Храм Святителя Николая в Кузнецах
Приходской храм | |
Святителя Николая в Кузнецкой слободе | |
---|---|
![]() | |
Координаты: 55°44′12″ с. ш. 37°37′57″ в. д.HGЯO | |
Страна |
|
Город |
Москва, Вишняковский переулок, 15 |
Конфессия | Православие |
Епархия | Московская |
Благочиние | Москворецкое |
Архитектурный стиль | Русский классицизм |
Дата основания | 1491 |
Строительство | 1805—1847 годы |
Статус |
|
Состояние | Действует |
Сайт | nikvkuz.ru |
Храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе (Храм Николы в Кузнецах, Николо-Кузнецкий храм) — приходской храм Москворецкого благочиния Московской епархии Русской православной церкви в районе Замоскворечье города Москвы. Является одним из немногих храмов на постсоветском пространстве, которые не закрывали в советское время.
История
С 1490 года (приблизительная дата основания Кузнецкой слободы) по начало XIX века на месте будущего храма находились по меньшей мере две церковные постройки. Основание храма Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, что на Новокузнецкой улице в Москве, можно отнести к XV веку. В то время была заложена Кузнецкая слобода в Замоскворечье, куда кузнецы переселились, вероятно, из-за Яузы, где прежде находилась Кузнецкая слобода. Впервые по документам Новокузнецкий храм упоминается в окладных книгах Патриаршего казённого приказа от 1625 года под названием «Николы в Кузнецах». В тех же книгах за тот же год известен другой храм «Николы в Кузнецах», который называется обычно «Никола в Котельниках». Это может служить указанием на то, что замоскворецкие кузнецы были переселены из-за Яузы. Вскоре они построили себе храм. Можно полагать, что храм Святителя Николая в Новокузнецкой слободе был построен значительно раньше 1613 года, потому что она получала ругу, а цари из династии Романовых при них основанным приходским храмам руги уже не давали[1].
В строительной книге церковных земель за 7165 (1657) год в разделе «За Москвой-рекой» говорится: «Церковь деревянная Николы Чудотворца, что в Кузнецкой слободе. Под церковью земли и кладбище вдоль 24 саженей, поперег 18 саженей, и то кладбище тесно, а по нынешней мере против писцовых книг мерою сошлось…» Далее идёт перечень дворов с указанием их площади, а затем называются имена «…попа Поликарпа Степанова, попа Игнатия, двор просвирни и пономаря Савки Ермолина». Затем сказано: «и по государеву указу из церкви Николы Чудотворца, что в Кузнецкой слободе, взято вновь под кладбище позади олтарей церковных порожних земель 4 сажени, подле того взято из попова Поликарпова двора поперег 3 сажени. И по государеву указу около той церкви старое кладбище отгорожено забором наглухо…» В той же книге указано, что храм Святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе был деревянным[2] и что он относился к замоскворецкому сороку. Согласно реестру 1722 года, каменный храм «Николы в Кузнецах» впервые был построен по благословению патриарха Иоакима в 1683 году, а согласно клировым ведомостям — в 1681 году. Если вспомнить, что в древности слово «построить» по отношению к зданию храма часто означало «заложить», то это разногласие легко объясняется[1]. Потому следует считать, что в 1681 году была закладка храма, а в 1683 году — завершение строительства и его освящение[3]. Эта каменная церковь, возможно, была пятиглавой, и к ней относится данная датировка. Однако не сохранились сведения, когда была пристроена трапезная с приделом и колокольней. В реестре церквей 1722 года Никольский храм в Кузнецах значится уже с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1766 году был устроен второй (северный) придел — во имя святителя и священномученика Василия Амасийского[1].
В 1805 году был разобран старый главный храм и построен «тщанием прихожан»[4] новый, сохранившийся до настоящего времени. Храм — одноглавый в стиле ампир. Над северным и южным входами в круглых нишах установлены барельефы апостолов — по два над каждым входом. Можно полагать, что это изображения святых евангелистов[1]. Большие размеры светового барабана, перекрытого сферическим куполом, его «ротондальный» характер, сдержанная, в духе строгой классики[1], разработка плоскости стен и мощный объём абсиды указывают на школу архитектора Матвея Казакова, одним из учеников которого, по-видимому, и был построен Никольский храм. Одновременно с построением храма была сооружена колокольня. В 1847 году храм был перестроен: возвели третий ярус колокольни, появилась обширная четырёхстолпная трапезная.
Внутреннее пространство собственно храма решено архитектором с лаконичностью и простотой. Незаметное перетекание плоскости стен сравнительно небольшого храма к широкой воронке купола создаёт впечатление простора, раскрытости, устремлённости в светлый, горний мир. Этому способствует и прекрасная освещённость интерьера. Через большие тройные окна барабана внутрь храма легко льются широкие потоки света: чётко выделяются вызолоченные лепные украшения иконостаса, подчёркивается мягкий серебристый колорит росписи купола с изображением Святой Троицы[1].
В новой трапезной были устроены большие придельные алтари. В то время было сохранено прежнее посвящение южного придела — во имя преподобного Сергия Радонежского, а северный придел, освящённый во имя святителя Василия Амасийского, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был переосвящён в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При этом митрополит Филарет указал, что память священномученнка Василия Амасийского (26 апреля/9 мая) следует праздновать как престольный праздник, считать его также покровителем храма и поминать всегда на отпусте.
Трапезная в целом не нарушает строгой «классицистичности» храмового ансамбля, хотя по стилю несколько отличается от основного здания храма: она выдержана в архитектурных формах позднего ампира и суховата по декоративному убранству[1]. Внутреннее её пространство состоит из трёх нефов и перекрыто системой крестовых сводов, покоящихся на четырёх мощных столпах. В решении декора свода отразилась наступившая в русской архитектуре с середины XIX века эпоха увлечения различными европейскими стилями позднего Средневековья: все подпружные арки свода украшены лепниной тонкой работы и хорошего рисунка — сложными арабесками в духе итальянского Ренессанса.
Сохранилось упоминание об обновлении храма в 1894 году, когда были реставрированы иконостасы и стенная роспись, а также устроено калориферное отопление.
Первоначальный иконостас главного алтаря не сохранился. Существующий ныне схож с иконостасами приделов в трапезной и, по-видимому, сооружён одновременно с ними — в середине XIX века. Иконостасы тоже выдержаны в ренессансном стиле, отличаются тонкостью резьбы и гармонируют с лепными украшениями стен и потолков.
На старых фотографиях храма видны на серебристо-белых куполах золотые звёзды, которые уже в наши дни заменены позолотой куполов[1].
В 1991 году на средства прихожан построен и освящён крестильный дом во имя равноапостольного князя Владимира Святого.
Святыни
Основная святыня храма — чтимая Икона Божией Матери «Утоли Моя Печали». Этот образ был перенесён из ныне утраченного храма Святителя Николая, что в Садовниках («на Пупышах») и поставлен во Введенском приделе, посвящённом Пресвятой Богородице. Позднее для иконы был сделан резной киот. Эта икона Божией Матери была принесена в Москву казаками в 1640 году. В храме Святителя Николая на Пупышах был устроен и придел в честь этого образа[5]. В память о знамении, бывшем от иконы 25 января (5 февраля) 1760 года, установлен в том же году в этот день праздник в честь иконы «Утоли моя печали». К тому же времени относится составление в честь этой иконы службы и акафиста[6]. Благоговейное почитание этого святого образа особенно проявилось во время чумы 1771 года. Вероятно, из-за ветхости первоначальной иконы была сделана с неё копия, поставленная в приделе Никольского храма, что в Садовниках. Эта святая икона представляет собой ценный памятник церковного искусства XVIII века, красноречиво говорящий о том, насколько были живы традиции боговдохновенного древнерусского иконописания в России ещё в «век Екатерины» — во время наступавшего увлечения хотя и религиозной, но по-светски холодной живописью Запада. Всё в этом образе традиционно в лучшем смысле этого слова: и иконография, и стиль, и краски, и — самое главное — соединённое с молитвенным откровением необычайное художественное «тайновидение», столь характерное для русского иконописца, в древности всегда бывшего иноком-подвижником, и не утраченное в эпоху, казалось бы, всеобщего устремления к художественным идеалам Запада[1].
Храмовая икона Святителя Николая Чудотворца с 18 клеймами жития (первая половина XVII века), находящаяся за правым клиросом в иконостасе, вероятно, происходит из первоначальной деревянной Никольской церкви. Это наиболее ценный с художественной точки зрения образ в Никольском храме[1]. Его отличает особая мягкость колорита, сдержанный характер цветовой гамы — тёплые оттенки охр, зелёные и тёмно-синие краски. Клейма несут на себе печать северорусских иконописных традиций, живопись же средника (с поясным изображением Святителя Николая) отличается более изысканным характером и типична для столичной школы — с ориентацией на лучшие иконописные приёмы Дионисия.
В главном храме имеется большая икона Божией Матери «Взыскание погибших», список с чтимого образа, который хранился в храме Николая Чудотворца в селе Бор Калужской области, взорванном коммунистами в 1967 году.
В Сергиевском приделе хранят икону Преподобного Сергия Радонежского, также с житием (XVIII век).
Большой любовью прихожан храма пользуется Иверский образ Божией Матери. Ранее он находился в храме Великомученика Георгия Победоносца на Большой Ордынке, известном также как Иверский храм. В XIX веке прихожане Георгиевского храма обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой передать им одну из так называемых «заместительниц» прославленной Иверской иконы Божией Матери, находившейся в Иверской часовне у Воскресенских ворот. Саму чтимую икону часто возили к страждущим, а в часовне в это время оставалась для молитвенного поклонения её список, или «Заместительница», как говорили верующие москвичи. Такой список и был дарован прихожанам Георгиевского храма. В 1930-х годах эта икона была передана в Никольский храм и как особо почитаемая поставлена в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.
Из других икон храма следует отметить редчайшую икону с оригинальной композицией — «Святитель Алексий, возлагающий крест на Преподобного Сергия», на южной двери иконостаса Сергиевского придела.
О напрестольном Евангелии форматом 34 × 49 см и весом 19 кг, вероятно, упоминается в книге Ивана Кондратьева «Седая старина Москвы»: «Между святынями храма имеются напрестольное Евангелие и месячные Минеи, напечатанные в XVII столетии и пожертвованные в храм серебряных дел мастером Пшеничным»[7] (возможно, этим мастером выполнен и оклад). Текст Евангелия напечатан в 1698 году при патриархе Адриане. Оклад — металлический, более позднего времени. На верхней крышке оклада — деисусный чин и четыре евангелиста. На нижней крышке изображена «Жена, облечённая в солнце; под ногами Её луна и на главе Её венец…». На корешке Евангелия — символы Ветхого и Нового Заветов: семисвещник, скрижали Завета, змий на Кресте, светильник, Чаша, град и Агнец.
Духовенство
Сохранились имена клириков, служивших в Николо-Кузнецком храме в XVII—XVIII веках. Это — священники Никита (1625—1628), Мефодий (Нефедей) (1635—1644), Андрей (1646—1653), Алексий (1654), Симеон (1656), Поликарп (1657—1681), Пров Поликарпов (1682—1694), Иоанн Данилов (1695—1710 и 1715—1725); диаконы — Алексий (1711—1714), Иоанн Игнатьев (1732). Упоминается также дьячок Иоанн Саввин (1733)[8].
Из последних настоятелей Николо-Кузнецкого храма известны протоиерей Евлампий Кременский (1902—1906)[9], протоиерей Симеон Ковганкин (1906—1910)[10], протоиерей Николай Померанцев, духовник Замоскворецкого сорока (1910—1927)[9], протоиерей Александр Смирнов (1928—1950), бывший ректором Московских духовных академии и семинарии и ответственным секретарём «Журнала Московской патриархии». После внезапной кончины протоиерея Александра Смирнова в 1950 году настоятелем в течение года был протоиерей Григорий Разумовский[1]. С 1951 по 1984 год настоятелем храма являлся протоиерей Всеволод Шпиллер, с 1984 по 1997 год — протоиерей Владимир Рожков, с 1997 года — протоиерей Владимир Воробьёв.
25 апреля 1924 года всенощное бдение в Николо-Кузнецком храме совершал патриарх Тихон. В 1944 году в день празднования иконе «Утоли моя печали» в Николо-Кузнецком храме совершил Божественную литургию патриарх Сергий в сослужении митрополита Алексия (впоследствии — патриарх) и митрополита Николая (Ярушевича).
В 1945 году после Поместного собора Русской православной церкви торжественное патриаршее богослужение было совершено новоизбранным патриархом Алексием в Николо-Кузнецкой церкви в день празднования иконе Божией Матери «Утоли моя печали». Патриарх тогда сказал: «Действительно для меня является благим знамением, что это служение, почти первое после принятия сана Патриарха, Господь привел совершить в храме, где находится святая икона Божией Матери „Утоли моя печали“. Мы … верим, что только милость Божия и помощь Небесной Молитвенницы Пресвятой Богородицы может не только утолить наши печали, но и печаль превратить в радость. Сознание, что рядом стоит Небесная Утешительница наших скорбей и печалей, утешает нас и ободряет нас, потому что ничто не совершается без воли Божией. И что может быть лучше этого сознания?»[11]. Патриарх Алексий почти ежегодно совершал в этот день службу в храме, молясь перед образом Божией Матери «Утоли моя печали»[1].
Патриарх Пимен неоднократно, по рукоположении его во епископа, сослужил патриарху Алексию или сам служил в храме Святителя Николая в Кузнецах. Патриарх Пимен совершил всенощное бдение накануне праздника и Божественную литургию в самый праздник, 7 февраля 1972 года. В 1974 году в день празднования иконе «Утоли моя печали» он совершил Божественную литургию и накануне — всенощное бдение в сослужении архиепископа Краснодарского и Кубанского Алексия.
Фотографии
-
Ворота храма
-
Икона «Иисус Пантократор» на одном из зданий церкви
-
Иконостас
Литература
- Баталов А. Л., Вайнтрауб Л. Р. Церковь Святителя Николая в Кузнецах. Том 1. История храма и его прихода. — М.: Издательство ПСТГУ, 2009. — 168 с. — ISBN 978-5-7429-0324-6.
- Истомин С. В. Я познаю мир. Московские монастыри и храмы. — М.: АСТ, 2006. — С. 382. — ISBN 5-17-040178-1, ББК 86.37я2, УДК 087.5:28.
- протоиерей А. Куликов. Николо-Кузнецкий храм в Москве // Журнал Московской патриархии. — 1975. — № 1. — С. 23—27.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Куликов, 1975.
- ↑ Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей. — Ч. 2-я. — М., 1891. — С. 249, § 200.
- ↑ Александровский М. Указатель московских церквей. — М., 1915.
- ↑ Г. Э. Историческое известие о всех соборных, монастырских, ружных, приходских и домовых церквах. — М., 1839. — С. 112.
- ↑ Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. — М., 1904. — С. 302.
- ↑ Журнал Московской патриархии. — 1945. — № 7. — С. 45.
- ↑ Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. — М., 1893. — С. 542.
- ↑ В. и Г. Холмогоровы. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел прежде бывших Патриарших приказов. — М., 1884. — С. 870.
- ↑ Перейти обратно: 9,0 9,1 Храмы (недоступная ссылка). www.ortho-rus.ru. Дата обращения: 15 апреля 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Белое Духовенство (недоступная ссылка). www.ortho-rus.ru. Дата обращения: 15 апреля 2016. Архивировано 12 апреля 2016 года.
- ↑ Журнал Московской патриархии. — 1945. — № 2. — С. 104.
Ссылки
- Объекты культурного наследия России
- Культовые сооружения по алфавиту
- Появились в 1847 году
- Храмы, действовавшие в СССР
- Храмы Москворецкого благочиния
- Храмы Святого Николая Чудотворца
- Здания и сооружения Новокузнецкой улицы
- Здания и сооружения, построенные в 1847 году в России
- Культовые сооружения, построенные в 1847 году
- 1840-е годы в Москве
- Русский классицизм