Перейти к содержанию

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Собор
Преображения Господня
Страна Россия
Местоположение Владимирская область,
город Суздаль,
Спасская улица, 10
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Владимирская
Тип помещения Крестово-купольный храм
Придел(ы) Евфимьевский придел (1507—1511)
Престольный праздник 6 (19) августа — Преображение Господне
Основание XIV век
Строительство 1594 год
Состояние Действующий, музей
Статус Герб ОКН
Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
White Monuments of Vladimir and Suzdal. Monastery of Our Savior and St Euthymius
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Спасо-Евфимиев монастырь)
Ссылка № 633-007 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1992 (16-я сессия)
56°25′59″ с. ш. 40°26′20″ в. д.HGЯO

Спа́со-Преображе́нский собо́р — православный храм в городе Суздале Владимирской области, кафоликон Спасо-Евфимиева монастыря. Памятник русского зодчества конца XVI века. В настоящее время входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История строительства и архитектура

Собор появился в XVI веке на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения. В 1507—1511 годах была построена маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 году к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора).

Спасо-Преображенский собор был выполнен в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков и поначалу напоминал Рождественский собор Суздальского кремля. Однако в ходе неоднократных перестроек в последующие столетия его внешний облик был несколько искажён. В XVIII веке вокруг стен собора была выстроена галерея, а во второй половине XIX века с севера пристроен придел Сергия Радонежского. В результате этих изменений облик собора заметно изменился: его южный притвор стал частью паперти, вместе с новым приделом окружившей храм с трёх сторон.

В XVII веке собор был украшен наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру традиционным для владимиро-суздальской архитектуры аркатурно-колончатым поясом, в который вклиниваются растёсанные в более позднее время окна. С восточной стороны к собору примыкают алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников. Центральная часть здания увенчана пятью барабанами с луковичными куполами, два купола поменьше завершают приделы собора. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой.

Интерьер

Пространство в интерьере собора организовано четырьмя мощными столпами и глубокими алтарными апсидами. Роспись была выполнена в XVII веке артелью художников под руководством Гурия Никитина[1]. Во второй половине XIX века фрески Никитина были поновлены, а в конце 1970-х годов началась кропотливая работа по раскрытию первоначальной росписи, которая к настоящему времени почти завершена.

В центральном куполе храма помещена традиционная для костромских мастеров композиция «Отечество». Роспись стен и столбов опоясывает весь храм четырьмя полосами. В нижнем ярусе находятся изображения деяний апостолов, а остальные три посвящены евангельской биографии Христа. Многофигурные композиции на фоне всевозможных пейзажей и причудливых архитектурных сооружений расположены вплотную и снабжены подписями. В нижней части столбов со стороны алтаря помещены изображения первых царей династии Романовых Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Они изображены в светящихся нимбах среди библейских царей Давида и Соломона и русских канонизированных князей Владимира, Бориса и Глеба и Всеволода Большое Гнездо.

Стены Евфимиевского придела расписаны сценами жития святого Евфимия, среди них — выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря

Современное положение

Спасо-Преображенский собор входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».[2]

Примечания

  1. Фрески Гурия Никитина на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 января 2011. Архивировано 1 сентября 2010 года.
  2. [World Heritage List (англ.). Дата обращения: 2 июня 2021. Архивировано 5 августа 2016 года. World Heritage List (англ.)]

Источники

Ссылки