Перейти к содержанию

Harpy

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Harpy
Тип переносной зенитный ракетный комплекс
Страна  США
История службы
Годы эксплуатации на вооружение не принимался
История производства
Конструктор Родни Эверт Гейдж (директор предприятия)
Разработан 1958—1959
Производитель Соединённые Штаты Америки Audio-Sonics Corp.
Характеристики
Экипаж (расчёт), чел. 1

«Ха́рпи» (англ. Harpy [ˈhɑːrpi], «гарпия») — опытный американский переносной зенитный ракетный комплекс разработанный в конце 1950-х гг. в инициативном порядке корпорацией «Аудиосоникс».[1] Предлагался для сухопутных компонентов Вооружённых сил США одновременно с перспективным комплексом «Редай» компании «Конвэр». Также как и последний реализовал принцип «выстрелил и забыл». Разработка велась в 1958—1959 гг. В качестве основного потенциального заказчика рассматривалась Армия США[2]. Проект не вышел за пределы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.[3][4]

История

Комплекс был разработан компанией-производителем устройств магнитной записи и воспроизведения, промышленной фото- и видеоаппаратуры, базирующейся в пригороде Лос-АнджелесаКанога-Парке, штат Калифорния. По заявлению компании-разработчика комплекс обеспечивал поражение низколетящих воздушных целей на расстоянии до 4800 метров[2]. Стоимость серийной ракеты оценивалась руководством компании менее чем в $200, что было неслыханно дешёвой ценой для американского ракетного вооружения (для сравнения, наводящаяся по проводам противотанковая ракета «Кобра» американского производства стоила в пять раз дороже).[5] Вскоре после представления комплекса для прессы в январе 1959 года, краткие сведения о новом образце вооружения были опубликованы авторитетными американскими и мировыми изданиями в сфере вооружения, авиации и ракетостроения. Однако, уже в феврале того же года, Начальник штаба армии США генерал Максвелл Тейлор заявил, что в связи с сокращением статей бюджета на НИОКР военной тематики (Конгресс США, несмотря на протест со стороны Объединённого комитета начальников штабов урезал финансирование армии на 1959—1960 бюджетный год на $3,6 млрд), все программы и проекты перспективного управляемого вооружения класса «земля—воздух», включая средства тактической противовоздушной обороны, приостанавливаются или сворачиваются[6] (указанное событие и последовавший за ним период в истории американского ракетостроения получило в прессе название «ракетный провал»).[7] Журнал «Вестерн аэроспейс» включал «Харпи» в каждое издание своего ежегодного справочника американских летательных аппаратов и ракет за 1959,[8] 1960,[9] 1961[10] и 1961 гг.,[11] однако, достоверных сведений о том, что данный проект действительно продолжался после указанных событий начала 1959 года не имеется. Судьба имеющихся наработок: были ли они проданы более крупным военно-промышленным компаниям или стали тупиковой ветвью развития зенитного управляемого ракетного оружия США так же неизвестно.

Устройство

Комплекс внешне напоминал собой ручной гранатомёт, состоял из пусковой трубы с ракетой и прицельных приспособлений (съёмных или встроенных не уточнялось). Масса и размеры комплекса в собранном виде позволяли его транспортировку и эксплуатацию одним военнослужащим[2]. Стрельба велась с плеча, от стрелка требовалось навести комплекс на цель, дождаться захвата цели головкой самонаведения ракеты и нажать на спуск[12].

Система наведения

По заявлению компании-разработчика зенитная управляемая ракета имела оптико-электронную систему самонаведения (electro-optical homing device).[12] В каком именно волновом диапазоне оптического спектра работала головка самонаведения ракеты и какие принципы работы она реализовала в прессе не уточнялось.

Сравнительная характеристика

Шаблон:Сравнительная характеристика образцов ЗУРО конкурентов ПЗРК Редай

Примечания

  1. Jacobs, Horace ; Whitney, Eunice Engelke. Missile and Space Projects Guide 1962. — N. Y.: Springer, 1962. — P. 76 — 235 p.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Flab-Rakete für Einzelschützen. // Wehr und Wirtschaft : Monatsschrift für Fragen der Streitkräfte. — Stuttgart: Stuttgarter Verlagskontor, Februar 1959. — Bd. 3 — Nr. 2 — S. 213.
  3. United States Missile Projects. // Aircraft and Missiles Manufacturing : Design, Production, Procurement. — Philadelphia, PA: Chilton Company, March 1959. — Vol. 2 — No. 3 — P. 19.
  4. United States Missile Projects. // Aircraft & Missiles : Applied Engineering for the Aerospace Industries. — Philadelphia, PA: Chilton Company, March 1960. — Vol. 3 — No. 3 — P. 34.
  5. Less pounds, less dollars. // Missiles and Rockets : Magazine of World Astronautics. — Washington, D.C.: American Aviation Publications, December 21, 1959. — Vol. 5 — No. 52 — P. 8.
  6. Eastman, Ford. Defense Officials Concede Missile Lag. // Aviation Week. — N. Y.: McGraw-Hill Publishing Company, February 9, 1959. — Vol. 70 — No. 6 — P. 26.
  7. Sweeney, Richard. Missile Gap Flares as Crucial Issue. // Aviation Week. — N. Y.: McGraw-Hill Publishing Company, March 9, 1959. — Vol. 70 — No. 10 — P. 119.
  8. 31st Annual Directory of American Aircraft and Missiles. // Western Aerospace : Missiles & Space Magazine. — Los Angeles, CA: Western Aviation Magazine, April 1959. — Vol. 39 — No. 4 — P. 72.
  9. 32nd Annual Directory of American Aircraft, Missiles & Powerplants. // Western Aerospace : Missiles & Space Magazine. — Los Angeles, CA: Western Aviation Magazine, April 1960. — Vol. 40 — No. 4 — P. 132.
  10. 33rd Annual Directory of American Aircraft, Missiles and Satellites. // Western Aerospace : Missiles & Space Magazine. — Los Angeles, CA: Western Aviation Magazine, April 1961 — Vol. 41 — No. 4 — P. 60.
  11. 34th Annual Directory of Aircraft, Missiles and Satellites: Compendium of Miscellaneous Projects. // Western Aerospace : Missiles & Space Magazine. — Los Angeles, CA: Western Aviation Magazine, April 1962. — Vol. 42 — No. 4 — P. 76.
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 Workshop Briefs. // Interavia : World Review of Aviation and Astronautics. — Cointrin, Switzerland: Interavia S.A., February 1959. — Vol. 14 — No. 2 — P. 3 [140].