Перейти к содержанию

Рязано-Козловская железная дорога

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рязано-Козловская железная дорога
Вокзал станции Козлов (ныне Мичуринск-Уральский)Вокзал станции Козлов (ныне Мичуринск-Уральский)
Годы работы 18661892
Страна Россия
Состояние С 1892 г. в составе Рязано-Уральской ж. д.
Подчинение Российская империя

Ряза́но-Козло́вская желе́зная доро́га — одна из первых железных дорог России, построенная в 1865-1866 гг. на средства частного капитала.

Дорога названа по своим крайним пунктам: Рязани на севере и Козлова (ныне Мичуринск) на юге.

История

Вокзал станции Рязань

Ходатайство о постройке дороги от Рязани до Саратова через Козлов и Тамбов было подано предпринимателем Павлом Григорьевичем Фон-Дервиз в конце 1863 года, первым участком этой линии должна была стать Рязано-Козловская железная дорога.

В то время вся русская железнодорожная сеть состояла из линий: Царскосельской, Петербурго-Московской, Петербурго-Варшавской и Варшавско-Венской, Московско-Нижегородской, Риго-Динабургской, Волго-Донской, Грушевской, Московско-Сергиевской и Московско-Рязанской. Общее протяжение всех этих линий к концу 1863 года составляло всего 3254 версты.

П. Г. Фон-Дервиз предложил построить дорогу на капитал, предоставленный английской компанией, та в свою очередь требовала гарантий правительства, то есть уплаты ежегодно определенного процента на капитал вне зависимости от того, будет ли впоследствии дорога приносить доход и какой именно. Это предложение П. Г. Фон-Дервиза было отклонено.

Спустя год П. Г. Фон-Дервиз предложил построить дорогу на капитал полученный путем выпуска акций в английской валюте и облигаций в прусской валюте. На таких условиях концессия на постройку Рязанско-Козловской железной дороги была дана 12 марта 1865 года. Постройка дороги была произведена очень быстро: вся линия была построена и открыта для движения 4 сентября 1866 года. При открытии дорога имела длину 198 вёрст[1].

Дорога прошла по тому направлению, по которому издавна шел главный гужевой путь из юго-восточных степей в Москву. Заменив собою этот путь, дорога стала одною из самых первых по перевозке хлебных грузов в России и это обеспечило ей с первого же года эксплуатации значительный доход, составивший в 1867 году — 6,7 %, в 1868 году — 14,5 % и 1869 году — 18,1 %.

Ввиду того, что дорога испытывала значительный приток грузов и в скором времени была значительно перегружена, было принято решение о постройке второго пути[2]. Путь был открыт 1 июня 1870 года. С этого времени дорога стала одной из самых доходных и самых грузонапряжёных в России.

Наименьший радиус кривых в поворотах на железной дороге был 210 м [3]. Архитектурный отдел дороги возглавлял архитектор А. П. Попов.

Первыми паровозами (грузовыми), поступившими на дорогу в 1866 году, были паровозы типа 0-3-0, произведённые заводами Борзига (нем. Borsig) в Германии[4]. Для пассажирских составов использовался с 1866 года товаро-пассажирский 6-ти колёсный паровоз типа 1-2-0 того же немецкого производителя.

Затем к этой линии были пристроены другие линии и ветви: Бековская ветвь (22 февраля 1874 года); ветви Раненбург — Данков и Астапово — Лебедянь (17 ноября 1890 года)[5].

11 января 1892 года дорога прекратила свое существование влившись в общество Рязано-Уральской дороги.

Источники архивные

  • РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 12. Доклад № 15. 29 июля 1865 г. "Об осмотре работ по устройству шоссе в имении Ильинском и железной дороги от Рязани до Козлова".
  • РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 13. Доклад № 23. 8 сентября 1866 г. "Об открытии движения по Рязано-Козловской жел. дор. 5 сентября".
  • РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 15. Доклад № 2. 30 января 1868 г. "Об открытии 29 января движения по Воронежско-Козловской ж. д."
  • РГИА, ф. 446, оп. 2, д. 2. № 83. 18 июня 1869 г. Высочайший указ "Об отчуждении земель под устройство второго пути на Рязанско-Козловской железной дороге".
  • РГИА, ф. 446, оп. 27, д. 3. Доклад № 137. 15 сентября 1873 г. "Устав Общества Козлово-Воронежской железной дороги".
  • РГИА, ф 446, оп. 29, д. 16. Доклад № 13. 20 января 1895 г. "Об открытии правильного движения на участке от города Балашова до Камышина Рязанско-Козловской железной дороги".

Примечания

  1. Сведения о железных дорогах общего пользования с 1838 по 1917 гг.. Исторические материалы. Дата обращения: 10 сентября 2023.
  2. РГИА, ф. 446, оп. 2, д. 2. № 83. 18 июня 1869 г. Высочайший указ «Об отчуждении земель под устройство второго пути на Рязанско-Козловской железной дороге»
  3. Часть 1. Сведения о железных дорогах. Таблица II // Статистический сборник Министерства Путей Сообщения. Выпуск 8. Сведения о железных, шоссейных и внутренних водяных путях сообщения за 1880, 1881 и 1882 годы. — С-Пб: Типография Министерства Путей Сообщения, 1883.
  4. Локомотивы Рязанско-Уральской железной дороги. Дата обращения: 3 декабря 2009. Архивировано 21 ноября 2009 года.
  5. Рязанско-Уральская железная дорога и ея район СПБ. Общество РУЖД, 1913—395 с.

Ссылки