Airbus Beluga

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Airbus A300-600ST
Тип грузовой самолёт
Разработчик Франция Airbus
Первый полёт 13 сентября 1994 года
Начало эксплуатации сентябрь 1995 года
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты Airbus Transport International
Единиц произведено 5
Базовая модель Airbus A300-600

Airbus A300-600ST Super Transporter — широкофюзеляжный реактивный грузовой самолёт Airbus для транспортировки крупногабаритных грузов.

Разработка

В связи с децентрализованным расположением производств консорциуму Airbus потребовался мощный транспортный самолёт, который бы позволил, например, транспортировать части кабины Airbus A310 из Гамбурга в Тулузу. В начале деятельности фирмы было достаточным использование транспортного самолёта Super Guppy, но в связи с тем, что габариты деталей и готовых подсистем становились все больше и больше, был разработан транспортный самолёт на базе Airbus A300 — Airbus A300-600ST, — более известный под именем Beluga. Имя Beluga происходит от формы корпуса самолёта, который напоминает кита белуху (beluga в англ.  и некоторых других языках; не путать с белугой).

Рабочий объём транспортного отсека самолёта — около 1400 м³. Транспортный отсек имеет 37,7 м в длину и 5,43 м в ширину. Диаметр фюзеляжа составляет 7,40 м. С такими размерами Beluga берёт на борт пару крыльев Airbus A330 в сборе или большинство частей корпуса Airbus A319.

При полной загрузке (47 тонн) дальность полёта достигает около 1700 км на скорости до 750 км/ч (M 0,7). При половинной загрузке (26 т) дальность полёта увеличивается до 4600 км.

Всего были введены в эксплуатацию пять экземпляров Airbus A300-600ST, которые работают практически только на саму компанию Airbus. Для специальных транспортных операций возможно напрямую арендовать машину у дочернего предприятия Airbus Transport International, чем уже неоднократно пользовался Бундесвер.

Airbus проводит исследовательские работы по разработке следующей транспортной модели на базе Airbus A340. Так же, как и для Beluga, в круг задач самолёта также входит транспортировка компонентов A380 (хвостовая часть) из Испании. В настоящее время эти части транспортируются с большими трудностями кораблями и тяжёлыми тягачами в Тулузу для окончательного монтажа.

Аэродинамическая схема

  • двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

Технические данные

A300-600ST[1]
Длина 56,15 м (184 ft. 3 in)
Размах 44,84 м (147 ft. 2 in)
Высота 17,24 м (56 ft. 7 in)
Площадь крыла 260,0 м² (2799 ft²)
Диаметр фюзеляжа 3,95 м (13 ft)
7,1 м (23 ft 4 in) грузовой отсек[2]
Масса 86 т
Наибольшая взлётная масса 155 т
Дальность (груз 40 т)   2779 км (1500 nm)
Дальность (груз 26 т)   4632 км (2500 nm)
Двигатели   General Electric CF6-80C2A8
Масса груза   47 т
Объём грузового отсека   1210 м³
Крейсерская скорость 750 км/ч
Разбег 1950 м
Пробег 1180 м

Airbus ST XL

С 2016 года разрабатывается новое поколение грузовых самолётов Airbus - Beluga XL (A330-743L), основанное на лайнере A330-200. Выкатка готового самолёта состоялась 29 июня 2018 года, первый испытательный полёт состоялся 19 июля 2018 года.

Beluga XL на семь метров длиннее предшественника, имеет более широкий фюзеляж, а также увеличенную на 6 тонн грузоподъёмность[3].

Галерея

См. также

Примечания

  1. Airbus A300-600ST Beluga (недоступная ссылка). Архивировано 16 февраля 2012 года.
  2. Airbus Aircraft Family: Beluga - Freight (недоступная ссылка). Архивировано 16 февраля 2012 года.
  3. Первый самолет BelugaXL выкатили из покрасочного цеха. Дата обращения: 29 июня 2018. Архивировано 29 июня 2018 года.

Ссылки