Тарманчуканский тоннель

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тарманчуканский
Область применения железнодорожный
Пролегает под малым Хинганским хребтом
Место Архаринский район Амурской области
Тип закрытый горный
Конструкция двухпутный под габарит «С»; материал отделки — монолитный железобетон
Общая длина 2030 м
Дата открытия 1916 год;
9 декабря 2004 года
Дата закрытия старый законсервирован в 2005 году
Перейти к шаблону «Архара — Дежнёвка» 
На Белогорск I
8068,0
8069,0
8079,8
Архара[d]
8085,0
Карьерный
8088,0
8088 км
8090,2
Татакан
8095,0
Каменный карьер
8100,7
Богучан
8109,7
Рачи
8119,8
Урил
8128,1
Отроги
8136,5
Тарманчукан
8143,0
Тоннельный
8146,0
Касаткин
8153,9
Кундур-Хабаровский
8163,1
Казачий
8166,0
8166 км
Р297
8174,0
Есауловка
8183,1
Ядрин
8166,0
8185 км
8189,9
Облучье (ТЧЭ-1)
8198,3
Ударный
8205,0
8205 км
8206,7
Лагар-Аул
8212,5
Воробьево
8223,1
Кимкан
8231,0
Снарский
На Новый Ургал
8233,7
00,0
Известковая
8236,0
Двуречье
8247,1
Биракан
8249,0
Бираканский переезд
8259,8
Тёплое озеро
р. Карьер
8265,3
Известковый завод
8269,8
Лондоко
р. Каменушка
р. Демнукан
8278,6
Кандалик
8283,0
8283 км
р. Будуканка
8288,5
Будукан
8296,5
Бобровский
р. Чёртов Палец
р. Чертёнок
р. Никита
8305,7
Бира
8315,2
Семисточный
8318,0
8318 км
р. Сагды-Бира
8327,5
Трек
р. Азерак
р. Трек
8339,0
8339 км
99К-13
8340,1
Кирга
ул. Западный переезд
ул. Кирпичная
8350,2
00,0
Биробиджан I
ул. Волочаевская
8366,0
П/п Биробиджан III
10,0
Биробиджан II
29,0
ст. Щукинка
49,5
Бирофельд
58,0
Бирушка
71,0
Красивый
83,2
Унгун
101,0
Бабстово
121,0
Ленинск
р. Амур
Россия
Китай
Мост Нижнеленинское-Тунцзян
Тунцзян
99К-12
8365,2
Икура[d]
8377,3
Усов Балаган
8392,4
Аур
8404,4
Оль
8416,0
Белгородское
8422,8
Ин[d]
8435,0
Урми
8448,6
Ольгохта
8456,0
8456 км
8459,9
Лукму-Корани
р. Поперечка
8471,0
Поперечка
8473,7
9,0
Волочаевка I
8478,9
Тунгусский
На
Комсомольск-на-Амуре
8484,7
6,0
Дежнёвка
На Хабаровск I

Тарманчука́нский тонне́ль — двухпутный железнодорожный тоннель, проходящий под одним из отрогов Малого Хинганского хребта. Один из семи Хинганских тоннелей. Расположен на 8140-м километре Транссибирской магистрали в Архаринском районе Амурской области между станциями Тарманчукан и Кундур-Хабаровский. Самый длинный на Транссибирской магистрали сухопутный тоннель. Эксплуатируется Дальневосточной железной дорогой.

При постройке Амурской железной дороги от ст. Куэнга до Хабаровска многие пересекавшие трассу водоразделы преодолевались тоннелями, достигавшими порой длины 2 км и более. На участке от Архары до Биры за 19121915 года были построены пять мостов и семь тоннелей. Все тоннели строились под два пути, но вплоть до 30-х годов для движения использовался только один путь, второй для ремонтных работ[1].

Тарманчуканский тоннель был значительно обводнен, склонен к большому наледеобразованию, поэтому в 1990 году началось сооружение нового двухпутного тоннеля в 70-113 метрах южнее старого тоннеля. Строительство осуществлял тоннельный отряд № 12 (впоследствии ООО «Дальтоннельстрой» — дочерняя компания ОАО «Бамтоннельстрой») с участием Дальневосточной горностроительной компании[2]. Из-за проблем с финансированием оно продолжалось 13 лет. 9 декабря 2004 года новый тоннель торжественно был принят в эксплуатацию, старый тоннель был законсервирован.

См. также

Примечания

  1. Дальневосточная магистраль России / Сост.: В. Ф. Буркова, В. Ф. Зуев. — Хабаровск: Частная коллекция, 1997. — ISBN 5-7875-0002-4.
  2. Мочалов В.А., Летуновский М.А. А. М. Летуновский – Основатель современного тоннелестроения Дальнего Востока России. - ГИАБ, 2013. - Вып.7. - с.9-13