Перейти к содержанию

Антуан, Андре

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андре Антуан
André Antoine
Место смерти Пулиган (Луара Атлантическая), Франция
Профессия театральный режиссёр, кинорежиссёр
Годы активности 1887—1939
Театр
Награды

Андре́ Антуа́н (фр. André Antoine, 1858—1943) — французский режиссёр театра и кино, теоретик театра[1]. Крупнейший представитель «театрального натурализма», создатель и руководитель «Свободного театра» и «Театра Антуана», воспитатель плеяды талантливых актёров.

Биография

Андре Антуан родился 31 января 1858 года в городе Лимож[1]. Окончил престижный лицей Кондорсе.

Работал клерком в Газовом обществе в Париже[2].

Творческая деятельность

Только немногие кинорежиссёры тех дней чувствовали специфические особенности киноискусства так остро, как Антуан. Уже в первой своей постановке «Братья-корсиканцы» он отказался рассматривать кинематографический кадр как некое подобие театральной сцены. Поставив между зрителями и актёрами воображаемую «четвертую» стену, он требовал от актёров, чтобы они заглушали в себе привычное чувство театральной рампы и отказывались от излишней экспрессии жестов и мимики, характерной для театра.

Богатый опыт работы в театре и склонность к экспериментированию очень пригодились Антуану в работе над постановкой фильмов. Чутьё художника открывало ему всё новые и новые возможности выразительного языка кино. Он пользовался движением камеры, изобретал новые приемы построения мизансцены, приспособляя их к условиям киносъёмки, наконец, разбивая эпизоды на отдельные сцены и планы, интуитивно постигал законы монтажа.

Осваивая специфику кино, Антуан не злоупотреблял найденными приёмами и очень тактично пользовался ими, не делая их самоцелью, как это наблюдалось у А. Ганса.

Внимание к жизни простых людей, стремление глубоко раскрыть характеры и широко использовать возможности реалистической передачи природы отличали фильмы Антуана от бытовавших тогда салонных мелодрам и серийных детективов. Зрители кинотеатров не оценили строгой простоты его фильмов. Они отнеслись безучастно к его опытам. Реакция зрителей насторожила владельцев киностудий. По их мнению, ставка на талант Антуана не оправдала себя, и его работа в кино прекратилась.

Однако уроки Антуана не пропали даром: в более поздних работах Ж. Фейдера, Л. Пуарье, Р. Будриоза и Жака де Баронселли можно обнаружить влияние его творческих установок.

«Свободный театр»

А. Антуан в роли Фуана («Земля» Э. Золя)

Обладая кипучей энергией и большой целеустремленностью, Антуан стал приверженцем натурализма, и более чем кто-либо другой во французском театре занимался пропагандой идейных взглядов Золя и постановкой спектаклей на основе его произведений[1].

В 1887 — основывает в Париже экспериментальный — и первый в истории т. н. «свободный» — «Театр Либр» («Théâtre Libre»), которым руководит до 1894[1]. За это время поставлено 124 пьесы, французских и заграничных, в том числе 67 вновь написанных.

В «Свободном театре» были поставлены, в частности, и «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (1888), «Привидения» (1890) и «Дикая утка» (1891) Ибсена, «Нахлебник» И. С. Тургенева (1890), «Ткачи» Г. Гауптмана (1893).

«Театр Антуана»

Театр Антуана. Париж, бульвар Страсбур

В 1897 создал «Театр Антуана» (Théâtre Antoine) и руководил им до 1906.

«Одеон»

19061913 — руководит в Париже театром «Одеон». В его театре идут инсценировки романов Бальзака, Альфонса Доде, Жюля Ренара («Рыжик»).

Постановки

Работа в кино

С 1914 по 1922 снял девять картин по заказу «Общества авторов и литераторов» и Pathé.

Первой его работой были «Братья-корсиканцы». Романтически приподнятая тема была заимствована из одноимённого произведения А. Дюма.

Главное внимание А. Антуан обратил на глубокую обрисовку характеров и сумел передать в фильме острый динамизм действия, характерный для литературного источника.

За первой удачной работой последовали новые экранизации — «Виновный» по Коппе, «Труженики моря» по Гюго, «Земля» по Золя.

1922 — оставляет режиссуру и занимается кинокритикой в журнале «Ле журналь» (фр. Journal).

Фильмография

Источники

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  2. 2,0 2,1 Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 2. Ангола — Барзас. 1970. 632 стр., илл.: 47 л. илл. и карт. (стр. 111)

Ссылки