AGM-86

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «AGM-86B»)
AGM-86 ALCM
Boeing AGM-86A ALCM варианта BAV — ранний вариант КР, так и не поступивший на вооружение ВВС СШАBoeing AGM-86A ALCM варианта BAV — ранний вариант КР, так и не поступивший на вооружение ВВС США
Тип крылатая ракета воздушного базирования
Разработчик Соединённые Штаты Америки Boeing
Годы разработки 1974—
Начало испытаний 1979
Принятие на вооружение 1981
Производитель Соединённые Штаты Америки Boeing
Годы производства 1981—1986
Единиц произведено 1739 (в т.ч. 24 учебных)
Стоимость единицы AGM-86B: 1 млн. US$
AGM-86C: + 160 тыс. US$ (на доработку)
AGM-86D: + 896 тыс. US$ (на доработку)
Годы эксплуатации 1981 — настоящее время
Основные эксплуатанты Соединённые Штаты Америки ВВС США
Модификации AGM-86A
AGM-86B
AGM-86C CALCM
AGM86-D CALCM
Основные технические характеристики
Дальность пуска: 2780 км (1200 км для CALCM Block I/IA)
Средняя скорость: 800 км/ч
Боевая часть:
* W80-1, термоядерная, 5-150 кт, 123 кг
* осколочно-фугасная, 540-1450 кг (от конфигурации)
↓Все технические характеристики

AGM-86 ALCM (аббр. от Air Launched Cruise Missile, с англ. — «крылатая ракета воздушного пуска», произносится «Эй-эл-си-эм») — американская крылатая ракета класса «воздух — земля», разработана корпорацией «Боинг» (Сиэтл, Вашингтон) совместно с рядом ассоциированных субподрядчиков, ключевым из которых на современном этапе выступает E-Spectrum Technologies (Сан-Антонио, Техас).[1] Параллельно шла разработка родственного проекта крылатой ракеты воздушного и морского базирования SLCM (более известной под своим словесным названием «Томагавк») для вооружения подводных лодок флота, имеющего сходную систему наведения, двигатель и боевую часть[2]. Кроме того, несколько позже стартовала программа создания крылатых ракет сухопутного базирования GLCM (впоследствии известная как «Грифон») для размещения в пунктах базирования ВС США в Великобритании и Италии[3]. Поскольку проекты были родственными по целому ряду параметров, экс-заместитель начальника сектора разработки стратегических и космических систем Министерства обороны США Бенджамин Плаймэл называл их тремя «кузинами».[4]

Предыстория

Из соображений предотвращения упреждающего ядерного удара СССР, ядерная доктрина США в части касающейся ВВС предусматривала на перспективу:

  1. сокращение количества средств-носителей на земле в более высокой степени боевой готовности при меньшем количестве авиабаз,
  2. разработку специально оборудованного самолёта-носителя
  3. высокую степень живучести сил и средств ядерного сдерживания[4].

Проект ALCM имел три самостоятельные направления работ по дальности полёта — лёгкую оперативно-тактическую дальностью 1125 км (700 миль), тяжёлую (2700 км) и сверхтяжёлую (более 3200 км) стратегические крылатые ракеты. Впоследствии, выбор авиационного командования пал на промежуточный вариант и проекты лёгкой и сверхтяжёлой ракет были свёрнуты[5].

Разработка

В январе 1977 года, после разработки и испытаний AGM-86A, до начала стадии испытаний и опытно-конструкторских работ над AGM-86B, тактико-техническое задание было скорректировано заказчиком и требуемая дальность полёта ракеты с 1204 км была увеличена в 213 раза — до 2778 км, что в свою очередь означало существенное увеличение полётной массы ракеты (в два раза по сравнению с исходной моделью). По сути, программа НИОКР была направлена на разработку корпуса и аэродинамических элементов тяжеловесной ракеты в то время как система наведения уже имелась в наличии, что было нетипичным в практике разработки американского ракетного вооружения.

Первый пуск AGM-86B был произведён 3 августа 1979 года и закончился аварией. Тем не менее, «Боинг» активизировала программу испытаний, проведя десять пусков с переменным успехом в течение полгода.

В марте 1980 года «Боинг» была назначена безальтернативным поставщиком (проекты такого рода могут иметь двух-трёх независимых друг от друга поставщиков).[6] Всего программа разработки AGM-86B от получения контракта на проведение ОКР и испытаний до первого пуска управляемого опытного прототипа продлилась 18 месяцев[7].

В августе 1981 ракеты AGM были приняты на вооружение ВВС, в качестве штатных носителей применяются стратегические бомбардировщики B-52G/H. Программа лётных испытаний была рекордно короткой для стратегических крылатых ракет — всего было осуществлено 21(+2) пусков ракет, что было рекордно мало в сравнении с другими КР (опытных пусков её флотского аналога «Томагавк» было произведено в четыре раза больше — 89).[8]

Испытания

В ходе испытаний, в целях экономии средств, применялась система подхвата ракеты в воздухе MARS (Mid-Air Recovery System), которая размещалась в головной части ракеты и срабатывала по команде с вертолёта обеспечения испытаний, при приближении к последнему, что позволяло на лету подобрать ракету на конечном участке траектории её полёта в целости и сохранности, чтобы использовать для повторных испытаний. После принятия решения о запуске ракеты в серийное производство, начались опытные пуски предсерийных образцов ракет компании-разработчика — «Боинг» и альтернативного поставщика — «Дженерал дайнемикс», изготовившего несколько ракет «Томагавк» воздушного базирования для совместных испытаний. По итогам испытаний предпочтение было отдано прототипам «Боинг».[9]

Перечень пусков по программе лётных испытаний
дата № л.а. время полёта краткое описание полёта результат
AGM-86A
1 5 марта 1976 10 первый пуск, неуправляемый полёт на высоте 15 000 футов (4600 м), при маршевой скорости 803 км/ч (M=0,65) успешный
2 18 мая 1976 н/д неуправляемый полёт на высоте 25 000 футов (7600 м), при маршевой скорости 951 км/ч (M=0,77) успешный
3 22 июня 1976 н/д неуправляемый полёт на высоте 30 000 футов (9100 м), при маршевой скорости 1037 км/ч (M=0,84) успешный
4 9 сентября 1976 31 первый управляемый полёт с аппаратурой TERCOM (4 набора карт) на высоте 20 000 футов (6100 м), при маршевой скорости 1037 км/ч (M=0,84) успешный
5 14 октября 1976 8 в полёте произошёл отказ инерциальной навигационной системы, ракета потеряла управляемость и разбилась аварийный
6 30 ноября 1976 75 в полёте произошло троекратное прекращение/возобновление горения в камере сгорания двигателя (после третьего затухания горение прекратилось окончательно), двигатель вышел из строя, ракета разбилась аварийный
AGM-86B
1 3 августа 1979 FTM-1 44 первый пуск, ракета заложила слишком крутой вираж, превысив максимально допустимый угол атаки, потеряла управляемость и разбилась аварийный
2 6 сентября 1979 FTM-2 249 ракета успешно подобрана на излёте в воздухе вертолётом обеспечения испытаний успешный
3 25 сентября 1979 FTM-3 269 ракета на излёте пролетела мимо вертолёта обеспечения испытаний и разбилась успешный
4 9 октября 1979 FTM-6 107 полёт прекращён из-за сбоя контрольно-проверочной аппаратуры аварийный
5 21 ноября 1979 FTM-7 158 пуск с вращающегося пускового устройства, в полёте произошёл отказ двигателя, ракета разбилась аварийный
6 29 ноября 1979 FTM-10 265 первый пуск на сверхмалой высоте с вращающегося пускового устройства успешный
7 4 декабря 1979 FTM-9 261 успешный
8 18 декабря 1979 FTM-4 271 успешный
9 5 января 1980 FTM-12 269 первый пуск по программе Стратегического командования ВВС США успешный
10 22 января 1980 FTM-5 19 первый высотный пуск с вращающегося пускового устройства, в полёте произошёл отказ программно-аппаратного комплекса инерциальной навигационной системы, ракета потеряла управляемость и разбилась аварийный
11 12 июня 1980 FTM-45 246 пуск с вращающегося пускового устройства успешный
12 22 июля 1980 FTM-13 205 в полёте произошёл критический перепад давления масла в системе гидравлики двигателя, ракета разбилась аварийный
13 21 августа 1980 FTM-8 64 в полёте произошло сквозное прогорание турбины из-за отложения на стенках высококоррозийных углеродистых продуктов нагара, двигатель вышел из строя, ракета разбилась аварийный
14 23 октября 1980 AV-1 213 высотный пуск, первый пуск серийного образца успешный
15 12 ноября 1980 FTM-14 210 успешный
16 20 ноября 1980 FTM-9R1 низковысотный пуск над поверхностью океана, во время пуска имело место нераскрытие крыльев и рулевых поверхностей, вслед за тем полный отказ всех систем ракеты, — ракета после отцепки просто упала в воду, причина аварии не установлена, предположительно человеческий фактор — ошибка персонала аварийный
17 19 февраля 1981 AV-2 34 в полёте произошло преждевременное прекращение горения в камере сгорания двигателя в результате отказа системы контроля подачи топлива, ракета разбилась, причина аварии не установлена аварийный
18 25 марта 1981 FTM-14R1 232 первый пуск образца с серийным двигателем, в полёте произошёл отказ телеметрической аппаратуры, но ракета была успешно подобрана на излёте в воздухе вертолётом обеспечения испытаний частично аварийный
19 16 апреля 1981 AV-10 241 успешный
20 24 апреля 1981 FTM-10R1 249 первый пуск с двигателем, работающим на топливе марки JP-10 успешный
21 30 апреля 1981 FTM-12R1 245 последний пуск по программе лётных испытаний успешный
22 25 июля 1981 AV-9 259 первый пуск по цели, координаты которой получены радиолокационными средствами целевой аппаратуры бортового радиоэлектронного оборудования успешный
23 13 сентября 1981 FTM-12R2 252 ракета успешно подобрана на излёте в воздухе вертолётом обеспечения испытаний успешный
Источники информации

Производство

Boeing AGM-86B ALCM

Мелкосерийное производство ракет осуществлялось группой подрядчиков во главе с компанией «Боинг», ответственной за изготовление корпусов и аэродинамических элементов ракет, их конечную сборку и доставку стороне-заказчику. За исключением «Боинг», набор ассоциированных подрядчиков и производимой ими продукции был практически тем же самым, что и у крылатой ракеты «Томагавк», — ряд агрегатов двух ракет был взаимозаменяем (в частности двигатель и система наведения)[10]. Поскольку, в отличие от «Томагавка», «Эй-эл-си-эм» не имела противокорабельных модификаций, единственным исключением было отсутствие среди производителей элементов системы наведения компании «Тексас инструментс».

Задействованные структуры

В производстве различных узлов и агрегатов ракет участвовали следующие коммерческие структуры:

Системная интеграция
Система наведения
Силовая установка

Показатели производства

Программой-максимум допускалось переоборудование всех имеющихся самолётов B-52G и B-52H под размещение ALCM под крыльевыми пилонами и в бомбоотсеках (весь флот B-52G мог быть переоборудован под ALCM в течение от 2,5 до 3,5 лет плюс несколько месяцев на отдельное оборудование)[15], что позволило бы иметь к 1990 году 5 тысяч ракет в арсенале ВВС на боевом дежурстве сделав их третьим компонентом ядерной триады (их «воздушно-реактивной ногой» говоря словами Командующего стратегической авиацией США генерала авиации Ричарда Эллиса[англ.], который был противником полномасштабного оснащения бомбардировщиков ALCM и вытеснения стандартной бомбовой нагрузки, потому и использовал применительно к ракетам такие выражения как «третья нога»). Возможности промышленности позволяли расширив и интенсифицировав производство довести арсенал до 10 тыс. к указанному сроку и даже раньше того на четыре года)[16]. Эту идею (полномасштабного развёртывания ALCM) поддерживал выше упомянутый вице-президент компании «Боинг» по маркетингу и экс-заместитель начальника сектора разработки стратегических и космических систем аппарата Министра обороны США Бенджамин Плаймэл[17]. Однако даже в ходе слушаний по вопросу утверждения расходных статей военного бюджета вопрос не ставился таким образом[18]. Неминуемым последствием — ответной реакцией, по мнению теоретиков применения стратегических ядерных сил США, стало бы количественное и качественное наращивание Советским Союзом арсенала зенитных ракетных вооружений дальнего и сверхдальнего действия для борьбы со средствами-носителями ракет ALCM до захода их в зону пуска. Поэтому тема увеличения показателей производства ракет не педалировалась военными чинами[19]. Кроме того, не только ВВС но и два другие вида вооружённых сил — заказчика крылатых ракет (армия и флот), при заключении контрактов настаивали на том, чтобы рабочий день в три смены на предприятии-изготовителе не вводился на срок более чем пару месяцев (чтобы ограничить аппетиты крупного бизнеса, связанного с выполнением военных заказов)[20]. Поэтому, среднемесячные показатели производства в 1980-е годы не превышали три десятка ракет. Как отмечает Плаймэл, единого производственного плана не было, была совокупность норм поставки по 15, 30 и 45 ракет в месяц в зависимости от потребностей заказчика[5]. Потенциал позволял довести эту цифру до 60 ракет в месяц (при полной загрузке мощностей по нормам мирного времени)[21]. В случае придания программе закупок статуса национальной показатели производства можно было в угоду крупному бизнесу довести до 150 и 300 ракет в месяц[22], но этого сделано не было по указанным выше соображениям практической целесообразности и экономии бюджетных средств.

Всего до 1986 года компанией «Боинг» с ассоциированными подрядчиками было произведено более 1715 ракет AGM-86B.

Средства-носители

Попутно с разработкой и принятием на вооружение ракеты шла программа переоборудования самолётов-носителей под размещение на внешней подвеске крылатых ракет (Cruise Missile Carriers или CMC), — обе дорогостоящие программы реализовывались инженерами «Боинг», что с одной стороны было выгодно корпоративному руководству, с другой стороны это сокращало объём бюрократических процедур при согласовании технических вопросов в сравнении с ситуацией, где подрядчиком работ по средству-носителю выступала бы иная компания[23].

Работы по усовершенствованию

Уже в 1982 году, генералитет ВВС прогнозировал со второй половины 1980-х гг. начало программ по созданию усовершенствованной модели ракеты (Advanced ALCM)[24]. Так оно впоследствии и вышло и в 1986 году «Боинг» начал модернизировать часть ракет AGM-86B к стандарту AGM-86C. Основным изменением является замена термоядерной БЧ на девятисоткилограммовую осколочно-фугасную. Данная программа получила обозначение CALCM (англ. Conventional ALCM). Она была реализована посредством заводской доработки сохранившихся складских запасов предыдущей модели AGM-86B подразделением Defence and Space Group на заводе в Ок-Ридже, Теннесси. Модификацию CALCM (AGM-86C) оснастили одноканальным приёмником системы спутниковой навигации GPS. Ракеты AGM-86C успешно применялись при обстрелах Ирака в ходе войны в Персидском заливе и в Югославии. Изначальный вариант конфигурации AGM-86C имеет обозначение CALCM Block 0. Впоследствии CALCM была доработана, первый опытный пуск с навигацией только по GPS был произведён 12 декабря 1997 года. Модифицированная CALCM (Block I и II) производилась подразделением Integrated Defense Systems на заводе в Сент-Чарльзе (Миссури)[1].

Устройство

Ракета AGM-86B оснащена одним турбореактивным двигателем Williams F107-WR-101 и термоядерной боевой частью переменной мощности W80-1[англ.]. Управление ракетой в полёте осуществляется инерциальной навигационной системой Litton P-1000 от компании «Литтон системз», которая состоит из БЦВМ, инерциальной платформы и барометрического высотомера, масса системы составляет 11 кг. Крылья и рули складываются в фюзеляж и выпускаются через две секунды после запуска.

Базирование

Бомбардировщики В-52Н позволяют разместить на борту до 20 ракет AGM-86B — в бомбоотсеке 8 ракет на CSRL, и 12 ракет на двух пилонах под крыльями[25].

Исходные пункты базирования подразделений самолётов-носителей ракет на боевом дежурстве в период постановки ракеты на вооружение в 1981—1982 гг. размещались на авиабазах: «Гриффисс» (Нью-Йорк), «Вуртсмит» (Мичиган), «Гранд-Форкс» (Северная Дакота), «Фэйрчайлд» (Вашингтон), «Икер» (Арканзас), «Карсвелл» (Техас), «Шривпорт» (Луизиана).

Учебный центр подготовки наземного обслуживающего персонала и операторов бортового вооружения по специальности «эксплуатация и боевое применение крылатых ракет воздушного базирования» был организован на авиабазе «Касл» (Калифорния).[26] В 2007 году подразделения самолётов-носителей ракет базировались на авиабазах «Барксдейл» (Луизиана) и «Майнот» (Северная Дакота).[1]

Тактико-технические характеристики

Существует ряд модификаций этой ракеты, которые различаются в основном типом боезаряда, предельной дальностью полета, а также типом системы наведения.

AGM-86A ALCM AGM-86B ALCM AGM-86C CALCM AGM-86D CALCM
Вариант BAV ERV Block 0 Block I Block IA Block II
Базирование Воздушное (B-52)
Начальная оперативная готовность не развёртывалась не развёртывалась 1982 1986 1996 2001 2002
Дальность 1200 км 2400 км 2400 км (~2800[27]) ~1200 км
Длина 4,25 м 5,94 м 6,32 м
Размах крыла 3,18 м 3,65 м
Диаметр 0,62 м
Масса 945 кг 1242 кг 1450 кг 1950 кг
Скорость полёта 775—1000 км/ч (0,65-0,85 М)
Маршевый двигатель ТРДД Williams F107-WR-101
тягой 2,7 кН
Боевая часть W80-1[англ.], термоядерная
переменного энерговыделения (5-150 (200[28]) кт)
осколочно-фугасная
900 кг (AFX-760)
осколочно-фугасная
1450 кг (PBXN-111)[источник не указан 2181 день]
проникающая
AUP-3M, 540 кг (PBXN-109)
Взрыватель Контактного и неконтактного действия FMU-139 A/B(2) контактного (в том числе с замедлением) и неконтактного действия FMU-159/B с программным управлением точкой подрыва
Система управления инерциальная (ИНС) Litton P-1000
с коррекцией по рельефу местности (McDonnell Douglas AN/DPW-23)
Litton ИНС + коррекция от приёмника GPS 1-го поколения Litton ИНС + коррекция от приёмника GPS 2-го поколения Litton ИНС + коррекция от многоканального приёмника GPS 3-го поколения с высокой помехозащищённостью Litton ИНС + коррекция от многоканального приёмника GPS 3-го поколения с высокой помехозащищённостью
Точность (КВО) 80 м 30 м 10 м 3 м

Хронология

Источники : [29][30][31][32][33]
В скобках приводится период времени (месяцев) до начала или после начала опытно-конструкторских работ.

Стадия проектирования и проведения научно-исследовательских работ (AGM-86A)
  • Февраль 1974 (-48) — подведение итогов I-го этапа работ, заключение контракта на изготовление опытного прототипа
  • Октябрь 1975 (-28) — заключение контракта на разработку системы наведения
  • 9 сентября 1976 (-17) — первый пуск управляемого опытного прототипа с аппаратурой TERCOM
  • 30 ноября 1976 (-15) — завершение программы пусков с аппаратурой TERCOM
  • Январь 1977 (-13) — подведение итогов II-го этапа работ
  • Июнь 1977 (-8) — защита эскизного проекта
Стадия испытаний и опытно-конструкторских работ (AGM-86B)
  • Февраль 1978 (0) — начало опытно-конструкторских работ/заключение контракта на проведение опытно-конструкторских работ c двумя потенциальными поставщиками, исходным (Boeing) и альтернативным (General Dynamics)
  • Май 1979 (15) — начало стендовых испытаний опытного прототипа
  • 17 июля 1979 (17) — старт конкурса между исходным и альтернативным поставщиками ракет (проекты AGM-86 и AGM-109 соответственно)
  • 3 августа 1979 (18) — первый пуск управляемого опытного прототипа, оснащённого системой наведения начало испытаний и оценки тактико-технических данных ракет
  • Октябрь 1979 (20) — подготовка к производству первой партии серийных образцов ракет (225 шт.)
  • Март 1980 (25) — выбор в пользу исходного подрядчика (Boeing) в качестве основного поставщика ракет
  • Апрель 1980 (26) — принятие решения об организации серийного производства
  • Июнь 1980 (28) — инспекционная проверка готовности головного предприятия-подрядчика к организации серийного производства
Серийное производство
  • 22 января 1980 (23) — завершение программы опытных пусков
  • Март 1980 (25) — заказ первой партии серийных образцов ракет
  • Апрель 1980 (26) — подведение итогов III-го этапа работ (A)
  • 10 июня 1980 (28) — начало контрольных испытаний ракет основного и альтернативного поставщиков на надёжность, на отказ и на сопряжение с бортовой аппаратурой управления ракетным вооружением самолёта-носителя
  • Октябрь 1980 (32) — подготовка к производству второй партии серийных образцов ракет (480 шт.)
  • 5 мая 1981 (39) — завершение контрольных испытаний и оценки тактико-технических данных
  • Сентябрь 1981 (43) — заступление сводного подразделения с ракетами на опытное дежурство с целью оценки степени боевой готовности
  • Октябрь 1981 (44) — подготовка к производству третьей партии серийных образцов ракет (440 шт.)
  • Ноябрь 1981 (45) — доставка первой партии серийных образцов ракет
  • Декабрь 1982 (57) — начало доставки второй партии серийных образцов ракет
  • Декабрь 1982 (58) — заступление первого оснащённого ракетами штатного подразделения на боевое дежурство
  • Октябрь 1983 (68) — начало доставки третьей партии серийных образцов ракет
  • Октябрь 1985 (92) — ввод в строй самолётов-носителей, переоборудованных под размещение ракет во внутреннем бомбоотсеке (8), помимо подкрыльевых узлов подвески (2 × 6)
  • Май 1989 (135) — доставка последней серийной партии ракет согласно ранее утверждённому плану

Операторы

  •  США 1142 AGM-86B ALCM, + 700 AGM-86C CALCM[34]

Перспектива

Для замены ALCM планировалось заключить контракт на разработку новой авиационной крылатые ракеты большой дальности Long-Range Stand-Off (LRSO).[35] Она будет предназначена для самолётов B-52, B-2 и B-21.[36]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 The Air Force Handbook 2007 Архивная копия от 10 февраля 2017 на Wayback Machine, pp. 37-39.
  2. Harmon. Schedule-Assessment Methods for Surface-Launched Interceptors, 1995, [C-30], p. 130.
  3. DoD Authorization for Appropriations, 1981, GLCM and Pershing II, pp. 3879-3880.
  4. 4,0 4,1 Plymale, 1979, p. 45.
  5. 5,0 5,1 Plymale, 1979, p. 68.
  6. Harmon. Schedule-Assessment Methods for Surface-Launched Interceptors, 1995, [C-31—32], pp. 131-132.
  7. Harmon. Schedule-Assessment Methods for Surface-Launched Interceptors, 1995, [III-6], p. 38.
  8. Harmon. Schedule-Assessment Methods for Surface-Launched Interceptors, 1995, [III-19], p. 51.
  9. DoD Authorization for Appropriations, 1981, Air Launched Cruise Missile, pp. 4290-4291.
  10. DoD Authorization for Appropriations, 1981, Executive Summary of Tomahawk Acceleration Potential, p. 4071.
  11. DoD Authorization for Appropriations, 1981, Air Vehicle, p. 4072.
  12. 12,0 12,1 12,2 DoD Authorization for Appropriations, 1981, Guidance, p. 4073.
  13. DoD Authorization for Appropriations, 1981, Engine, pp. 4072—4073.
  14. DoD Authorization for Appropriations, 1981, Booster, p. 4073.
  15. Plymale, 1979, p. 55.
  16. Plymale, 1979, p. 57.
  17. Plymale, 1979, p. 58.
  18. DoD Authorization for Appropriations, 1981, Soviet Response to Missile Output, p. 3801.
  19. DoD Authorization for Appropriations, 1981, Soviet Response to Missile Output, p. 3800.
  20. Plymale, 1979, p. 69.
  21. DoD Authorization for Appropriations, 1981, ALCM Production, p. 3802.
  22. Plymale, 1979, p. 67.
  23. Plymale, 1979, p. 43.
  24. DoD Authorization for Appropriations, 1981, Cruise Missiles, p. 3799.
  25. DoD Authorization for Appropriations, 1981, Air Launched Cruise Missile, p. 4290.
  26. DoD Authorization for Appropriations, 1981, Air Launched Cruise Missile, p. 4291.
  27. Крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B (AGM-86С/D) | Ракетная техника. Дата обращения: 10 октября 2010. Архивировано 18 февраля 2012 года.
  28. по другим данным
  29. Harmon. Schedule-Assessment Methods for Surface-Launched Interceptors, 1995, [II-18], p. 29.
  30. Harmon. Schedule-Assessment Methods for Surface-Launched Interceptors, 1995, [II-20], p. 31.
  31. Harmon. Schedule-Assessment Methods for Surface-Launched Interceptors, 1995, [A-15], p. 80.
  32. Harmon. Schedule-Assessment Methods for Surface-Launched Interceptors, 1995, [C-31], p. 131.
  33. DoD Authorization for Appropriations, 1981, Air Launched Cruise Missile, pp. 4290-4292.
  34. The Military Balance 2010. — P. 40.
  35. "Air Force plans two-year delay in developing new Cruise Missile", Archived at: Архивировано 5 ноября 2013 года.
  36. Kristensen, Hans B-2 Stealth Bomber To Carry New Nuclear Cruise Missile. fas.org. Federation of American Scientists (22 апреля 2013). Дата обращения: 5 ноября 2013. Архивировано 22 апреля 2014 года.

Литература

  • Department of Defense Authorization for Appropriations for Fiscal Year 1982 : Hearings before the Committee on Armed Services, United States Senate, 97th Congress, 1st Session, March 11, 1981. — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1981. — 4385 p.
  • Gibson, James N. Nuclear Weapons of the United States: An Illustrated History. — Atglen, Pennsylvania: Schiffer Publishing Ltd., 1996. — 240 с. — (Schiffer Military History). — ISBN 0-7643-0063-6.
  • Harmon, Bruce R. ; Om, Neang I. Schedule-Assessment Methods for Surface-Launched Interceptors. — Arlington, Va.: Institute for Defense Analyses, 1995. — 155 p. — (IDA Paper P-3014).
  • Plymale, Benjamin T. Strategic Alternatives: Airbreathing Systems. // Strategic Options for the Early 80’s: What Can Be Done? / Edited by William R. Van Cleave, W. Scott Thompson. — White Plains, Maryland: Automated Graphic Systems, Inc., 1979. — P. 33-74 — 200 p.
  • Werrell, Kenneth P. The Evolution of the Cruise Missile. — Maxwell Air Force Base, Alabama: Air University Press, 1985. — 289 с.
  • Персидский залив: война в воздухе // Крылья Родины. — М., 1992. — № 6. — С. 18-19. — ISSN 0130-2701.
  • Горелов А. Усовершенствованный вариант крылатой ракеты AGM-86C CAlCM // Зарубежное военное обозрение. — М.: «Красная Звезда», 1998. — Вып. 621, № 12. — С. 34. — ISSN 0134-921X.
  • Кирсанов В. Оснащение крылатыми ракетами САК ВВС США // Зарубежное военное обозрение. — М.: «Красная Звезда», 1982. — № 6. — С. 53-55. — ISSN 0134-921X.

Ссылки