Казнь коршуна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Обезглавливание коршуна»)
Участники обряда казни коршуна. Современная реконструкция, Лончиньска-Хута[en], июнь 2015 года

Казнь коршуна или обезглавливание коршуна (кашубск. Scynanié kanie, польск. ścinanie kani) — народный обычай кашубов (этническая группа поляков в польском Поморье), проходящий в Иванов день и заключающийся в ритуальном обезглавливании красного коршуна, который у кашубов является символом зла и всяческих бед[1], и последующих его похорон[2]. С середины XIX века является частью не только празднования летнего солнцестояния, но и Зелёных святок (в это время отмечались также День Святой Троицы и Праздник Тела и Крови Христовых). Когда в деревне собирались все жители, староста деревни и деревенский совет, предварительно поймав коршуна, зачитывали ему обвинения во всех дурных деяниях и выносили ему приговор в виде обезглавливания, отрубая затем голову[3]. Если поймать живого коршуна не удавалось, то вместо этого отрубали голову курице или вороне[1].

Обряд во многом схож с украинским обрядом изгнания и похорон «чёрной птицы» или «шуляка» (ворон или коршун)[2], совершаемым на Петров пост[4]; распространённым в украинском Подолье обрядом изгнания коршуна и его похорон[5], а также нижнелужицким ритуальным убиением сороки, которое проходит на второй день Троицы или в следующее воскресенье[6].

Обычай

Этот обычай рассматривался, прежде всего, в качестве предупреждения жителям деревни, поскольку приговор, зачитываемый коршуну сельским старостой, имел непосредственное отношение к событиям, происходившим в то же время в деревне, и мог быть вынесен любому жителю деревни за аналогичные совершённые преступления[7]. Выбор коршуна в качестве обезглавливаемой птицы, по одной версии, обосновывался тем, что она является хищной и охотится на домашних птиц. По другой версии, её возглас «пи, пи» перекликался с призывом «пить, пить» (польск. pij, pij), а птицу из-за этого считали предвестником засухи и стремились убить, чтобы предотвратить засуху[8][9]. В наши дни казнь является общественным событием, и отрубают голову не живому коршуну, а чучелу или красному цветку[10].

Наименование и происхождение

Красный коршун, давший название обычаю

Красный коршун (лат. Milvus milvus) — хищная птица из семейства ястребовых, которая особенно распространена в Померании (Польском Поморье). Питается мелкими грызунами, лягушками, птенцами, больными птицами и падалью, его клич звучит как «хи-е»[11]. У кашубов коршун олицетворяет зло, является врагом людей и их имущества, а также ассоциируется с ленью. В случае, если поймать коршуна для проведения обычая не удавалось, то брали курицу или серую ворону. Ныне в польских деревнях (в том числе в Лончиньской-Хуте[en]) вместо коршуна используют цветок на вершине кола (в рыбацко-земледельческих селах, таких, как Тупадлы)[12] или украшенное перьями чучело[13].

Впервые данный обряд был упомянут в 1851 году Флорианом Ценовой: он описал казнь коршуна так, как это происходило в его родной деревне. Также его описал Ян Паток (польск. Jan Patock) в книге 1932 года «День святого Иоанна в Кашубии» (польск. Dzień św. Jana na Kaszubach)[14]. В наши дни обычай проходит летом, в июне: местные деятели, актёры и добровольцы проводят его во множестве кашубских деревень (Лончиньска-Хута[en], Вдзидзе-Кишевске[en][15], Шимбарк[en][16] и Стжельно[en])[17].

Существуют несколько легенд о том, как появился этот обычай.

  • Доктор Бернард Сыхта (польск. Bernard Sychta) в «Сборнике кашубских сказок, рассказов и басен» (польск. Zbiór podań, opowieści i baśni kaszubskich) писал о том, что Кашубия страдала от серьёзных засух, в ходе которых высыхали даже реки и озёра. По кашубским легендам, Господь сжалился над страдавшими от жажды птицами и велел им рыть пруды, чтобы оттуда можно было пить воду, однако коршун отказался делать это, чтобы не запачкаться. За это Господь наказал птицу, и коршуны с тех пор стали пить только дождевую воду[18].
  • Легенды, схожие с той, которую представил Сыхта, распространены у поляков в других землях Польши, а также у русских, украинцев и белорусов[19]. Вместе с тем в белорусской легенде похожее наказание выпало сороке, которая как раз оклеветала коршуна, якобы не участвовавшего в копании пруда: после раскрытия обмана сорока из белой в наказание стала пятнистой[20].
  • На севере Кашубии коршун ассоциировался с женщиной: по одной из местных легенд, Иисус Христос и Апостол Пётр во время своих странствий встретили женщину, у которой попросили воды. Та отказала, за что была в наказание обращена в коршуна[21].
  • У жителей окрестностей Косьцежины была легенда о том, что в коршуна был обращён могучий колдун, обладавший большими познаниями и огромными сокровищами: по его вине в Кашубии прекратились дожди, а после его обращения в коршуна ему было дозволено пить воду только из трещин в камнях. Крик коршуна «пи, пи» местные жители истолковывали как просьбу «пить, пить», поскольку летом коршун страдал от жажды[22].
  • В некоторых польских легендах коршуна обвиняют в том, что он не то замутил воду в колодце Богородице, не то мутил воду в ручье, когда она стирала в нём рубашки младенцу Христу, поэтому коршуну в наказание запретили пить земную воду[23].

Участники

Видеозапись современной реконструкции обряда, сделанная в деревне Лончиньска-Хута[en] в июне 2015 года

Участники обычая либо определяются жребием, либо набираются из числа добровольцев (в день обычая или до него). Участвуют следующие лица[5][24][17][25]:

  • Солтыс (польск. Sołtys, сельский староста) и его жена[22]. Как правило, они приветствуют гостей и прощаются с ними: солтыс зачитывает приговор коршуну. Солтыс носит шляпу, украшенную цветами и ленточками, поэтому благодаря своему наряду является вместе с палачом одним из главных героев обычая.
  • Палач (польск. Kat) и его жена[22]. Палач иногда сам зачитывает приговор коршуну, но, прежде всего, отрубает ему голову. Палач носит красные (иногда белые и чёрные одежды), вооружён саблей.
  • Судья (польск. Sędzia) и его жена[22]. Судья появился в обряде в начале XX века. Во время обычая он требовал зачитать то, что известно о поведении жён каждого из участников обряда. Судья носил белые одежды (в том числе иногда и плащ) и цепь из позолоченной бумаги.
  • Лесничий (польск. Leśny) и его жена[26]. Лесничий ловил коршуна и помогал его насадить на кол, вбитый в яму. Иногда лесничий был помощником палача.
  • Охотник (польск. Łowczy) и его жена[22]. Помогает лесничему.
  • Живодёр (польск. Rakarz) и его жена[26]. Живодёр уносил тушку обезглавленного коршуна. Иногда его заменяли носильщик (польск. Tragarz) и могильщик (польск. Kopacz).
  • Еврей (польск. Żyd)[26]. Появлялся в конце обряда в традиционных еврейских одеждах, нёс на спине мешок с котами. Символизировал веселье и облегчение после исполнения приговора.

Ход обряда

Коршуну зачитывают приговор

Эта традиция соблюдалась вплоть до начала XIX века и была возрождена только после публикаций Ценовы в середине века в журнале «Nadwiślanin»: к этому приложили руку сторонники кашубских национальных организаций, а также сотрудники этнографических музеев и выставок. Современная традиция основана на публикации Эдмунда Каминьского (польск. Edmund Kamiński), найденной в книге Яна Ромпского (польск. Jan Rompski) «Обезглавливание коршуна. Кашубский народный обычай» (польск. Ścinanie kani. Kaszubski zwyczaj ludowy)[27]. Некоторые из песен, звучавших во время обряда, представлены в сборнике «Ścinanie kani» Болеслава Фаца[pl][28]; также обряд описан в постановке Шчепана Тарновского «Казнь коршуна. Старинный кашубский обычай» (польск. Ścinanie kani. Starożytne widowisko kaszubskie)[29][30].

Палач должен обезглавить коршуна тремя ударами

Обычай проходит на лужайке, желательно поближе к воде. Местные женщины несут мужские шляпки с разноцветными лентами, и каждая женщина старается украсить шляпу как можно ярче: эти шляпы наденут «мужья» во время проведения обычая. В центре ставится кол, к которому привяжут (или на который насадят) коршуна, либо же деревянная плаха, на которой будут отрубать голову. Слуги солтыса бродят вокруг шеста и отгоняют собравшуюся толпу односельчан[5] (палач может это делать саблей, также может участвовать сам солтыс). Позже выбираются «жёны» участников действия с помощью жребия: из ящика вытягиваются листки с надписью того, кто какую роль играть будет. Как только солтыс подтверждает, что мужья выбраны, все начинают петь[31].

В торжественный момент солтыс или его слуги обращается к зрителям с перечислением всех преступлений и бед, в которых виновен коршун[5], а иногда зрители сами выкрикивают все обвинения в адрес коршуна[13]. В конце концов солтыс признаёт коршуна виновным во всех возможных бедах и приговаривает его к смерти, чему аплодируют местные. После договорённости о казни выходит палач, который обязуется обезглавить птицу тремя ударами: если он этого не сделает, его поднимут на смех. Палач обращался к зрителям, призывая беречь детей и напоминая, что карает не он сам, а лишь закон[5]. Палач заворачивает тушку обезглавленной птицы и голову в белую ткань и несёт к могиле, где её хоронит могильщик (кол выбрасывают)[5]. После казни староста благодарит всех присутствующих[11], а затем все участники разжигают костёр и празднуют грядущий Иванов день[31].

Если вместо коршуна использовалась ворона, то её помещали в развилке столба с красной ленточкой на шее: роль обвинителя играл ксендз, а палач срубал вороне голову, которую потом заворачивали в белый платок и всей процессией шли хоронить с приветственной песней святому Яну. В некоторых сёлах Гданьского побережья парни могли специально разорять вороньи гнёзда и убивать молодых ворон, а одной из ворон даже торжественно отрубали голову[32].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Podgórska, Podgórski, 2005, s. 236.
  2. 2,0 2,1 Гура, 1997, с. 539.
  3. Barbara Ogrodowska. Polskie obrzędy i zwyczaje doroczne. — Warszawa: Wydawnictwo Sport i Turystyka-Muza Sa, 2004. — ISBN 8372009473. Архивировано 17 ноября 2015 года.
  4. Гура, 1997, с. 543.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Гура, 1997, с. 550.
  6. Гура, 1997, с. 564.
  7. Piotr Ostrowski. Kaszubskie obrzędy – Ścinanie Kani. abcwypoczynku.pl. Архивировано 1 мая 2007 года.
  8. Stanisław Geppert. Nago po kwiat paproci. naszekaszuby.pl (1 ноября 2003). Дата обращения: 16 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.
  9. Treder, 2012, s. 35.
  10. ZMYSŁY KASZUB Kultura komunikacja noclegi (польск.). zmyslykaszub.pl. Дата обращения: 16 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.
  11. 11,0 11,1 Schamndt, 2014, s. 25—27.
  12. Гура, 1997, с. 551.
  13. 13,0 13,1 Kowalewski, 2014, s. 12.
  14. Kalinowski, 2010, s. 35.
  15. Ścinanie kani i Zielone Świątki we Wdzydzach Kiszewskich (польск.). Strefa Historii (13 мая 2016). Дата обращения: 27 апреля 2021. Архивировано 27 апреля 2021 года.
  16. Szymbark. Festyn rodzinny Ścinanie kani i turniej sołectw - już 12 lipca (польск.). kartuzy naszemiasto (12 июля 2014). Дата обращения: 27 апреля 2021. Архивировано 27 апреля 2021 года.
  17. 17,0 17,1 „Ścinanie Kani” w Strzelnie (польск.). Kaszuby24.pl (27 июня 2016). Дата обращения: 27 апреля 2021.
  18. Bernard Sychta. Zbiór podań, opowieści i legend kaszubskich. "Lud". 8:19. s. 280.
  19. Гура, 1997, с. 554.
  20. Гура, 1997, с. 558—559.
  21. Na Kaszubach: Sobótkowy obrzęd ścinania kani (польск.). Gazeta Kaszubska (21 июня 2016). Дата обращения: 27 апреля 2021. Архивировано 27 апреля 2021 года.
  22. 22,0 22,1 22,2 22,3 22,4 Rompski, 1973, s. 86.
  23. Гура, 1997, с. 555.
  24. ŚCINANIE KANI (польск.). Muzeum we Wdzydzach Kiszewskich. Дата обращения: 27 апреля 2021. Архивировано 27 апреля 2021 года.
  25. Rompski, 1973, s. 55.
  26. 26,0 26,1 26,2 Rompski, 1973, s. 87.
  27. Kalinowski, 2010, s. 34.
  28. Fac, 1970.
  29. Tarnowski, 1933.
  30. Kalinowski, 2010, s. 37.
  31. 31,0 31,1 Ścięcie Kani. Łączyńska Huta на YouTube
  32. Гура, 1997, с. 550—551.

Литература