Этнический национализм
Этнический национализм, этнонационализм[1] — форма национализма, в рамках которой нация и национальность определяются с точки зрения этнической принадлежности[2][3] с акцентом на этноцентрический (в некоторых случаях также этнократический) подход к различным политическим вопросам, связанным с национальным идентификацией этнической группы[4][5].
В этническом национализме нации определяются общим наследием, которое обычно включает общий язык, общее вероисповедание и общее этническое происхождение[6]. Лица других национальностей при этом могут классифицироваться как граждане второго сорта[англ.][7][8].
История
Этнический национализм появился в Германии на рубеже XVIII—XIX веков, когда страна была раздроблена. В его основе лежала идея культурного единства всех немцев независимо от государственной принадлежности[9]. Теоретически это обосновал Иоганн Гердер, первым приписавший культуре черты индивида[10]. Основу германского национализма составляло холистическое представление о населении, которое объединено общими языком и культурой и представляет собой своего рода единый организм, наделённый общей духовностью и общим психическим складом, что отличает его от таких же характеристик других народов. Духовность передаётся из поколения в поколение, то есть якобы наследуется биологическим путём и связывает народ с определённым физическим обликом. Эта связь обусловливает большую глубину и непрерывность истории народа, что позволяет искать его корни в далёком прошлом. Распространено представление, что именно в отдалённом прошлом народ обладал первозданной культурной и биологической чистотой[11].
Имея общий «дух», народ должен иметь и общие интересы, разделять единую идеологию. Радикальный национализм (интегральный национализм) признаёт деление общества на социальные группы или классы, но рассматривает их в качестве функциональных категорий, работающих на общее дело. Идеальной политической организацией считается единое общенародное государство с одной партией и одним лидером, что должно исключить борьбу классов. В нацизме эта идея выражена в лозунге: «Один народ, одна партия, один фюрер»[12]. Раньше сходную позицию занимали русские черносотенцы[13]. Культуры народов представляются как строго локальные, развивающиеся своим путём и неспособные достичь полного взаимопонимания по причине различного «народного духа»[9].
«Народный дух» часто отождествляется с религией, поэтому возникает стремление создать или возродить собственную религию или национализировать одну из мировых религий. Генрих Гейне связывал национализм с язычеством. Разделявший его мнение философ Н. А. Бердяев отмечал закономерность тенденции перехода германского антисемитизма в антихристианство. Публицист Д. С. Пасманик (1923) писал, что последовательный антисемитизм должен отвергать не только иудаизм, но и христианство[9].
Утверждается, что «дух» народа определяется конкретным природным окружением, и тесные контакты с другими культурами разрушают «дух нации». Исторический процесс рассматривается в качестве борьбы разных народов и рас. Стремление сохранить культуру в «первозданной чистоте» и защитить свой народ от якобы враждебных ему народов и рас приводит к идее этнических чисток[9].
Отцы-основатели США, провозглашая в Конституции права и свободы народа Соединённых Штатов — американской нации — ограничивали её определённым этническим сообществом — белыми англосаксонскими протестантами. Не была исключена и возможность вхождения в американскую нацию представителей некоторых других народов Европы, например, германских протестантов — немцев и голландцев. Однако отношение к романским этносам — испанцам и французам, и, тем более, к латиноамериканцам, было значительно хуже: согласно отцам-основателям, данные этносы находились за пределами американской нации. По расовому признаку членами американской нации не считались чернокожие американцы вплоть до 1875 года и американские индейцы — вплоть до 1924 года. До середины XIX века в США действовало «правило одной капли крови», согласно которому «небелыми» считались те, кто имел чёрных или индейских предков вплоть до седьмого поколения. Первоначально американская нация понималась как расово-этническая, а не как гражданская общность[14][15]. Американская национальная идентичность сохраняла расово-этническую основу вплоть до начала Второй мировой войны, когда США приняли большое число иммигрантов из стран Восточной и Южной Европы (поляки, евреи, итальянцы и др.)[15].
На территории России присутствуют формы как гражданского, так и этнического национализма. Этнический национализм имеет некоторое распространение как в среде русских (русский национализм), так и в среде этнических меньшинств России[16].
Этнический национализм в России сформировался в рамках почвеннического варианта славянофильства в его противопоставлении либеральному западничеству, а также на этнических окраинах Российской империи в качестве движения за повышение статуса «инородцев» или за создание собственной государственности этнических меньшинств[16]. В истории русской мысли присутствуют ряд направлений, которые являются националистическими в узком значении термина, начиная от Николая Данилевского, некоторых работ Василия Розанова и др. Ориентиром для них служили на христианские универсалистские идеи, но на первом плане находились русские национальные задачи, которые были актуальны для конкретного периода русской истории. Границы между православным патриотизмом и просвещённым национализмом в значительной мере условны[17].
В конце XX века этнический национализм усилился в СССР, где государство оказывало поддержку развитию этнических культур. Этнический национализм фактически был частью социалистического федерализма. В условиях кризиса коммунистической идеологии и политической системы этнический национализм сыграл значительную роль в распаде СССР[16].
Перестройка дала начало масштабным демократическим реформам (до конца не реализованным), однако при этом привела к росту сепаратизма в ряде республик. По мнению Фрэнсиса Фукуямы, отсутствие национального единства в СССР послужило одной из причин, почему стабильная демократия так и не смогла в нём возникнуть[18]. В результате распада СССР и смены коммунистической идеологии плюрализмом мнений произошёл рост окраинного национализма и межнациональной напряжённости[17]. Русский неоязыческий национализм ориентируется на представления о славянской и русской дохристианской культуре, часто включает в себя антихристианские, расистские, антисемитские, ультраправые радикально-националистические и неонацистские идеи[17][19][9].
Рост международной миграции как элемента современной глобализации привёл к возникновению новых «этнонациональных» движений, в том числе реакционных нативистских групп, ориентированных на политику исключающей идентичности. В развитых странах подобные тенденции нередко приобретают связь с явными ксенофобией и расизмом, например белый национализм в США[20].
Изучение
Научное направление, изучающее этнонационализм, возникло между Первой и Второй мировыми войнами, в условиях передела политической карты Европы отчасти по этническому и национальному признаку в соответствии с провозглашенным правом народов на самоопределение, а также в ситуации роста фашистских этноцентрических идеологий, включая нацизм[20].
Во время Холодной войны движение за независимость, начатое в бывших европейских колониях в Азии и Африке, привело к активизации исследования этнической, племенной и национальной идентичности и «политических трудностей», вытекающих из их взаимодействия с государственностью, построенной по территориальному принципу[20]. Распад Советского Союза в 1980-х и 1990-х годах и последовавшее возрождение этнических и национальных противоречий и конфликтов также стимулировали исследования этнонационализма в конце XX века[20].
Османская империя и Соединённые Штаты являются примерами полиэтнических[англ.] государств, в которых нация определяется своей географической территорией. Исторический социолог Энтони Смит[англ.] использует термин «этнический национализм» в данном смысле. Исследователи диаспор расширяют понятие «нация» на диаспоры. Термины этнонация и этнонационализм иногда используются для описания концептуального коллектива рассредоточенных представителей этноса и их идеологии[21].
Роль в практике дискриминации и преследования
В 2018 году Тендайи Ачиуме[англ.], специальный докладчик ООН по расизму, опубликовала доклад Совета ООН по правам человека, в котором сообщается, что «в мире более 75 % известных лиц без гражданства принадлежат к небелым группам», и подчёркивается роль этнонационализма в международной практике лишения права гражданства[22]. В докладе Ачиуме отметила, что международное право запрещает гражданам дискриминировать неграждан на основании их расы, происхождения, национального или этнического происхождения, а также заявила, что законы о гражданстве, национальности и иммиграции, которые дискриминируют неграждан нарушают международное право[22]. Она также отметила негативную роль законов, ограничивающих право на брак между определёнными национальными, религиозными, этническими или расовыми группами, которые, по её словам, «часто применяются государствами для сохранения, существующей согласно их представлениям, национальной, этнической и расовой „чистоты“»[22]. Ачиуме назвала этнонационалистическую политику «наиболее очевидной движущей силой расовой дискриминации в законах о гражданстве и иммиграции», которую ведут популистские лидеры, определяющие нации «с точки зрения предполагаемых кровных связей и этнической принадлежности»[22].
В XIX и XX веках европейские колониальные державы использовали этнонационализм для оправдания лишения гражданства колониальных подданных, а в Европе евреи и рома не имели гражданства на тех же основаниях[22]. Сегодня мигранты часто становятся объектом этнонационалистической риторики, связанной с идеями «этнической чистоты и сохранения религиозной, культурной или языковой самобытности»[22]. В странах с богатой историей иммиграции также наблюдается дискриминация некоторых расовых, религиозных и национальных групп. Ачиуме назвала положение мусульман-рохинджа «пугающим примером», поскольку Закон о гражданстве Бирмы 1982 года дискриминирует их по этническому признаку и делает многих рохинджа лицами без гражданства[22]. Подходящим примером подобных предубеждений в развитых странах названо нарушение прав афро-карибских[англ.] британских граждан из «поколения Виндраш». Государства во всем мире используют дезинформацию, чтобы представить «определенные расовые, национальные и религиозные группы как представляющие врождённую угрозу для национальной безопасности» и оправдывают лишение их прав или отказ в правах[22].
Крайние формы этнического национализма, как в случае с преследованием правительством Мьянмы народа рохинджа, рассматриваются как причины актов геноцида и этнических чисток[23][24]. В книге 2005 года «Большая игра геноцида[англ.]» историк Дональд Блоксхэм утверждал, что геноцид армян «даёт пример явной логики этнического национализма, доведённого до абсолютной крайности в многонациональных сообществах»[25].
Примечания
- ↑ Leoussi, 2001, p. 81—84.
- ↑ Smith, 1987, p. 134—138, 144–149.
- ↑ Smith, 2009, p. 61—80.
- ↑ Smith, 1981, p. 18.
- ↑ Roshwald, 2001.
- ↑ Muller, 2008.
- ↑ Rangelov, 2013.
- ↑ Yilmaz, 2018.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Шнирельман, 2015.
- ↑ Dumont, Louis. German Ideology. From France to Germany and back. Chicagoand London: University of Chicago Press, 1994. P. 10—11.
- ↑ Mosse, George L. The crisis of German ideology. Intellectual origins of the Third Reich. London: Weidenfeld and Nicolson, 1966. P. 16, 67.
- ↑ Hermand, Jost. Old dreams of a new Reich: Volkisch utopias and national socialism. Bloomington: Indiana University Press, 1992. P. 190, 193.
- ↑ Раскин Д. И. Идеология русского правого радикализма в конце 19 — начале 20 вв. // Р. Ш. Ганелин (ред.). Национальная правая прежде и теперь: историко-социологические очерки. Ч. 1. СПб.: Институт социологии, 1992.
- ↑ Rosenthal, 2002.
- ↑ 15,0 15,1 Николаев, Атнашев, 2016, с. 327—337.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 Тишков, 2013, с. 176—177.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 Иванов, Казин, Светлов, 2015, с. 143—157.
- ↑ Фукуяма, 2004.
- ↑ Шнирельман, 2012.
- ↑ 20,0 20,1 20,2 20,3 Le Bossé, 2021.
- ↑ Safran, 2008.
- ↑ 22,0 22,1 22,2 22,3 22,4 22,5 22,6 22,7 Ethno-nationalism denies millions their citizenship rights . Human Rights Council (5 July 2018).
- ↑ Smith, 1994.
- ↑ Ahmed, 1995.
- ↑ Bloxham, 2005, p. 86.
Литература
- Национализм / Тишков В. А. // Нанонаука — Николай Кавасила [Электронный ресурс]. — 2013. — С. 176—177. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3.
- Иванов А. А., Казин А. Л., Светлов Р. В. Русский национализм: основные вехи исторического осмысления // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2015. — № 4. — С. 143—157.
- Николаев С. Г., Атнашев В. Р. Гражданский национализм в Российской Федерации // Россия в глобальном мире. — 2016. — № 9 (32). — С. 327—337.
- Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М. Б. Левина. — М.: АСТ, 2004.
- Шнирельман В. А. Русское родноверие : неоязычество и национализм в современной России. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2012. — xiv + 302 с. — ISBN 978-5-89647-291-9.
- Шнирельман В. А. Арийский миф в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
- (1995) «'Ethnic cleansing': A metaphor for our time?». Ethnic and Racial Studies 18 (1): 1–25. doi:10.1080/01419870.1995.9993851.
- (2016) «Ethnocracy: Exploring and Extending the Concept». Cosmopolitan Civil Societies 8 (3): 1–29. doi:10.5130/ccs.v8i3.5143.
- Bloxham, Donald. The Great Game of Genocide: Imperialism, Nationalism, and the Destruction of the Ottoman Armenians. — Oxford University Press, 2005. — ISBN 9780191500442.
- Le Bossé, Mathias. Ethnonationalism // Geography, 18 July 2021. — Oxford Bibliographies, 2021. — ISBN 978-0-19-987400-2. — doi:10.1093/OBO/9780199874002-0232.
- Encyclopedia of Nationalism. — New Brunswick, NJ : Transaction Publishers, 2001. — ISBN 9781412822558.
- Muller, Jerry Z. (2008). «Us and Them: The Enduring Power of Ethnic Nationalism». Foreign Affairs 87 (2): 18–35.
- (2018) «Folk theories of nationality and anti-immigrant attitudes». Nature Human Behaviour 2 (5): 343–347. doi:10.1038/s41562-018-0334-3. PMID 30962601.
- Rangelov, Iavor. Nationalism and the Rule of Law: Lessons from the Balkans and Beyond. — Cambridge University Press, 2013. — P. 19–44. — ISBN 9780511997938. — doi:10.1017/CBO9780511997938.
- Rosenthal J. T. (2002). «Batson revisited in America’s «New Era» of multiracial persons». Seton Hall Law Review (33).
- Roshwald, Aviel. Ethnic Nationalism and the Fall of Empires: Central Europe, the Middle East and Russia, 1914–1923. — London and New York : Routledge, 2001. — ISBN 9781134682539.
- (2008) «Language, ethnicity and religion: a complex and persistent linkage: Language, ethnicity and religion». Nations and Nationalism 14 (1): 171–190. doi:10.1111/j.1469-8129.2008.00323.x.
- (1999) «Towards a theory of modern genocide. Comparative genocide research: Definitions, criteria, typologies, cases, key elements, patterns and voids». Journal of Genocide Research 1 (1): 13–23. doi:10.1080/14623529908413932.
- Smith, Anthony D.[англ.]. The Ethnic Revival in the Modern World. — Cambridge : Cambridge University Press, 1981. — ISBN 9780521232678.
- Smith, Anthony D.[англ.]. The Ethnic Origins of Nations. — Oxford and New York : Blackwell, 1987. — ISBN 9780631152057.
- Smith, Anthony D.[англ.] (1994). «Ethnic Nationalism and the Plight of Minorities». Journal of Refugee Studies 7 (2–3): 186–198. doi:10.1093/jrs/7.2-3.186.
- Smith, Anthony D.[англ.]. Ethno-symbolism and Nationalism: A Cultural Approach. — London and New York : Routledge, 2009. — ISBN 9781135999483.
- Thompson, J. (2021). «What it means to be a "true American": Ethnonationalism and voting in the 2016 U.S. presidential election». Nations and Nationalism 27: 279–297. doi:10.1111/nana.12638.
- Thompson, J. (2022). «Ethnonationalism and White immigration attitudes». Nations and Nationalism 28 (1): 31–46. doi:10.1111/nana.12754.
- (2018) «The Rise of Ethnic Nationalism, Intra-State Conflicts and Conflict Resolution». Journal of TESAM Akademy 5 (1): 11–33. doi:10.30626/tesamakademi.393051.