General Electric CF6

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
General Electric CF6
Двигатель CF6-80 для Boeing 767 авиакомпании АэрофлотДвигатель CF6-80 для Boeing 767 авиакомпании Аэрофлот
Тип турбовентиляторный высокой степени двухконтурности
Страна  США
Использование
Годы эксплуатации с 1971 года по настоящее время
Применение Airbus A300
Airbus A310
Airbus A330
Boeing 747
Boeing 767
McDonnell Douglas DC-10
McDonnell Douglas MD-11
Lockheed C-5M Super Galaxy
Создан на основе General Electric TF39
Развитие General Electric LM6000
CFM International CFM56
Производство
Конструктор GE Aviation[англ.]
Год создания 1970
Производитель GE Aviation[англ.]
Годы производства 1970 – 1987

General Electric CF6 — семейство турбовентиляторных двигателей с высокой степенью двухконтурности производства GE Aviation[англ.], широко используемое на различных типах гражданских самолётов. Создано на основе двигателя TF39 и является предшественником линейки GEnx.

Разработка

После разработки двигателя TF39 для C-5 Galaxy в конце 1960-х годов, GE предложила более мощный вариант CF6 для гражданского использования. В рамках предполагаемого контракта на широкофюзеляжный самолёт с American Airlines двигателем заинтересовались Lockheed для L-1011 TriStar и Douglas (после слияния McDonnell Douglas) для DC-10. Lockheed в конце концов выбрал двигатель Rolls-Royce RB211 и отстал в гонке широкофюзеляжников. DC-10 с двигателем CF6 совершил первый полёт в 1970 году и поступил в эксплуатацию в 1971 г.

Версии двигателя CF6 применяются на Boeing 747, Airbus A300, Airbus A310 и Airbus A330, Boeing 767 и McDonnell Douglas MD-11.

Варианты

CF6-6

CF6-6 — первая гражданская версия двигателя для самолёта McDonnell Douglas DC-10-10, ставшая развитием GE TF39. Является турбовентиляторным двигателем высокой степенью двухконтурности без смешения потоков. Состоит из вентилятора и одноступенчатого компрессора низкого давления, приводимых в движение пятиступенчатой турбиной низкого давления, 16-ступенчатый осевой компрессор высокого давления приводится в движение 2-ступенчатой турбиной высокого давления. Имеет кольцевую камеру сгорания. Развивает максимальную тягу 41 500 lbf (185 кН) на уровне моря. Степень повышения давления 25—25,2.

CF6-50

Дальнейшим развитием двигателя стала модификация CF6-50. Повышение тяги было достигнуто увеличением размеров ядра двигателя. Для этого были удалены две ступени компрессора высокого давления, добавлены две ступени компрессора низкого давления и удалена одна ступень турбины низкого давления. В результате такой реконфигурации удалось добиться увеличения степени повышения давления, увеличения основного потока, что снизило степень двухконтурности, и повысить тягу двигателя.

Варианты двигателя CF6-50 нашли применение на гражданских McDonnell Douglas DC-10-30 повышенной дальности, McDonnell Douglas DC-10-15, младших модификациях Airbus A300, Boeing 747-200/300, военных самолётах Boeing YC-14, Boeing E-4, McDonnell Douglas KC-10 Extender (под обозначением F103).

На базе CF6-50 были разработан двигатель пониженной мощности CF6-45 для Boeing 747SR (ближнемагистральная версия, в основном для внутренних японских линий).

CF6-80

Весьма успешной модификацией силовой установки стала CF6-80. Существенно возросшая надежность позволила двухдвигательным авиалайнерам совершать трансатлантические перелеты, что до того времени могли себе позволить только воздушные суда с тремя и более двигателями (ограничение ETOPS).[1]

Помимо этого, модификация прижилась на Boeing 747.

CF6-80A

Технические характеристики

Сравнительные характеристики семейства CF6[2]
Вариант CF6-6 CF6-50 CF6-80A CF6-80C2 CF6-80E1
Компрессор вентилятор и 1 ст нд + 16 ст вд вентилятор и 3 ст нд + 14 ст вд вентилятор и 4 ст нд + 14 ст вд
Турбина 5 ст нд + 2 ст вд 4 ст нд + 2 ст вд 5 ст нд + 2 ст вд
Длина 188 ″ (478 см) 183 ″ (465 см) 167 ″ (424 см) 168 ″ (427 см)
Макс. диаметр 105 ″ (267 см)[3][4][5] 106 ″ (269 см)[6] 114 ″ (290 см)[7]
Макс. тяга на уровне моря 41 500 lbf
(185 кН)
51 50054 000 lbf
(229—240 кН)
48 00050 000 lbf
(210—220 кН)
52 20061 960 lbf
(232,2—275,6 кН)
65 80069 800 lbf
(293—310 кН)
Степень повышения давления 25—25,2 29,2—31,1 27,3—28,4 27,1—31,8 32,4—34,8
Степень двухконтурности 5,76—5,92/5,89[3] 4,24—4,4[4] 4,59—4,66[5] 5—5,31[6] 5—5,1[7]
Сухой вес 8176 lb
(3709 кг)
88259047 lb
(40034104 кг)
87608776 lb
(39733981 кг)
94809860 lb
(43004470 кг)
11 225 lb
(5092 кг)

Примечания

  1. The CF6 Engine | GE Aviation. www.geaviation.com. Дата обращения: 19 июня 2021. Архивировано 4 марта 2016 года.
  2. The CF6 Engine. GE Aviation. Дата обращения: 4 января 2018. Архивировано 5 января 2018 года.
  3. 3,0 3,1 Model CF6-6 (недоступная ссылка). GE Aviation. Архивировано 21 ноября 2008 года.
  4. 4,0 4,1 Model CF6-50 (недоступная ссылка). GE Aviation. Архивировано 21 ноября 2008 года.
  5. 5,0 5,1 Model CF6-80A (недоступная ссылка). GE Aviation. Архивировано 21 ноября 2008 года.
  6. 6,0 6,1 Model CF6-80C2 (недоступная ссылка). GE Aviation. Архивировано 21 ноября 2008 года.
  7. 7,0 7,1 Model CF6-80E1 (недоступная ссылка). GE Aviation. Архивировано 21 ноября 2008 года.