Красный Кут (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Красный Кут
Приволжская железная дорога
50°57′25″ с. ш. 46°58′32″ в. д.HGЯO
Регион ж. д. Саратовский регион
Дата открытия 1895
Расположение Красный Кут
Расстояние до Москвы, Павелецкий вокзал 978 км 
Расстояние до Саратова 124 км Яндекс.Расписания
Код станции 626491
Код в «Экспресс-3» 2020901
Перейти к шаблону «Урбах — Олейниково» 
Урбах — Олейниково
Саратов IЕршов
945,4
Урбах
953,8
Кобзаревский
962,8
ст. Зорино
968,9
Лозиновский
978,2
00,0
Красный Кут
+20,0
ст. Тимофеево
+52,1
Питерка
+68,0
68 км
+74,0
Малоузенск
+90,0
90 км
+95,0
95 км
+107,8
Новоузенск
+126,0
126 км
+132,8
Камышки
+151,2
Александров Гай
998,0
рзд. Хлебный
996,0
Усатовский
1012,4
Лепехинская
1028,0
Глубинный
1043,8
Гмелинская
1061,3
Цветочный
1072,4
рзд. Савинский
1080,4
Палласовка
1098,4
Калашниковский
1114,3
Кайсацкая
1133,1
Коммунистический
1149,7
Джаныбек
1167,7
Ингеловский
1174,0
рзд. Голубой
1182,6
Эльтон
1195,0
рзд. Сайгачный
1201,0
Полынный
1218,4
Сайхин
1234,2
Равнинный
1250,0
Шунгай
1269,1
Молодость
1276,7
Шунгули
1282,0
Пост 1282 км
АхтубаН. Баскунчак
1283,8
202,1
Верхний Баскунчак
1291,0
1291 км
1295,0
Мартовский
1312,7
Богдо
1328,0
Чернобыльный
1341,0
Верблюжья
1355,0
Миражный
1360,0
1360 км
1370,6
Чапчачи
1388,0
Харабалинская
1396,0
1396 км
1403,2
Ашулук
1419,0
Селитренский
1433,2
Сероглазово
1450,0
Хошеутовский
1459,0
1459 км
1466,1
Досанг
1472,0
1472 км
1480,2
00,0
Аксарайская
1485,1
1486 км
+4,1
Аксарайская II
+6,3
Серная
+10,0
ГПЗ
+15,3
Разъезд №2
+28,9
Кигаш
40,0
41,0
 Россия (Астрахан. о.)
 Казахстан (Атырау. о.)
РЖД
КТЖ
на Атырау
1487,3
Бузанский
+2,0
Бузан-Пристань
1488,8
1489 км
1490,0
Пост 1490 км
1491,2
1492 км
1494,0
1494 км
1498,3
Дельта
1507,0
1507 км
1509,0
1509 км
1511,1
1512 км
1512,1
Рычинский
1514,0
1514 км
1515,7
1516 км
1518,0
1519 км
1520,8
1521 км
объездная
1524,1
Астрахань II
промзона в мкрн. Бабаевского
+2,0
Болдинская Пристань
1530,1
430,0
Астрахань I
Вокзальный путепровод
Улица Софьи Перовской
426,1
Софьи Перовской
425,1
Юго-Восток 3
Юго-Восточный проезд
Шоссе Энергетиков
424,6
Кутум
Кубанский путепровод
Боевая улица
421,3
422 км
Ул. Б. Хмельницкого
канал им. Варвация
р. Волга (Старый мост)
Заводская площадь
Мостострой
+32,0
завод «Лотос»
+13,0
00,0
Новолесная
+6,0
Правый Берег
+4,0
Нововолжская
5-я Керченская улица
Школьная улица
416,6
00,0
Трусово
401,9
Ильменный
386,9
Разъезд № 2
371,9
Линейная
359,6
Разъезд № 3
356,0
о.п. 356 км
345,9
Басинская
331,4
Разъезд № 4
320,5
Зензели
307,5
00,0
Яндыки
+48,0
Порт Оля
291,8
Олейниково
291,0
290,0
на Кизляр

Красный Кут — узловая железнодорожная станция Приволжской железной дороги.

Ближайшая узловая станция на северном направлении Урбах, на южном Верхний Баскунчак. От станции отходит тупиковая ветвь на юго-восток к станции Александров Гай. Станция не электрифицирована и все направления обслуживаются тепловозами. Станция расположена в Краснокутской районе Саратовской области.

История

Станция Красный Кут появилась в 1895 году при прокладке узкоколейной линии Рязано-Уральской железной дороги от станции Урбах к станции Александров Гай[1]. Линия эта строилась в основном для удобства вывоза хлеба из Заволжских степных районов.

Станция расположилась у села Красный Кут имевшем на тот момент население в 5130 человек[2].

Железная дорога подходя к станции с севера делает небольшие изгибы и спускается к станции с небольшим уклоном, а в целом профиль пути в окрестностях станции совершенно плоский, так как это степная местность. Таким образом небольшой подъём от Красного Кута в сторону Урбаха едва ли не единственный подъём на всём протяжении линии Астрахань — Урбах. Южнее станции, менее чем в километре от неё, железная дорога пересекает по мосту реку Еруслан.

Станция Красный Кут давала жителям окрестных сёл много рабочих мест. Нанимали рабочих при строительстве дороги и её объектов, нанимали работников во вновь созданные предприятия. Появился железнодорожный вокзал имевший буфет, отделение связи и непременный титан с кипятком (титан в начале 1980-х ещё работал). Вокзал сохранился до настоящего времени, но изуродован штукатуркой, перекрасками и сайдингом. На станции было выстроено депо для ремонта и обслуживания паровозов метровой колеи (частично сохранилось). Появилась кирпичная железнодорожная водокачка, доставлявшая воду к станции за несколько километров от местной реки Гашон. На станции появилось водоёмное здание по проекту Н. А. Виноградова. Выстроены были контора и мастерские Краснокутской дистанции пути. Непосредственно на самой станции возвели два больших двужэтажных дома «для господ машинистов», в каждом доме размещалось несколько квартир. Также на станции была организована дистанция связи (ШЧ), а позднее и дистанция лесозащитных насаждений (ПЧЛ) с питомником деревьев которые приживаются в засушливой степной зоне[3]. На станции появилось багажное отделение, грузовые пакгаузы.

«Дом господ машинистов»

Менее чем через десять лет возник план строительства железной дороги на Астрахань. Строить её решили именно от станции Красный Кут, по максимально прямому маршруту. В апреле 1903 года началось строительство от Красного Кута на юг. Одновременно начаты были работы по перешивке железнодорожной колеи от станции Покровск через Урбах до Красного Кута на нормальную колею 1524 мм. В 1906 году закончены были строительство и перешивка, а в 1907 году было открыто сквозное движение[4]. В паровозном депо на станции Красный Кут появилась отдельная секция для постановки в ремонт паровозов нормальной колеи, и в то же время оставались узкоколейные пути и узкоколейные канавы, так как ветвь к Александрову Гаю оставалась узкоколейной, её перешили на широкую колею лишь после 1922 года[4].

В годы Великой Отечественной войны станция становится важным узлом в деле обеспечения всем необходимым сражающегося Сталинграда. На юг идут поезда с воинскими грузами, на север возвращается порожняк, вывозятся раненые бойцы в тыловые госпитали. Перевозку грузов в это время обеспечивают и местные паровозники и колонны паровозов особого резерва, которые формировались на разных дорогах СССР. В сёла района эвакуируются жители с западных частей страны. В 1943 году на станцию Красный Кут эвакуируются работники депо Бессарабская Кишинёвской железной дороги их трудоустраивают в депо Красный Кут[5].

До 1945 года вся поездная и маневровая работа на станции выполнялась исключительно паровозами. С юга сюда доезжали паровозы депо Палласовка, по направлению на Александров Гай работали паровозы собственного депо. Пассажирские поезда приводили со стороны Саратова паровозы депо Саратов (а до 1935 года, паровозы депо Покровск). Но уже в 1945 здесь можно было увидеть тепловоз ДБ. В рамках организованных Наркоматом путей сообщения испытаний американских тепловозов он использовался для вождения пассажирских поездов на маршруте Астрахань — Саратов[6]. А с 1948 года тепловозы ТЭ1 стали поступать в депо Верхний Баскунчак. Они вероятно не доходили до Красного Кута, оборачивась по станции Палласовка. В 1960-е годы движение по всем линиям Приволжской дороги переводилось на тепловозную тягу. Пассажирские тепловозы депо Саратов водили поезда по Астраханской линии, грузовые поезда водили через Красный Кут тепловозами депо Палласовка, Ершов[7]. В 1980-е работавшие паровозы на станции застать уже было нельзя, они использовались только для отопления.

До 1953 года станция относилась к Рязано-Уральской железной дороге. В 1953 году в связи реформированием и разукрупнением дорог она вошла в состав Приволжской железной дороги.

В поздние советские годы на станции Красный Кут действовали дистанция пути, дистанция связи, дистанция лесозащитных насаждений, подменный пункт локомотивов, пункт технического обслуживания вагонов. За исключением подменного пункта и ПТО вагонников это всё были самостоятельные предприятия со своими расчётными счетами и правом подписи руководителя. Подменный пункт локомотивов имел для города важное значение, так как через железнодорожный склад топлива при бывшем депо доставлялся в город уголь для отопления, он шёл не только для котельных железнодорожных предприятий, но и для всех работников железной дороги. В здании вокзала действовал буфет, отделение связи, парикмахерская. Недалеко от вокзала располагались отделение милиции на транспорте (ЛОВД), железнодорожная аптека, железнодорожная поликлиника. От Ершовского отдела рабочего снабжения работали: железнодорожная пекарня, железнодорожный магазин, столовая и буфет на пристанционной площади. На перроне станции были оборудованы места для торговли «съестным в дорогу» и ко всем пассажирским поездам регулярно выдвигались продавцы всякой дорожной снеди, а также сметаны и творога, в сезон добавлялись фрукты и овощи выращенные местными жителями, смородина собранная в лесополосах.

В 1980-е годы пассажирские поезда проходившие через станцию водили тепловозы ТЭП60 приписки ТЧ Саратов, грузовые поезда водили тепловозы приписки депо Палласовка, это были тепловозы серий ТЭ3, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М.

Здание школы-интерната

Железная дорога имела в городе собственную школу-интернат, в которой обучались и местные ребятишки, но в основном она была предназначена для обучения и проживания детей железнодорожников с небольших станций, разъездов и путевых казарм. Съезжались сюда дети на специальном рабочем поезде который ходил в пятницу и в воскресенье. Начиная от станции Верхний Баскучак все станции севернее могли посылать сюда детей, ехали сюда с разъездов Алгайской ветви, да и станции по направлению к Ершову тоже присылали сюда детей на обучение. Школа действует и ныне, но уже называется иначе: Частное общеобразовательное учреждение "Лицей-интернат № 5 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Нынешнее состояние станции

Установленный в Советские годы прямо на перроне станции памятник В.И. Ленину был перенесён на привокзальную площадь и теперь обращён лицом к городу, а ранее он встречал все поезда.

В 2015 году была ликвидирована Краснокутская дистанция пути[8].

До 2017 года на станции были тепловозы и локомотивные бригады, в статусе подменного пункта локомотивов от депо Ершов, затем предприятие было полностью ликвидировано[9].

В 2021 году на привокзальной площади был установлен бюст второго космонавта планеты Германа Титова, который приземлился неподалёку от станции Красный Кут[10]. Памятник видно из окна проходящих поездов, но он также обращён лицом к городу и спиной к станции.

На станции имеют остановку все пассажирские поезда дальнего следования.

Маневровые тепловозы ЧМЭ3 на станции теперь от депо Ершов. Через станцию проходят грузовые поезда которые ведут тепловозы 2ТЭ25КМ депо Ершов, пассажирские поезда тепловозы серий ТЭП70 и ТЭП70БС приписанные к депо Саратов и депо Волгоград.

Знаменитые люди

В 1917 году на станции работал телеграфистом И. И. Масленников, будущий Герой Советского Союза.

Примечания

  1. Даты в истории дороги. История Рязанско-Уральской железной дороги. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  2. Астраханская линия. Описание станций и их окрестностей. Красный Кут. История Рязанско-Уральской железной дороги. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  3. Опалев Максим Николаевич. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ АСТРАХАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В УСЛОВИЯХ ЗАВОЛЖСКИХ СТЕПЕЙ И ПУСТЫНЬ (НАЧАЛО XX В.). Дата обращения: 7 декабря 2023.
  4. 4,0 4,1 Покровск - Уральск, Николаевск, Александров Гай. Паровоз ИС. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  5. Воспоминания Владимира Колисниченко о жизни своих родных в годы войны. Дата обращения: 7 декабря 2023.
  6. Алексей Белых. Техника прорыва. Гудок. Железнодорожник Поволжья (3 апреля 2020). Дата обращения: 7 декабря 2023.
  7. Надежда Белкина. Дорога стала орденоносцем. Гудок. Железнодорожник Поволжья (27 августа 2021). Дата обращения: 7 декабря 2023.
  8. ПРИКАЗ Об упразднении Краснокутской дистанции пути Приволжской железной дороги — филиала ОАО «РЖД»
  9. Алексей Шмалей. Чудесное преображение. Гудок. Железнодорожник Поволжья (25 января 2018). Дата обращения: 6 декабря 2023.
  10. Елена Андреева. В Красном Куте состоялась торжественная церемония открытия бюста космонавту Герману Титову. Краснокутские вести (8 августа 2021). Дата обращения: 7 декабря 2023.