Ашуг Гурбани

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Гурбани
азерб. Qurbani
Основная информация
Профессии поэт, музыкант, ашуг
Инструменты саз

Гурбани (азерб. Qurbani; 1477, Дири — 1550, там же) — азербайджанский[1] ашуг и поэт XVI века, творчество которого оказало влияние на развитие ашугской поэзии[2].

Биография

Родился в 70-х годах XV века в селе Дири[азерб.][3] (на территории нынешнего Джебраильского района Азербайджана), раскинувшемся на склоне одноимённой горы, недалеко от моста Худаферин. Род Гурбани происходил из Карадагской области[4]. Ислледовав сведения из дивана и стихов поэта, литературовед и филолог Газанфар Кязымов[азерб.] отмечает, что Гурбани родился в 1477 году[5].

Гурбани некоторое время жил при дворе шаха Исмаила. Так, когда в 1500 году Исмаил совершил военный поход против ширваншаха Фарруха Ясара, его армию встретили многочисленные сторонники кызылбашей из числа местных жителей, среди которых был и ашуг Гурбани, приветствовавший будущего шаха своим пением и игрой на сазе. В дальнейшем Гурбани сыграл заметную роль в становлении шаха Исмаила как выдающегося поэта. Ашуг Гурбани часто сопровождал шаха Исмаила Хатаи в военных походах[6].

Летом 1514 года после поражения в Чалдыранской битве шахский дворец в Тебризе был разграблен, а многочисленные искусные мастера и ремесленники, среди которых был и ашуг Гурбани, были вывезены в Стамбул. Здесь Гурбани вскоре было позволено жить свободно и заниматься ашугским творчеством. Впоследствии Гурбани снискал уважение не только в Стамбуле, но и в других областях Малой Азии[6].

В 1524 году, после внезапной кончины шаха Исмаила Хатаи, Гурбани вернулся в родное селение Дири, где и жил до конца своих дней. Скончался ашуг в 1550 году. Похоронен на вершине горы Дири, недалеко от развалин одноименного села. На восточной стороне старинного кладбища находится святилище «Мазаннене»., которое, как и могила Гурбани, веками были местом паломничества[6].

Творчество

Гурбани жил в эпоху, когда на смену озанам, сопровождающим свои выступления игрой на гопузе, пришли ашуги, поющие свои песни под аккомпанемент саза[7].

Лирические произведения Гурбани пронизаны любовью к родине и попыткой выразить человеческое мировоззрение сквозь призму чувств, что в полной мере характеризовало саму сущность жанра ашугов, от тюркского ашыг — «влюблённый» (азерб. aşıq). Творчество Гурбани оказало сильное влияние на развитие ашугской поэзии. Народный дастан «Гурбани» 17—18 веков запечатлел в себе эпизоды из биографии поэта и образцы его лирики[2].

Из разбросанных в его стихах сведений можно понять, что он был старше своего современника Шаха Исмаила. Он так обращается к шаху:

Мой шах, наследник шейха-мудреца,
Прости, что жалоба длинна моя.
Прочти её, однако до конца —
Я сам не знаю, в чём вина моя.[8]

Исследованием творческого наследия ашуга Гурбани занимались литературовед Салман Мумтаз, академик Гамид Араслы, фольклорист Мамедгусейн Тахмасиб, фольклорист Мурсал Акимов, литературовед и тюрколог Газанфар Казымов[9].

Тема любви

Большинство его стихов посвящены любимой, красотам природы:

Так принято, прекрасная пери,

Срывают раннею весной фиалки,
Букет рукою белой набери -
Украсят ворот расписной фиалки.

Не в звёздном ли краю они росли,
Не с неба ли их взяли для земли,
Да жаль, что так немного донесли -
Наперечет передо мной фиалки

Ты не казни разлукой Гурбани,
Он, безутешный, горбиться, взгляни.
Не от разлуки ль гнутся и они -

Прямой не встретишь не одной фиалки![8][10]

Примечания

  1. During, J. Azerbaijan. Grove Music Online. Retrieved 28 Feb. 2022, from https://www-oxfordmusiconline-com.wikipedialibrary.idm.oclc.org/grovemusic/view/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e-0000053092.
  2. 2,0 2,1 Гурбани — статья из Большой советской энциклопедии
  3. Ниязов Г. Гурбани. Азербайджанская ашыгская поэзия. — Баку: Язычы, 1984. — 47 с. — С. 9.
  4. Kazımov, 2006, с. 21.
  5. Kazımov, 2006, с. 15.
  6. 6,0 6,1 6,2 Багиров, 2014, с. 5.
  7. Багиров, 2014, с. 4.
  8. 8,0 8,1 Перевод В. Кафарова
  9. Багиров, 2014, с. 6.
  10. Багиров, 2014, с. 8.

См. также

Литература