200 официально стартовала в ноябре 1995 года, первый заказ из 13 самолётов сделала лизинговая компания ILFC в феврале 1996 года. Первый полёт состоялся 13 августа 1997 года, сертификат типа был получен в апреле 1998 года.
A330-200 построен на базе A330-300, имеет такое же крыло и фюзеляж, укороченный на десять секций (приблизительно на шесть метров). A330-200 может перевозить до 253-х пассажиров в трёхклассной компоновке. Для компенсации меньшего момента рыскания по сравнению с более длинным А330-300 был увеличен киль.
A330-200 эксплуатируется авиакомпаниями Аэрофлот, Air China, Air France/KLM, Austrian Airlines, China Eastern, China Southern, Etihad, Korean Air, Malaysia Airlines, Northwest Airlines, Qantas, Swiss International Air Lines, TAP Portugal, Vietnam Airlines, Yemenia и многими другими.
Модификация составила значительную конкуренцию Boeing 767, что позволило Airbus заявить, что новый Boeing 787 является ответом на эту модель.
A330-200F
Снижение спроса на A300-600F и A310F заставило Airbus предложить в 2000—2001 годах грузовую версию A330-200. Однако её продажи в этот период начаты не были[5]. A330-200F вновь появился лишь на авиасалоне в Фарнборо в 2006 году, а окончательное решение о запуске в производство было принято в январе 2007 года. Первый A330-200F был изготовлен в Тулузе 20 октября 2009 г. Первый полёт состоялся 5 ноября 2009 г.
A330-200F является среднеразмерным дальнемагистральным грузовым самолётом, способным перевозить груз массой 65 тонн на расстояние 4000 морских миль (7400 км) или 70 тонн груза на расстояние до 3200 морских миль (5950 км). В самолёте применена новая универсальная система погрузки на верхнюю палубу, позволяющая размещать как поддоны, так и контейнеры. Возможны несколько вариантов компоновки груза на верхней палубе, рассчитанных на различные рынки и грузопотоки.
Для компенсации наземного положения A330 с уклоном на нос передняя опора шасси была переработана. Используется стандартная стойка A330-200, однако верхняя точка её крепления смещена вниз, что потребовало установки в нижней передней части фюзеляжа блистера, прикрывающего стойку в убранном положении. Такое решение позволило получить ровную поверхность верхней палубы[6]. Силовая установка состоит из двух двигателей Pratt & Whitney PW4000 либо Rolls-Royce Trent 700. General Electric не планирует предлагать двигатели для модификации A330-200F[7]. Помимо новых самолётов, Airbus предложил программу конвертации пассажирских A330-200 в грузовые[8].
По состоянию на 31 мая 2010 года, Airbus получил 64 твёрдых заказа от девяти заказчиков: Aircastle (3), BOC Aviation (5), Etihad Airways (2), Flyington Freighters (12), Intrepid Aviation Group (20), MatlinPatterson (6), Malaysia Airlines (2), MNG Airlines (4), OH, Avion LLC (8) и Turkish Airlines (2). Кроме того, ACT Airlines подписала договор о намерениях на поставку двух самолётов[9]. Первый выпущенный грузовой A330 был поставлен компании Etihad Crystal Cargo в августе 2010 года[10]. Основными конкурентами нового самолёта являются 767-300F и 777F, L-1011 Tristar (конверсионная модификация), а также DC-10F и MD-11F.
A330-200HGW
В 2008 году Airbus предложил версию A330-200 с увеличенной максимальной взлётной массой, позволяющую модели более эффективно конкурировать с Boeing 787 Dreamliner[11]. Модификация A330-200HGW получила увеличенную на 5 тонн МВМ, которой авиакомпании могли распорядиться либо для увеличения дальности на 560 км, либо для увеличения полезной нагрузки на 3,4 т[12]. Головным заказчиком модификации стала авиакомпания Korean Air, заказавшая 27 февраля 2009 года шесть A330-200HGW. Поставки самолётов начались в 2010 году[13].
A330-300
A330-300 разрабатывался как альтернатива и замена A300. Его фюзеляж базируется на A300, но был заметно удлинён.
Вариант 300 позволяет перевозить 295 пассажиров в трёх классах, 335 при двух классах и до 440, если самолёт имеет только один класс, на расстояние до 10 800 км. Кроме этого, машина может взять на борт много груза — объём грузового отсека A330 сравним с Boeing 747. Некоторые авиакомпании используют эти свойства для транспортировки грузов в ночное время.
В самолёте используется 2 двигателя General Electric CF6-80E, Pratt & Whitney PW4000 или Rolls-Royce Trent 700. Все двигатели сертифицированы по ETOPS-180. Первая поставка состоялась в 1993 году.
Также Airbus предлагает улучшенный (в том числе с точки зрения дальности полёта) вариант A330-300 под обозначением A330-300X.
Прямыми конкурентами A330-300 являются Boeing 777-200ER и Boeing 787-9.
A330 P2F
В 2012 году Airbus объявил о запуске совместно с сингапурской компанией ST Aerospace программы конверсии пассажирских лайнеров в грузовые. Модификации будут иметь дополнительный индекс P2F — passenger-to-freighter, «пассажирский в грузовой». Первым станет A330-300, а через год планируется запуск версии −200. Работы по конверсии лайнеров будут проводиться в Дрездене[14]. Авиакомпания Qatar Airways уже проявила интерес к проекту[15]. Начало программы запланировано на 2016 год.
A330-300P2F будет иметь грузоподъёмность 60 и дальность 4 000 км, либо 61 тонну и 6 600 км соответственно для вариантов с увеличенной МВМ. Модификация A330-200P2F сможет перевозить до 59 тонн груза на расстояние до 7 400 км[16]. Airbus рассчитывает получить до 900 заказов на конвертированные самолёты в течение ближайших 20 лет[17].
Airbus A330neo
Семейство самолётов Airbus A330neo является продолжением линейки Airbus A330 в рамках новой технологии Neo (New Engine Option), подразумевающей обновление двигателей и внедрение максимальной экономии для эффективной эксплуатации самолётов в авиакомпаниях[18].
Airbus A330-800neo
Модификация A330-800neo призвана заменить Airbus A330-200. Согласно официальной концепции Airbus, A330-800neo получит новые двигатели Rolls-Royce Trent 7000 с тягой 320 kN (72,000 lbf), более вместительный салон (+8 мест), усовершенствованные аэродинамические характеристики, а также фирменные законцовки крыла как у модели A350. Самолёт сможет перевозить от 257 до 406 пассажиров на расстояние до 13 900 км. Введение лайнера в эксплуатацию запланировано на 2018 год.
Airbus A330-900neo
Модель A330-900neo создаётся на замену Airbus A330-300. Лайнер получит новые двигатели Rolls-Royce Trent 7000 с тягой 320 kN (72,000 lbf), более вместительный салон (+10 дополнительных мест), усовершенствованные аэродинамические характеристики, а также фирменные законцовки крыла как у модели A350. Согласно прогнозу от Airbus, новая модификация будет экономичней, чем A330-300, а расход топлива ниже на 14 %, что позволит авиакомпаниям существенно сэкономить на эксплуатации лайнера. Airbus A330-900neo сможет взять на борт от 287 до 440 пассажиров и перевезти их на расстояние до 12 130 км. Введение самолёта в эксплуатацию запланировано на конец 2017 года.
Военные
A330-200 MRTT/FSTA и KC-30
Airbus подготовил две военные модификации A330 — MRTT (Multi Role Tanker Transporter — «многоцелевой транспортный самолёт-заправщик») и FSTA (Future Strategic Tanker Aircraft — «самолёт-заправщик будущего»). Для участия в конкурсе ВВС США эта модель была обозначена как KC-30.
Поскольку Airbus A330 имеет такое же крыло что и Airbus A340, эту модель было проще переоборудовать в заправщик. В местах крепления крайних двигателей установили заправочные точки для дозаправки самолётов в воздухе, позволяющие производить заправку до 2-х самолётов одновременно. Во время дозаправки отдаётся топливо из штатных или дополнительных, установленных в багажном отделении баков, поэтому самолёт сохранил возможность перевозить пассажиров и грузы.
Эти свойства позволили Airbus победить своего конкурента Boeing на конкурсе английских Военно-воздушных сил. После этого австралийские ВВС заказали 5, а английские — 16 таких машин.
Фирма EADS борется за большой заказ для ВВС США. Речь идёт о заказе до 100 таких заправщиков; EADS предлагает вариант A330-200 с кодовым обозначением KC-30.
Без дополнительных баков A330-200 MRTT берёт на борт 111 тонн керосина, что, к примеру, в два раза больше, чем использующийся в английских ВВС Vickers VC10.
Airbus A330 MRTT
Airbus A330 MRTT (Multi Role Tanker Transport — Многоцелевой транспортный самолёт-заправщик) разрабатывается совместно с компанией Northrop для ВВС США для замены самолёта-заправщика KC-135. После принятия на вооружение модель должна получить наименование EADS/Northrop Grumman KC-45. Заправочные автоматы установлены в крыле на существующих местах для крепления второй пары двигателей на модели A340. Предполагается, что самолёт будет использоваться как транспортный или заправочный, в зависимости от боевой задачи. Совокупная стоимость контракта оценивается в $40 млрд. Всего ВВС США намерены закупить 179 танкеров KC-45[19].
В настоящее время тендер приостановлен в связи со скандалом, связанным с получением ответственным лицом в Комиссии по военным ассигнованиям взятки от компании Boeing, которая участвует в тендере со своей моделью 777.
В России
В России самолёты А330-300 эксплуатируются авиакомпанией Аэрофлот (15 самолётов вместимостью от 296 до 301 места[20]) на рейсах из Москвы в Красноярск[21], в города Дальнего Востока,Центральной Азии, Японии, Таиланда, Турции, США, Китая, Кубы, Армении и другие города России; также, самолёты А330-300 эксплуатируются российскими авиакомпаниями I fly[22](6 самолётов) и Nordwind Airlines (4 самолёта)
Лётно-технические характеристики
A330-200 | A330-200F | A330-300 | ||
---|---|---|---|---|
Экипаж | Двое | |||
Пассажировместимость, типовая |
253 (3-класса) 293 (2-класса) 375: (по выбору) 406 [a] |
295 (3-класса) 335 (2-класса) 375: (по выбору) 440 [b] | ||
Длина | 58,82 м | 63,69 м | ||
Размах крыла | 60,3 м | |||
Площадь крыла | 361,6 м² | |||
Удлинение крыла | 10.06 | |||
Угол стреловидности | 30° | |||
Высота киля | 17,39 м | 16,90 м | 16,83 м | |
Ширина салона | 5,28 м | |||
Ширина кресел | 18 ″ (457 мм) при 8 рядном стандартном экономе
или 16,5 ″ (419 мм) при 9 рядном экономе высокой плотности | |||
Ширина фюзеляжа | 5,64 м | |||
Грузовой объём | 136 м³ | 475 м³ 70 т / до 12 сопровождающих[23] |
162,8 м³ | |
Максимальная взлётная масса (МВМ) |
242 000 кг (530 000 фунтов) | 233 000 кг (510 000 фунтов) | 242 000 кг (530 000 фунтов) | |
Максимальная посадочная масса | 182 000 кг (400 000 фунтов) | 187 000 кг (410 000 фунтов) | ||
Функциональная собственная масса (typical) |
119 600 кг (264 000 фунтов) | 109 000 кг (240 000 фунтов) | 124 500 кг (274 000 фунтов) | |
Крейсерская скорость | 0.82 М (871 км/ч на 11 000 метров (36 000 футов) высоты полёта) | |||
Максимальная крейсерская скорость | 0.86 М (913 км/ч на 11 000 метров (36 000 футов) высоты полёта) | |||
Максимальная дальность при полной загрузке | 13 400 километров (8300 миль) | 7400 километров (4600 миль) 65т 5950 километров (3700 миль) 70т |
11 300 километров (7000 миль) | |
Разбег при МВМ (уровень моря, МСА, Rolls Royce Trent 772B engines[24]) |
2770 м (9090 футов) | 2580 м (8460 футов) | 2770 м (9090 футов) | |
Максимальная топливная заправка | 139 090 л | 139 090 л | 139 090 л | |
Высота полёта | 12 527 м (41 100 ф) | |||
Максимальная высота | 13 000 м (42 651 ф) | |||
Двигатели (×2) (см. ниже) |
General Electric CF6-80E1 Pratt & Whitney PW4000 Rolls-Royce Trent 700 |
Pratt & Whitney PW4000 Rolls-Royce Trent 700 |
General Electric CF6-80E1 Pratt & Whitney PW4000 Rolls-Royce Trent 700 | |
Тяга (×2) | PW: 70,000 lbf[англ.] (311 kN) RR: 71,100 lbf (316 kN)[25] GE: 72,000 lbf (320 kN) |
PW: 70,000 lbf (311 kN) RR: 71,100 lbf (316 kN) |
PW: 70,000 lbf (311 kN) RR: 71,100 lbf (316 kN) GE: 72,000 lbf (320 kN) |
Источники: Airbus[26][27][28][29], Pratt & Whitney[30], EASA[31], FAA[32], The International Directory of Civil Aircraft[33].
Обозначение вариантов самолёта
Источники: EASA Type Certificate Data Sheet EASA.A.004[31]
Вариант | Дата сертификации | Двигатель |
---|---|---|
A330-201 | 31 октября 2002 | General Electric CF6-80E1A2 |
A330-202 | 31 марта 1998 | General Electric CF6-80E1A4 |
A330-203 | 20 ноября 2001 | General Electric CF6-80E1A3 |
A330-223 | 13 июля 1998 | Pratt & Whitney PW4168A/4170 |
A330-223F | 9 апреля 2010 | Pratt & Whitney PW4170 (Freighter) |
A330-243 | 11 января 1999 | Rolls-Royce Trent 772B-60/772C-60 |
A330-243F | 9 апреля 2010 | Rolls-Royce Trent 772B-60 (Freighter) |
A330-301 | 21 октября 1993 | General Electric CF6-80E1A2 |
A330-302 | 17 мая 2004 | General Electric CF6-80E1A4 |
A330-303 | 17 мая 2004 | General Electric CF6-80E1A3 |
A330-321 | 2 июня 1994 | Pratt & Whitney PW4164 |
A330-322 | 2 июня 1994 | Pratt & Whitney PW4168 |
A330-323 | 22 апреля 1999 | Pratt & Whitney PW4168A/4170 |
A330-341 | 22 декабря 1994 | Rolls-Royce Trent 768-60 |
A330-342 | 22 декабря 1994 | Rolls-Royce Trent 772-60 |
A330-343 | 13 сентября 1999 | Rolls-Royce Trent 772B-60/772C-60 |
Аварии и катастрофы
По состоянию на 31 октября 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 13 самолётов Airbus 330[34]. Airbus 330 пытались угнать 2 раза, при этом погиб 1 человек[35]. Всего в этих происшествиях погибли 339 человек.
Дата | Бортовой номер | Место происшествия | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
30.06.1994 | F-WWKH | Тулуза | 7/7 | Тестовый полёт. Ошибки экипажа во время симуляции отказа двигателей. |
15.03.2000 | 9M-MKB | Куала-Лумпур | 0/266 | Химическая коррозия фюзеляжа при нелегальной перевозке опасного груза. Списан. |
25.05.2000 | F-OHZN | Антиполо | 1/291 | Попытка угона. Получив выкуп, угонщик выпрыгнул из самолёта и погиб. |
13.10.2000 | н.д. | Малага | 0/158 | Попытка угона. |
04.12.2000 | н.д. | Бужумбура | 0/170 | Во время посадки попал под обстрел повстанцев. |
24.07.2001 | 4R-ALE | Коломбо | 0/0 | Уничтожен в результате атаки «Тамильских тигров» на аэропорт. |
24.08.2001 | C-GITS | Терсейра | 0/306 | Совершил самое длинное планирование среди реактивных самолётов из-за утечки авиатоплива. |
04.10.2007 | D-AERK | Дюссельдорф | 0/125 | Во время взлёта разрушился двигатель и произошла утечка авиатоплива. |
07.10.2008 | VH-QPA | Индийский океан | 0/315 | Во время планового полёта совершил два самопроизвольных пикирования из-за технической неисправности[36]. |
01.06.2009 | F-GZCP | Атлантический океан | 228/228 | Свалился с эшелона из-за ошибочных действий экипажа при неверных показаниях обледеневших датчиков скорости. |
25.12.2009 | N820NW | Детройт | 0/290 | Попытка взрыва. Угонщик взорвал бомбу и получил ранения, самолёт совершил аварийную посадку. |
13.04.2010 | B-HLL | Гонконг | 0/322 | Отказ обоих двигателей из-за загрязнения авиатоплива. |
12.05.2010 | 5A-ONG | Триполи | 103/104 | Разбился при заходе на посадку в густом тумане из-за ошибок экипажа. |
13.04.2011 | F-GZCB | Каракас | 0/215 | Жёсткая посадка в суровых погодных условиях. |
08.09.2013 | HS-TEF | Бангкок | 0/302 | Выкатился за пределы ВПП из-за поломки стойки шасси. |
07.10.2013 | RP-C3336 | Манила | 0/214 | Загорелся вскоре после высадки пассажиров. |
15.07.2014 | 5A-LAS | Триполи | 0/0 | Уничтожен реактивным снарядом во время боёв в аэропорту. |
20.07.2014 | 5A-ONF | Триполи | 0/0 | Сгорел во время боёв в аэропорту. |
04.03.2015 | TC-JOC | Катманду | 0/235 | Сложилась передняя стойка шасси. Выкатился за пределы ВПП. |
18.04.2018 | N806NW | Атланта | 0/288 | Вскоре после взлёта загорелся двигатель №2. |
21.05.2018 | TC-OCH | Джидда | 0/н.д. | После приземления передняя стойка шасси сложилась. |
27.08.2019 | B-5958 | Пекин | 0/161 | Во время стоянки вспыхнул пожар в грузовом отсеке. Пассажиры, которые уже были на борту, были эвакуированы, самолёт списан. |
23.10.2022 | HL7525 | Себу | 0/173 | После посадки выкатился со взлётной полосы и разрушился. |
См. также
Примечания
Комментарии
- ↑ В самолёте 375 мест, если на нем установлены 3 двери "типа А" и 1 дверь "типа 1". Если на самолёте установлены 4 двери "типа А", то количество мест — 406.
- ↑ В самолёте 375 мест, если на нем установлены 3 двери "типа А" и 1 дверь "типа 1". Если на самолёте установлены 4 двери "типа А", то количество мест — 440.
Источники
- ↑ orders & deliveries . Дата обращения: 13 октября 2018. Архивировано 10 февраля 2019 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Airbus 2014 average price list . Airbus.com (13 января 2014). Дата обращения: 1 июня 2014. Архивировано 3 февраля 2014 года.
- ↑ Airbus launches the A330neo | Airbus News & Events (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 октября 2014. Архивировано 29 июня 2016 года.
- ↑ Airbus A330 . widebodyaircraft.nl. Дата обращения: 29 июня 2021. Архивировано 16 октября 2012 года.
- ↑ «Airbus aims to fill freighter void with A330 derivative.» Flight International. 14 March 2006.
- ↑ Kingsley-Jones, Max. «First Airbus A330-200F shows off nose-gear blister fairing» Архивная копия от 11 мая 2011 на Wayback Machine. Flight International, 4 August 2009.
- ↑ GE drops A330-200F plan and opens door to P&W Архивная копия от 23 октября 2007 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ FARNBOROUGH: Qatar fires warning shot at Airbus over A330 conversions (англ.). Дата обращения: 21 июля 2010. Архивировано 15 февраля 2012 года.
- ↑ «ACT Airlines commits for two A330 freighters Архивная копия от 21 февраля 2009 на Wayback Machine.» Airbus. 17 August 2006.
- ↑ First A330-200 freighter delivered to Etihad (англ.). ATW Online (16 августа 2010). Дата обращения: 16 августа 2010. Архивировано 15 февраля 2012 года.
- ↑ Airbus to offer heavier A330 against delayed 787 . flightglobal.com. Дата обращения: 29 июня 2021. Архивировано 29 октября 2009 года.
- ↑ Technology | Airbus, a leading aircraft manufacturer (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2012. Архивировано 25 июня 2011 года.
- ↑ Korean Air orders six more A330-200s | Airbus Press release (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2012. Архивировано 3 октября 2012 года.
- ↑ EADS, ST Aerospace To Develop A330 Cargo Conversion Program — WSJ.com Архивировано 16 февраля 2012 года.
- ↑ Airbus Launches A330P2F With ST Aerospace (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 февраля 2019. Архивировано 29 марта 2015 года.
- ↑ A330P2F passenger-to-freighter conversion | Airbus, a leading aircraft manufacturer Архивировано 3 ноября 2012 года.
- ↑ A330P2F passenger-to-freighter conversion | Airbus, a leading aircraft manufacturer (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2012. Архивировано 12 июля 2012 года.
- ↑ Airbus A330 - пассажирский самолет. История, фото, характеристики (рус.), AVIADO.RU - Портал об авиации и дешевые авиабилеты. Архивировано 30 июня 2020 года. Дата обращения 11 февраля 2017.
- ↑ ВВС США: выбор перспективного самолёта-заправщика сделан, rnd.cnews.ru, 03.03.08 (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 октября 2019. Архивировано 3 марта 2008 года.
- ↑ Самолётный парк . aeroflot.ru. Дата обращения: 29 июня 2021. Архивировано 18 апреля 2020 года.
- ↑ *Подробности рейса Архивная копия от 9 октября 2019 на Wayback Machine
- SU1483 / AFL1483 Live flight info — Flightradar24 Архивная копия от 23 сентября 2014 на Wayback Machine
- ↑ Самолётный парк Ай флай Архивная копия от 20 октября 2014 на Wayback Machine Архивировано 20 октября 2014 года.
- ↑ Kingsley-Jones, Max Airbus's general freight hauler: A330-200F technical description . Flightglobal (20 мая 2010). Дата обращения: 7 октября 2013. Архивировано 26 мая 2013 года.
- ↑ ACJ330 | Airbus, a leading aircraft manufacturer Архивная копия от 31 января 2017 на Wayback Machine. Airbus.com (2 December 2013). Retrieved on 9 December 2013.
- ↑ http://www.easa.eu.int/certification/type-certificates/docs/engines/EASA-TCDS-E.042_Rolls--Royce_plc._RB211_Trent_700_series_engines-02-29112013.pdf (недоступная ссылка)
- ↑ A330-200 Dimensions & key data (недоступная ссылка). Airbus S.A.S. Дата обращения: 20 ноября 2012. Архивировано 22 января 2013 года.
- ↑ A330-300 Dimensions & key data . Airbus S.A.S. Дата обращения: 20 ноября 2012. Архивировано 22 января 2013 года.
- ↑ A330: Airplane characteristics for airport planning (PDF) 42–51. Airbus S.A.S (1 января 2014). Дата обращения: 6 июля 2014. Архивировано 27 сентября 2016 года.
- ↑ A330-200F Dimensions & key data (недоступная ссылка). Airbus S.A.S. Дата обращения: 20 ноября 2012. Архивировано 22 января 2013 года.
- ↑ PW4000-100 . Pratt & Whitney. Дата обращения: 30 апреля 2011. Архивировано 19 марта 2012 года.
- ↑ 31,0 31,1 EASA Type Certificate Data Sheet for AIRBUS A330 . EASA (22 ноября 2013). Дата обращения: 16 мая 2014. Архивировано 3 марта 2016 года.
- ↑ FAA type certificate data sheet No. A46NM (PDF) 1–3. Federal Aviation Agency. Дата обращения: 5 марта 2011. Архивировано 22 января 2013 года.
- ↑ Frawley, Gerald. Airbus A330-200", "Airbus A330-300 // The International Directory of Civil Aircraft, 2003/2004 (англ.). — Aerospace Publications. — Fyshwick, Australia, 2003. — ISBN 1-875671-58-7.
- ↑ Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Airbus 330 > Accident list: Airbus 330 . Дата обращения: 15 октября 2018. Архивировано 16 октября 2018 года.
- ↑ Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Airbus 330 > Airbus 330 Statistics . Дата обращения: 15 октября 2018. Архивировано 16 октября 2018 года.
- ↑ Investigation: AO-2008-070 - In-flight upset - Airbus A330-303, VH-QPA, 154 km west of Learmonth, WA, 7 October 2008 . www.atsb.gov.au. Дата обращения: 29 июня 2021. Архивировано 27 февраля 2012 года.
Литература
- Беляев В. В. ЭРБАС ИНДАСТРИ А330-200, ЭРБАС ИНДАСТРИ А330-300 // Пассажирские самолёты мира. — М.: АСПОЛ; Аргус, 1997. — С. 122—125. — 336 с. — ISBN 5-85549-167-6.