Сюзанна Депре

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сюзанна Депре
фр. Suzanne Desprès
Фотография 1908 годаФотография 1908 года
Имя при рождении Charlotte Bouvallet
Дата рождения 16 декабря 1875(1875-12-16)
Место рождения Верден, Франция
Дата смерти 1 июля 1951(1951-07-01) (75 лет)
Место смерти Париж, Франция
Профессия актриса театра и кино

Сюзанна Депре, настоящее имя Шарлотта Буваллe[1][2] (фр. Suzanne Desprès, Charlotte Bouvallet; 16 декабря 1875, Верден — 1 июля 1951, Париж) — французская актриса театра и кинематографа. Известна созданием образа Рыжика в одноимённом произведении Жюля Ренара. Впоследствии играла преимущественно трагические и драматические роли, в том числе Федры на сцене «Комеди Франсез», Норы в «Кукольном доме» Ибсена и Гамлета в постановке Фирмена Жемье. Также снималась в кино.

Биография

Шарлотта Буваллe, известная впоследствии под сценическим псевдонимом Сюзанна Депре, родилась в 1875 году в Вердене. В шестилетнем возрасте переселилась с родителями в Париж. Она получила лишь начальное образование, поскольку с раннего возраста ей пришлось начать работать. Втайне от родителей, не одобрявших её желание стать певицей или актрисой, Шарлотта ходила на спектакли в Комеди Франсез. В 1894 году друг семьи дал ей рекомендательное письмо к актёру Орельену Люнье-По, основателю и руководителю театра Эвр (Théâtre de l'Œuvre). Уже через три месяца состоялся дебют Шарлотты на сцене этого театра, а позднее она стала женой Люнье-По[3].

По совету мужа Шарлотта поступила в Консерваторию (класс Густава Вормса), которую окончила в 1897 году[4][1]. Ученикам Консерватории запрещалось выступать на сцене, однако Шарлотта продолжала играть в театре Эвр, взяв псевдоним Сюзанна Оклер[3]. Среди её ролей в этом театре были Хильда, Сольвейг («Строитель Сольнес», «Пер Гюнт» Ибсена), Раутенделейн («Потонувший колокол» Гауптмана) и пр.[1]

В последующие годы Сюзанна работала в театрах «Водевиль» и «Жимназ», а в 1900 году вошла в труппу «Театра Антуана», основанного Андре Антуаном[1][4]. Первым спектаклем, в котором она приняла участие, стала «Обманутая» Жоржа Ансе. Затем ей была предложена непростая роль-травести: Рыжика в одноимённом произведении Жюля Ренара. Сюзанне совершенно не нравился этот образ, однако чтобы вжиться в него, она ежедневно наблюдала за уличными мальчишками, копируя их движения, жестикуляцию и манеру речи. Соответствующим был и её внешний вид: нечёсаные волосы, грязное лицо, угрюмый затравленный взгляд[4][5]. На генеральной репетиции присутствовал сам автор; когда он попытался объяснить актрисе, каким он видит образ Рыжика, она не выдержала и швырнула в него рукописью — на что Ренар заявил, что вот таким-то и должен быть Рыжик[4]. Премьера спектакля прошла с огромным успехом. Ренар был в восторге от того, как играла Сюзанна, и именно эта роль в одночасье сделала её знаменитой[4][5].

Депре продолжила играть в Театре Антуана, а в 1902 году была принята в труппу «Комеди Франсез». В том же году она воплотила на сцене образ, о создании которого мечтала со времён учёбы в Консерватории: Федры в одноимённом произведении Расина. У неё было собственное ви́дение этого образа: она хотела представить не классическую Федру, подобную той, которую играла Сара Бернар, а обобщённый образ страдающей, отчаявшейся женщины, терзаемой страстью. Премьера вызвала бурную полемику; критики называли игру актрисы кощунственной; в числе немногочисленных заступников был Эмиль Фаге. Выступив на сцене Комеди Франсез всего 14 раз, через год Депре ушла оттуда[6].

Сюзанна Депре в роли Электры. 1915

Актриса вернулась в Театр Антуана, с которым гастролировала в Южной Америке, а затем — в театр Эвр, где в 1903 году сыграла роль Норы в «Кукольном доме» Ибсена. Эта роль стала её вторым триумфом и прославила актрису не только во Франции, но и за её пределами: в общей сложности Депре играла её более 300 раз[7]. В 1905 году Люнье-По предпринял постановку пьесы Максима Горького «На дне». Депре играла в ней роль Наташи; на роль Василисы была приглашена Элеонора Дузе[8]. Ещё одной яркой ролью актрисы стал Гамлет в постановке Фирмена Жемье. Спектакль вызвал споры в печати: не все критики приняли его[9]. В последующие годы, вплоть до Второй мировой войны, Депре продолжала играть в театре Эвр, а также гастролировала в Норвегии, Финляндии, России (в 1915), Турции и других странах[7][1]. Современники отмечали простоту и естественность её игры. А. В. Луначарский называл Депре «тончайшей и сложнейшей из актрис Франции»; Эмиль Золя писал: «Её талант правдив и нежен… Но её нежность не исключает ни безукоризненности, ни силы»[1].

Оставив сцену в 1940-х годах, Депре продолжала выступать на радио и сниматься в кино[7]. В общей сложности она снялась в более двух десятков фильмов, в том числе «Les soeurs ennemies» (1915), «Le carnaval des vérités» (1920), «Le Tournoi dans la cité» (1928) и «Maria Chapdelaine» (1934)[10]. С 1946 года актриса жила в Ницце[7]. В 1950 году, во время поездки в Париж, у неё начались головные боли. Врачи не смогли ей помочь, и со временем боли стали до такой степени невыносимыми, что Депре попыталась покончить с собой. Её спасли и прооперировали, удалив сгусток крови в головном мозге, бывший причиной страданий. Депре сумела восстановиться и вернуться к нормальной жизни, однако 29 июня 1951 года у неё случилось внутричерепное кровоизлияние и 1 июля актрисы не стало[11][2].

Примечания

Литература

  • Депре, Сюзанна // Театральная энциклопедия / П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1963. — Т. II. — Стб. 386
  • История западного театра. — М.: Искусство, 1970. — Т. V. — 639 с.
  • André-Paul Antoine. Suzanne Desprès // Revue des Deux Mondes. — 1951. — P. 512—518.