Перейти к содержанию

Железнодорожная линия Астрахань — Кизляр

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Железнодорожная линия Астрахань — Кизляр — соединительная железная дорога от станции Астрахань I до станции Кизляр через станции Линейная, Зензели, Улан-Холл и Артезиан. Линия общей протяжённостью 335 км построена в годы Великой Отечественной войны[1]. Нумерация установленного километража осуществляется от Червлённой-Узловой через Кизляр и далее на север.

Перейти к шаблону «Прохладная — Олейниково» Прохладная — Олейниково
На Астрахань I
292,0 Олейниково
292,0
291,0
Приволжская ЖД
Северо-Кавказская ЖД
Астраханская область
Республика Калмыкия
275,9 Разъезд № 8
263,2 Улан-Холл
Р215
251,0 Разъезд № 9
236,8 Белое Озеро
221,4 Разъезд № 11
206,8 Артезиан
Р215
р. Кума
Республика Калмыкия
Республика Дагестан
191,3 Разъезд № 12
175,3 Кутан
159,3 Разъезд № 14
143,2 Кочубей
р. Прорва
137,0 о.п. 137 км
р. Средняя
124,7 Разъезд № 15
118,0 о.п. 118 км
108,0 Кара-Баглы
р. Таловка
92,7 Разъезд № 17
82,0
00,0
Кизляр
+17,0 Качалай
+33,0 о.п. Бабаюрт
+37,0 Герменчик
+58,0 Куруш
Гудермес
Кизил-Юрт
На Кизил-Юрт
Р215
Республика Дагестан
Чеченская Республика
Махачкалинский регион СКЖД
Грозненский регион СКЖД
69,0 рзд. Бороздиновский
60,0 Каргинская
44,0 рзд. Старогладковский
30,0 Шелковская
Р262
23,0 о.п. 23 км
13,0 рзд. Щедринский
2,0 рзд. 2 км
На Кизил-Юрт
181,0
2162,0
Гудермес
На Грозный
177,0 Гудермес-Западный
р. Сунжа
173,0 о.п. 173 км
р. Терек
169,0 Пост 169 км
На Гудермес
165,0
00,0
Червлённая-Узловая
155,6 Червлённая
Р308
Р262
147,5 Тепловодный
138,5 Солкушино
128,2 Терек
118,5 Калиновский
108,6 Наурская
99,1 Алпатово
88,7 Ищёрская
Грозненский регион СКЖД
Минераловодский регион СКЖД
Чеченская республика
Ставропольский край
78,0 Галюгаевский
67,3 Стодеревская
Ставропольский край
Северная Осетия - Алания
58,9 Осетиновский
Р262
49,4 Моздок
Р262
42,1 Луковский
32,0 Павлодольский
25,0 Черноярская
21,1 22 км
Северная Осетия - Алания
Кабардино-Балкария
17,0 Екатериноградский
Р262
8,4 Приближний
6,8 7 км
3,3 4 км
На Беслан
00,0
1937,0
Прохладная
На Георгиевск

История строительства

Решение о строительстве принято 16 августа 1941 года на совместном заседании ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. Этот проект получил название «Специальная стройка НКПС № 8».[2].

Строительство велось в прифронтовой полосе[3] в сложных природно-климатических условиях в знойной, безводной, малонаселённой местности. На строительство дороги было мобилизовано всё местное население, стянуты имевшиеся на Рязано-Уральской и Орджоникидзевской дорогах техника: экскаваторы, скреперы, бульдозеры, автотранспорт[2].

30 сентября 1941 года на совместном заседании бюро обкома ВКП(б) и Совнарком Калмыцкой АССР строительство железнодорожной линии Астрахань — Кизляр было признано важнейшей стройкой в республике, для обеспечения выполнения установленных правительством сроков открытия движения по линии было принято решение направить на строительство не позднее, чем 15 октября в порядке трудовой и гужевой повинности 6200 человек рабочих и 2325 подвод согласно приложению. 22 ноября дополнительно на строительство были направлены ещё 1900 человек и 450 подвод. Наркомат путей сообщения для ускорения строительства направил на стройку 47-ю бригаду железнодорожных войск, 25-й отдельный мостовой батальон, мостоотряд № 2 и мостопоезд № 49. Были выделены дополнительные фонды на материалы и оборудование. 4 августа 1942 года строительство линии было завершено, первый поезд из Кизляра прибыл в Астрахань. С этого момента началось регулярное движение поездов с нефтью[2].

Наиболее технически сложным, трудоемким и дорогостоящим объектом было сооружение мостового перехода через Волгу от станции Трусово, расположенной на правом берегу, в Астрахань и далее по Рязано-Уральской железной дороге на Урбах, находящихся на левобережье[1]. Летом 1942 года был сооружен наплавной мост через Волгу. В зиму 1942—1943 года движение поездов осуществлялось прямо по льду, благо зима была морозная и лёд крепок. Весной вновь был восстановлен наплавной мост. Постоянный мост был сооружён на линии только в послевоенные годы[2].

При строительстве линии не строились вагонные и локомотивные депо. Из-за упрощения и низкого качества путевых работ на многих участках действовало постоянное ограничение скорости движения поездов, которая в ряде случаев не превышала 15-25 км/ч[1].

Линия, построенная по настоянию Л.П. Берии[4], связала Астраханский регион с Закавказьем и Кавказом и обеспечила снабжение армии нефтью и боеприпасами. С августа по октябрь 1942 года в Сталинград было отправлено более 16 тысяч цистерн с горючим[5]

Памятник

В центре калмыцкого посёлка Артезиан в 2021 году, в годовщину 80-летия начала строительства военно-стратегической железной дороги Астрахань — Кизляр, в честь её строителей установлен памятник в виде постамента из чёрного мрамора, на котором изображены строившие дорогу женщины и дети, а также выполнена надпись: «Участникам строительства дороги Победы 1941—1942 гг.». Венчает надпись юбилейная медаль, которую в 2020 году вручили в республике всем оставшимся в живых строителям[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 5 марта 2016 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Фекегмюъ Днпнцю Мю Чц Нр Юярпюуюмх. Нохяюмхе Ярюмжхи Псфд Х Ху Нйпеярмняреи. Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 5 октября 2017 года.
  3. Гасырлар авазы — Эхо веков. Научно-документальный журнал (недоступная ссылка)
  4. Егор Яковлев, Сергей Сигачёв. Железнодорожный «фронт». Нарком Каганович. Цифровая история (10 мая 2023).
  5. Кавказский Узел | В Калмыкии погибшим при строительстве железной дороги Астрахань — Кизляр установят памятник. Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 1 сентября 2017 года.
  6. В калмыцком поселке открыли монумент в честь строителей военной дороги. Интернет-портал «Российской газеты» (15 сентября 2021). Дата обращения: 17 сентября 2021. Архивировано 16 сентября 2021 года.

Ссылки