Храм Святителя Николая в Кузнецах

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Приходской храм
Святителя Николая
в Кузнецкой слободе
Храм в 2015 годуХрам в 2015 году
Страна  Россия
Город Москва,
Вишняковский переулок, 15
Конфессия Православие
Епархия Московская
Благочиние Москворецкое
Архитектурный стиль Русский классицизм
Дата основания 1491
Строительство 18051847 годы
Статус Герб ОКН
Состояние Действует
Сайт nikvkuz.ru
Координаты: 55°44′12″ с. ш. 37°37′57″ в. д.HGЯO

Храм Святителя Николая в Кузнецкой слободе (Храм Николы в Кузнецах, Николо-Кузнецкий храм) — приходской храм Москворецкого благочиния Московской епархии Русской православной церкви в районе Замоскворечье города Москвы. Является одним из немногих храмов на постсоветском пространстве, которые не закрывали в советское время.

История

Фотография из альбома Николая Найдёнова, 1883 год

С 1490 года (приблизительная дата основания Кузнецкой слободы) по начало XIX века на месте будущего храма находились по меньшей мере две церковные постройки. Основание храма Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, что на Новокузнецкой улице в Москве, можно отнести к XV веку. В то время была заложена Кузнецкая слобода в Замоскворечье, куда кузнецы переселились, вероятно, из-за Яузы, где прежде находилась Кузнецкая слобода. Впервые по документам Новокузнецкий храм упоминается в окладных книгах Патриаршего казённого приказа от 1625 года под названием «Николы в Кузнецах». В тех же книгах за тот же год известен другой храм «Николы в Кузнецах», который называется обычно «Никола в Котельниках». Это может служить указанием на то, что замоскворецкие кузнецы были переселены из-за Яузы. Вскоре они построили себе храм. Можно полагать, что храм Святителя Николая в Новокузнецкой слободе был построен значительно раньше 1613 года, потому что она получала ругу, а цари из династии Романовых при них основанным приходским храмам руги уже не давали[1].

В строительной книге церковных земель за 7165 (1657) год в разделе «За Москвой-рекой» говорится: «Церковь деревянная Николы Чудотворца, что в Кузнецкой слободе. Под церковью земли и кладбище вдоль 24 саженей, поперег 18 саженей, и то кладбище тесно, а по нынешней мере против писцовых книг мерою сошлось…» Далее идёт перечень дворов с указанием их площади, а затем называются имена «…попа Поликарпа Степанова, попа Игнатия, двор просвирни и пономаря Савки Ермолина». Затем сказано: «и по государеву указу из церкви Николы Чудотворца, что в Кузнецкой слободе, взято вновь под кладбище позади олтарей церковных порожних земель 4 сажени, подле того взято из попова Поликарпова двора поперег 3 сажени. И по государеву указу около той церкви старое кладбище отгорожено забором наглухо…» В той же книге указано, что храм Святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе был деревянным[2] и что он относился к замоскворецкому сороку. Согласно реестру 1722 года, каменный храм «Николы в Кузнецах» впервые был построен по благословению патриарха Иоакима в 1683 году, а согласно клировым ведомостям — в 1681 году. Если вспомнить, что в древности слово «построить» по отношению к зданию храма часто означало «заложить», то это разногласие легко объясняется[1]. Потому следует считать, что в 1681 году была закладка храма, а в 1683 году — завершение строительства и его освящение[3]. Эта каменная церковь, возможно, была пятиглавой, и к ней относится данная датировка. Однако не сохранились сведения, когда была пристроена трапезная с приделом и колокольней. В реестре церквей 1722 года Никольский храм в Кузнецах значится уже с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1766 году был устроен второй (северный) придел — во имя святителя и священномученика Василия Амасийского[1].

В 1805 году был разобран старый главный храм и построен «тщанием прихожан»[4] новый, сохранившийся до настоящего времени. Храм — одноглавый в стиле ампир. Над северным и южным входами в круглых нишах установлены барельефы апостолов — по два над каждым входом. Можно полагать, что это изображения святых евангелистов[1]. Большие размеры светового барабана, перекрытого сферическим куполом, его «ротондальный» характер, сдержанная, в духе строгой классики[1], разработка плоскости стен и мощный объём абсиды указывают на школу архитектора Матвея Казакова, одним из учеников которого, по-видимому, и был построен Никольский храм. Одновременно с построением храма была сооружена колокольня. В 1847 году храм был перестроен: возвели третий ярус колокольни, появилась обширная четырёхстолпная трапезная.

Внутреннее пространство собственно храма решено архитектором с лаконичностью и простотой. Незаметное перетекание плоскости стен сравнительно небольшого храма к широкой воронке купола создаёт впечатление простора, раскрытости, устремлённости в светлый, горний мир. Этому способствует и прекрасная освещённость интерьера. Через большие тройные окна барабана внутрь храма легко льются широкие потоки света: чётко выделяются вызолоченные лепные украшения иконостаса, подчёркивается мягкий серебристый колорит росписи купола с изображением Святой Троицы[1].

В новой трапезной были устроены большие придельные алтари. В то время было сохранено прежнее посвящение южного придела — во имя преподобного Сергия Радонежского, а северный придел, освящённый во имя святителя Василия Амасийского, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был переосвящён в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При этом митрополит Филарет указал, что память священномученнка Василия Амасийского (26 апреля/9 мая) следует праздновать как престольный праздник, считать его также покровителем храма и поминать всегда на отпусте.

Трапезная в целом не нарушает строгой «классицистичности» храмового ансамбля, хотя по стилю несколько отличается от основного здания храма: она выдержана в архитектурных формах позднего ампира и суховата по декоративному убранству[1]. Внутреннее её пространство состоит из трёх нефов и перекрыто системой крестовых сводов, покоящихся на четырёх мощных столпах. В решении декора свода отразилась наступившая в русской архитектуре с середины XIX века эпоха увлечения различными европейскими стилями позднего Средневековья: все подпружные арки свода украшены лепниной тонкой работы и хорошего рисунка — сложными арабесками в духе итальянского Ренессанса.

Сохранилось упоминание об обновлении храма в 1894 году, когда были реставрированы иконостасы и стенная роспись, а также устроено калориферное отопление.

Первоначальный иконостас главного алтаря не сохранился. Существующий ныне схож с иконостасами приделов в трапезной и, по-видимому, сооружён одновременно с ними — в середине XIX века. Иконостасы тоже выдержаны в ренессансном стиле, отличаются тонкостью резьбы и гармонируют с лепными украшениями стен и потолков.

На старых фотографиях храма видны на серебристо-белых куполах золотые звёзды, которые уже в наши дни заменены позолотой куполов[1].

В 1991 году на средства прихожан построен и освящён крестильный дом во имя равноапостольного князя Владимира Святого.

Святыни

Основная святыня храма — чтимая Икона Божией Матери «Утоли Моя Печали». Этот образ был перенесён из ныне утраченного храма Святителя Николая, что в Садовниках («на Пупышах») и поставлен во Введенском приделе, посвящённом Пресвятой Богородице. Позднее для иконы был сделан резной киот. Эта икона Божией Матери была принесена в Москву казаками в 1640 году. В храме Святителя Николая на Пупышах был устроен и придел в честь этого образа[5]. В память о знамении, бывшем от иконы 25 января (5 февраля1760 года, установлен в том же году в этот день праздник в честь иконы «Утоли моя печали». К тому же времени относится составление в честь этой иконы службы и акафиста[6]. Благоговейное почитание этого святого образа особенно проявилось во время чумы 1771 года. Вероятно, из-за ветхости первоначальной иконы была сделана с неё копия, поставленная в приделе Никольского храма, что в Садовниках. Эта святая икона представляет собой ценный памятник церковного искусства XVIII века, красноречиво говорящий о том, насколько были живы традиции боговдохновенного древнерусского иконописания в России ещё в «век Екатерины» — во время наступавшего увлечения хотя и религиозной, но по-светски холодной живописью Запада. Всё в этом образе традиционно в лучшем смысле этого слова: и иконография, и стиль, и краски, и — самое главное — соединённое с молитвенным откровением необычайное художественное «тайновидение», столь характерное для русского иконописца, в древности всегда бывшего иноком-подвижником, и не утраченное в эпоху, казалось бы, всеобщего устремления к художественным идеалам Запада[1].

Храмовая икона Святителя Николая Чудотворца с 18 клеймами жития (первая половина XVII века), находящаяся за правым клиросом в иконостасе, вероятно, происходит из первоначальной деревянной Никольской церкви. Это наиболее ценный с художественной точки зрения образ в Никольском храме[1]. Его отличает особая мягкость колорита, сдержанный характер цветовой гамы — тёплые оттенки охр, зелёные и тёмно-синие краски. Клейма несут на себе печать северорусских иконописных традиций, живопись же средника (с поясным изображением Святителя Николая) отличается более изысканным характером и типична для столичной школы — с ориентацией на лучшие иконописные приёмы Дионисия.

В главном храме имеется большая икона Божией Матери «Взыскание погибших», список с чтимого образа, который хранился в храме Николая Чудотворца в селе Бор Калужской области, взорванном коммунистами в 1967 году.

В Сергиевском приделе хранят икону Преподобного Сергия Радонежского, также с житием (XVIII век).

Большой любовью прихожан храма пользуется Иверский образ Божией Матери. Ранее он находился в храме Великомученика Георгия Победоносца на Большой Ордынке, известном также как Иверский храм. В XIX веке прихожане Георгиевского храма обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой передать им одну из так называемых «заместительниц» прославленной Иверской иконы Божией Матери, находившейся в Иверской часовне у Воскресенских ворот. Саму чтимую икону часто возили к страждущим, а в часовне в это время оставалась для молитвенного поклонения её список, или «Заместительница», как говорили верующие москвичи. Такой список и был дарован прихожанам Георгиевского храма. В 1930-х годах эта икона была передана в Никольский храм и как особо почитаемая поставлена в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.

Из других икон храма следует отметить редчайшую икону с оригинальной композицией — «Святитель Алексий, возлагающий крест на Преподобного Сергия», на южной двери иконостаса Сергиевского придела.

О напрестольном Евангелии форматом 34 × 49 см и весом 19 кг, вероятно, упоминается в книге Ивана Кондратьева «Седая старина Москвы»: «Между святынями храма имеются напрестольное Евангелие и месячные Минеи, напечатанные в XVII столетии и пожертвованные в храм серебряных дел мастером Пшеничным»[7] (возможно, этим мастером выполнен и оклад). Текст Евангелия напечатан в 1698 году при патриархе Адриане. Оклад — металлический, более позднего времени. На верхней крышке оклада — деисусный чин и четыре евангелиста. На нижней крышке изображена «Жена, облечённая в солнце; под ногами Её луна и на главе Её венец…». На корешке Евангелия — символы Ветхого и Нового Заветов: семисвещник, скрижали Завета, змий на Кресте, светильник, Чаша, град и Агнец.

Духовенство

Сохранились имена клириков, служивших в Николо-Кузнецком храме в XVII—XVIII веках. Это — священники Никита (1625—1628), Мефодий (Нефедей) (1635—1644), Андрей (1646—1653), Алексий (1654), Симеон (1656), Поликарп (1657—1681), Пров Поликарпов (1682—1694), Иоанн Данилов (1695—1710 и 1715—1725); диаконы — Алексий (1711—1714), Иоанн Игнатьев (1732). Упоминается также дьячок Иоанн Саввин (1733)[8].

Из последних настоятелей Николо-Кузнецкого храма известны протоиерей Евлампий Кременский (1902—1906)[9], протоиерей Симеон Ковганкин (1906—1910)[10], протоиерей Николай Померанцев, духовник Замоскворецкого сорока (1910—1927)[9], протоиерей Александр Смирнов (1928—1950), бывший ректором Московских духовных академии и семинарии и ответственным секретарём «Журнала Московской патриархии». После внезапной кончины протоиерея Александра Смирнова в 1950 году настоятелем в течение года был протоиерей Григорий Разумовский[1]. С 1951 по 1984 год настоятелем храма являлся протоиерей Всеволод Шпиллер, с 1984 по 1997 год — протоиерей Владимир Рожков, с 1997 года — протоиерей Владимир Воробьёв.

25 апреля 1924 года всенощное бдение в Николо-Кузнецком храме совершал патриарх Тихон. В 1944 году в день празднования иконе «Утоли моя печали» в Николо-Кузнецком храме совершил Божественную литургию патриарх Сергий в сослужении митрополита Алексия (впоследствии — патриарх) и митрополита Николая (Ярушевича).

В 1945 году после Поместного собора Русской православной церкви торжественное патриаршее богослужение было совершено новоизбранным патриархом Алексием в Николо-Кузнецкой церкви в день празднования иконе Божией Матери «Утоли моя печали». Патриарх тогда сказал: «Действительно для меня является благим знамением, что это служение, почти первое после принятия сана Патриарха, Господь привел совершить в храме, где находится святая икона Божией Матери „Утоли моя печали“. Мы … верим, что только милость Божия и помощь Небесной Молитвенницы Пресвятой Богородицы может не только утолить наши печали, но и печаль превратить в радость. Сознание, что рядом стоит Небесная Утешительница наших скорбей и печалей, утешает нас и ободряет нас, потому что ничто не совершается без воли Божией. И что может быть лучше этого сознания?»[11]. Патриарх Алексий почти ежегодно совершал в этот день службу в храме, молясь перед образом Божией Матери «Утоли моя печали»[1].

Патриарх Пимен неоднократно, по рукоположении его во епископа, сослужил патриарху Алексию или сам служил в храме Святителя Николая в Кузнецах. Патриарх Пимен совершил всенощное бдение накануне праздника и Божественную литургию в самый праздник, 7 февраля 1972 года. В 1974 году в день празднования иконе «Утоли моя печали» он совершил Божественную литургию и накануне — всенощное бдение в сослужении архиепископа Краснодарского и Кубанского Алексия.

Фотографии

Литература

  • Баталов А. Л., Вайнтрауб Л. Р. Церковь Святителя Николая в Кузнецах. Том 1. История храма и его прихода. — М.: Издательство ПСТГУ, 2009. — 168 с. — ISBN 978-5-7429-0324-6.
  • Истомин С. В. Я познаю мир. Московские монастыри и храмы. — М.: АСТ, 2006. — С. 382. — ISBN 5-17-040178-1, ББК 86.37я2, УДК 087.5:28.
  • протоиерей А. Куликов. Николо-Кузнецкий храм в Москве // Журнал Московской патриархии. — 1975. — № 1. — С. 23—27.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Куликов, 1975.
  2. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей. — Ч. 2-я. — М., 1891. — С. 249, § 200.
  3. Александровский М. Указатель московских церквей. — М., 1915.
  4. Г. Э. Историческое известие о всех соборных, монастырских, ружных, приходских и домовых церквах. — М., 1839. — С. 112.
  5. Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. — М., 1904. — С. 302.
  6. Журнал Московской патриархии. — 1945. — № 7. — С. 45.
  7. Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. — М., 1893. — С. 542.
  8. В. и Г. Холмогоровы. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел прежде бывших Патриарших приказов. — М., 1884. — С. 870.
  9. 9,0 9,1 Храмы (недоступная ссылка). www.ortho-rus.ru. Дата обращения: 15 апреля 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  10. Белое Духовенство (недоступная ссылка). www.ortho-rus.ru. Дата обращения: 15 апреля 2016. Архивировано 12 апреля 2016 года.
  11. Журнал Московской патриархии. — 1945. — № 2. — С. 104.

Ссылки