Лагар-Аульские тоннели

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лагар-Аульский
Область применения железнодорожный
Пролегает под Малым Хинганским хребтом
Место Облученский район Еврейской автономной области
Тип закрытый горный
Конструкция два однопутных под габарит «С»; материал обделки — монолитный железобетон
Общая длина 1260 м
Дата открытия первый — 1914 год; второй — 2006 год
Дата закрытия первый — 2006—2009 годы (реконструкция)
Перейти к шаблону «Архара — Дежнёвка» 
На Белогорск I
8068,0
8069,0
8079,8
Архара[вд]
8085,0
Карьерный
8088,0
8088 км
8090,2
Татакан
8095,0
Каменный карьер
8100,7
Богучан
8109,7
Рачи
8119,8
Урил
8128,1
Отроги
8136,5
Тарманчукан
8143,0
Тоннельный
8146,0
Касаткин
8153,9
Кундур-Хабаровский
8163,1
Казачий
8166,0
8166 км
Р297
8174,0
Есауловка
8183,1
Ядрин
8166,0
8185 км
8189,9
Облучье (ТЧЭ-1)
8198,3
Ударный
8205,0
8205 км
8206,7
Лагар-Аул
8212,5
Воробьево
8223,1
Кимкан
8231,0
Снарский
На Новый Ургал
8233,7
00,0
Известковая
8236,0
Двуречье
8247,1
Биракан
8249,0
Бираканский переезд
8259,8
Тёплое озеро
р. Карьер
8265,3
Известковый завод
8269,8
Лондоко
р. Каменушка
р. Демнукан
8278,6
Кандалик
8283,0
8283 км
р. Будуканка
8288,5
Будукан
8296,5
Бобровский
р. Чёртов Палец
р. Чертёнок
р. Никита
8305,7
Бира
8315,2
Семисточный
8318,0
8318 км
р. Сагды-Бира
8327,5
Трек
р. Азерак
р. Трек
8339,0
8339 км
99К-13
8340,1
Кирга
ул. Западный переезд
ул. Кирпичная
8350,2
00,0
Биробиджан I
ул. Волочаевская
8366,0
П/п Биробиджан III
10,0
Биробиджан II
29,0
ст. Щукинка
49,5
Бирофельд
58,0
Бирушка
71,0
Красивый
83,2
Унгун
101,0
Бабстово
121,0
Ленинск
р. Амур
Россия
Китай
Мост Нижнеленинское-Тунцзян
Тунцзян
99К-12
8365,2
Икура[вд]
8377,3
Усов Балаган
8392,4
Аур
8404,4
Оль
8416,0
Белгородское
8422,8
Ин[вд]
8435,0
Урми
8448,6
Ольгохта
8456,0
8456 км
8459,9
Лукму-Корани
р. Поперечка
8471,0
Поперечка
8473,7
9,0
Волочаевка I
8478,9
Тунгусский
На
Комсомольск-на-Амуре
8484,7
6,0
Дежнёвка
На Хабаровск I

Лагар-Аульские тоннели — два железнодорожных однопутных тоннеля в отрогах Хинганского хребта на Дальневосточной железной дороге между станциями Ударный и Лагар-Аул.

Длина первого сооружённого тоннеля 1260 (используется под нечётный путь), длина второго 1278 метров (чётный путь), располагаются на 8205-8207 километрах по Транссибирской магистрали. Входят в число Хинганских тоннелей.

При постройке Амурской дороги от ст. Куэнга до Хабаровска многие пересекавшие трассу водоразделы преодолевались тоннелями, достигавшими порой длины 2 км. На участке от Архары до Биры за 19121915 года были построены пять мостов и семь тоннелей. Все тоннели строились под два пути, но вплоть до 30-х гг. для движения использовался только один путь, второй для ремонтных работ[1].

Инженеры на постройке первого тоннеля, 1913

Первый тоннель постройки 1914 года

Первый тоннель построен под два пути в 1912—1914 годах. В 19761981 годах тоннель был реконструирован под электротягу с понижением пути. Ещё при строительстве, вследствие сложных геологических и гидрогеологических условий, его внутренняя обделка подверглась деформации — осадка свода к 2000 году в отдельных местах достигала 500 и более миллиметров[2]. Общая же протяжённость деформированных участков, не отвечающих габариту, составила 340 метров. Это привело к тому, что поезда с крупногабаритными грузами вынуждены следовать в обход Транссиба по Байкало-Амурской магистрали. Для удержания деформированной обделки в 2000 году было выполнено временное крепление из металлических стоек и параллельно начато строительство нового тоннеля, для дальнейшей реконструкции старого. В октябре 2006 года тоннель закрыт на реконструкцию.

Реконструкция

В ходе реконструкции здесь впервые применялась методика, разработанная исключительно для Лагар-Аульского тоннеля исходя из его фактического состояния[2]. Суть её состоит в том, что почти треть тоннеля в наиболее аварийных местах была усилена арками в бетоне, усиливающие арки при помощи анкеров крепились к своду и стенам тоннеля, после чего набиралась опалубка и производилось нагнетание бетона. В тоннеле предусмотрена гидроизоляция обделки, что в настоящее время исключает возможность проникновения в него грунтовых вод.

14 июля 2009 года состоялась торжественная передача тоннеля от строителей — ОАО «Бамтоннельстрой» к Облученской дистанции пути Дальневосточной железной дороги, эксплуатируещей тоннель.

Второй тоннель постройки 2006 года

Второй тоннель — однопутный построен и сдан в постоянную эксплуатацию ОАО «Бамтоннельстрой» в июле 2006 года. Строительство велось с участием Дальневосточной горностроительной компании[3]. Положение порталов нового тоннеля на уровне с порталами существующего тоннеля, с целью исключить возникновение несимметричной нагрузки на обделку старого тоннеля.

Старый Лагар-Аульский тоннель был сильно обводнён, особенно на припортальных участках, что приводит к наледеобразованию в зимнее время и вызывает разрушение постоянной обделки. В связи с этим при проектировании нового тоннеля было предусмотрено устройство двухслойной пленочной гидроизоляции постоянной обделки, во внутритоннельный лоток уложен греющий кабель на всем протяжении тоннеля.

Примечания

  1. Дальневосточная магистраль России/Сост. В. Ф. Буркова, В. Ф. Зуев. — Хабаровск: Частная коллекция, 1997. — ISBN 5-7875-0002-4
  2. 2,0 2,1 Евгения Щелука, Владимир Ивачев Вторая жизнь старого тоннеля — «Дальневосточная магистраль» от 19 октября 2007
  3. Мочалов В.А., Летуновский М.А. А. М. Летуновский – Основатель современного тоннелестроения Дальнего Востока России. - ГИАБ, 2013. - Вып.7. - с.9-13

Ссылки