Садик Бек
Садик Бек | |
---|---|
Садик Бек (Мухаммад Садики Бек Афшар, Садики Китабдар; 1533, Тебриз — 1610, Исфахан) — персидский[1] художник, каллиграф, поэт, и историк-хронист.
Биография
Садик Бек происходил из знати племени афшаров. Родным языком был чагатайский[2]. Сведения о художнике оставил историк начала XVII века Искандер Мунши. Одно время Садик-бек, как многие его современники, вел жизнь странствующего дервиша, и путешествовал по различным городам. В силу своего, по выражению Искандера Мунши, «тюркского нрава и привычек кызылбаша» он отличался смелостью, отвагой и высокомерием. Он прославил себя в битвах с туркменами при Астрабаде, где совершил подвиг и проявлял «безрассудную храбрость». Историк отмечает красноречие и пэтический дар художника, избравшего своим литературным псевдонимом «Садики» (искренность).
Искандер Мунши сообщает, что «В ранней юности он, обнаружив влечение к занятиям живописью, избрал день и ночную службу при унике времени Музаффаре Али», однако согласно другим данным к искусству Садик Бек обратился довольно поздно — в 32 года. Первоначально его наставником был тебризский каллиграф и поэт Мир Сани. В 1568 году Садик Бек перебрался в столицу — Казвин, где его обучал искусству живописи известный художник Музаффар Али. Он оказался способным учеником, развитие его талантов было быстрым. Уже в 1573 году он принимает участие в создании манускрипта «Гершаспнаме» (История Гершаспа) Асади, который был заказан шахом Тахмаспом I (правда, там его руке принадлежит всего одна миниатюра; рукопись хранится в Британской библиотеке, Лондон). Однако в следующем манускрипте, «Шахнаме» Фирдоуси, который создавался по заказу следующего шаха, Исмаила II (1576-77гг), его роль была лидирующей. Впрочем, из-за скорой смерти Исмаила этот проект остался незавершенным; в дальнейшем рукопись была расшита, и теперь отдельные её листы хранятся в разных коллекциях.
Исмаилу II наследовал полуслепой шах Мухаммад Худабенде (1578-88гг), который в силу своего недуга был равнодушен к книгам и живописи, поэтому художники шахской китабхане в поисках заработка стали разъезжаться кто куда. Садик Бек покинул шахский двор, и от иллюстрирования рукописей обратился к живописи и рисункам на отдельных листах, продажей которых зарабатывал на хлеб. Шах был настолько безволен, что всеми делами в государстве заправляла его жена. Однако в результате заговора она в 1579 году была задушена. При шахском дворе воцарилось безвластие и хаос. В этих обстоятельствах Садик Бек покинул столицу, уехав в Гилан, затем в Мазендеран. Два года спустя он уже сражался с туркменами в битве при Астрабаде.
Хаос в стране прекратился с восшествием на трон молодого шаха Аббаса I (1588—1629). Вскоре Садик Бек был назначен главой шахской китабхане в Казвине. Под его руководством из стен мастерской вышел, по меньшей мере, один крупный манускрипт — «Шахнаме» Фирдоуси, выполненный по заказу Аббаса I (ныне в библиотеке Честер Битти, Дублин). Создание этой рукописи относят к 1590 м годам, а Садик Беку приписываются в нём три миниатюры. Все они демонстрируют близость к искусству Ризы-йи-Аббаси. Кроме этого, Садик Бек на свои средства в 1593 году создал манускрипт «Анвар-и-Сухейли» (Созвездие Канопуса) поэта Кашифи, все 107 миниатюр которого нарисованы его рукой (ныне в Музее Ага Хана, Торонто). В 1596/7 г. художник был смещен с должности китабдара, как сообщает Искандер Мунши, по причине своего грубого характера ("...выйдя за рамки справедливости и умеренности, излишествовал в грубом обращении со всеми".) Руководство китабхане было доверено другому придворному служителю, талантливому, но корыстолюбивому каллиграфу Али Рзе Тебризи, более счастливому в милостях шаха. Впрочем, Садик Беку были оставлены как титул, так и довольствие - жалование главы китабхане.
Последние годы своей жизни он посвятил литературному творчеству, оставив несколько различных произведений, среди которых в первую очередь следует упомянуть трактат в стихах «Ганун-ос-совар» (Канон изображений). В 206-и двустишиях опытный художник описывает всевозможные способы приготовления красок, кистей, и прочие тонкости, связанные с производством миниатюр, а также высказывает свои мысли об искусстве.
У Садик Бека известны диваны на персидском языке и 17 газелей на азербайджанском[3].
-
Садик Бек. Битва Гершаспа с сагсарами. Гершаспнаме, 1573г., Британская библиотека, Лондон
-
Садик Бек. Заль под балконом Рудабе. "Шахнаме" Исмаила II, 1576, Казвин, Коллекция Давида, Копенгаген.
-
Садик Бек. Встреча сыновей Фаридуна с царём Йемена Сарвом и его дочерьми. "Шахнаме" Аббаса I, 1590-1600, Библиотека Честер Битти, Дублин.
-
Садик Бек. Рудабе спускает косы для Заля. "Шахнаме" Аббаса I, 1590-1600, Казвин, Библиотека Честер Битти, Дублин.
-
Садик Бек. Битва ворон с совами. Анвар-и-Сухейли, 1593, Музей Ага Хана, Торонто.
-
Садик Бек. Утки, несущие черепаху над деревней. Анвар-и-Сухейли, 1593, Казвин, Музей Ага Хана, Торонто.
См. также
Примечания
- ↑ Jonathan Bloom, Sheila Blair, Grove Encyclopedia of Islamic Art & Architecture: Three-Volume Set Архивная копия от 10 декабря 2015 на Wayback Machine, Oxford University Press USA, 2009, p. 160
- ↑ Willem Floor and Hasan Javadi, The Role of Azerbaijani Turkish in Safavid Iran, Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]It would seem that the poet and miniaturist Sadeqi Afshar (1533–1610), whose mother tongue was not Azerbaijani Turkish, but Chaghatay (although he was born in Tabriz), was the first to refer to speakers of Qizilbashi (motakallemin-e Qizilbash), but he, and one century later ‘Abdol-Jamil Nasiri, were the exception to this general rule of callingthe language “Turki.”
- ↑ Floor, Javadi, 2013, с. 577.
Литература
- Мастера искусства об искусстве, т. I, М., 1965
- Gray B. Persian Painting. Geneva, 1961
- «Искандер Мунши о художниках времени шаха Тахмаспа I Сефеви» в сб. О. Ф. Акимушкин. Средневековый Иран. Культура, история, филология. СПб 2004.
- Willem Floor & Hasan Javadi. The Role of Azerbaijani Turkish in Safavid Iran (англ.) // Iranian Studies. — 2013. — Vol. 46, iss. 4. — P. 569—581.