Нева (автодорога)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автодорога
Скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург
М-11 в сети автодорог России федерального значенияМ-11 в сети автодорог России федерального значения
Основная информация
Страны  Россия
Регион

 Москва (Молжаниновский),
 Московская область,
 Тверская область,

 Новгородская область,
 Ленинградская область,
 Санкт-Петербург
Часть дороги AH8
Статус Платная
Владелец ООО «Северо-Западная концессионная компания»
(с 15-го по 58-й км)
Управляется ГК Автодор
Длина

669

(действует 610) [1][2]
Начало Москва, Бусиновская транспортная развязка
Конец Санкт-Петербург, развязка КАД и Пулковского шоссе
Дорожное покрытие Асфальт
Дата открытия 27 ноября 2019 года
Карта пролегания автодороги в Москве, Московской и Тверской областях.

Скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург М11 «Нева» (федеральная автомобильная дорога М11[3]) — скоростная автомагистраль между Москвой и Санкт-Петербургом. На 2021 год отсутствует участок длиною 59 км с 149 по 208 км в обход Твери. На большинстве участков за проезд взимается плата[4].

После постройки существующая федеральная трасса М10 «Россия», которая на отдельных участках исчерпала свою пропускную способность, должна будет служить бесплатным дублёром новой платной автодороги.

Общая протяжённость автомобильной дороги составляет 669 км. На 2021 год введено в эксплуатацию 610 км дороги. Это одна из первых крупных платных автодорог России. Начиная от Москвы, трасса проходит по Московской области (90 км), Тверской области (253 км), Новгородской области (233 км) и Ленинградской области (75 км) до Санкт-Петербурга, и идёт в обход крупных населённых пунктов, в том числе Химки, Зеленоград, Солнечногорск, Клин, Тверь, Торжок, Вышний Волочёк, Бологое, Валдай, Угловка, Окуловка, Крестцы, Великий Новгород, Чудово, Тосно, Колпино.

Дорога IA категории имеет от двух до пяти полос в каждую сторону и расчётную скорость движения 150 км/ч. На её протяжении возведено сто мостовых сооружений, а также построен ряд транспортных развязок. Проектированием занимается группа предприятий «Дорсервис»[5].

Строительство трассы началось в 2010 году и должно было быть закончено в начале 2018 года, к началу Чемпионата мира по футболу, проводившегося в России. Дорога открывалась для пользования отдельными участками начиная с 2014 по 2019 год. На 2022 год остался единственный непостроенный участок с 149 по 208 км (северный обход Твери), строительство его началось.

Стоимость проекта составляет 520 млрд рублей, из которых 370 млрд рублей — бюджетные средства[6].

Экономическая часть

Для строительства скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург впервые в России применён механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) в форме концессионного соглашения, обеспечивающий привлечение частных инвестиций и замещение ими части бюджетных расходов для строительства инфраструктурного объекта.

На начало 2011 года указанный механизм реализовался пока только при строительстве головного участка трассы с 15-го по 58-й км. Однако в планах госкомпании «Автодор» уже значатся новые участки, которые будут строиться и эксплуатироваться в рамках ГЧП: с 58-го по 149-й км и на въезде в Санкт-Петербург, с 646-го по 684-й км.

Концессионером головного участка дороги является «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК). 50 % СЗКК принадлежит французской компании Vinci, а другие 50 % — российским акционерам, в числе которых структуры петербургского предпринимателя Аркадия Ротенберга (последний приобрёл этот пакет в декабре 2010 года у акционеров компании «Н-транс»).[7]

В апреле 2010 года в рамках финансового закрытия по проекту строительства головного участка «Северо-Западной концессионной компанией» был подписан кредитный договор с Внешэкономбанком и Сбербанком России, в соответствии с которым банки предоставят СЗКК для реализации проекта кредит в размере 29,2 млрд рублей на 20 лет. Средства банками будут выделены в равном объёме (по 14,6 млрд рублей каждый). Ещё 23 млрд рублей будет выделено из федерального инвестфонда. Оставшуюся часть финансирования концессионер рассчитывает привлечь за счёт размещения инфраструктурных облигаций[8].

Сообщалось, что в финансировании проекта планировал участвовать Европейский банк реконструкции и развития, который якобы должен был предоставить значительную часть инвестиций (до 1,5 млрд $) на строительство первого участка магистрали. В январе 2011 года в СМИ появилась информация, что ЕБРР отказался от финансирования стройки в связи с тем, что участие в проектах, наносящих ущерб экологии, запрещено внутренним кодексом банка.[9]. Однако официальный представитель банка опроверг эту информацию, заявив, что ЕБРР не планировал финансировать строительство головного участка дороги, и средства на строительство были найдены без привлечения иностранных инвесторов («отказываться от того, куда нас не приглашали, мы просто не могли»). При этом он не исключил, что ЕБРР примет участие в строительстве других участков этой трассы.[10]

Стоимость строительства участка 646 км — 684 км в ценах 2014—2016 годов без учёта затрат на подготовку территории строительства оценивается в 37,8 млрд рублей (с учётом НДС). Инвестор должен обеспечить 25 % финансирования проекта. Государство обеспечивает 75 % финансирования строительства, а также предоставляет проектно-сметную документацию и осуществляет подготовку территории. Проект будет реализован по концессионной схеме «прямого взимания платы» (direct toll)[11].

Строительство моста над каналом им. Москвы, 15 июля 2012 года

Стоимость проезда

Концессионерами участка с 15 по 58 км изначально было запланировано, что размер средневзвешенного тарифа за проезд по головному участку дороги составит 3,62 руб./км без НДС в ценах 2007 года. Тариф будет варьироваться в зависимости от категории транспортного средства, времени суток, частоты пользования трассой и т. д.

Средняя стоимость проезда по платной автотрассе М-11 Москва — Санкт-Петербург составит примерно 2—2,5 рубля за один километр.[12] Проезд по участку на входе в Санкт-Петербург длиной 37 километров обойдется в 2,2 руб./км. На остальных платных участках трассы (центральная часть дороги, проходящая по Новгородской, Тверской и части Московской области) проезд обойдется примерно в 1 руб./км для водителя легкового автомобиля. Таким образом, весь проезд обойдется примерно в 600 рублей[13]. В июне 2013 года в рамках Международного экономического форума, проводимого в Санкт-Петербурге, председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») Сергей Кельбах заявил, что цена проезда по дороге может составить около 1100—1200 рублей.[14]

25 января 2016 года Президент России Владимир Путин подверг критике стоимость проезда, установленную на участке трассы с 15-го по 58-й км (от Москвы до Солнечногорска): «сейчас в Москве в направлении Петербурга начали строить дорогу, один участок ввели в строй, так там никто не ездит, „вздули“ цены так, что проехать невозможно»[15].

2 августа 2021 года были изменены тарифы на проезд по трассе. Автомобилисты лишились главной привилегии — скидки по транспондерам для транспортных средств I и II категорий. Причины такого решения не уточняются[16].

Обоснование строительства

Разработка проекта дублёра существующей автодороги Москва — Санкт-Петербург М-10 «Россия» велась на протяжении длительного периода времени, первоначальная концепция дублёра была включена в генплан Москвы и Московской области в начале 1970-х годов.

Максимальная загрузка федеральной автомобильной дороги М-10 уже в настоящий момент превышает нормативную загрузку как минимум в три раза. При нормативной пропускной способности 40 тысяч автомобилей в сутки на сегодняшний день интенсивность движения доходит до 130—170 тысяч автомобилей. В результате превышения максимально допустимой нормы по загрузке, средняя скорость движения по трассе М-10 на подъезде к Москве составляет 10 км/ч, снижаясь в пиковое время до 5—7 км/ч. Уровень аварийности на трассе М-10 превышает почти в три раза среднее по России нормативное значение. Уровень загрязнения воздуха на территории, прилегающей к федеральной автомобильной дороге М-10, превышает в 3—5 раз принятые в Российской Федерации санитарные нормы.

Характеристики трассы

Внешние изображения
План дороги (Московская область)
План дороги (Тверская область)
Строящееся начало трассы со стороны Петербурга — развязка с СПбКАД у станции Шоссейная (мост над ж/д путями)

Проект предусматривает следующие основные характеристики строящейся автодороги:[17]

  • Общая протяжённость: 669 км
  • Техническая категория: автомагистраль (IA)
  • Количество полос движения: 4, 6, 8, 10
  • Ширина полосы движения: 3,75 м
  • Ширина разделительной полосы: 5 м
  • Ширина обочины: 3,5 м
  • Расчётная скорость движения: 150 км/час
  • Минимальный радиус кривой в плане: 1200 м
  • Минимальный радиус кривой в продольном профиле:
    • вогнутой: 8000 м
    • выпуклой: 30000 м
  • Максимальный продольный уклон: 30 ‰
  • Природно-климатические условия: Трасса проектируемой дороги проходит по 4 областям России, климат которых изменяется от умеренно континентального (Московская, Тверская) и до переходного от континентального к морскому (Новгородская область, Ленинградская область), что влияет на требования к проектированию трассы.

На 2021 год освещение трассы на участке от аэропорта Шереметьево до Солнечногорска отсутствует[18].

По информации сайта Федерального дорожного агентства[19], мероприятия по сбережению природной среды включают восстановление лесного фонда за счёт дополнительного озеленения, строительство специальных подземных туннелей для миграции животных; очистка ливневых и талых вод, постройку шумозащитных экранов вдоль трассы.

Хроника реализации проекта

Карта головного участка трассы
Открытие движения на первом участке трассы «Москва-Санкт-Петербург» 23 декабря 2014 года

Решение о строительстве автомагистрали было принято Министерством транспорта Российской Федерации, а инициатива исходила от президента России Владимира Путина[20]. В январе 2006 года заказчику был сдан проект обоснования инвестиций в строительство дороги на участке с 15 по 58 км.

В феврале 2008 года из разряда частных компаний был выбран концессионер для строительства первого участка. Из трёх компаний, участвовавших в тендере, Минтранс России выбрал ООО «Северо-Западная концессионная компания». На тот момент сметная стоимость строительства всей трассы составляла ориентировочно 350 млрд рублей[21].

В 2010 году начались подготовительные работы к строительству участка с 15 по 58 км трассы (в том числе вырубка просеки в Химкинском лесу), но в связи с протестами общественности в августе того же года эти работы были приостановлены. Весной 2011 года работы по подготовке земельных участков к строительству новой трассы были продолжены. В сентябре 2011 года началось строительство автотрассы на участке с 15 по 58 км[22]. Как ожидалось, строительство должно было быть завершено в 2014 году[23].

В январе 2012 года началась реконструкция Бусиновской транспортной развязки на 78 км МКАД, откуда и начинается строящаяся автомагистраль. Частично открыта была 23 декабря 2014 года вместе с головным участком М11. В июне 2015 года реконструкция развязки была полностью завершена. Развязка получилась пятиуровневой.

21 июня 2012 года председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение, в котором поручил заключить концессионное соглашение в отношении участка с 646 по 684 км, проходящего по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга[11]. «Автодор» и победитель конкурса ООО «Магистраль двух столиц» подписали 18 ноября 2014 года концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации дороги на участках км 543 — км 646 и км 646 — км 684.

17 июня 2015 года было начато строительство в Ленинградской и Новгородской областях.

15 февраля 2017 года стало известно о проблемах с генеральным подрядчиком 140-километрового участка дороги (543 км — 684 км) — турецкой компанией «Идж Ичташ Асталди Иджа Иншаат Ширкети» (ICA). Работы на начало 2017 года были практически остановлены. На начало 2017 года ICA задолжала своим субподрядчикам более 5 миллиардов рублей[24].

11 ноября 2020 года на 45 км была построена развязка с ЦКАД[25].

Хронология открытия участков автодороги:[26]

  • 258—334 км (обход Вышнего Волочка). 28 ноября 2014 года. 4 полосы для движения, опоры мостов выполнены под 6 полос для перспективного расширения дороги.
  • 15-58 км. 23 декабря 2014 года[27]. Различная рядность — 10, 8 и 4 полосы для движения. Опоры мостов выполнены под не менее чем 8 полос для перспективного расширения дороги.
  • 208—258 км (обход Торжка). 15 декабря 2017 года. 4 полосы для движения, опоры мостов выполнены под 6 полос для перспективного расширения дороги.
  • 334—543 км. 6 июня 2018 года. 4 полосы для движения.
  • 58-97 км. 1 сентября 2018 года. 4 полосы для движения, опоры мостов выполнены под 8 полос для перспективного расширения дороги.
  • 97-149 км (южный подход к Твери). 3 июля 2019 года[28]. 4 полосы для движения, опоры мостов выполнены под 8 полос для перспективного расширения дороги.
  • 543—646 км. 3 сентября 2019 года[29]. 4 полосы для движения, опоры мостов выполнены под 6 полос для перспективного расширения дороги.
  • 646—684 км. 27 ноября 2019 года[30]. 6 полос для движения.

Таким образом, на начало 2022 года остался только один непостроенный участок 149—208 км — северный обход Твери. Движение осуществляется по реконструированному участку трассы M-10. Начало строительства обхода Твери запланировано на 2022, а завершение — на 2024 год[31].

Схема трассы М-11 «Нева»

СВХ
15 км  Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) 
Москва
Московская область
канал имени Москвы
21 км Пункт взимания платы
Международное шоссе, в аэропорт Шереметьево-2  25 км ПВП, к М10
Шереметьевское шоссе, в аэропорт Шереметьево-1  28 км ПВП, к М10
  37 км ПВП, к М10 и Зеленограду
45 км ПВП, А113  Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) 
48 км ПВП, А107  Московское малое кольцо (ММК) 
М10 в Солнечногорск 58 км ПВП, М10 В Москву
67 км ПВП, 46К-0011  Пятницкое шоссе 
89 км ПВП, А108  Московское большое кольцо (МБК) 
М10 97 км Пункт взимания платы
Московская область
Тверская область
124 км ПВП, А111 в Завидово
р. Шоша, Московское море
147 км ПВП, М10 в Тверь
Строительство северного обхода Твери
М10, в Торжок 206 км М10, в Тверь
208 км Пункт взимания платы
214 км ПВП  в Лихославль 28К-0906 к М10 
258 км ПВП  в Вышний Волочёк М10 в Торжок 
 «ДомославльКнящины»  (технический съезд)
 «Вышний ВолочёкКувшиново»  (технический съезд)
 28К-0250 «КрасномайскийФирово»  (технический съезд)
330 км ПВП в Великий Новгород М10 в Вышний Волочёк 
348 км ПВП  28А-0150 «БологоеКуженкино» 
Тверская область
Новгородская область
402 км ПВП  49К-0329 «Долгие БородыУгловка» 
444 км ПВП  49К-06 «КрестцыОкуловкаБоровичи» 
р. Мста
 «БожонкаПапоротно»  524 км Пункт взимания платы
р.Волхов
543 км ПВП  в Чудово М10 в Великий Новгород 
Новгородская область
Ленинградская область
649 км ПВП  А120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо» 
Ленинградская область
Санкт-Петербург
668 км ПВП  М10 , Софийская улица
679 км Пункт взимания платы
684 км  А118 «Санкт-Петербургская КАД» 

Экологические проблемы

Химкинский лес

Предполагаемый маршрут прохождения трассы рассекает Химкинский лес надвое

В 2010 году проблемы со строительством трассы через Химкинский лес возникли из-за протестов общественных организаций (наиболее крупная из которых «Движение в защиту Химкинского леса»), несогласных с вырубкой леса под будущую трассу. К концу июля протестующим удалось добиться прекращения работ, но позже комиссия Правительства Российской Федерации под председательством вице-премьера Сергея Иванова, заседание которой состоялось 14 декабря 2010 года, приняла решение об утверждении изначального маршрута трассы через Химкинский лес[32][33][34].

«Первоначальный вариант прокладки трассы Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес абсолютно обоснован и законен», — заявил Иванов. Члены комиссии назвали это решение взвешенным и компромиссным. Это решение поддержал президент России Дмитрий Медведев[35] (летом 2010 признававший необходимость приостановления работ для повторной экспертизы[36]). Помощник Президента Российской Федерации Аркадий Дворкович отметил, что «после принятия Президентом решения о приостановлении строительства автодороги и о проведении дополнительных консультаций был проделан огромный объём работы, что позволило серьёзно улучшить проект»[37].

В рамках подготовки строительства и эксплуатации головного участка автодороги был разработан комплекс экологических мероприятий общей стоимостью 4 млрд руб. 3 ноября 2011 кабинет министров объявил о выделении 12 млрд рублей на компенсационные мероприятия по воспроизводству участков леса, вырубленных в ходе строительства скоростной магистрали[38][39].

Завидово

Конфликтная ситуация сложилась и вокруг прохождения трассы у границ национального парка «Завидово». В 2007 году указом президента России № 654[40] границы «Завидова» были расширены на восток до железной дороги Москва — Санкт-Петербург, в результате чего планируемая платная дорога оказалась на территории национального парка[41]. Вместе с тем отмечалось, что фактически этот указ президента не вступил в силу, так как правительство России до сих пор не подписало соответствующее постановление[42].

Ряд общественных организаций выступил против строительства трассы через территорию «Завидова», было организовано несколько уличных акций[41]. В итоге было объявлено о том, что участок особо охраняемой природной территории, через который должна пройти автомагистраль, будет урезан, а вместо него «Завидово» получит территории в другом месте[41].

Примечания

  1. Столицы сближает скорость // Дороги. Инновации в строительстве : журнал. — Санкт-Петербург, 2019. — Вып. июль. — С. 69. Архивировано 13 декабря 2019 года.
  2. Путин открыл скоростную платную трассу М-11 «Москва — Санкт-Петербург». Имя ей — «Нева». За Рулём. Дата обращения: 12 декабря 2019. Архивировано 12 декабря 2019 года.
  3. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 928 (недоступная ссылка). Архивировано 26 ноября 2010 года. // government.ru  (Дата обращения: 15 декабря 2010)
  4. Названа дата запуска главной российской мегатрассы. Lenta.ru. Дата обращения: 26 ноября 2019. Архивировано 27 июля 2020 года.
  5. Группа предприятий ДОРСЕРВИС — СПАД Москва-Санкт-Петербург. Дата обращения: 1 ноября 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  6. Архивированная копия. Дата обращения: 27 ноября 2019. Архивировано 27 ноября 2019 года.
  7. Алиса Фиалко. Дорога Ротенберга Архивная копия от 3 февраля 2011 на Wayback Machine // Ведомости, 28.12.2010, № 246 (2764)  (Дата обращения: 28 декабря 2010)
  8. Петр Мироненко. Сбербанк и ВЭБ встали на большую дорогу // Коммерсант, № 74 (4374), 27 апреля 2010
  9. Петр Канаев. ЕБРР свернул с дороги Архивная копия от 15 января 2011 на Wayback Machine // gazeta.ru  (Дата обращения: 14 января 2011)
  10. Александр Черных, Алиса Иваницкая. Экологи остались на обочине // Коммерсант, № 4 (5455), 14 января 2011
  11. 11,0 11,1 Минтранс объявил о конкурсе на создание платной трассы Москва — Петербург Архивировано 17 апреля 2013 года. // РИА «Новости» — Северо-Запад", 22 июня 2012
  12. Санкт-Петербург составит примерно 2-2,5 рубля за один километр. Дата обращения: 26 ноября 2013. Архивировано 28 марта 2014 года.
  13. Татьяна Шадрина. Рубль за версту Архивная копия от 7 сентября 2012 на Wayback Machine // Российская газета, № 202 (5875), 04 сентября 2012
  14. Сергей Кельбах. Цена проезда в Петербург Архивная копия от 23 июня 2013 на Wayback Machine // «Expert Online», 21 июня 2013.
  15. Путин раскритиковал высокие цены на платном участке трассы М-11. Дата обращения: 25 января 2016. Архивировано 25 января 2016 года.
  16. Тарифы на проезд. avtodor-tr.ru. Дата обращения: 6 августа 2021. Архивировано 6 августа 2021 года.
  17. Татаринов В. Б. Москва–Санкт-Петербург: такой дороги в России ещё не было! // Дороги. Инновации в строительстве : журнал. — Санкт-Петербург, 2011. — № 9.
  18. Лайфхаки платной трассы М11. Как экономить время и деньги при проезде. Дата обращения: 14 июня 2021. Архивировано 24 августа 2021 года.
  19. К вопросу об экологии проекта строительства головного участка новой скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург (недоступная ссылка) // rosavtodor.ru  (Дата обращения: 24 января 2011)
  20. Дороги, которые нас выбирают Архивная копия от 12 сентября 2008 на Wayback Machine, 16 июля 2008 г.
  21. Стенографический отчёт о встрече Дмитрия Медведева с представителями СМИ Северо-Западного федерального округа (недоступная ссылка). Архивировано 4 февраля 2008 года.
  22. Началось строительство платной трассы Москва-Петербург, Лента.Ру (29 сентября 2011). Архивировано 1 октября 2011 года. Дата обращения 30 сентября 2011.
  23. В Московской области появится сеть платных дорог Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine. 24.03.2011.
  24. Есть опасение, что нас кинули. Дата обращения: 16 февраля 2017. Архивировано 16 февраля 2017 года.
  25. Самый длинный участок ЦКАД открылся в Подмосковье. Дата обращения: 11 ноября 2020. Архивировано 13 ноября 2020 года.
  26. Мокейчева М. Путешествие из Петербурга в Москву. Новая магистраль в цифрах. Фонтанка. Дата обращения: 12 декабря 2019. Архивировано 3 декабря 2019 года.
  27. В Подмосковье открылся головной участок трассы М-11 Москва-Петербург :: Общество :: РосБизнесКонсалтинг. Дата обращения: 23 декабря 2014. Архивировано 23 декабря 2014 года.
  28. Теперь от Твери до Москвы можно доехать по скоростной трассе: на М-11 открыли новый участок. Дата обращения: 3 июля 2019. Архивировано 3 июля 2019 года.
  29. Открылся седьмой участок трассы М-11. Дата обращения: 3 сентября 2019. Архивировано 3 сентября 2019 года.
  30. Путин открыл скоростную платную трассу М11 Москва — Санкт-Петербург. РИА Новости (20191127T1409+0300). Дата обращения: 27 ноября 2019. Архивировано 27 ноября 2019 года.
  31. ₽62 млрд обогнут Тверь. Газета РБК. Дата обращения: 22 февраля 2022. Архивировано 22 февраля 2022 года.
  32. Антифашисты вырубили администрацию Химок. // svpressa.ru. Дата обращения: 18 августа 2011. Архивировано 30 июля 2012 года.
  33. Александр Черных, Андрей Козенко, Иван Буранов, Сергей Машкин. Лес рубят — Химки громят. // Коммерсантъ, № 136 (4436), 29.07.2010. Дата обращения: 18 августа 2011. Архивировано 15 сентября 2012 года.
  34. приняла решение об утверждении изначального маршрута трассы через Химкинский лес. Дата обращения: 17 января 2011. Архивировано 20 декабря 2010 года.
  35. Химкинский лес отшумел. Дата обращения: 8 ноября 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
  36. Дмитрий Медведев остановил стройку в Химкинском лесу. Дата обращения: 5 апреля 2011. Архивировано 3 февраля 2011 года.
  37. Пауза в прокладке трассы в Химках позволила выработать поправки
  38. Около 2 млрд руб выделят на восстановление вырубленных в Химках лесов. РИА Новости (12 ноября 2011). Дата обращения: 13 ноября 2011. Архивировано 3 марта 2012 года.
  39. Постановление от 3 ноября 2011 г. № 891. Правительство Российской Федерации (3 ноября 2011). Дата обращения: 13 ноября 2011. (недоступная ссылка)
  40. Указ Президента РФ от 25 мая 2007 г. N 654 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1217 «О Государственном комплексе „Завидово“ Федеральной службы охраны России», в Положение и в границы территории, утверждённые этим Указом" (недоступная ссылка). // ruspravo.org. Дата обращения: 6 апреля 2011. Архивировано 15 июля 2012 года.
  41. 41,0 41,1 41,2 Полина Никольская. ФСО получит деревни за трассу. // gazeta.ru. Дата обращения: 6 апреля 2011. Архивировано 9 августа 2011 года.
  42. Мария Цыбульская. Дома трассе не помеха. // gazeta.ru. Дата обращения: 6 апреля 2011. Архивировано 27 марта 2012 года.

Ссылки