Формула-5000

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Lola T-332, 1974 г.
Trojan T101 F5000 на гонке International Trophy в рамках уикенда Silverstone Classic. За ним машин Ф1 — March 711 (слева) и McLaren M26 (справа)

Формула 5000 (также Ф5000) — гоночная формула, использовавшаяся разными гоночными сериями в разных странах по всему миру с 1968 по 1982 гг. Изначально возникла как попытка объединить серии с низкими затратами, чьи машины не вписывались ни в какие известные формулы. Число «5000» обозначает максимальный объём двигателя в кубических сантиметрах, но обычно двигатели имели меньший объём — 3500, 4500 или 4700 «кубиков». В числе производителей были такие гранды как Макларен, Лола,Марч, Лотус, Игл, Шеврон.

Ф5000 в мире

В Северной Америке

Lola Формулы-5000 Пола Ньюмана, перестроенная в спортпрототип Can-Am

В США новая формула появилась в 1968 г в гонках серии Формула А (под управлением SCCA). В этой серии выступали машины с открытыми колесами различного происхождения, однако очень быстро на лидирующие роли вышли машины с двигателями на основе больших американских дорожных V8. Идея пришла из серии Can-Am, где выступали неограниченные спорткары Группы 7, преимущественно с большими восьмицилиндровыми двигателями. Ф5000 должна была перенести эту идею в среду автомобилей с открытыми колесами. Затея оказалась плодотворной, серия набрала популярность к началу 70-х и привлекала таких именитых гонщиков как Марио Андретти, Джоди Шектер, Брайан Редман.

Рост расходов и доминирование Лолы привели к потере популярности к 1975 г. Старые машины участвовали в национальных гонках SCCA, но топ-команды оснастили свои машины новыми кузовами, закрывающими колеса (и превратившими их в открытые спортпрототипы), с тем чтобы принять участие уже в Кан-Ам, который специально принял новые правила к 1977 г. Идея оказалась работоспособной и привлекала много европейских гонщиков, но когда IMSA анонсировала новые правила группы GTP, то машины Кан-Ама оказались слишком медленными и неконкурентоспособными по сравнению с ними.

Также машины Ф5000 участвовали в «Битве Двух Миров» — гонке прошедшей на Ontario Motor Speedway в Калифорнии в 1971 г. с участием гонщиков Ф1 и Америки на, соответственно, машинах Ф1 и Ф5000. Ввиду технического превосходства машин Ф1 они вышли победителями.

В Европе

Появление двигателей Cosworth DFV давало возможность многим командам строить собственные шасси с использованием превосходной системы двигатель-трансмиссия и таким образом такие команды как Купер, Брэбем или Лотус прекратили производство машин Ф1 на заказ. Однако при этом страдали небольшие частные команды и гонщики, не участвовавшие в гонках Ф1. RAC быстро сориентриовался и принял американские правила Ф5000.

В отличие от американских гонок, британский чемпионат не привлекал звездных имен из мира Ф1 и спортивных машин, костяк составляли гонщики Ф2 и аутсайдеры Ф1. Однако чемпионат мог служить ступенькой роста — Петер Геттин получил место в Ф1 благодаря своим титулам в Ф5000. Несмотря на название Британской Ф5000 (в зависимости от спонсора менялось на Guards F5000, Rothmans F5000, Shellsport F5000), чемпионат проводил гонки по всей Европе, включая такие известные трассы, как Монца, Хоккенхаймринг, Зандвоорт, где к ним присоединялись гонщики из континентальной части Европы.

Падение курса фунта (как следствие энергетического кризиса) и рост цен на ввозимые «восьмерки» Шевроле вызвали попытки заменить большие американские нижневальные моторы — например Cosworth GA V6 с двойным верхним распредвалом, изначально стоявшем на Форд Капри Группы 2. Этот 3,5-литровый двигатель делал конкурентоспособными Шеврон В30 и Марч-75А. Марч-75 был даже быстрее ранних модификаций модели 751, сделанной для Ф1.

Упадок чемпионата начался по той же причине, что и в Америке, и было принято решение о допуске машин Ф1. Так было положено начало Британскому чемпионату Ф1. Машины Ф5000 тоже допускались, но имели мало шансов против 3-литровых соперников. Также машины Ф5000 допускались Британский чемпионат по спринту, а в начале 80-х в гонки Свободной Формулы.

В Австралии и Новой Зеландии

В Австралии и Новой Зеландии Ф5000 заменила Интерконтинентальную Формулу ФИА в серии Тасман с 1970 г. Серия Тасман проходила в межсезонье Ф1, когда в Европе была зима, и привлекала в конце 1960-х гг. немало имен из мира гонок Гран-при, как местных, вроде Брюса Макларена и Джека Брэбема, так и иностранцев, таких как Грэм Хилл и Джим Кларк. Но принятие правил Ф5000 хоть и сделало серию конкурентным чемпионатом, но громкие имена в ней больше не появлялись, и местные гонщики соревновались всего лишь с несколькими европейцами.

В Южной Африке

В Южной Африке машины Ф5000 выступали наравне со старыми машинами Ф1.

Чемпионы Ф5000

US Formula A/F5000
Год Гонщик Машина
1967 Соединённые Штаты Америки Гас Хатчинсон Lotus 41
1968 Соединённые Штаты Америки Лу Селл Eagle Mk4
1969 Соединённые Штаты Америки Тони Адамович Eagle Mk5
1970 Канада Джон Кэннон McLaren M10B
1971 Великобритания Дэвид Хоббс McLaren M10B
1972 Новая Зеландия Грэм Макрэй McRae GM1
1973 Южно-Африканская Республика Джоди Шектер Trojan T101
Lola T330
1974 Великобритания Брайан Редман Lola T332
1975 Великобритания Брайан Редман Lola T332
Lola T400
1976 Великобритания Брайан Редман Lola T332C
Одноместные машины Can-Am
1977 Франция Патрик Тамбе Lola T333CS
1978 Австралия Алан Джонс Lola T333CS
1979 Бельгия Жаки Икс Lola T333CS
1980 Франция Патрик Тамбе Lola T530
1981 Австралия Джефф Брэбем Lola T530
VDS 001
1982 Соединённые Штаты Америки Эл Ансер-мл. Frissbee GR2
Frissbee GR3
1983 Канада Жак Вильнёв-ст. Frissbee GR2
Frissbee GR3
1984 Ирландия Майкл Роу VDS 002
VDS 004
1985 Соединённые Штаты Америки Рик Мяскевич Frissbee GR3
1986 Канада Хорст Кролл Frissbee KR3
Британский чемпионат F5000
1969 Великобритания Питер Гетин McLaren M10A
1970 Великобритания Питер Гетин McLaren M10B
1971 Австралия Фрэнк Гарднер Lola T192
Lola T300
1972 Нидерланды Ги ван Леннеп Surtees TS11
1973 Бельгия Тедди Пилетт Chevron B24
1974 Великобритания Боб Эванс Lola T332
1975 Бельгия Тедди Пилетт Lola T400
1976 Великобритания Дэвид Пэрли Chevron B30
Tasman Series (в годы действия F5000)
1970 Новая Зеландия Грэм Лоуренс Ferrari 246T
1971 Новая Зеландия Грэм Макрэй McLaren M10B
1972 Новая Зеландия Грэм Макрэй McRae GM1
1973 Новая Зеландия Грэм Макрэй McRae GM1
1974 Великобритания Питер Гетин Chevron B24
1975 Австралия Уорик Браун Lola T332
Австралийский чемпионат среди гонщиков
— CAMS Gold Star (в годы действия F5000)
1971 Австралия Макс Стюарт Mildren
1972 Австралия Франк Матич Matich A50
1973 Австралия Джон Маккормак[англ.] Elfin MR5
1974 Австралия Макс Стюарт Lola T330
1975 Австралия Джон Маккормак[англ.] Elfin MR6
1976 Австралия Джон Леффлер Lola T400
1977 Австралия Джон Маккормак[англ.] McLaren M23
1978 Новая Зеландия Грэм Макрей McRae GM3
1979 Австралия Джонни Уокер Lola T332
1980 Австралия Альфредо Костанцо Lola T430
1981 Австралия Альфредо Костанцо McLaren M26

Ссылки