Троицкая неделя
Троицкая неделя | |
---|---|
![]() | |
Тип | народно-христианский |
Иначе | Русальная неделя, Проводы русалок, Зелёная, Ярилина, Гряная неделя, Вредная (полес.), Кривая (полес.) |
Также | Всесвятская неделя (церк.) |
Отмечается | славянами |
Дата | 50–56 дни начиная с Пасхи |
Празднование |
народные гуляния, выносят за деревню троицкую берёзку. |
Традиции | запрет на работы |
Троицкая неде́ля (также Руса́льная неделя, Проводы русалок) — в славянском народном календаре[1] неделя, начинающаяся с Троицы[2]. Считалась временем пребывания на земле русалок, вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: «Вынос троицкой берёзки», «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Вождение коня», «Проводы весны».
Другие названия
Неделя: рус. Троицкая неделя, Троицкие святки[3], Зелёные святки[4], Зелёная неделя[5], Проводы русалок, Ярилина, Гряная, Всесвятская неделя, Неделя Святой Троицы[6], Семичная неделя[7], Вшивая неделя[8]; полес. Вредная, Кривая неделя, Греная (неделя), Играная неделя, Марасальный тыждень, Проводная (неделя), Русальный тыждень, Святая неделя, Святкая (неделя), Святки, Святый тыждень, Сухий тыждень, Тровецкая неделя, Троецкие святки, Троецкий тыждень, Троечная неделя, Троечный тыждень, Троица, Тройчаная неделя[9]; укр. Русальний тиждень, Русальниця[10]; серб. Русалиjска недеља[11].
Понедельник: рус. Духов день, День Духа, Троица (воронеж.); Именины Земли[12] (вят.), Земля именинница[13] (тамб., сиб.); Провожание русалок (рязан.); Русальница, Иван-да-Марья; укр. Богодухів день, Розигри; белор. Брэзжыны; полес. Дух, Купальный день, Святый Дух, Троица[9]; серб. Други дан Духова, Други дан Троjица, Друга Троjица[11].
Вторник: рус. Проводы Русалок, Похороны русалки, Изгнание русалки, Вода именинница, День воды, Кострома, Проводы Весны, Родительский день[14] (воронеж.), Скорбящая[15] (воронеж.), Семик[16] (воронеж.), Ярилин праздник[17]; полес. Кінскій Велык-день, Брюхо, Конский великдень, Сухиндень, Сухиндый, Сухинды, Троечка, Троечник[18], Вялікадзень мёртвых[19]; укр. Духов день[13]; серб. Трећи дан Троjица, Трећа Троjица, Водени уторак[11].
Среда: рус. Градобой, Градобойный день, Градовой день[20], Бураломы[21], Сухая среда[22]; белор. Градавая серада[19], Градабой, Серада Русаль[23].
Четверг: рус. Русальская пасха, Киселёв день[24], Гряной четверг (брянск.)[25]; белор. Сухі чацвер[19], Наўскi, Намскi, Сухi чацвер, Наўская Тройца[26]; укр. Мавський, нявський великдень[27].
Пятница: полес. Дедова пьятница[25].
Суббота: белор. Летнія Дзяды[19] (слуцк.).
Обычаи
Русальная (Троицкая) неделя у южных и восточных славян является ядром всего троицко-купальско-петровского цикла. Она завершает весьма протяжённый период, связываемый в мифологии весеннего цикла с пребыванием на земле, среди живых, душ предков. В духовскую субботу отмечаются общие для всех православных славян поминки по умершим, символизирующие уход душ в места их вечного пристанища[28].
В календаре балканских и восточных славян (особенно в украинско-белорусском регионе) наступает время «заложных» или «нечистых» покойников (главным образом умерших девушек и малолетних детей), появляющихся на земле с «того света» на короткий период Русальной недели[29]. Именно этим внутренне мотивирован хрононим «Русалчин Великдень», означающий период временного воскресения русалок (ср. другое название русального четверга — Навская Троица, также имеющее поминальную семантику)[28]. В Полесье вся неделя была посвящена утопленникам[30].
По завершении Русальной недели русалки покидают землю и возвращаются на «тот свет», что кое-где отмечается обрядом «проводов (удаления, изгнания) русалки». В иных местах русалки «возращаются» на «тот свет» на Аграфену Купальницу или Февронию Русальницу[28][31].
В Полесье (Брестская область) четверг назывался «сухим». В этот день запрещались некоторые хозяйственные работы, прежде всего связанные с землёй (копание, пахота, сев), посадка и прополка огородных культур, стирка[32]. Украинцы называли четверг на русальной (зелёной) неделе, когда русалки празднуют свою Пасху, мавской или навской Пасхой (укр. мавський, нявський великдень)[33].
Проводы русалок и Ярилы
Обряд представлял собой шествие по селу или выход за пределы села группы участников, которые сопровождают ряженого, именуемого русалкой.
В некоторых местах русалок провожали в Клечальную субботу (тул.), в Духов день (астрахан.), во вторник на Русальной неделе (рязан.), в день заговенья на Петров пост (саратов., рязан.). В восточном Полесье ритуал приурочен к первому понедельнику Петрова поста[34].
В Муроме на Семик женщины пели особую песню о Костроме и устраивали её «похороны»[35], а в Твери хоронили Ярилу. В Рязани понедельник после Зелёной недели назывался Провожанием русалок. В брянском Подесенье обряд проводов русалки проходит с Троицы по Семик (четверг на троицкой неделе) или по Петровские заговины[36].
Ритуалы с чучелом и явно эротические элементы вообще семицкой обрядности призваны вызвать плодородие земли. В данный период это особенно важно, поскольку для земледельца конец весны и начало лета — критический и решающий момент: посев уже закончился, и рост хлеба полностью зависит от плодоносных сил земли. Ритуалы с чучелом, как показывают исследователи, являются проявлением не до конца сформировавшегося у славян культа умирающего и воскресающего бога, связанного с плодородием, природой и её сезонными изменениями[37].
Вождение «Русалки-коня»
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%92%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8_1930.jpg&width=260)
В середине XIX века в селе Ульяновка Лукояновского уезда Нижегородской губернии, молодёжь отмечала «проводы русалки», которые одновременно понимались и как проводы весны. Участники собираются на площади в центре села «тут кого-нибудь наряжают лошадью, подвешивают под шею колокольчик, сажают верхом мальчика и двое мужчин ведут под уздцы в поле, а позади весь хоровод с громкими прощальными песнями провожает и, придя в поле, разоряет наряженную лошадь с разными играми»[38].
Подобный обряд «вождения русалки» бытовал в с. Оськино Хохольского района Воронежской области. «Водили русалку» в Русальское заговенье. Русалкой-конём рядились двое мужчин, им на плечи клали лестницу и накрывали сверху материей, делали хвост из конопли. Стоящий впереди держал в руках вилы, на которых была прикреплена лошадиная голова, с рогами (ушами) и бородой из конопли. Руководители проводами специалисты-«русальщики», которые и делали коня. Один из них был «вожак» в глиняной маске. Вёл русалку ряженый «цыган» с кнутом. Иногда водили двое-трое: один вёл за узду, другой шёл с плёткой, третий — «цыган». Иногда с ними шла женщина-«цыганка», она всем гадала и за гаданье просила награду. «Русалка» плясала, за людьми бегала, бодалась. Процессия обходила всё село. Подойдя к дому, «Русалка» била рогами в ворота, ложилась и не уходила, пока ей не дадут подарок: яйцо, кусок мяса, конфеты. Того, кто не даст подарок, русалка грозилась забодать. Женщины и дети приговаривали: «Русалушка, русалушка, боюсь я тебя, забрухаешь ты меня». Подарки собирали 3-4 женщины с вёдрами. Ряженые водили хоровод вокруг русалки, приплясывали. Одевались как можно смешнее. Женщины одевали понёвы, яркие кофты, цветастые платки, лапти, мазали брови сажей, красили щёки свеклой. Сопровождали процессию женщины, которые исполняли песню «В лелей холоду». Иногда на дороге встречались две русалки. Они начинали драться друг с другом. Русалка могла упасть, и тогда её отливали, поливая из чайника водой. Во время «вождения русалки» разыгрывались весёлые сценки, конь-русалка плясала, бросалась на людей, как бы давя их, и т. п., кончалось же всё её смертью: конь-русалка валился на бок и поднимал вверх ноги, а народ разрушал его, растаскивал всё в разные стороны, разбивал глиняную маску, деревянный же остов коня, вилы, на которых держалась голова, и узду убирали и сохраняли до будущего года. После того, как всё село обошли и набрали подарков, русальщики заходили в какой-нибудь дом и готовили обед. Все участники обедали, пели песни, веселились, плясали[39][40].
Похороны Костромы
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Funeral_of_Kostroma.jpg&width=260)
В XIX веке в Муромском уезде похороны Костромы справляли парни и девицы. Собравшись, они делали соломенное чучело Костромы, одевали его в платье или просто перевязывали веревками. Затем Кострому с песнями относили на берег озера или реки. Здесь все компания разделялась. Одни охраняли чучело: они становились в круг, кланялись Костроме и «производили перед ней разные телодвижения». Другие нападали на первых и старались похитить Кострому. Завязывалась борьба. В конце концов удавалось захватить чучело. С него срывалось платье, верёвки, чучело разрывалось, солому топтали и бросали в воду со смехом. Первая сторона «горевала», «производила заунывный вой», «оплакивала погибель» Костромы. После обе стороны вместе с весёлыми песнями и танцами возвращались в село[41].
В селе Губаровке Сердобского уезда Саратовской губернии обряд проходил на Русальское заговенье перед Петровым постом. В начале XX века в обряде участвовали в основном старухи. «Они берут ржаной сноп, приделывают руки, обряжают по-бабьи, кладут на носилки, вопят и несут чучело-русалку в ржаное поле, где оставляют на меже. Во время шествия с чучелом-русалкой несколько раз поют песню:
Южнославянские русалии или калушары
По болгарским поверьям в это время наступает пора самодив и русалок. Они нисходят в этот мир в Вознесеньев день и их появление предвещает богатый урожай. В то же время, самодивы и русалки могут жестоко мстить тем, кто их разгневает. Считалось, что если человек окажется у родника, где умываются русалки, прервёт их трапезу или помешает их танцам на поляне, то русалки нашлют на него тяжелую болезнь, от которой человек впадает в обморок, резко ослабевает, а порой и умирает.
Такого человека, заболевшего «русалской болезнью» могла вылечить лишь особая группа людей — русалии или калушары. Они объезжали сёла, выполняя обрядовые танцы для здоровья и плодородия, наподобие ряженых и лазарок, и обладали силой прогнать поселившихся в домах и людях злых духов. Лечебные обряды выполняла группа мужчин-русалий из 7, 9 или 11 (чаще всего семи) человек, которых возглавлял ватафин. Ватафин проводил тщательный подбор участников обряда: они должны были быть здоровыми и выносливыми, уметь хорошо танцевать, хранить тайну, быть добрыми и честными. Перед посвящением кандидаты в русалии проходили обучение, потом соблюдали пост на определённый срок, давали присягу и лишь после этого проходили специальную церемонию посвящения, которая предоставляла им право совершать обряд. Обычно эти умения предавались от отца сыну и хранились в строгой тайне.
Поговорки и приметы
- Пока жито цветёт, русалки в жите ходят (полес. Пакуль жито красуе (то есть цветёт), русалки у жите ходять)[44].
- Невестится невеста, а будет ли толк — Bce-Святые скажут[45].
- Святая неделя — красная, Всесвятская — пёстрая[46].
- Все Святые с одним богатырём — Ярилой борются, совладать не смогут[46].
- Всесвятская неделя — проводы весны[47].
- На Ярилу пьёт баба, на Купалу опохмеляется[46].
См. также
- Розалии (праздник)
- Троицын день
- Духов день
- День воды
- Петровское заговенье
- День Петра и Февронии или Феврония Русальница
- Русалка
- Кострома (мифология)
- Кэлушари
Примечания
- ↑ Виноградова, 2001, с. 541.
- ↑ Киевская летопись второй половины XII века
- ↑ Сумцов, 1890—1907.
- ↑ Забылин, 1880, с. 3.
- ↑ Даль, 1880—1882.
- ↑ Неделя Святой Троицы
- ↑ Традиция изготовления обрядовой куклы «кукушки» в селе Тимоново Валуйского района Белгородской области (culture.ru)
- ↑ Черных, 2003, с. 33.
- ↑ 9,0 9,1 Толстая, 2005, с. 301.
- ↑ Сапіга, 1993.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Недељковић, 1990.
- ↑ Максимов, 1903, с. 266.
- ↑ 13,0 13,1 Фурсова, 2003.
- ↑ Пухова, Христова, 2005, с. 114.
- ↑ Пухова, Христова, 2005, с. 106.
- ↑ Пухова, Христова, 2005, с. 110.
- ↑ Забылин, 1880.
- ↑ Толстая, 2005, с. 125, 301.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 Васілевіч, 1992.
- ↑ Агапкина, 2012, с. 324.
- ↑ Зеленин, 1994, с. 194.
- ↑ Зеленин, 1994, с. 244.
- ↑ Лозка, 2002, с. 123.
- ↑ Усачева, 2004, с. 492.
- ↑ 25,0 25,1 Виноградова, Левкиевская, 2012, с. 780.
- ↑ Лозка, 2002, с. 124.
- ↑ Мавський (нявський) великдень // Українська мала енциклопедія: У 8 т. — Т. 4. Кн. 7: Ле-Ме — Буенос-Айрес, 1950. — С. 882
- ↑ 28,0 28,1 28,2 Агапкина, 2002, с. 348.
- ↑ Агапкина, 2002, с. 351–352.
- ↑ Агапкина, 2012, с. 323.
- ↑ Т. Г. Леонова (отв. ред.) и др. Народная культура Сибири:ISBN 5-8268-0269-3. // Мат-лы VII науч.-практ. семинара Сибирского регион. вузовского центра по фольклору. — Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1998. —
- ↑ Агапкина, 2002, с. 323.
- ↑ Мавський (нявський) великдень // Українська мала енциклопедія: У 8 т. — Т. 4. Кн. 7: Ле-Ме — Буенос-Айрес, 1950. — С. 882
- ↑ Стародубец С. Н., Белугина О. В. [Особенности функционирования обряда «проводы русалки» на территории брянско-гомельского пограничья] // Вестник славянских культур, 2016, т. 42
- ↑ Зимина.
- ↑ Обряд проводов русалки в брянском Подесенье (culture.ru)
- ↑ Пропп, 1995.
- ↑ Некрылова, 2007, с. 713.
- ↑ Христова, Ревнева, 2005, с. 7—21.
- ↑ Пухова, 2005, с. 22—29.
- ↑ Сахаров, 1885, с. 208.
- ↑ Соколов, 1908, с. 24.
- ↑ Пропп, 1995, с. 91.
- ↑ Толстой, 1986, с. 99.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 303.
- ↑ 46,0 46,1 46,2 Коринфский, 1901, с. 306.
- ↑ Даль, 1879, с. 496.
Литература
- Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-143-0.
- Троица / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 320–325. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
- Зелие // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с.
- Зеленин Д. К. Русалки // Умершие неестественной смертью и русалки / Очерки русской мифологии. Вып. 1. — Пг., 1916.
- Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913 / Под ред. А. Л. Топоркова. — М.: Индрик, 1994. — С. 279. — 400 с. — ISBN 5-85759-007-8.
- Зимина Т. А. Похороны Костромы . Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей. Архивировано 5 августа 2012 года.
- Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
- Коринфский А. А. Ярило // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 297—307.
- Максимов С. В. Семик и Русальная; Русалки // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 460—461, 100—107.
- Месяцеслов // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — М., 1879. — Т. 2.
- Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х годов XX века. / Составители: Л. Е. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. — Т. 2: Демонологизация умерших людей. — 800 с. — (Studia philologica). — ISBN 978-5-9551-0606-9.
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
- Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с. — ISBN 5-300-00114-7.
- Пухова Т. Ф. Традиции ряжения в Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 22—29.
- Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
- Строганов М. В. К реконструкции троицко-семицкого обряда в Тверском крае // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 17: Фольклорные традиции в поликультурных зонах России: Сборник научных статей. — М.: ГРЦРФ, 2015 — 223–319
- Соколов М. Е. Великорусские весенние и хороводные песни, записанные в Саратовской губернии // Труды III областного историко-археологического съезда. — Владимир, 1908. — С. 24.
- Сумцов Н. Ф. Русалка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
- Толстой Н. И. Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. — М.: Наука, 1986. — 286 с. — (Институт славяноведения и балканистики АН СССР).
- Овес / Усачева В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 489–493. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Фурсова Е. Ф. Календарные обряды. Ч. 2: Обычаи и обряды летне-осеннего периода. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 267 с. — (Этнография Сибири). — ISBN 5-7803-0116-6. Архивная копия от 29 мая 2007 на Wayback Machine
- Черных А. В. Куединские праздники. Календарная обрядность русских Куединского района Пермской области в конце XIX — первой половине XX в.: Материалы и исследования. — Пермь: ПОНИЦАА, 2003. — 192 с. — ISBN 5-98244-003-5.
- Христова Г. П., Ревнева С. Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 7–21.
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года. (белор.)
- Виноградова Л. Н. Тројице // Словенска митологија. Енциклопедијски речник / Редактори Светлана M. Толстој, Љубинко Раденковић. — Београд: Zepter book world, 2001. — С. 541—542. — ISBN 86-7494-025-0. (серб.)
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
- Недељковић М Годишњи обичаји у Срба (серб.). — Београд: Вук Караџић, 1990. (серб.)
- Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9. (укр.)
Ссылки
- Вождение коня. Село Глухово Нижегородской области в 2009 году // Ольга Гальцева. Вёсну провожали, лето встречали…
- Похороны русалки. Первомайский район Нижегородской области // Е. Ефимова. Проводы весны в Первомайском районе Нижегородской области.
- Проводы русалки — Hrono.info
- Проводы Русалки. Деревня Четаево Рязанской области // Михеев Геннадий. О праздности. «Вроде, взрослые, а занимались — не пойми, чем…»
- Русалки — Ucheba.su
- Русальная неделя и проводы русалки — Hlebosol.info
- Русальная неделя // Российский Этнографический Музей
- Духовская (троицкая) обрядность села Петрищево Духовщинского района Смоленской области (culture.ru)