Набу-мукин-апли
Набу-мукин-апли | |
---|---|
аккад. ![]() dNabû-múkîn-apli; «Набу упрочил наследника» | |
![]() | |
979 — 943 до н. э. | |
Предшественник | Мар-бити-апла-уцур |
Преемник | Нинурта-кудурри-уцур II |
|
|
Род | VIII Вавилонская династия (Династия «Э») |
Отношение к религии | шумеро-аккадская мифология |
Набу-мукин-апли — царь Вавилонии, правил приблизительно в 979 — 943 годах до н. э. Основатель VIII Вавилонской династии.
Период его правления падает на середину так называемых Вавилонских тёмных веков и, следовательно, характеризуется крайней скудностью древних источников. В его царствование набеги арамеев были особенно дерзки и доходили до Вавилона и Борсиппы так, что царь не всегда мог в весенний праздник Нового года совершить обычную церемонию и статуя бога Набу не могла быть доставлена по Евфрату в Вавилон.
Правление
Этот первый правитель новой династии правил очень долго, по крайней мере тридцать шесть лет лет, хотя число в «Царском списке A» несколько размыто и не может считаться полностью достоверным. Большая продолжительность его правления подтверждается кудурру, в котором упоминается судебный иск на его двадцать пятом году правления и «Религиозной хроникой (ABC 17)», сообщающей о знамении, на двадцать шестом году его правления. Ничего не известно о его происхождении и того, как он стал царём, но трон удерживался в его семье и после его смерти, поскольку двое его непосредственных преемников были его сыновьями.
Правление Набу-мукин-апли хоть и долгое, вряд ли было мирным, судя по большинству источников. Арамеи бесчинствовали в западных районах страны, по крайней мере, с его седьмого по двадцатый год правления и, возможно, даже дольше. Источники вряд ли позволяют нам восстановить непрерывное повествование; так что соответствующие документы рассматриваются здесь отдельно. Первое упоминание о его правлении содержится в «Эклектической хронике (ABC 24)», где в одном из сохранившихся отрывков можно прочитать: «(в нисане) первого года Набу-мукин-[апли]…»[1]. Невозможно выяснить значение загадочного намёка в этой хронике, хотя наиболее вероятной интерпретацией было бы то, что праздник Нового года не отмечался в первый год правления царя. Это может подразумевать, что Набу-мукин-апли лишь постепенно добился контроля над страной.

Сохранившиеся части «Религиозной хроники (ABC 17)» посвящены почти исключительно правлению двух вавилонских царей. Имя первого не сохранилось, но второй, чьё правление описано через две колонки знамений, — это Набу-мукин-апли. Помимо упоминаний о диких животных, появляющихся в местах расселения людей, которыми, по-видимому, озабочена «Религиозная хроника» и которые мало значимы для политической истории, мы находим многочисленные утверждения, о беспорядках в стране, вызванных арамейскими нашествиями. В не менее чем одиннадцати из первых двадцати лет правления Набу-мукин-апли, процессии Мардука и Набу за пределами города Вавилона на Новогоднем празднике не смогли состояться из-за близости враждебных кочевников. Дело в том, что храм Набу находится в соседнем городе Борсиппа и праздник, казалось, включал перевозку культовых идолов в город Вавилон. Набу как бы «посещал» своего отца и главного бога Мардука, который «выходил» ему навстречу. Хотя подношения были сделаны, чтобы исправить эти плохие предзнаменования, беспорядки продолжались некоторое время. На седьмом году правления Набу-мукин-апли вообще не смог подняться вверх по течению в Вавилон, а на восьмом году его правления Ворота у переправы (bāb nēberi) в Кар-Бел-матати, к югу от Вавилона, оказались в руках арамеев, так что царь не смог пересечь реку. В эти трудные времена, продолжительностью не менее чем с седьмого по двадцатый годы правления Набу-мукин-апли страна часто подвергалась набегам кочевников[2].
Дополнительную картину рисует кудурру BBSt № 9, который датируется тем же правлением. Занимаясь преимущественно делами клана Абираташа в поселке Ша-мамиту, данный документ даёт информацию об уплате налогов этой семьей между вторым годом Нинурта-кудурри-уцура I и двадцать пятым годом Набу-мукин-апли. Налоги были выплачены в виде взносов, которые должны были быть переданы «хрантелю лошадей (полученых) в качестве дохода»; и двадцать пятый год правления Набу-мукин-апли, по-видимому, ознаменовался попыткой усилить сбор налогов. Отчёт, сохраненный на кудурру указывает на отсутствие письменного отчёта об уплате налогов в третий и четвертый годы Набу-мукин-апли, а только устное заявление Арада Сибитти, члена клана Абираташа; эти годы пришлись на срок Бел-иддина как «хранителя лошадей». В течение срока полномочий следующего «хранителя» Эанна-мудаммика, занимавшего должность с пятого по двадцать четвертый год правления Набу-мукин-апли, он получил четыре осла (по сравнению только с двумя ослами в третий и четвертый годы). Можно предположить, что сбор налогов в течение эти лет, когда арамеи беспокоили страну, были в лучшем случае нерегулярными. Итак, на двадцать пятом году правления появился новый «хранитель» Кудаджу и был произведён расчёт за предыдущие тридцать три года и уплачены налоги.
Единственные другие первоисточники, известные в настоящее время со времён его правления, — это краткая надпись царя на луристанских бронзовых наконечниках стрел, два луристанских бронзовых ведра с именами его сыновей и неопубликованный хозяйственный текст в Женевском музее искусства и истории. Существует ещё один фрагмент кудурру (CBS 13873), но он сильно повреждён и не дает полезную информацию о его правлении.
Мало что известно о размерах царства Набу-мукин-апли в то время. Конечно, западные области Вавилонии вокруг Евфрата были неспокойны из-за нападений кочевников на протяжении большей части его правления, но такое положение дел вряд ли было новым для Вавилонии. Поскольку города, упомянутые в кудурру (BBSt № 9), не поддаются локализации, не возможно сказать, какой большой территорией правил Набу-мукин-апли. Однако, по крайней мере, из титула свидетеля в кудурру, что был наместник Исина во время его правления. Собственная резиденция Набу-мукин-апли была расположен к югу от Вавилона. Сохранился короткий титул этого короля. Он претендует на обычного «царя Вавилона», а также на банального «царя мира» (šar kiššati). Однако, значение этх титулов было минимальным, за исключением того, что он хотел, чтобы его считали вавилонским монархом по старой традиции. За Набу-мукин-апли на троне по очереди следовали два его сына. Эти царевичи и третий сын были главными свидетелями на кудурру BBSt № 9:
- Нинурта-кудурри-уцур, сын царя (DUMU LUGAL)
- Римут-или, сын царя, šatammu жрец в храме
- Мар-бити-аххе-иддина, сын царя
Первый и третий из этих князей сменили Набу-мукин-апли; второй удовлетворенный прибыльным положением на всю жизнь, похоже, был оставлен без внимания. И Нинурта-кудурри-уцур, и Римут-или оставили надписи на луристанских бронзовых вёдрах этого царствования; в них Нинурта-кудурри-уцур носит титул «князь» и Римут-или титул šatam ekurrāti (жрец в храме)[3].
Из «Синхронической истории» известно, что он был современником ассирийского царя Тиглатпаласара II[4]. В период его правления племена Калду (халдеи) поселились в Стране Моря на крайнем юге Месопотамии.
Правил Набу-мукин-апли 36 лет[5].
VIII Вавилонская династия (Династия «Э») | ||
Предшественник: Мар-бити-апла-уцур |
царь Вавилонии около 979 — 943 до н. э. |
Преемник: Нинурта-кудурри-уцур II |
Примечания
- ↑ Эклектическая хроника (ABC 24), Ob.17
- ↑ Религиозная хроника (ABC 17), III.2—19
- ↑ J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 171—174.
- ↑ Синхроническая история A.117, KAV 216 (Ass. 14616c), iii 9 (Археологический музей Стамбула), а также фрагменты KAV 10 (VAT 11261, в Музее Передней Азии в Берлине) ii 3 KAV 182 (Ass. 13956dh) iii 6
- ↑ Вавилонский список царей A, табличка BM 33332 iii 15 в Британском музее
Литература
- Тураев Б. А. История Древнего Востока / Под редакцией Струве В. В. и Снегирёва И. Л. — 2-е стереот. изд. — Л.: Соцэкгиз, 1935. — Т. 2. — 15 250 экз.
- Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.