Дузе, Элеонора

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Элеонора Дузе
Eleonora Giulia Amalia Duse
Профессия актриса
Годы активности 18631908, 19211924

Элеоно́ра Ду́зе (итал. Eleonora Duse; 1858, Виджевано, Италия — 1924, Питтсбург, США) — всемирно известная итальянская актриса, обладательница прозвища «Божественная» (la Divina). Наряду с Сарой Бернар считалась величайшей театральной актрисой своего времени[1][2].

Биография

Родилась в актёрской семье. Её дед Луиджи Дузе был основателем театра Гарибальди в Падуе. В четырёхлетнем возрасте начала играть в труппе своих родителей[3], ездила с ними по городам Италии. Её первым серьёзным успехом было исполнение главной роли в драме Золя «Тереза Ракен» (1879).

В 1881—1883 гг. состояла в браке с актёром Тебальдо Маркетти (1844—1918), выступавшим под псевдонимом Кекки (Checchi); родила дочь. Много общалась с представителями скапильятуры. В 1886 г. создала собственную театральную компанию и к 30-ти годам стала самой известной актрисой Италии.

Играла в пьесах Дюма-сына («Дама с камелиями»), Сарду, Ибсена («Гедда Габлер», «Кукольный дом» и др.), Зудермана, Метерлинка («Монна Ванна»). Арриго Бойто, с которым актриса была в тайной связи, перевёл для неё «Антония и Клеопатру» Шекспира.

После 1890 года выступала в основном за пределами Италии, по большей части во Франции. Успешно гастролировала в США, Южной Америке, Российской империи (1891—1892, 1908). В начале 1890-х гг. состояла в связи с русским художником Александром Волковым и одно время жила в его палаццо на Гранд-канале; их любовная переписка опубликована[4].

В 1895—1904 годах была близка с Габриеле Д’Аннунцио, который вывел её в романе «Пламя[итал.]» (1900). Актриса разорвала эту связь, когда писатель предложил играть Анну во французской премьере драмы «Мёртвый город» её многолетней сопернице Саре Бернар. В 1905 г. сыграла в Париже Василису в драме Горького «На дне».

В 1908 году Дузе оставила театр. После этого в течение двух лет жила во Флоренции с итальянской феминисткой Линой Полетти[англ.]. Единственный раз актриса снялась в кино в фильме Артуро Амброзио «Пепел» (1916) по одноимённому роману Грации Деледды. Переговоры о совместной работе с Дэвидом Гриффитом закончились ничем. В 1920 году обосновалась в Азоло (провинция Тревизо).

Дузе вернулась на сцену в 1921 году. Даже поседев и постарев, играла без грима и без парика. Минимальное использование грима (скрывающего тонкости мимики) было совершенно нехарактерным для театра её времени. Современники отмечали богатство её интонаций, усложнённую пластику рук. По характеристике Большой российской энциклопедии:

Про­сто­та, че­ло­веч­ность, обая­тель­ная жен­ст­вен­ность не­ред­ко со­че­та­лись в ге­рои­нях Дузе с ду­шев­ным над­ло­мом, ощу­ще­ни­ем не­проч­но­сти жиз­нен­ных ус­то­ев, не­удов­ле­тво­рён­но­стью на­стоя­щим и стра­хом пе­ред бу­ду­щим, ост­рым чув­ст­вом оди­но­че­ст­ва. Ис­пол­не­ние Дузе от­ли­ча­лось вир­ту­оз­ной тех­ни­кой. Дли­тель­ная ра­бо­та над ка­ж­дой ро­лью не бы­ла за­мет­на зри­те­лям; иг­ра ка­за­лась вдох­но­вен­ной им­про­ви­за­ци­ей[5].

Покинула Италию после прихода к власти фашистов (1922). Скончалась от воспаления лёгких во время гастролей, промокнув и простыв под дождём (у неё вообще были слабые лёгкие). Похоронена в Азоло. Многие её личные вещи были переданы дочерью в распоряжение местного краеведческого музея. Остальная часть архива Дузе хранится в фонде Чини[англ.] на острове Сан-Джорджо-Маджоре.

Известность и влияние

Слава Дузе была всемирной. Её искусство высоко ценили Антон Чехов, Константин Станиславский, Бернард Шоу, Чарли Чаплин. Американская поэтесса Сара Тисдейл свою первую книгу (1907) назвала «Сонеты к Дузе и другие поэмы». В июле 1923 года Дузе стала первой женщиной, чей портрет украсил обложку журнала Тайм. Она оказала большое влияние на Марту Грэм.

Биография актрисы, написанная австрийским прозаиком Эмилем Райнхардтом (1928), была переведена на английский, французский, итальянский, португальский, польский, латышский языки, выдержала 15 изданий. Театры в нескольких городах Италии (Болонья и др.) носят имя Элеоноры Дузе. В 1953 году Луиджи Коменчини включил архивные кадры с Элеонорой Дузе в свой фильм La Valigia dei sogni. Сценические костюмы актрисы, отреставрированные итальянским модельером Фаусто Сарли, выставлены в музеях по всему миру.

В 2015 году Гамбургский балет поставил «Дузе», балет Джона Ноймайера на музыку Бенджамина Бриттена и Арво Пярта. Главную партию исполнила Алессандра Ферри.

Дузе по сей день считается одной из величайших актрис всех времен[6][7][8]; в частности, критик Герман Бар назвал ее «величайшей актрисой»[9].

Именем Элеоноры Дузе в 1974 году был назван 30-километровый кратер на Венере[10].

Примечания

  1. AA.VV. La grande trasformazione: Il teatro italiano fra il 1914 e il 1924. — Accademia University Press, 2020-01-29. — 208 с. — ISBN 978-88-31978-83-5.
  2. Carlo Fruttero, Massimo Gramellini. La Patria, bene o male. — Edizioni Mondadori, 2011-03-01. — 357 с. — ISBN 978-88-520-1742-1.
  3. Четырёхлетняя Дузе дебютировала на сцене в роли Козетты (в пьесе по роману В.Гюго «Отверженные») 12 марта 1863 года — в день, когда появился на свет Габриеле Д’Аннунцио, который даст ей прозвище «Божественная».
  4. D’amore e d’arte: Le lettere a Eleonora Duse di Aleksandr Volkov nel lascito ... - Anna Sica - Google Books
  5. ДУЗЕ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  6. Antonio Cara. Cenere di Grazia Deledda nelle figurazioni di Eleonora Duse. — Istituto superiore regionale etnografico, 1984. — 206 с.
  7. Annamaria Andreoli. Più che l'amore: Eleonora Duse e Gabriele D'Annunzio. — Marsilio, 2017-02-02. — 379 с. — ISBN 978-88-317-3030-3.
  8. Luce, Henry Robinson, 1898-1967, editor. Fortune.. — [Time, etc.].
  9. Emil Alphons Rheinhardt. , Eleonora Duse. — LIT EDIZIONI, 14 gennaio 2015. — ISBN 978-88-6944-175-2.
  10. Le cratère Duse sur Vénus. Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 17 мая 2019 года.

Литература

  • Шоу Бернард. Сара Бернар и Дузэ Архивная копия от 5 января 2022 на Wayback Machine. В книге: Полное собрание сочинений. Том 5. Очерки. — Москва: Современные проблемы, 1911. — С. 35—46.
  • Rheinhardt E. A. Das leben der Eleonora Duse. — B.: S. Fischer, 1928.
  • Winwar F. Wingless victory; a biography of Gabriele d’Annunzio and Eleonora Duse. — N. Y.: Harper, 1956.
  • Топуридзе Е. Элеонора Дузе. Очерк жизни и творчества. — М.: Искусство, 1960.
  • La Galienne E. The mystic in the theatre: Eleonora Duse. — N. Y.: Farrar, Straus & Giroux, 1966
  • Fusero C. Eleonora Duse. — Milano: Dall’Oglio, 1971.
  • Синьорелли О. Элеонора Дузе. — М.: Искусство, 1975. — (Жизнь в искусстве)
  • Molinari C. L’attrice divina. Eleonora Duse nel teatro italiano fra i due secoli. — Roma: Bulzoni, 1985.
  • Stokes J. a.o. Bernhardt, Terry, Duse: the actress in her time. — Cambridge; N. Y.: Cambridge UP, 1988.
  • Eleonora Duse nella vita e nell’arte (1858—1924). — Venezia: Marsilio, 2001
  • Sheehy H. Eleonora Duse: a biography. — N. Y.: Alfred A. Knopf, 2003.
  • Пагани М. П. Русский венок для Элеоноры Дузе // перевод, научная редакция, дополнения: М. Г. Талалай. — М.: Старая Басманная, 2019—180 с. — ISBN 978-5-907169-09-8

Ссылки