Перейти к содержанию

Мардук-закир-шуми I

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мардук-закир-шуми I
аккад. 
Marduk-zâkir-šumi
(пишется mdAMAR.UTU-za-kir-MU)
«Мардук назвал наследника»
Мардук-закир-шуми I, изображённый на пьедестале трона Салманасара III. Национальный музей Ирака, БагдадМардук-закир-шуми I, изображённый на пьедестале трона Салманасара III. Национальный музей Ирака, Багдад
ок. 855 — 819 до н. э.
Предшественник Набу-апла-иддина
Преемник Мардук-балассу-икби

Род VIII Вавилонская династия (Династия «Э»)
Отец Набу-апла-иддин

Мардук-закир-шуми I — царь Вавилонии, правил приблизительно в 855819 годах до н. э. Сын Набу-апла-иддина.

После смерти отца поделил царство со своим братом Мардук-бел-усати. Мардук-закир-шуми взял север страны с Вавилоном, а Мардук-бел-усати достался юг. Однако Мардук-бел-усати на юге вступил в соглашение с халдеями и вместе с ними двинулся на Вавилон, изгнав брата. Тогда вавилоняне обратились за помощью к Салманасару III, царю Ассирии. Последний с готовностью двинулся на Вавилон и выгнал Мардук-бел-усати, который бежал в горы. Затем Салманасар двинулся в Халдею, разрушая крепости халдейских князей. Халдеи принесли дань. Вавилон, Борсиппа, Куту встретили Салманасара как избавителя. Ассирийский царь восстановил в этих городах жертвенники, оскверненные халдеями, и принёс богам торжественные жертвы. Однако за эту услугу Мардук-закир-шуми был вынужден уступить ассирийцам значительные территории, и стал фактически вассалом ассирийского царя.

В 827 году до н. э., когда в Ассирии вспыхнула гражданская война, претендент на престол Шамши-Адад V обратился за помощью к Мардук-закир-шуми. С помощью вавилонян Шамши-Адад V утвердился на ассирийском престоле (ок. 822 года до н. э.), но был вынужден вернуть Мардук-закир-шуми территории, отнятые у того Салманасаром III. Впоследствии в 819 году до н. э. Шамши-Адад V начал боевые действия против Вавилонии и вновь подчинил последнюю своей власти. Остался договор Шамши-Адада с Мардук-закир-шуми I, текст которого сохранился крайне фрагментарно.

Правление

Когда долгое правление Набу-апла-иддина, продолжавшееся более тридцати лет, подошло к концу, Мардук-закир-шуми I взошёл на трон своего отца. Точная продолжительность его правления неизвестна, но, должно быть, она составляла не менее двадцати семи лет. Царь унаследовал от отца союз с Ассирией, который оказался выгодным в его ранние годы. В какой-то момент вскоре после начала его правления его младший брат, Мардук-бел-усати, восстал против него и нашёл поддержку своему восстанию в больших частях Вавилонии, особенно в регионе реки Диялы и на землях расселения халдейских и армейских племен на юге около Персидского залива. Мардук-закир-шуми не смог справиться с восстанием в одиночку, и к 851 году до н. э. был вынужден обратиться за помощью к старому союзнику своего отца, Салманасару III. Салманасар немедленно ответил, лично поведя армию на территорию мятежников и заявив о своей первой победе при Ме-Тумате на Дияле, где он разграбил город. Затем он повернулся лицом к Мардуку-бел-усати в городе Ганнанат и заявил о своей победе там. Салманасар запер Мардука-бел-усати в городе, но не смог его взять и поэтому был вынужден довольствоваться уничтожением урожая в окрестностях, вырубкой садов и запрудой реки.

Однако в следующем году Салманасар возобновил свои усилия против вавилонских мятежников. Он покинул Ниневию в двадцатый день месяца нисан и разграбил город Лахиру, прежде чем отправиться в Ганнанат. Салманасар захватил Ганнанат, но не раньше, чем Мардук-бел-усати сбежал и направился в горы земли Ясуби. Салманасар преследовал его до Армана (Халмана) и взял город; и здесь Мардук-бел-усати и его последователи были окончательно побеждены. С крахом лидера мятежников сопротивление в регионе Диялы правительству Мардука-закир-шуми прекратилось.

Хотя большинство изданий анналов Салманасара создают впечатление, что ассирийский царь предпринял походы против Мардука-бел-усати в одиночку, вероятно, это было не так. В самом полном и наиболее современном отчете об этих событиях мы узнаем, что Салманасар пошёл только на помощь Мардуку-закир-шуми и что Мардук-закир-шуми разделил с ним победу. В тексте, написанном несколько лет спустя, Салманасар должен был утверждать, что он прочно утвердил Мардука-закир-шуми на троне своего отца.

После падения Армана ассирийский царь посетил Куту, Вавилон и Борсиппу, главные культовые центры северной Вавилонии. Он лично явился в главные святилища богов в этих трёх городах, одарил святилища щедрыми дарами и пожертвованиями, и чествовал свободных граждан Вавилона и Борсиппы на роскошных пиршествах, одаривая их яркими одеждами и другими дарами.

Фрагмент пьедестала трона Салманасара III. На передней панели этого пьедестала изображен Салманасар III (справа), пожимающий руку Мардук-закир-шуми I (слева), царю Вавилона. Оба они окружены стражниками и стоят под балдахином с бахромой, поддерживаемым шестами. Сцена изображает поддержку Салманасаром Мардук-закир-шуми в борьбе с его мятежным братом Мардук-бел-усати и восхождение Мардук-закир-шуми на трон. Место этого фрагмента на пьедестале (на передней панели в центре) отражает его важность как одного из величайших достижений Салманасара III. Этот пьедестал был найден в восточной части тронного зала (T1) в крепости Салманасара в городе Нимруде в 1962 году. Пьедестал был завершён примерно в 846/845 годах до н. э. (это был 13-й год правления царя Салманасара III). Экспонируется в Национальном музее Ирака в Багдаде

Когда Салманасар выразил своё почтение богам Вавилонии, он обратил своё внимание на беспокойные племена на юге. Он спустился, как он утверждает, в регион Халдеи (Kaldu) и приблизился к Бакани, укрепленному городу племени Бит-Даккуру. Окружив город, он захватил его и забрал много добычи, включая скот. Он сжёг Бакани, а затем отправился в столицу Адину, вождя племени Даккуру. По пути Салманасару пришлось пересечь Евфрат; и вскоре после этого Адину сдался без борьбы, заплатив обильную дань, включая серебро, золото, бронзу, олово, железо и слоновую кость. Следуя примеру Адину, Мушаллим-Мардук, вождь племени Бит-Амукану, Якин, царь Страны Моря, добровольно подчинились Салманасару и заплатили такую ​​же дань. Более поздние издания анналов Салманасара иногда сокращают рассказ об этих событиях и делают южные завоевания ассирийского царя более грандиозными: он захватил халдейские города, путешествовал до «Горького моря» (Персидского залива), и получил дань от всех халдейских «царей» в Вавилонии.

Это первое появление в истории трёх племен, Бит-Амукану, Бит-Даккуру и Бит-Якин, которые будут играть важную роль в истории во времена Саргона II и его потомков, когда они часто поднимали Вавилонию на восстание против ассирийского господства. Однако об х ранней истории известно очень мало. Судя по статьям дани, которую они платили Салманасару, включавшим драгоценные металлы, слоновую кость и дорогие породы дерева, они, вероятно, контролировали прибыльные торговые пути, проходящие через южную Вавилонию; и, взяв за критерий богатство племен, мы можем видеть, что внешняя торговля процветала в середине IX века до н. э., как и в прошлые эпохи. Племена могли номинально подчиняться вавилонской короне; но они были практически автономны, и Салманасар обращался с ними как с независимыми единицами. Хотя Салманасар утверждал, что все три основных племени подвластны ему, это подчинение, вероятно, было символическим; и его преемнику, Шамши-Ададу V, пришлось снова с ними сражаться.

Ассирийские армии во время правления Салманасара также действовали в регионе, который ранее принадлежал к северо-восточной Вавилонии, но обрёл независимость примерно в середине IX века до н. э. Намри, который находился под управлением вавилонских царей Второй династии Исина, но о котором редко слышали в то время, стал политически независимым, хотя один из его современных правителей носил вавилонское имя Мардук-мудаммик. Этот князь, по-видимому, создавал проблемы на ассирийской границе; и Салманасар победил его в 843 году до н. э., поставив Янзу, члена племени Ханбан (Хаббан) на его место. Это было частью обширной кампании, которая шла от Замуа на севере и затрагивала земли Намри, Хаббана и Туклиаша (= Туплиаш), все ранее находившиеся в сфере влияния Вавилона. Янзу, носивший титул «царь Намри», оставался относительно послушным в своей номинальной независимости до 835 года до н. э., когда Салманасар был вынужден провести обширную кампанию по покорению области и привез Янзу в качестве пленника в Ассирию. Наконец, в 828 году до н. э., за год до того, как вспыхнуло великое ассирийское восстание, Салманасар должен был отправить последнюю кампанию против Намри и прилегающих регионов. Эта область к тому времени определенно перешла в сферу влияния Ассирии и некоторое время была целью для ассирийских атак всякий раз, когда местные жители слишком настойчиво заявляли о своей независимости.

С другой стороны, на северо-западной периферии Вавилонии у нас есть только самые смутные указания на современные условия. Салманасар в какой-то момент своего правления собирал дань с Мардука-апла-уцура из Сухи на среднем Евфрате. Вавилонское имя правителя ожидаемо, так как большинство правителей Сухи в это время носили хорошие аккадские имена. Дань состояла из «серебра, золота, золотых сосудов, слоновой кости, ладана, виссона, ярких одежд и полотна» и показывает богатство Сухи в этот период, полученное в основном от торговли, проходящей вдоль среднего Евфрата. На Черном Обелиске рельеф, изображающий дань Мардука-апла-усура, показывает короткобородых слуг, несущих дань, и львов, охотящихся на оленя в группе пальмовых деревьев; нет изображения Мардука-апла-уцура, подчиняющегося Салманасару.

Существует два кудурру, которые датируются периодом правления Мардука-закир-шуми I. Первый, из Вавилона, датированный месяцем нисаном его второго года, представляет собой царский дар большого количества сельскохозяйственных земель, дома с восемью комнатами, двумя дворами, фруктового сада и регулярные поставки продовольствия высокопоставленному должностному лицу храма в Уруке Ибни-Иштару, который занимал должности жреца kalû Иштар, ērib bīti Нана, šangû Усурамасса и писца Э-Ана. Этот текст интересен для нас главным образом потому, что он показывает, что, несмотря на относительную независимость халдейских племён, царь всё ещё достаточно контролировал землю на юге до Урука, чтобы даровать её в прямом царском даре. Текст также раскрывает несколько особенностей в провинциальном чиновничестве, которые ранее не присутствовали. Свидетелями сделки были некоторые из высших правительственных чиновников в стране в следующем порядке старшинства:

Кудурру, датрованный 2-м годом правления Мардук-закир-шуми I, с записью о дарении царём земли имущества чиновнику Ибни-Иштару из храма Э-Ана в Уруке
  • Мардук-балаccу-икби, наследный царевич,
  • Набу-аххе-иддина, ša rēš šarri,
  • Иддин-Мардук, «сын» Амукану,
  • Нази-Энлиль, šandabakku,
  • Саггилу, bēl pīḫati,
  • Шума-усур, kalû Мардука и писец.

Помимо высокого положения, назначенного ša rēš šarri, мы видим, что должность šandabakku (губернатора Ниппура) засвидетельствована впервые со времен касситского периода. Šaknu, чиновник, который служил провинциальным губернатором во времена Второй династии Исина, не упоминается в этом тексте; и в большинстве областей этот титул потерял прежнее политическое значение. Другая заслуживающая внимания информация в кудурру включает утверждения о том, что область, предоставленная Ибни-Иштару, не находилась ни в какой провинциальной юрисдикции (NAM la man-ma-an) и, что Вавилония за пределами Урука считалась разделенной в то время на две основные части: Аккад и Страну Моря. Эта терминология — в сочетании с упоминанием Салманасаром Якина как «царя» Страны Моря — убедительно доказывает, что южная Вавилония за пределами более старых городских центров, таких как Урук, была практически независима от юрисдикции вавилонского царя.

Текст на кудурру о продаже земли близ Дильбата, датированный 11-м годом правления Мардук-закир-шуми

Второй кудурру описывает частную продажу земли вдоль Евфрата около Дильбата. Единственным официальным свидетелем передачи был местный губернатор (šākin ṭēmi) Дильбата, который также был отцом покупателя, хотя присутствовали также два других свидетеля и писец. Документ не представляет для нас особого интереса, за исключением информации о том, что дела в Дильбате шли как обычно в одиннадцатый год правления царя и что местный губернатор в то время находился на своем посту по крайней мере семнадцать лет.

Следуя по стопам своего отца, Мардук-закир-шуми совершал пожертвования храмам. Помимо его дара земли, дома и пропитания должностному лицу kalû Иштар в Уруке, мы также знаем о печати из лазурита, которую он подарил богу Мардуку (для ношения на шее божественной статуи в Эсагиле). В посвятительной надписи на этой печати, помимо ожидаемого упоминания его роли «почтенного князя», он называет себя «царём мира» некогда величественный, но довольно заезженный титул к этому времени.

Последним важным событием во время правления Мардук-закир-шуми было широкомасштабное ассирийское восстание, которое вспыхнуло в 827 году и продолжалось до 822 года до н. э. Начавшись в последние годы жизни престарелого Салманасара III, который помог Мардук-закир-шуми укрепить его собственную слабую власть над Вавилоном, восстание распространилось на двадцать семь городов, некоторые из которых были главными городами царства, такими как Ниневия, Ашшур, Арбелы и Аррапха. Хотя в рассказе Шамши-Адада V не упоминается помощь Вавилонии в подавлении восстания, сохранилась копия договора между ним и Мардук-закир-шуми I, который ставит ассирийцев на более низкую ступень, чем его вавилонского союзника, и мог возникнуть только в результате быстрого изменения относительного политического положения Вавилонии и Ассирии. Поэтому кажется вероятным, что Шамши-Адад V победил своего старшего брата Ашшур-дани-наплу и присёк широко распространенное восстание по всей Ассирии, только с помощью Мардук-закир-шуми; и договор следует толковать в свете этих обстоятельств. Салманасар III, по-видимому, был добр к Мардук-закир-шуми I после оказания ему аналогичной помощи во время восстания Мардук-бел-усати. Но Мардук-закир-шуми, похоже, не был столь же снисходителен к Шамши-Ададу V. Сохранилась только часть текста договора между ними; но можно увидеть, что Аккад предшествует Ассирии в перечислении стран, что ассирийскому царю не дается никакого царского титула, что он обязан выдать беглецов из Вавилонии, что он должен обещать сообщить о неком Мардук-римани, если последний замыслит заговор против Вавилонии, и что клятва договора произносится только вавилонскими богами. Шамши-Адад спас свой трон, но, вероятно, в процессе потерял лицо. Договор, унизительный для Ассирии, длился при жизни Мардук-закир-шуми; но его преемник на троне дожил до тех времён, чтобы пожалеть о том дне, когда договор был навязан ассирийскому царю. Момент слабости северного царства вскоре прошёл. Обстоятельства смерти Мардука-закир-шуми неизвестны, но смерть от старости кажется правдоподобным объяснением. За двадцать пять лет до конца его правления его сын был достаточно взрослым, чтобы выступать в качестве свидетеля на кудурру; и этому сыну на момент его смерти было бы по крайней мере сорок пять лет. Как следствие, вероятно, что Мардук-закир-шуми был человеком преклонных лет, когда его правление подошло к концу. Его семья, которая начала править более восьмидесяти лет назад, продолжила владеть троном ещё одно правление, прежде чем она потеряла контроль над страной[1].


VIII Вавилонская династия (Династия «Э»)

Предшественник:
Набу-апла-иддин
и
Мардук-бел-усати
царь Вавилонии
около 855 — 819 до н. э.

Преемник:
Мардук-балаccу-икби

Примечания

  1. J. A. Brinkman. A political history of post-Kassite Babylonia, 1158-722 B.C (англ.). — Analecta Orientalia, 1968. — P. 192—205.

Литература