Северная железная дорога
Северная ордена Трудового Красного Знамени железная дорога | |
---|---|
Полное название | Филиал ОАО «РЖД» — Северная железная дорога |
Годы работы | с 15 мая 1953 |
Страна |
СССР → Россия |
Город управления | Ярославль |
Состояние | действующая |
Подчинение | ОАО «Российские железные дороги» |
Телеграфный код | СЕВ |
Числовой код | 28 |
Протяжённость | 5956 км |
Сайт | http://www.szd.rzd.ru/ |
Награды | |
Глава | Сайбаталов Рашид Фердаусович (с 28 февраля 2022 года)[1] |
Се́верная желе́зная доро́га (СЖД) — один из 16 территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги», включающий часть железнодорожной сети страны, располагающийся преимущественно на севере и северо-востоке Европейской части России. Проходит по территории Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Владимирской областей и Республики Коми, а также по небольшой части Тюменской области (Ямало-Ненецкого автономного округа) (на участке ветки Чум — Лабытнанги, начиная от станции Полярный Урал) и небольшой части Тверской области (участок от Сонково до Пищалкино). Управление находится в городе Ярославле.
Образована 15 мая 1953 года по в результате объединения Северной (управление в городе Вологде) и Ярославской железных дорог[2].
СЖД граничит с Московской (станции Александров-1 и Бельково), Октябрьской (станции Маленьга, Сонково и Кошта на территории Череповца) и Горьковской (станции Свеча, Новки I, Сусоловка) железными дорогами.
Совокупная длина железнодорожных путей — 5956 км.
История
Первый участок нынешней Северной железной дороги — от станции Новки (ныне Камешковский район Владимирской области) через Шую до Иваново построен в 1868 год обществом Шуйско-Ивановской железной дороги. Участок Александров — Ярославль — Вологда введён в эксплуатацию в 1870—1872 годах обществом Московско-Ярославской железной дороги, тогда же построены линии Рыбинск — Сонково и Иваново — Кинешма.
В 1898 году обществом (тогда сменившим название на общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги) уже под руководством предпринимателя Саввы Мамонтова, проложен узкоколейный участок Вологда — Архангельск, который впоследствии перешит на широкую колею. В 1900 году все линии общества выкуплены в казну.
В 1905 году вступила в эксплуатацию казённая Петербурго-Вологодская линия Обухово — Череповец — Вологда, в 1906 году — дорога Вологда — Вятка.
1 января 1907 года все линии объединены под управлением Северных железных дорог.
В течение 1929—1932 годов электрифицирован участок Москва — Загорск. В 1936 году Северные железные дороги были разделены на Северную (управление в Вологде) и Ярославскую железные дороги[3]. В 1937—1941 годах построена Печорская железная дорога от Коноши до Воркуты.
В 1953 году Северная и Ярославская железные дороги объединены в Северную железную дорогу[2]. 14 июля 1959 года присоединена Печорская железная дорога[4][5], а Московско-Ярославское отделение дороги передано Московской железной дороге.
В 1997 году на дороге укрупнены отделения: Ивановское включено в состав Ярославского, Буйское — в состав Вологодского.
Пассажирские перевозки
Через СЖД на участке Кошта — Свеча проходят транзитные поезда дальнего следования по маршрутам Санкт-Петербург — Екатеринбург, Санкт-Петербург — Астана и другие поезда Уральского и Сибирского направлений. На станции Вологда 1 они пересекаются с поездами Москва — Архангельск и другими этого направления.
Структура
До 30 сентября 2010 года в состав дороги входили отделения: Архангельское, Буйское, Вологодское, Сольвычегодское, Сосногорское (Воркутинский филиал отделения в прошлом представлял Воркутинское отделение), Ярославское.
С 1 октября 2010 года были образованы 5 регионов: Архангельский, Вологодский, Сольвычегодский, Сосногорский, Ярославский.
- Локомотивное хозяйство
В состав дороги входят локомотивные депо: Данилов, Вологда, Коноша, Буй, Исакогорка, Сольвычегодск, Няндома, Ярославль, Череповец, Котлас, Шарья, Иваново, Печора.
Электрификация
На участке Александров — Данилов и Ярославль — Кострома контактная сеть снабжена постоянным током в 3 кВ. Все остальные участки (Данилов — Вологда — Коноша — Обозерская, Вологда — Буй, Данилов — Буй, Буй — Свеча, Обозерская — Малошуйка — Унежма, Вологда — Кошта) электрифицированы переменным током в 25 кВ, 50 Гц. На участках Бельково — Иваново — Кинешма, Вонгуда — Онега, Нерехта — Иваново — Новки, Кострома-Новая — Галич, Обозерская — Архангельск (с ответвлением на Северодвинск) и Ярославль — Рыбинск — Сонково электрификации нет. На участке Коноша 2 — Кулой — Котлас Южный — Сольвычегодск — Микунь — Ухта — Сосногорск — Печора — Инта — Воркута (с ответвлениями на Сыктывкар, Лабытнанги и Кослан/Вендингу), а также Котлас Южный — Котлас Узловой — Савватия электрификация также отсутствует.
Согласно долгосрочной программе развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года, будут электрифицированы участки железной дороги от Иванова до станции Нерехта — направление на Ярославль и Санкт-Петербург, а также от Иванова до станции Новки — направление на Москву[6].
Перспективы
В рамках принятой Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года принято решение о строительстве железной дороги Баренцкомур и Белкомур. Проекты Белкомур и Баренцкомур являются конкурентами за государственное финансирование, но, несмотря на это, могут быть построены одновременно, так как железные дороги в Центральном федеральном округе РФ загружены, а портовых мощностей в РФ не хватает[7].
Основные показатели
Показатель | 2006 |
Эксплуатационная длина, км | 5951,7 |
Численность сотрудников | 64 757 |
Перевезено грузов, тыс. тонн | 225 451 |
Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении, тыс. чел. | 15 310 |
в пригородном сообщении, тыс.чел | 25 414 |
Награды
Сотрудники
- Д. В. Груздев — в 1926—1929 годах работал перешивщиком пути на Буйском участке Северной железной дороги[8].
- В. А. Сапрыкин — в 1923—1924 годах заместитель начальника службы лесозаготовок управления Северной железной дороги[9].
- А. М. Амосов — в 1933—1937 годах начальник Северной Железной Дороги
Примечания
- ↑ Сайт РЖД . Дата обращения: 4 октября 2021. Архивировано 4 октября 2021 года.
- ↑ 2,0 2,1 Постановление Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 г.
- ↑ Приказ НКПС СССР № 62Ц от 14 мая 1936 года
- ↑ Постановление Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 г.
- ↑ Северная железная дорога (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 июля 2009. Архивировано 24 января 2010 года.
- ↑ Долгосрочная программа развития РЖД до 2025 года. . Дата обращения: 18 июля 2019. Архивировано 22 марта 2019 года.
- ↑ Путин пошел на риск: Индига откроет путь на Север. Или закроет Магистраль до Баренцева моря позволит России отказаться от экспорта через порты Прибалтики и Украины . Дата обращения: 16 января 2022. Архивировано 16 января 2022 года.
- ↑ Великая Отечественная. Комдивы : военный биографический словарь / [Д. А. Цапаев и др. ; под общ. ред. В. П. Горемыкина] ; М-во обороны Российской Федерации, Гл. упр. кадров, Гл. упр. по работе с личным составом, Ин-т военной истории Военной акад. Генерального штаба, Центральный архив. — М. : Кучково поле, 2014. — Т. III. Командиры стрелковых, горнострелковых дивизий, крымских, полярных, петрозаводских дивизий, дивизий ребольского направления, истребительных дивизий (Абакумов — Зюванов). — С. 732. — 1102 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0382-3.
- ↑ Каргапольцев, Сергей Сапрыкин Василий Андреевич . Биографическая статья. Герои страны. Дата обращения: 16 октября 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
Литература
- Летопись Северной магистрали: из века XIX в век XXI: [к 140-летию Северной железной дороги: книга-альбом / сост.: Л. М. Соловьева; лит. ред.: Т. С. Злотникова; рук. проекта: В. А. Билоха]. — Ярославль: МТК press, 2008.- 539, [4] с.: ил, карты. — (Северная железная дорога).
Ссылки
- Официальный сайт
- Очерк о СЖД, подготовленный пресс-службой дороги для издания «Золотой фонд Ярославии» (недоступная ссылка)
Для улучшения этой статьи желательно: |