Паназиатизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Японский паназиатский буклет периода Второй мировой войны, изображающий борьбу коренных народов Азии против западного колониализма.

Паназиати́зм (также азиатизм) — идейно-политическое течение, призывающее к единению, интеграции и гегемонии азиатских народов.

Паназиатизм в Японии

Паназиатские идеи появились в Японии еще в начале XX века. После успешной модернизации Японии в эпоху Мэйдзи, многие японские мыслители стали выражать солидарность с азиатскими народами, страдающими под пятой западного империализма и колониализма. Первыми сторонниками паназиатской идеи в Японии стали Токити Таруи (1850-1922), который выступал за объединение Японии и Кореи для совместной обороны от европейских держав[1], и Кентаро Ой (1843-1922), который пытался создать внутреннее конституционное правительство в Японии и провести реформы в Корее. Усиление интереса к проблемам других народов Азии проявилась в научном интересе к культуре, религиям и языкам Индии. В 1899 году, в Токийском императорском университете была открыта кафедра санскрита и кави, а в 1903 году - кафедра сравнительного религиоведения. В 1900 году, индийскими студентами в Японии была основана Восточная молодежная ассоциация. Их антибританская и антиколониальная деятельность вызвала ужас у правительства доминиона после репортажа в лондонском Spectator. Победа в русско-японской войне вызвала укрепление паназиатизма в массовом сознании японского народа. Так же, интерес к паназиатизму после этих событий проявили Рабиндранат Тагор, Шри Ауробиндо и Сунь Ятсена.

Так же, паназиатистом был Тотен Миядзаки, соратник Сунь Ятсена и японский республиканец. Критиком европейского колониализма и империализма был так же Окакура Какудзо (1862-1913), который видел в нём «разрушение красоты и гармонии». Он выступал за борьбу объединенной Азии против европейской цивилизации[2].

Наибольшую распространенность получил в Японской империи в эпоху правления императора Сёва. Одним из идеологов паназиатизма являлся Икки Кита.

Наибольший расцвет паназиатизма пришёлся на период Второй мировой войны. Японская пропаганда в рамках идеи Великой восточноазиатской сферы взаимного процветания насаждала паназиатскую идеологию на азиатских территориях, оккупированных японскими войсками. Для большей эффективности Япония поспособствовала образованию на этих территориях де-юре независимых государств, таких как государство Бирма, Маньчжоу-го, Азад Хинд и так далее. Главный паназиатский лозунг — Азия для азиатов — призывал к борьбе коренных азиатских народов против британского и американского колониализма.

В советских источниках паназиатизм неизменно ассоциируется с японским милитаризмом и империализмом. Так, словарь Ушакова характеризует понятие «паназиатизм» как:

политику японского империализма, пропагандирующую идею «Азия для азиатов» с целью оправдания захватнических войн в Азии[3].

Паназиатизм вне Японии

Сунь Ятсен был сторонником деколонизации Азии и рассматривал вариант объединения Азии, однако осуждая японские проекты. Один из китайских коммунистических идеологов, Ли Дачжао, так же выступал за освобождение азиатских народов и создание «великого азиатского союза» на условиях равноправия.

Смыкающийся с туранизмом вариант паназиатизма существует в Турции, причем турецкие паназиатисты во многом сочувствуют действиям Японии в ходе Второй Мировой войны[4][5][6]. В современной России концепции паназиатизма придерживается Ясеневистский Красно-Зеленый Фронт.

См. также

Примечания

  1. Tarui, Tokichi (1893) Daito Gappo-ron
  2. Okakura, Tenshin (1904) Ideal of the East
  3. Определение «паназиатизм» в словаре Ушакова
  4. pan-Asianism (тур.). Insight Turkey. Дата обращения: 21 марта 2022. Архивировано 18 апреля 2022 года.
  5. Telli̇el, Yunus Doğan (1 June 2011). «Cemil Aydın, The Politics of Anti- Westernism in Asia: Visions of World Order in Pan-İslamic and Pan-Asian Thought» (tr). Osmanlı Araştırmaları (Ottoman Studies) 37 (37): 249–253. ISSN 0255-0636.
  6. Panislamizmden Büyük Asyacılığa A. Merthan Dündar (тур.). Ötüken Kitap. Дата обращения: 24 марта 2022. Архивировано 18 апреля 2022 года.