Шемякина плащаница
Вклад Дмитрия Юрьевича Шемяки в Юрьев монастырь |
|
Положение во гроб. 1444 или 1449 | |
Возду́х | |
Тафта, золотные, серебряные и шёлковые нити, Древнерусское лицевое шитьё. 124,5 × 183 см | |
НГОМЗ, Великий Новгород |
Шемя́кина плащани́ца (подписная плащаница «Положение во гроб» 1444 года[1]:13, 14) — возду́х XV века, являющийся вкладом Дмитрия Юрьевича Шемяки, его жены Софьи Дмитриевны и сына Ивана в Юрьев монастырь Великого Новгорода[2]:193. Хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике (в 2003 году инвентарный номер — ДРТ 20)[1]:30.
Описание
Возду́х несёт изображение Христа во гробе, оплакиваемого четырьмя склонёнными за гробом ангелами с рипидами[1]:30[2]:193. Одной из отличительных черт Шемякиной плащаницы является редкий среди памятников древнерусского шитья иконографический извод «Положения во гроб» — символический, в котором около гроба Христа изображены лишь ангелы и отсутствуют исторические персонажи[1]:13, 14[3]. Плащаница шита разноцветными некручёными шелками «в раскол» и пряденными золотными и серебряными нитями «в прикреп». Фон — оливковая тафта, зашитая синими кручёными шёлковыми нитями[1]:14, 30. На кайме плащаницы пряденными золотными нитями по оливковому атласу вышита почерком XIX века надпись, которая повторяет содержание утраченной древней вкладной «летописи»[1]:31[2]:193, 195:
В лето 6957 индикта 7 как был великий князь Дмитрии Юриевичь в Великом Новегороде и повелением великаго князя наряжен бысть сии воздух в храм святаго великомученика Георгия того же лета месяца августа в 23 день благоверною и его великою княгинею Софьею и при сну благоверном князе Иване и положен бысть в церкви святаго великомученика Христова Георгиа в Великом Новегороде в Юриеве манастыре при архиепискупе Великого Новагорода Евфимии при архимандрите Мисаиле за оставление грехов и спасения ради душ наших и нашим детем и внучатом и правнучатам в сем веце и в будущем аминь
Между средником (центральной частью) возду́ха и краевой надписью вшита кайма чёрного шёлка с изображением символов евангелистов и поясными фигурами святых в медальонах:
- на нижнем поле — мученица Фотиния, евангелисты Лука и Иоанн, апостолы Павел и Пётр, евангелисты Матфей и Марк, мученик Георгий;
- на правом поле — апостол Филипп, мученик Димитрий, апостол Иаков, апостол Иуда (возможно, Иуда Иаковлев);
- на верхнем поле — праведная Анна, мученик Фотий, апостолы Матфий, Иаков, Клеопа, Фаддей и Тимофей, мученицы София с Верой, Надеждой и Любовью;
- на левом поле — апостолы Варфоломей, Андрей, Фома и Симон[1]:30[2]:193.
Из истории плащаницы
В 1815 году архимандрит Амвросий (Орнатский) в VI томе «Истории российской иерархии» указывал плащаницу в перечне «примечательнейших вещей» Юрьева монастыря[4]:749, 751. Архимандрит Амвросий опубликовал также древнюю «летопись», совпадающую с текстом надписи XIX века, и привёл размеры плащаницы: длина 2 аршина 11 вершков, ширина 1 аршин 11 вершков[4]:751, 752.
Андрей Муравьёв в первой половине XIX века упоминал плащаницу среди «драгоценных по своей древности» предметов, хранившихся в ризнице Юрьева монастыря[5]:521. Михаил Толстой в 1862 году писал о «недавнем возобновлении плащаницы»[2]:193. Как отмечает Валентин Янин, «трогательное соседство изображений святых Анны и Фотия» указывает на время возобновления плащаницы: архимандритство Фотия (между 1822 и 1838 годами), или позднее, но до кончины в 1848 году графини Анны Орловой-Чесменской[2]:193. При поновлении плащаницы в XIX веке был заново зашит синим кручёным шёлком фон, появились вставки нового шёлкового и золотного шитья, средник был окружён чёрной шёлковой каймой с фигурами святых и надписью, воспроизводящей первоначальную вкладную «летопись»[1]:14, 30.
В 1925 году плащаница поступила из Юрьева монастыря в древлехранилище Новгородского музея[1]:5, 31. С августа 1994 года включена в экспозицию «Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё» Новгородского государственного объединённого музея заповедника[1]:6, 21[3].
Датировка
Руководствуясь указанием текста надписи, исследователи относили плащаницу к 23 августа 1449 года. При этом существующая надпись не анализировалась с точки зрения достоверности передачи утраченного древнего текста. Кроме того, как правило, не учитывались два обстоятельства: 6957 году соответствует не седьмой, а двенадцатый индикт, и тот факт, что общий смысл надписи несёт на себе отпечаток припоминания («Как был великий князь Дмитрии Юриевичь в Великом Новегороде…»). Анализируя хронологию летописных известий о жизни Дмитрия Юрьевича и его семьи, в частности — их пребывании в Великом Новгороде, В. Л. Янин пришёл к следующим выводам.
- Изготовление и вклад плащаницы в Юрьев монастырь семьёй Дмитрия Юрьевича относится к 1444 году.
- Оригинальная шитая надпись была сделана позднее, но, вероятно, до февраля 1456 года, когда Софья Дмитриевна покинула Великий Новгород
- Первоначальная дата шитой надписи — 6952 (1444) год: очевидно, с течением времени были утрачены нити, составлявшие вертикальную линию последней цифры годовой даты В (2), что привело к превращению её в З (7)[2]:195—197, 199, 202.
Александр Бобров, поддерживая датировку В. Л. Янина, отмечает также, что 23 августа 1444 года выпадало на воскресенье — подходящий день для совершения торжественного вклада плащаницы. Однако, по мнению А. Г. Боброва, шитая надпись с именованием Дмитрия Юрьевича «великим князем» уже была на плащанице в момент вклада, поскольку в 1444 году Шемяка посетил Новгород в качестве одного из двух великих князей-соправителей Руси[6]:522, 523.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Игнашина Е. В. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё в собрании Новгородского музея: Каталог. — Великий Новгород: Моби Дик, 2003. — 128 с.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. — М.: Высшая школа, 1977. — 240 с.
- ↑ 3,0 3,1 Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё (архивная копия 26.10.2008) . Новгородский музей-заповедник.
- ↑ 4,0 4,1 Амвросий (Орнатский Андрей Антонович). История российской иерархии. Часть VI. — М.: В Синодальной Типографии, 1815. — 1148 с.
- ↑ Муравьёв А. Н. Путешествие по святым местам русским. В двух частях. Репринтное воспроизведение издания 1846 года. — М.: Книга — СП «Внешиберика», 1990. — 692 с. — ISBN 5-212-00572-8.
- ↑ Бобров А. Г. Великий князь Дмитрий Юрьевич Шемяка в древнерусской литературе и книжности // Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб., 2014. — Т. 63. — С. 516—540. Архивировано 17 октября 2021 года.
Литература
- Амвросий (Орнатский Андрей Антонович). История российской иерархии. Часть VI. — М.: В Синодальной Типографии, 1815. — 1148 с.
- Бобров А. Г. Великий князь Дмитрий Юрьевич Шемяка в древнерусской литературе и книжности // Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб., 2014. — Т. 63. — С. 516—540. Архивировано 17 октября 2021 года.
- Игнашина Е. В. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё в собрании Новгородского музея: Каталог. — Великий Новгород: Моби Дик, 2003. — 128 с.
- Муравьёв А. Н. Путешествие по святым местам русским. В двух частях. Репринтное воспроизведение издания 1846 года. — М.: Книга — СП «Внешиберика», 1990. — 692 с. — ISBN 5-212-00572-8.
- Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. — М.: Высшая школа, 1977. — 240 с.
Ссылки
- Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё (архивная копия 26.10.2008) . Новгородский музей-заповедник.