Рязанско-Уральская железная дорога

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рязанско-Уральская железная дорога
Открытка «Привет с дороги»Открытка «Привет с дороги»
Годы работы 18651953
Страна  Российская империя(до 1918 года)  СССР
Город управления Саратов
Состояние Разделена между Приволжской, Юго-Восточной и Московской железными дорогами.

Ряза́нско-Ура́льская желе́зная доро́га (название согласно уставу, также встречается название Ряза́но-Ура́льская — железная дорога в Российской империи, одна из крупнейших в стране на рубеже XIX и XX веков.

Название дороги произошло от её крайних пунктов: Рязани на северо-западе и Уральска на востоке[1].

История создания

Идея строительства

Ходатайство о постройке дороги от Рязани до Саратова через Козлов и Тамбов было подано предпринимателем, председателем правления Общества Московско-Рязанской железной дороги Павлом Григорьевичем Фон Дервизом в конце 1863 года, первым участком этой линии должна была стать линия от Рязани до Козлова.

Строительство и расширение

Устав «Общества Рязанско-Козловской железной дороги» был утверждён 12 марта 1865 года[2][3]. Постройка дороги была произведена очень быстро: вся линия была построена и открыта для движения 4 (16) сентября 1866 год[4].

В 1869 году председателем правления Общества РУЖД становится Иван Евграфович Ададуров, находившийся на этом посту с 1869 по 1884 и с 1887 до самой смерти в январе 1907 года.

Вокзал станции Козлов

Линия от Козлова до Тамбова была открыта для движения 22 декабря 1869 года (3 января 1870)[5] обществом Тамбово-Козловской железной дороги. От Тамбова до Саратова — Обществом Тамбово-Саратовской железной дороги (отрыта для движения на участке Тамбов — Умёт 9 августа 1870 года[5], на участке Умёт — Аткарск 14 января 1871 года[5], на участке Аткарск — Саратов 4 июля 1871 года)[5]. В 1872 году вводится в эксплуатацию ветвь от станции Саратов II до станции Весенняя пристань[5]. В 1874 году вводится в эксплуатацию ветвь от станции Вертуновская до станции Беково (вблизи станции Ртищево)[5]. В ноябре 1890 участок Астапово — Данков (21 верста) и Богоявленск — Лебедянь (84 версты)[5].

1 января 1891 года из слияния Тамбово-Козловской и Тамбово-Саратовской железных дорог образовалась Козлово-Саратовская железная дорога[5].

11 января 1892 года Рязано-Козловская железная дорога была переименована в Рязано-Уральскую[5].

В 1891 году Общество Рязанско-Козловской железной дороги выступает с инициативой объединения всех перечисленных линий под единым началом и сооружения новых железных дорог: от Рассказово до Камышина, от Лебедяни — до Ельца, от Покровской Слободы до Уральска, от Богоявленска до Сосновки, ветвей к пунктам Вольск, Петровск, Сердобск, Баланда, Николаевск, Александров Гай. А также предлагает создать пароходную флотилию на реке Урал. 11 (23) января 1892 года такое разрешение было утверждено[6], Общество Рязанско-Козловской железной дороги переименовано в Общество Рязанско-Уральской железной дороги. Также общество имело право на постройку линий от Раненбурга до Павельца с ветвью на Астапово и от Пензы до Таволжанки[7].

В апреле 1894 года была введена в эксплуатацию линия Ртищево — Сердобск и участок Лебедянь — Елец[5], в мае линия Тамбов — Балашов, в сентябре Балашов — Камышин[5]. 14 сентября 1894 года паровозные бригады депо Балашов провели первый поезд по только что открывшейся линии Тамбов — Камышин.[8] В октябре 1894 года линия Покровская Слобода — Ершов — Уральск, участок Аткарск — Петровск-Саратовский[5].

В августе 1895 года участок ветвь Богоявленск — Бенкендорф-Сосновка и ветвь от Ершова на Николаевск (ныне Пугачёв)[5]. В сентябре 1895 года участки Аткарск — Баланда (74 версты) и Петровск — Привольская (165 вёрст)[5]. В октябре 1895 года Урбах — Красный Кут (30 вёрст) и Красный Кут — Александров Гай (142 версты)[5].

В ноябре 1896 года участки: Саратов II — Переправа (12 вёрст), Князевка — Нефтяная (5 вёрст), Переправа — Анисовка (6 вёрст), Ртищево — Таволжанка (95 вёрст), Летяжевка — Турки (12 вёрст)[5].

21 мая (2 июня) 1897 года общество получает разрешение на строительство линии от станции Данков до Смоленска[9], и от Павельца до Москвы[10]. В 1898 году обществу разрешено строить ветвь от станции Иноковка до села Инжавино и уложить второй путь на участке Москва — Кашира.

В 1898 году вводятся в работу участки Раненбург — Павелец (72 версты) и Астапово — Троекурово (27 вёрст)[5].

В октябре 1899 года начинается эксплуатация ветви Иноковка — Инжавино (38 вёрст)[5]. К 1 января 1899 года дорога имела протяжённость путей 2743 вёрст (2926 км), в стадии постройки находились линии Москва — Павелец (с ветвью на Венев), Данков — Смоленск с ветвями, Краснослободск — Инжавино[11].

В 1900 году был построен 4-пролётный мост в 238 саженей через р. Оку у г. Кашира (проект Л. Д. Проскурякова) — самый большой на тот момент в Европейской России[12].

В январе 1900 года начинается эксплуатация участка от станции Павелец до Бирюлёво (220 вёрст), а в сентября участка от Бирюлёво до Павелецкого вокзала (16 вёрст)[5].

Рязанско-Уральская железная дорога была единственной в стране, имевшей собственную флотилию судов самого различного назначения, вплоть до плавучих элеваторов и плавучего дока для ремонта судов. В ведомости судов РУЖД на 1896 год числилось 29 названий, в том числе: товарно-пассажирских пароходов — 2, товарных (грузовых) пароходов — 6, пассажирских пароходов — 2, паромов — 2, нефтекачек плавучих — 11, нефтеналивных судов — 3, барж — 3. В 1896 году на этой дороге начала действовать первая в России круглогодичная Саратовская паромная переправа. Паром имел длину 242 фута, ширину 57 футов и осадку 9 футов и принимал на борт 28 вагонов[13].

Облигация Общества РУЖД в 500Fr(187р50коп). 1908 г.
Иван Евграфович Ададуров, председатель правления Общества РУЖД. Портрет работы И. Репина (1884—1885 годы)

Ещё в 1881 году выдвигался на обсуждение проект сооружения линии от Покровской Слободы до Эльтона, предназначенной главным образом для вывоза соли. Проект осуществлен не был, но породил другие многочисленные проекты. Один из таких проектов был принят к исполнению 26 апреля 1903 года: от станции Красный Кут (ветвь Урбах — Александров Гай) дорога строилась через Верхний Баскунчак до Астрахани. Движение открыто на участке Красный Кут — Бузань-пристань (477 вёрст) — 9 июля 1907 года[5], на участке Бузань — Астрахань (39 вёрст) — 15 декабря 1909 года[5].

Карта линий Общества РУЖД на 1912 г.

С мая 1907 года председателем правления Общества становится тайный советник, инженер путей сообщения Федор Иванович Шмидт. С 1912 года управляющим дороги становится действительный статский советник, инженер путей сообщения Тит Иванович Акоронко (прослуживший на этой должности до национализации дороги в 1918 году).

В 1909 году РУЖД начала эксплуатировать мост с самой большой для того времени консольной фермой среди мостов России через р. Бузан у г. Астрахани, построенный по проекту Н. А. Белелюбского[12].

Для ускорения погрузочных операций на пристанях возле Саратова (Увек) и Камышина было оборудовано по 3 наклонных плоскости. К ним приставали пароходы всех грузовых обществ, работавших от Нижнего Новгорода до Астрахани. За год через наклонные плоскости РУЖД пропускалось до 5 миллионов пудов грузов[13].

В 1908 году правление РУЖД заказало Сормовскому заводу второй паром для Увекской переправы с более сильным двигателем и более мощным подъемным приспособлением, мощностью 1400 лошадиных сил, с винтовым движителем, а также спецоборудованием для подъёма и перемещения вагонов длиной 51,5 фута, что давало возможность ставить на них пульмановский пассажирский вагон или по два товарных, и паровозы массой до 45 тонн. Судно, получившее имя «Переправа 2-я», вышло на линию в 1909 году и принимало также 28 вагонов на 4 нитки, но большего размера. С увеличением провозной мощности переправа стала справляться с грузопотоком и ежегодно перевозила через Волгу в оба конца 130 тысяч вагонов[13].

К 1910 году Рязано-Уральская дорога стала самой большой в России. Она имела протяжённость 4377 вёрст, проходила через 12 губерний, простиралась с запада на восток от Смоленска до Уральска и с севера на юг от Москвы до Каспийского моря. Она ежегодно перевозила более 600 млн пудов грузов и 4,8 млн пассажиров. На ней трудилось более 50 тысяч рабочих и служащих[14].

К 1914 году мощность паромной переправы через Волгу была исчерпана. Выход нашли в организации ледовой переправы на три зимних месяца. Перед укладкой рельсов намораживали лёд. Вагоны передвигали от берега к берегу с конной тягой, пассажиров перевозили на ледоколе. Это помогало паромам справиться с потоком вагонов[13].

Гавань возле Покровской слободы РУЖД специализировала для торговли хлебом, вместо того, чтобы грузить пароходы на берегу коренной Волги, куда зерно подвозили на расстояние 4-5 вёрст по тяжелой песчаной дороге. В Покровской слободе возле железнодорожных путей и зернохранилищ зерно требовалось перемещать только на несколько десятков саженей, что сразу привлекло хлеботорговцев. Через гавань РУЖД в Покровской слободе за год проходило до 15 миллионов пудов зерна[13].

У РУЖД работали 3 лесопильных завода (в Рязани, Саратове, Пензе), 5 шпалопропиточных заводов (в Рязани, Сердобске и др. городах), газовый завод в Козлове. На дороге работало 44 школы, 19 библиотек, 3 потребительских общества (в Козлове, Саратове, Ершове), грязелечебница для рабочих и служащих (на озере Эльтон)[12].

На 1913 год эксплуатационная длина линий Рязано-Уральской дороги составляла 4123 версты, в том числе 468 вёрст узкой колеи[5].

В советское время

В сентябре 1918 года дорога была национализирована и передана НКПС[12].

В январе 1920 года от станции Александров Гай было начато строительства железной дороги и нефтепровода Алгемба (по первым буквам слов Александров Гай и Эмба). Работы по сооружению дороги и нефтепровода были остановлены в августе 1921 года, в строй она не вошла[15][16]. На 1924 год эксплуатационная длина линий Рязано-Уральской дороги составляла 4152 версты[5].

Вокзал города Рязань. Примерно начало XX века.

Развитие дороги с 1910 по 1929 годы сохранилось без изменения. Конечными пунктами её на юге являлась Астрахань, на востоке — Уральск, на западе Смоленск и на севере Москва. Эксплуатационная длина дороги составляла 4428 километров.

Расширение

В 1929 году Советское правительство приняло решение о разукрупнении железных дорог и перераспределении их границ в соответствии с потребностями бурно растущей промышленности. Западной железной дороге был тогда передан участок протяжением в 438 километров от станции Волово до Смоленска.

В 1939 году в соответствии с приказом НКПС № 77Ц от 20.04.1939 г. из Ленинской, Юго-Восточной и Рязано-Уральской железных дорог были выделены участки, из которых была сформирована Пензенская железная дорога которая существовала до 1942 года[17]. С этого момента линия Пенза-Ртищево больше не находилась в составе дороги.

Управление Рязанско-Уральской железной дороги в Саратове построено в 1907—1914 годах в две очереди. Первая очередь была закончена 1 октября 1909 года[18]

Все линии Рязанско-Уральской к западу от станции Турмасово общим протяжением 1016 километров включаются с 1 июля 1930 года в состав Московско-Курской и Московско-Казанской железных дорог. В 1936 году другим дорогам переданы участки Турмасово — Кирсанов и Тамбов — Обловка протяжением в 321 километр. В 1939 году от Рязанско-Уральской отошли участки Кирсанов — Ртищево, Пенза — Балашов, Обловка — Балашов — Камышин общим протяжением в 767 километров.

В этот же период дорога росла за счёт строительства новых участков. В декабре 1936 года в её состав включена новая линия Уральск — Илецк протяжённостью в 264 километра, давшая прямую и кратчайшую связь центра страны с республиками Средней Азии, Сибирью и Южным Уралом. С вводом этой линии резко возросло транзитное значение Рязанско-Уральской, в особенности направления Илецк — Озинки — Саратов — Ртищево. По другим данным дорога была принята в эксплуатацию только в 1939 году и протяжённость её составляла 257 км.[17]

Великая Отечественная война

В 1942 году в состав дороги вошли вновь построенные для снабжения Сталинграда линии Сталинград — Владимировка (136 километров) и Саратов — Петров Вал - Иловля (199 километров)[17]. Эти участки являлись частью левобережной рокады Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Саратов — Иловля, строившейся в период подготовке к обороне Сталинграда.

В 1944 году в строй вступила новая линия Трофимовский — Сенная (127 километров).

В конце 1944 года Наркоматом путей сообщения принимается решение об организации на Рязано-Уральской дороге испытания перспективных видов тяги. Для опробования тепловозов были выбраны участок Астраханской линии от станции Красный Кут до станции Астрахань II и участок Волжской рокады от Саратова до станции Сенная[19]. Для реконструкции этих участков было выделено более 400 км рельс марки Р-65. В январе 1945 года в ТЧ Саратов для испытаний прибыли тепловозы ДА и ДБ. Тепловоз ДБ применили для вождения пассажирских поездов на маршруте Астрахань — Саратов, ДА должен был заменить паровозы на самых сложных участках которые обслуживали паровозы депо Привольская. Результаты испытаний помогли в создании отечественных образцов тепловозов[19].

Долгое время Астрахань оставалась конечным пунктом дороги на юге. Невозможным представлялось строительство дороги по безводной Прикаспийской полупустыне. Но в годы Великой Отечественной войны были построены линия Кизляр — Астрахань и временный мост через Волгу, заменённый в 1950-х капитальным мостом, по которому одновременно осуществляется движение поездов и автогужевого транспорта. С постройкой этой линии Рязанско-Уральская получила прямую и кратчайшую связь с Кавказом. Транзитное значение дороги ещё более возрастало.

Пропуск для проезда РУЖД — до ЮЖД. Великая Отечественная война, 1944

В конце Великой Отечественной войны протяженность дороги составляла 2365 километров.

Приволжская дорога

В 1953 году по решению Совета Министров СССР в стране произошло укрупнение дорог. Рязанско-Уральская и Сталинградская железная дорога были объединены в одну дорогу, которая названа Приволжской дорогой. В неё вошла большая часть участков бывшей Сталинградской магистрали. Уральское отделение Рязанско-Уральской было передано Оренбургской дороге.

Рязанско-Уральская дорога в годы своего расцвета служила важнейшим транспортным коридором, соединяя центр России с Нижним Поволжьем и Уралом, основным грузом дороги служило зерно. При станциях, имевших максимальный объём хлебных грузов, дорогой были сооружены 26 элеваторов, принимавших зерно как для перевозки, так и для хранения, это способствовало ещё большему привлечению хлеба на дорогу.

С сооружением в 1935 году железнодорожного моста через Волгу у Саратова[20] стало возможным быстро транспортировать астраханскую рыбу в Москву. Ускоренные поезда с вагонами-ледниками, а позже с рефрижераторными стали курсировать от Астрахани до Москвы.

Дорога также имела железнодорожные мастерские в Козлове, Саратове (ныне завод «Сарэнергомаш»[21]), Тамбове, Ртищеве, Аткарске, Покровской Слободе; 4 нефтехранилища; паромную переправу (у Саратова); собственную флотилию, включавшую в себя ледокол, паромы, баржи, плавучие элеваторы и пароходы; лесопильные и шпалопропиточные заводы. На дороге работало 44 школы, 19 библиотек, 3 потребительских общества.

См. также

Примечания

  1. Рязанско-Уральская железная дорога и ея район СПБ. Общество РУЖД, 1913—395 с.
  2. ПСЗ-2, 1865 г., № 41909
  3. РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 12. Доклад № 15. 29 июля 1865 г. «Об осмотре работ по устройству шоссе в имении Ильинском и железной дороги от Рязани до Козлова»
  4. РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 13. Доклад № 23. 8 сентября 1866 г. «Об открытии движения по Рязано-Козловской жел. дор. 5 сентября»
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 5,11 5,12 5,13 5,14 5,15 5,16 5,17 5,18 5,19 5,20 5,21 5,22 Сведения о железных дорогах общего пользования с 1838 по 1917 гг.. Исторические материалы. Дата обращения: 10 сентября 2023.
  6. ПСЗ-3, 1892 г., № 8241.
  7. Желѣзнодорожная линiя Пенза — Таволжанка - Пенза, которой нѣтъ. sites.google.com. Дата обращения: 15 апреля 2020. Архивировано 31 августа 2020 года.
  8. РГИА, ф 446, оп. 29, д. 16. Доклад № 13. 20 января 1895 г. «Об открытии правильного движения на участке от города Балашова до Камышина Рязанско-Козловской железной дороги».
  9. ПСЗ-3, 1897 г., № 14131
  10. ПСЗ-3, 1897 г., № 14130
  11. Рязанско-Уральская железная дорога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Рязано-Уральская железная дорога. rzda.ru. ЖелДорАкадемия. Дата обращения: 7 января 2021. Архивировано 9 января 2021 года.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 Василий Зимин. Увекская переправа. Флотилия РУЖД. ruzgd.ru. История Рязанско-Уральской железной дороги (2008-2011). Дата обращения: 7 января 2021. Архивировано 7 января 2006 года.
  14. К 150-летию ст. Аткарск. История строительства железной дороги. Ч. 2 (22 января 2021). Дата обращения: 2023-1104.
  15. Загадка Алгембы (недоступная ссылка)
  16. Е. С. Соколов «В объективе земля саратовская». Приволжское книжное издательство, Саратов, 1973
  17. 17,0 17,1 17,2 Сведения о железных дорогах общего пользования с 1918 по 1990 гг.. Исторические материалы. Дата обращения: 10 сентября 2023.
  18. Городские этюды. Саратов. Литьё, ковка:- Саратов: ИП Везметинова, А. Н., 2009—120.:фото
  19. 19,0 19,1 Алексей Белых. Техника прорыва. Гудок. Железнодорожник Поволжья (3 апреля 2020). Дата обращения: 7 декабря 2023.
  20. Строительство моста через Волгу у Саратова. Дата обращения: 12 ноября 2009. Архивировано 30 июля 2009 года.
  21. Октябрьский район. Дата обращения: 12 ноября 2009. Архивировано 1 сентября 2013 года.

Источники архивные

  • РГИА, ф 446, оп. 29, д. 13. Доклад № 76. 29 апреля 1894 г. «Об открыти пассажирского и товарного движения от станции Ртищево до г. Сердобска и от станции Лебедянь Рязанско-Уральской железной дороги до станции Елец Юго-Восточных железных дорог».
  • РГИА, ф. 446, оп. 29, д. 13. Доклад № 105. 31 мая 1894 г. «Об открытии движения на Рязанско-Уральской ж. д. от Тамбова до Балашова».
  • РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 10. Доклад № 68 от 19 февраля 1899 г. «О разрешении Обществу Рязано-Уральской железной дороги заказать за границею 1.633.000 п. рльсов».
  • РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 11. Доклад № 173 от 11 июня 1899 г. «О возведении пассажирского здания в гор. Москве для Павелецкой линии Рязано-Уральской жел. дор.»
  • РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 13. Доклад № 23 от 21 января 1900 г. «Об открытии правильного движения на Данков-Смоленской линии Рязано-Уральской жел. дороги».
  • РГИА, ф. 446, оп. 30, д. 13. Доклад № 38 от 28 января 1900 г. «Об открытии движения на Павелец-Московской линии Общ. Рязано-Уральской ж. д. от ст. Павелец до ст. Загорье и на соединительной ветви к ст. Царицыно Московско-Курской ж. д.»

Ссылки