Царинные песни
Ца́ринные пе́сни[1] (русин. ца́рина — «околица, поле за селом»[2]; от молд. царинэ, t̨arină — «пашня»[3], «нива»[4]) — народные песни, которые пели русины на Лемковщине и Бойковщине во время обхода полей на Троицу[5] или в день, когда начинало колоситься жито[6]. Своей эстетикой связаны с колядками и волочёбными песнями, а некоторые мотивы напоминают южнославянские обрядовые песни.
Описание
Царинные обряды выполняли обережные функции для сёл, полей, пасек, водоёмов, хозяйств, домов. По способу исполнения они подобны ритуалам вождения тополя (куста). Эти обряды совершались с целью предохранить от природных стихий, бедствий, эпидемий и сопровождались царинными песнями. Тексты царинных песен почти не сохранились, по словам Ф. Колессы, они «носят характер молитв за урожай и охрану полей перед злыми ветрами и тучами... а кое-где подобны колядкам...»[7]:
Вийди, виглянь, сонечко, усміхнись!
Виглянь, виглянь, сонечко, усміхнись!
Наше зело-житечко колосись!
Наливайся житечко, колосись.
Такие заговоры исполнялись до восхода солнца. Люди — участники царинных процессий — протягивали руки к востоку, распевая эту песню много раз подряд пока не взойдёт солнце.
В обходах полей, которые, как правило, осуществлялись рано утром, могли принимать участие все — и взрослые, и дети. С. Кылымнык[укр.] подробно описывает такой поход «на жито»: «Поход представлял изумительную картину. Все празднично одеты; мальчики и девочки в венках на голове из живых полевых цветов с колосками жита; взрослые девушки в венках из барвинка с дополнением полевых цветов и колосьев, ребята в гирляндах через плечо из колосьев жита молодого и спелого прошлогоднего; женщины и мужчины ряженые и в масках. Мужчины с бубнами, свирелями, цимбалами и пр., женщины почти все украшены полевыми цветами. В некоторых местностях во время этого шествие брали и козу, убранную в зелень-цветы и колосья… Во время вступления „на нивы“ дети и взрослые поднимали невероятный галдёж: дети стучали в колотушки и звонили, музыканты играли, девушки и парни пели — это знаменовало „изгнания злых сил из жита“… Все участники пели магические песни… во время обхода молодёжь, а также уже женатые мужчины и женщины, в частности ряженые и в масках — танцевали, скакали, шутили, оббегали межами и суловками поля, ловя друг друга...»[8]. Потом поля обрызгивали водой или молоком, накрывали поляну и принимали жертвенную пищу.
В XIX веке царинные песни заменились на церковное освящение посевов[9].
У русских местами также существовали схожие обряды на Троицу «чтоб урожай был хороший»: были ряженые, а из прошлогодней соломы делали шута — чучело, которое сжигали в конце праздника[10].
См. также
Примечания
- ↑ Чичеров, 1948, с. 121.
- ↑ Даль, 1880—1882.
- ↑ Фасмер, 1987, с. 290.
- ↑ Десницкая, 1984, с. 303.
- ↑ Брокгауз и Ефрон, 1901.
- ↑ Конопка, 2013, с. 449.
- ↑ Лановик, Лановик, 2006, с. 158.
- ↑ Килимник, 1994, с. 389–390.
- ↑ Материалы к серии «Народы и культуры», 1992, с. 143.
- ↑ Культура.РФ.
Литература
- Царанин // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1882. — Т. 4.
- Троицкие песни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1901. — Т. XXXIIIa.
- Десницкая А. В. Сравнительное языкознание и история языков. — Л.: Наука, 1984. — 350 с.
- Царина // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1987. — Т. IV : Т — Ящур. — С. 290.
- Чичеров B. И. Русские колядки и их типы // Советская этнография. №2, 1948. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948. — С. 105—129.
- Украинцы. Историко-этнографический очерк традиционно-бытовой культуры / Материалы к серии «Народы и культуры». Вып. IX. Кн. I. — М.: Наука, 1992. — 170 с.
- Обряд похорон троицкой куклы (шута, Ярилы, Андрюши) в Ульяновском Присурье . Культура.РФ.
- Килимник С.[укр.]. Український рік у народних звичаях в історичному освітленні: [У 3 кн., 6 т. Кн. ІІ]. — К.: Обереги, 1994. — 528 с. (укр.)
- Конопка В. Ареальна характеристика традиції колядування під час жнив в Україні // Народознавчі Зошити. — № 3 (111), 2013. — Львів: Издательство Академии наук СССР, 2013. — С. 447—455. — ISSN 1028-5091 ISSN 1028-5091. (укр.)
- §15. Жанри літнього циклу календарно-обрядової творчості // Українська усна народна творчість. Навчальний посібник / склад. Лановик М. Б., Лановик З. Б.. — К.: Знання-Прес, 2006. — С. 155—158. — 591 с. (укр.)
- Сокіл Г. Царинні пісні в контексті ритуального обходу полів // Народознавчі зошити. — № 3, 2000. — С.535—541. (укр.)