Травести (амплуа)

Травести́ (от итал. travestire — переодевать) — театральное амплуа, актриса, исполняющая роли мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм[1][2].
В современном театре (реже в кино) к услугам актрис-травести прибегают, главным образом, потому, что добиться от актёра-ребёнка требуемого для сложных ролей исполнительского мастерства нелегко. Кроме того, актёр-подросток быстро взрослеет, и на его роль нужно было бы вводить нового исполнителя, тогда как актриса-травести может выступать в одной и той же роли многие годы.
К травести относятся: в драматическом театре роли девушек, которым по ходу действия приходится выдавать себя за мужчин, переодеваться в мужское платье (например, Беатриче в комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ»; Габриэль в водевиле Ф. А. Кони «Девушка-гусар»), Тильтиль и Митиль в «Синей птице» Мориса Метерлинка[1].
Травести называют также оперных певиц, выступающих в партиях юношей (которые композиторами XVIII века создавались для женских голосов меццо-сопрано, контральто). Например, Зибель — «Фауст» Ш. Гуно, Лель — «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова[1][2].
Традиция исполнения актёром роли персонажа, принадлежащего к другому полу, гораздо старше, но вплоть до XVI—XVII вв. расхождение сценического пола и природного носило противоположный характер: женщины не допускались на театральную сцену, и женские роли исполнялись мужчинами.
Среди наиболее известных актрис-травести — Янина Жеймо, Ольга Бган (первая исполнительница роли Маленького принца на советской сцене), Мария Барабанова, Лариса Голубкина, Варвара Асенкова, франзцузская актриса В. Дезаже, В. Д. Бендина[3], Е. Н. Морес, З. Ф. Булгакова[4], Н. Н. Казаринова, К. П. Коренева, М. П. Неменко-Бабковская[5] А. А. Охитина, В. А. Сперантова, Л. С. Чернышёва.[1] и др.
Актёр Суворинского театра Борис Глаголин исполнил в 1908 году роль Иоанны в шиллеровской «Орлеанской деве» (реконструктивная постановка Н. Н. Евреинова), впоследствии этот опыт считался одним из наиболее удачных в трактовке настоящего образа.
Травести в поэзии
...По соседству с нами, не без риска,
Проживают, господи прости,
Две жонглёрки, иллюзионистка,
Знаменитый комик-травести.
С комиком ужасная морока,
Хоть репертуар его расхож,
Говорят, что был похож на Блока.
Стал теперь на Брюсова похож.
Примечания
- История русского драматического театра. Т.7. 1808—1914. «Искусство». М. 1987
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 5 — М.: Советская энциклопедия, Табакова — Ягушин, 1967, 1136 стб. с илл., 8 л. илл.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Большая Cоветская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 26. Тихорецк — Ульяново. 1977. 624 стр., илл.; 46 л. илл. и карт. (стб 375)
- ↑ Бендина Вера Дмитриевна . Дата обращения: 16 октября 2023.
- ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. С. С. Мокульский. Т. 1 — М.: Советская энциклопедия, А — «Глобус», 1961, 1214 стб. с илл., 12 л. илл. (стр 734—735)
- ↑ Ю.А.Благов. Неменко-Бабковская Мария Павловна . Дата обращения: 15 октября 2023.