Хабаровский регион Дальневосточной железной дороги

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Схема Хабаровского региона
Здание администрации
Паровоз-памятник Су 212-30

Шаблон:Вяземская — Филаретовка

Перейти к шаблону «Дежнёвка — Лазо» 
На Архара
8478,9
Тунгусский
На
Комсомольск-на-Амуре
8484,7
6,0
Дежнёвка
8491,0
Совхозное
8493,0
Ключевое
8495,7
Николаевка
8504,0
Энтузиастов
Р297
8505,5
Приамурская
озеро Большое
8509,2
0
Пост Покровский
8511,0
Тельман
+4,0
Покровка-Пристань
8514,5
Амур
ул. Салтыкова-Щедрина
8518,0
Северная
8522,8
Хабаровск I
8526,0
Швейная фабрика
8528,0
Юбилейная
Парк прибытия «А»
ТЧЭ-2 «Хабаровск II»
8530,0
Локомотивное депо
8531,0
Парк имени Гагарина
8532,9
Хабаровск II
8535,0
Рубероидный завод
р.
8539,0
Стройка
8541,7
Красная речка
8545,0
о.п. Дубрава
р.
8548,0
о.п. Садовая
р.
8551,0
о.п. Хехцир
8557,0
о.п. 8557 км
8560,2
Корфовская
8568,1
Чирки
8571,0
о.п. 8571 км
р. Чирка
8573,0
о.п. 8573 км
р. Владимировка
8574,5
Кругликово
На Сукпай
8583,0
о.п. Зоевка
8589,6
Верино
р. Кия (200 м.)
8603,0
Хор
↕путь
Асканский обход; р. Хор (400 м.)
8608,7
Хака
8617,1
Дормидонтовка
8623,0
о.п. Дубки
8632,8
Красицкий
8645,0
о.п. Садовый
р. 2-я Седьмая
УЖД Вяземского ЛПХ
8650,2
Вяземская
ул. Дзержинского
р. 1-я Седьмая
8660,1
Аван
8672,4
Котиково
8680,0
Гедике
8687,3
Щебенчиха
р. Каменушка
8696,4
Каменушка
8702,6
Снарский
8713,2
Розенгартовка
8722,2
1415 км
р. Шивки
8728,0
Шивки
8735,2
Бойцово
8744,9
Перелесок
8755,2
Бикин
р. Мал. Гумин
8768,9
Звеньевой
8782,1
Алчан
8791,4
Бурлит-Волочаевский
ст. Угольная
8802,0
Лучегорск
8812,8
Ласточка
8821,8
Буйневич
р. Чёрная Речка
8831,0
Люнино
8838,2
Губерово
8846,0
8846
8849,1
Чалданка
8860,5
Эбергард
8868,0
1560 км
9,0
Соколиха
↕путь
14,0
Вогутон
19,0
Дальнереченск II
8873,8
Дальнереченск I
р. Белая
8879,4
26,0
1571 км
8883,9
Лазо
На Владивосток

Хабаровский регион — регион обслуживания Дальневосточной железной дороги, образованный в 2010 году на базе бывшего Хабаровского отделения[1]. Обслуживает территории Еврейской автономной области, юга Хабаровского края и юга Амурской области.

История

Постановлением Совета Министров СССР от 19 сентября 1946 года № 2143 и приказом МПС № 652/Ц от 23 сентября 1946 года «Об организации отделений железных дороги укрупнении отделений движения, отделений паровозного хозяйства и вагонных участков железных дорог» предписывалось в двухмесячный срок организовать на сети дорог 274 отделения[2]. На ДВЖД согласно приказу МПС значились Облученское, Хабаровское, Бикинское и Комсомольское отделения.

Границы

В 1953 году было ликвидировано Бикинское отделение дороги, в связи с чем увеличились границы Хабаровского отделения до ст. Бикин (ст. Ин исключая, ст. Бикин вкл.). В 1955 году ст. Волочаевка-2 передана в состав отделения (в марте 1965 года она вновь возвращена Комсомольскому отделению). В 1960 году были объединены Хабаровское и Облученское отделения в Хабаровское отделение дороги: границами отделения стали станции Архара (вкл), Бикин (вкл.), Волочаевка-2 (вкл.) с ветками Известковая — Чегдомын и Биробиджан — Ленинск.

Приказом министра путей сообщения № 26/Ц от 28 июля 1980 года участок Кульдур — Ургал — Чегодомын Хабаровского отделения со всеми техническими устройствами и хозяйственными единицами передан в ведение Байкало-Амурской железной дороги[2].

Структура

В 1947 году в составе отделения были следующие хозяйственные единицы[2]: ст. Хабаровск-1, ст. Хабаровск-2, паровозное депо Хабаровск-2, вагонный участок Хабаровск-1, вагонное депо Хабаровск-2, вагонный участок Хабаровск-2, дистанция пути ст. Хабаровск-1, дистанция связи ст. Хабаровск-1, дистанция связи при управлении дороги, жилищно-ремонтная контора на ст. Хабаровск-2, электростанции Хабаровск-2 и Амур. В 1948 году жилищно-ремонтная контора преобразована в Хабаровскую дистанцию зданий и сооружений, а вагонное депо передано в подчинение вагонной службе. В 1956 году дистанция сигнализации и связи при управлении дороги влилась в дистанцию сигнализации и связи ст. Хабаровск-1, вагонный участок Хабаровск-2 объединен с вагонным депо Хабаровск-2, организован участок энергоснабжения, все электростанции, находящиеся на территории отделения, переданы в подчинение энергоучастку ст Хабаровск-1. С 27 марта 1956 года на железнодорожном транспорте упразднены политорганы.

В 1960 году (с присоединнённым Облученским отделением) на отделении стало 33 хозяйственных единицы[2]:

  • 4 паровозных депо: Облучье, Хабаровск, Вяземская, Тырма.
  • 5 дистанций связи: Облучье, Биробиджан, Хабаровск, Бикин, Тырма.
  • 3 вагонных депо: Облучье, Хабаровск-2 и пассажирское Хабаровск-1.
  • 8 дистанций пути: Облучье, Биробиджан, Хабаровск-1, Хабаровск-2, Бикин, Тырма, Амур.
  • Дистанция защитных лесонасаждений.
  • 2 энергоучастка: Облучье, Хабаровск.
  • 2 самостоятельных станции: Хабаровск-1 и Хабаровск-2.
  • 3 дистанции гражданских сооружений: Облучье, Биробиджан, Хабаровск.
  • Путевые ремонтные мастерские на станции Архара.
  • Дальневосточная детская железная дорога.

В следующем году ликвидирована Биробиджанская дистанция сигнализация и связи (её участки передаются Облученской и Хабаровской дистанциям), закрывается паровозное депо Тырма (его работа передается в депо Облучье, в Тырме организован пункт подмены локомотивных бригад). С 1 мая 1962 года организована погрузочно-разгрузочная контора на станции Хабаровск-2.

В 1981 году организована механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ на станции Биробиджан, с 1 января 1987 года она была объединена с Хабаровской дистанцией.

С 1 июля 2010 Хабаровское отделение преобразовано в одноимённый регион в связи с административно-территориальной реформой РЖД.

Инфраструктура

В 1963 году начата реконструкция железнодорожного вокзала и узла станции Хабаровск-1, в этом же году шла подготовка по переходу региона на тепловозную тягу. 5 июля 1964 года на отделение в паровозное депо Хабаровск-2 прибыл первый тепловоз ТЭ3-4760[2]. В связи с переходом на новый вид тяги были удлинены тяговые плечи, в 1965 году организован ремонт тепловозов в Хабаровском локомотивном депо. В этом же году тепловозы пошли по кольцу Хабаровск — Бикин — Архара — Хабаровск.

Во времена восьмой пятилетки (1966—1970) в регионе проводилась укладка рельсов типа Р-65, произведены реконструкции станции Хабаровск-2 и четной горловины станции Хабаровск-1 с устройством пересечения автодороги и железнодорожных путей в разных уровнях, удлинены приёмо-отправочные пути на 18 станциях дороги, на 14 построена электрическая централизация стрелок и сигналов. Открыт 21 дополнительный раздельный пункт для увеличения пропускной способности участков[2]. В 1966 году сдано в эксплуатацию новое здание вокзала Хабаровск-1.

За годы девятой пятилетки (1971—1975) весь главный ход Архара — Бикин был переведен на автоблокировку, начали поступать и осваиваться новые серии тепловозов 2ТЭ-10Л (для грузового движения) и М62 (пассажирское).

В годы десятой пятилетки (1976—1980) в регионе начались работы по электрификации. В ночь с 29 на 30 декабря было подано напряжение на первый электрифицированный участок отделения Хабаровск-1 — Биробиджан[2]. За пятилетку были удлинены пути на станциях Хабаровск-Пристань, Ин, Бира, Приамурская, Есауловка, расширен грузовой двор станции Хабаровск-2, на станции Бикин построен пункт экипировки рефрижераторных поездов, установлены приборы ПОНАБ на крупных станциях.

В 1981—1985 годах (одиннадцатая пятилетка) продолжены работы по электрификации участка Бира — Архара. В связи с электрификацией в регион пришли электровозы ВЛ80С, ВЛ80Т и ВЛ60К. В 1982—1983 годах проведена техническая подготовка станций к внедрению автоматизированной системы оперативного управления перевозками (АСОУП), в 1983—1985 годах система была внедрена на станциях Архара, Облучье, Известковая, Бира, Биробиджан, Ин, Хабаровск-2, Вяземская, Бикин. В 1983 построено по титулу электрификации новое здание бывшего управления отделения дороги.

В 1986—1990 годах были закончены работы по третьей тормозной позиции на ст. Хабаровск-2, введены в эксплуатацию вокзалы на станциях Верено, Приамурская. Организовано пригородное движение электропоездов в летний период на участке Хабаровск-2 — Хабаровск-1 — Волочаевка-2. В 1990 году закончено строительство Рачинского тоннеля.

В 1991—1995 годах продолжены работы по электрификации участка Хабаровск — Бикин, установлены приборы ДИСК-Б (обнаружение нагрева букс без остановки поезда). В 1991 году начато строительство нового двухпутного Тарманчуканского тоннеля, в 1992 году начата грандиозная реконструкция моста через Амур с совмещением железнодорожного и автомобильного движения. С 1993 года началась укладка железобетонных шпал на главных и приёмоотправочных путях в пределах станций.

Характеристика

  • Эксплуатационная длина главных путей — 826,5 км (в 2006 году)[3].
  • Развернутая длина пути — 1582 км (в 2006 году)[3].
  • 59 станций[3]:
    • 2 внеклассные (пассажирская Хабаровск-1 и сортировочная Хабаровск-2);
    • 5 грузовых (Биробиджан-2, Корфовская, Хор, Приамурская и Бикин);
    • 2 участковые (Известковая и Облучье);
    • остальные — промежуточные станции.
  • 11 тоннелей, в их числе тоннель под Амуром (7,2 км), Тарманчуканский тоннель (2 км) и Лагар-Аульские тоннели (1,3 км).
  • мостовые переходы через реки Амур (2600 м), Хор (400 м), Бира (350 м) и Архара (320 м).

В составе отделения по состоянию на 2009 год находятся предприятия:

Границы

С запада граничит с Забайкальской железной дорогой по станции примыкания Архара, с востока граничило с Владивостокским регионом ДВЖД по станции Звеневая (исключая), с севера граничит с Комсомольским регионом ДВЖД по станциям Известковая (включая) и Волочаевка-2 (исключая). Однопутный 125-километровый участок Биробиджан — Ленинск выводит к пограничному переходу с КНР.

Руководители

Начальниками Хабаровского региона являлись[3]:

Примечания

  1. Приказ ОАО РЖД от 29.04.2010 N 71 Об упразднении отделений Дальневосточной железной дороги — филиала ОАО «РЖД» на сайте СЦБИСТ.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Дальневосточная магистраль России/Сост. В. Ф. Буркова, В. Ф. Зуев. — Хабаровск: Частная коллекция, 1997. — ISBN 5-7875-0002-4
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Верь в дорогу!: Хабаровскому отделению Дальневосточной железной дороги — 60 лет. — Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2006. ISBN 5-8003-0183-2