Эриба-Мардук
Эриба-Мардук | |
---|---|
аккад. ![]() Erība-Marduk «Мардук приумножил» | |
ок. 770 — 761 до н. э. | |
Предшественник | Мардук-апла-уцур |
Преемник | Набу-шума-ишкун |
|
|
Род | VIII Вавилонская династия (Династия «Э») |
Эриба-Мардук — царь Вавилонии приблизительно в 770 — 761 годах до н. э. из VIII Вавилонской династии.
Правление
Этот царь был сыном или потомком Мардук-шакин-шуми. Он принадлежал к племени Бит-Якин и пришёл из Страны Моря, о чём прямо говорится в «Династических хрониках (ABC 18)»[1] и что далее подтверждается единородным происхождением его прямого потомка Мардук-апла-иддина II. Сохранилась печать с именем Мардука-шакин-шуми, который возможно, был отцом Эриба-Мардука. Эта печать изображает царственного или княжеского человека с длинным изогнутым посохом в руке. На печати этот Мардук-шакин-шуми утверждает, что он — сын Мардука-зера-убаллита и член племени Бит-Якин, того же племени, к которому принадлежал Эриба-Мардук. Возможно, этот Мардук-шакин-шуми был одним из неизвестных царей периода анархии и хаоса между правлением Баба-аха-иддина и Эриба-Мардука.
Время и продолжительность правления Эриба-Мардука неизвестны; но он правил не менее девяти лет, и его правление, предположительно, прервалось незадолго до 760 года до н. э. (самая поздняя возможная дата первого года правления его преемника). Все факты, окружающие Эриба-Мардука, сохранились во многом благодаря той высокой оценке которою ему предоставили более поздние цари. Мардук-апла-иддин II, могущественный правитель, сам по себе имел обыкновение с гордостью прослеживать свою родословную до Эриба-Мардука следующими словами: (1) «законный [и] первородный наследник Эриба-Мардука, царя Вавилона, который восстановил основание земли»; (2) представитель «династии Эриба-Мардука»; (3) «берущий имя своего отца, родившего нам прославленного потомка Эриба-Мардука, царя Вавилона, который восстановил основание земли»; (4) «[законный и] главный [наследник], непреходящее царское семя, [потомок Эрибы]-Мардука, царя справедливости, который восстановил[-установил основание земли]». Из этих отрывков можно сделать вывод, что Мардук-апла-иддин приписывал реорганизацию Вавилонии после периода анархии в начале VIII века до н. э. своему предку Эриба-Мардуку. Был ли Эриба-Мардук его отцом или дедом, судя по тону надписей, неизвестно, но последняя альтернатива кажется хронологически более правдоподобной.
Другими более поздними царями Вавилона, которые упоминали Эриба-Мардука в своих надписях, были Асархаддон и Набонид. Надпись Асархаддона (681—669 годы до н. э.), повествует о том, как часть храма Иштар в Эанне в Уруке, святилище Эхилианна богини Нанайя, первоначально построенное Нази-Марутташем в XIII веке до н. э., было восстановлено Эриба-Мардуком. Однако не все реставрации пришлись по душе его преемникам. Согласно Харранской стеле Набонида (556—539 годы до н. э.), во время правления Эриба-Мардука была проведена кощунственная реформа культа Иштар (bēltu ša Uruk, «владычицы Урука»), когда жители Урука заменили её статую на неподходящую, распрягли её упряжку из львов и убрали святилище.
Помимо того, что под его контролем находился Урук на юге, Эриба-Мардук также ко второму году своего правления твердо владел Вавилоном и Борсиппой на севере. Заявление в «Эклектической хронике (ABC 24)» о том, что он «взял за руки» Мардука и Набу на втором году правления[2], по-видимому, подразумевает, что он не владел этими территориями в достаточной степени в начале первого года, чтобы соблюсти там все установленные обряды по получению власти из рук богов Мардука и Набу на Новогоднем празднике. Несмотря на южное происхождение Эриба-Мардука, он заботился о храмах Эсагилы и Эзиды в Вавилоне и Борсиппе, также как и о храмах в Уруке, хотя о степени его ремонтных работ в этих храмах, кроме восстановления трона Мардука[3], ничего не известно.
Хотя Эриба-Мардук сам был их соплеменником, он активно сопротивлялся наступлению арамеев c запада на земли граждан Вавилона и Борсиппы. Он победил арамеев, незаконно завладевших этой землей и вернул поля и сады их законным владельцам[4]. От этого правления сохранился один частный юридический текст, до сих пор не опубликованный. Написанный в Вавилоне на девятом году правления Эриба-Мардука этот документ говорит о продаже земли, согласно которому члены клана bīt errēši («Дом земледельца») избавлялись от части своих земель. Это показывает, что арамейские и халдейские племена уже осели в Вавилонии, приняв вавилонские порядки и в некоторой степени соблюдая вавилонскую правовую процедуру.
Его единственная сохранившаяся царская надпись говорит, что он носил просто титул «царь Вавилона» и он, видимо, старался оправдать этот эпитет как путём внутренней, так и путем внешней политики, защищая страну от внешних агрессоров. После многих лет анархии, страна всё ещё находилась в состоянии нестабильности; и казалось, что только сильный правитель одного из могущественных южных племён смог бы восстановить подобие порядка в стране. Династическая хроника указывает, что преемник Эриба-Мардука Набу-шума-ишкун не принадлежал к его роду, поскольку о нём говорится как о человеке из Халдеи а не из Страны Моря, а также отмечается смена династии на этом этапе[5]. Никаких дополнительных доказательств по этому вопросу в настоящее время нет[6].
Отношения Вавилонии и Ассирии не оставались спокойными во время правления Ашшур-дана III (773—755 года до н. э.). Вероятно, временем воцарения Эриба-Мардука на престоле Ашшур-дан счёл необходимым начать несколько кампаний против территорий в северной Вавилонии. Поводом для этого могло стать усиление контроля Эриба-Мардука над севером своей страны. Так Ашшур-дан выступил против города Ганнаты на Дияле в 771 году до н. э., против Марада в 770 году до н. э., против Иту’ в 769 году до н. э. и снова против Ганнате в 767 году до н. э. В дальнейшем, между 766 и 745 годом до н. э., годом смерти Ашшур-нирари V, согласно спискам эпонимов, дальнейших походов ассирийцев на Вавилон не было.
VIII Вавилонская династия (Династия «Э») | ||
Предшественник: Мардук-апла-уцур |
царь Вавилонии около 770 — 761 до н. э. |
Преемник: Набу-шума-ишкун |
Примечания
- ↑ Династические хроники (ABC 18), VI.C5—C7
- ↑ Эклектическая хроника, Rev.9—10
- ↑ Эклектическая хроника, Rev.16
- ↑ Эклектическая хроника, Rev.11—13
- ↑ Династические хроники (ABC 18), VI.C8—C9
- ↑ J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 221—224.
Литература
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.