Перейти к содержанию

Православие в России

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Русское православие»)
Успенский собор Московского Кремля — главный православный храм России до 1917 года

Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в России представлено Русской православной церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России»[1]. Высказываются предложения внести подобные правки в Конституцию РФ[2][3].

Русская православная церковь

Русская православная церковь (РПЦ) — крупнейшее религиозное объединение на территории России. РПЦ полагает себя исторически первой христианской общиной в России: официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году, согласно традиционной историографии.

По мнению руководителя «Русского общественного движения» политолога Павла Святенкова (январь 2009 года), РПЦ де-факто занимает особое положение в современном российском обществе и политической жизни[4]:

РПЦ является своего рода русской автономией в составе сначала СССР, а потом Российской Федерации. <…> Именно церковь, стоя рядом с государством, легитимизирует его как государство русского народа.

С другой стороны, Николай Митрохин писал (2006)[5]:

Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует её реальному влиянию на граждан России: и тот и другой показатель близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже в качестве одного из символов российской государственности. <…> Однако при кадровых назначениях или подготовке общественно значимых инициатив вряд ли кто из чиновников будет учитывать мнение представителя Церкви.

Распространённость православия в России

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляли себя к православным христианам, при этом лишь 54 % из них были знакомы с содержанием Библии и только 2 % регулярно читали религиозную литературу[6]. Около 73 % православных респондентов соблюдали религиозные обычаи и праздники[7].

По данным проекта «Атлас религий и национальностей» исследовательской службы «Среда», осуществлённого в 2012 году, 41 % россиян заявили, что исповедуют православие и принадлежат к Русской православной церкви[8].

По мнению главы социологического отдела Института общественного проектирования Михаила Тарусина,

Это число мало что показывает. <…> Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности. <…> Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один — два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 %. <…> Таким образом, около 60 % респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг — кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными[9].

Согласно Борису Дубину, среди православных верующих преобладают женщины и люди старшего возраста, имеющие, как правило, не очень высокий уровень образования и проживающие вне крупных городов. Наибольший приток новых православных идёт из среды молодёжи, людей с высшим образованием и мужчин. До 60 % людей, причисляющих себя к православным верующим, не относят себя к религиозным людям, и только около 40 % православных уверены в существовании Бога. Около 30 % из числа тех, кто называет себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет[10].

По мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствовали, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания[11].

По итогам опроса, проведённого 23—26 ноября 2012 года в 130 населённых пунктах 45 регионов России, с 2009 года сократилось число граждан, исповедующих православие, и увеличилась доля исповедующих ислам[12].

Соблюдение православными церковных обрядов

Согласно проведённому ВЦИОМ в 2006 году опросу, лишь 9 % респондентов, назвавших себя православными, отметили, что соблюдают все религиозные обряды и участвуют в церковной жизни. При этом 36 % отметили, что православие является для них традицией предков, 32 % отметили следование моральным нормам[13][14]. Согласно опросу, проведённому Фондом «Общественное мнение» в январе — феврале 2010 года, лишь 4 % православных россиян регулярно посещали храм и причащались[15].

По оценкам МВД, посещающие богослужения лица составляли менее 2 % населения. Так, на Пасху 2003 года, с 20:00 Великой субботы до 6 утра пасхального воскресенья в храмы Москвы, по данным МВД, зашли 63 тысячи человек (по сравнению со 180 тысячами в 1992—1994 годах), то есть около половины одного процента фактического населения города[16]. В пасхальных богослужениях в ночь на 19 апреля 2009 года приняли участие 4,5 млн россиян. При этом кладбища на Пасху посетили 5,1 млн человек. В рождественских богослужениях с 6 на 7 января 2008 года приняли участие около 2,3 млн россиян, а в ночь на Рождество в 2022 году приняли участие в богослужениях 1,4 млн человек[17].

10 января 2008 года руководитель пресс-службы Московского патриархата священник Владимир Вигилянский выразил несогласие со статистикой посещаемости столичных храмов на Рождество, которую ранее привели в правоохранительных органах, сказав: «Официальные цифры очень занижены. Меня всегда поражает, откуда берутся эти цифры и какова цель такого подхода. Думаю, можно смело утверждать, что московские храмы на Рождество в этом году посетило около миллиона верующих»[18]. Аналогичное мнение выразил в апреле 2008 года сотрудник ОВЦС священник Михаил Прокопенко[19].

Процент россиян, посещавших церковные службы[20]
Год 1991 1993 1994 1995 1996 1997 1998 2002 2003
От 1 до нескольких раз в месяц 5 5 7 6 7 5 9 8 6
От 1 до нескольких раз в год 20 35 28 30 17 16 22 18 30
Реже - - 21 - 16 14 11 15 18
Не посещали 65 45 43 63 60 62 55 59 46
Число опрошенных 3000 2000 2957 1698 2404 2406 1703 2107 2107

По мнению Андрея Кураева, проблема связана с острой нехваткой храмов в Москве. Он утверждает, что по социологическим подсчётам, активно церковными являются около 5 % москвичей, а храмы могут вместить лишь пятую часть[21].

Упадок практической религиозности в Русской православной церкви по сравнению с 90-ми годами XX века отметил в 2003 году патриарх Алексий II: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов»[22].

По данным опроса ВЦИОМ от 2008 года, 27 % респондентов, назвавших себя православными, не знают ни одной из десяти заповедей. Заповедь «не убий» смогли вспомнить только 56 % участников опроса[23].

Протоиерей Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ, в соответствии с которыми большинство россиян призывают Церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил:

По приведенным данным можно только сказать, что 30 % — действительно христиане, 35 % хотят быть христианами, но не твёрды ещё в нравственных устоях, а 14 % — это просто не христиане[24].

Согласно статистике МВД России (данные на 29 апреля 2019 года), Пасху в России встретили более 4,3 млн человек[25].

Православие и государство

Со времён установления в России монархии при первом царе Иване Грозном российская государственность была неотделима от православия, Иван Грозный был коронован православным византийским обрядом. Православная монархия была установлена в результате борьбы с язычеством после Крещения Руси, сыгравшем ключевую роль в формировании российской государственности. В целом установление монархии, исходя из её теории, связывается с религией и исполнением воли Божией, выразителем которой и является монарх. В частности, русские монархи короновались посредством православной церемонии, для них обязательно православное вероисповедание. При Петре I была провозглашена Российская империя, глава государства стал именоваться «император», который при этом носил титул «защитника Церкви», фактически возглавляя или контролируя Церковь, имевшую статус государственной[26].

После революции 1917 года Церковь была отделена от государства[27], расцвела антирелигиозная пропаганда, массово уничтожали священников и храмы. После распада СССР светский характер государства сохранился. По мнению социолога Жана Тощенко, в современной России проявляется клерикализация — постепенная реализация модели с господствующей (или даже государственной) православной религией[28].

В православной иконографии Богородицы существует чтимая РПЦ чудотворная Державная икона Божией Матери, история обретения и символизм которой связаны с русской монархией и которая признаётся главной святыней русских монархистов. Ей придают особое значение неканонические православные течения «Богородичный центр» и «Учение о царе-искупителе». Икона была обретена в день отречения Николая II от престола. Её происхождение неизвестно, предполагают, что ранее она находилась в иконостасе разрушенного женского Вознесенского монастыря в Московском Кремле, который служил местом погребения представительниц московского великокняжеского рода женского пола, в том числе цариц. Толкователи указывают, что на иконе «царица небесная изображена как царица земная» — держит в руках скипетр и державу — что трактуется как принятие ей у Николая II царской власти[29]. Из этого делается вывод, что с тех пор никакая власть в России истинно легитимной не является, следовательно, законы Российской империи можно считать продолжающими действовать[30]. Некоторые православные толкователи говорят о «Божием наказании» русскому народу за нарушение Соборной клятвы 1613 года посредством допущения убийства царя и необходимом в связи с этим «покаянии»[31]. В 1993 году «покаяние за грех цареубийства от лица всей Церкви» было принесено патриархом Алексием II: «Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора»[32]. В XXI веке с благословения митрополита Санкт-Петербургского Владимира проходит ежегодный крестный ход из Санкт-Петербурга в Екатеринбург, символизирующий такое покаяние.

В апреле 2013 года руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Церковь не исключает возрождения монархии в России[33]. В апреле 2015 года он предложил совместить в России монархию и социализм[34]. Лидер некогда официально признанной Монархической партии Антон Баков в интервью связывал перспективы российской монархии в XXI веке, как и итоговое решение вопроса о престолонаследии, с «Божиим промыслом»[35].

По данным всероссийского опроса, проведённого исследовательской службой «Среда» в 2014 году, 13 % россиян заявили, что православная вера и российское гражданство неотделимы друг от друга, 10 % — что это разные вещи, смешивать которые не стоит[36].

Примечания

  1. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Архивная копия от 9 апреля 2010 на Wayback Machine.
  2. Роговцева И. Полемика вокруг изменений в Конституции должна вестись цивилизованно // Российская газета — Федеральный выпуск. — № 288 (6264). — 20.12.2013. Архивная копия от 4 января 2015 на Wayback Machine
  3. Особую роль православия в России предлагают закрепить в Конституции. РИА Новости, 22.11.2013. Архивная копия от 4 января 2015 на Wayback Machine
  4. Цели пастыря. Патриарх Кирилл попытается стать Путиным для церкви. Частный корреспондент, 28.01.2009. Архивная копия от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
  5. Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 235.
  6. Книголюб - 2019. ВЦИОМ, итоги всероссийского опроса, август 2019. Дата обращения: 11 августа 2019. Архивировано 22 сентября 2019 года.
  7. ВЦИОМ, итоги всероссийского опроса, март 2010 / архивная ссылка
  8. Атлас религий и национальностей: всероссийский репрезентативный опрос 56 900 респондентов в 2012 году. Исследовательская служба «Среда». Дата обращения: 21 сентября 2019. Архивировано 12 октября 2012 года.
  9. Сколько православных в России? Православие и мир, 03.04.2010. Архивная копия от 21 мая 2011 на Wayback Machine
  10. Образ православного верующего в современной России. Московский центр Карнеги (8 июня 2012). Дата обращения: 12 августа 2012. Архивировано 18 августа 2012 года.
  11. Higgins A. Born Again. Putin and Orthodox Church Cement Power in Russia // The Wall Street Journal. — 18.12.2007. (англ.) Архивная копия от 10 ноября 2010 на Wayback Machine
  12. В России за 3 года доля православных сократилась, мусульман - возросла. Regnum. Дата обращения: 5 февраля 2014. Архивировано 17 декабря 2013 года.
  13. Опубликована подробная сравнительная статистика религиозности в России и Польше. Religare.ru, 06.06.2007. Архивная копия от 25 декабря 2018 на Wayback Machine
  14. РПЦ в России — большинство, напоминающее меньшинство. Газета.ру, 21.08.2007. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  15. Количество православных в стране увеличилось, но процент «воцерковленных» не изменился. ПСМБ, 26.03.2010. Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine
  16. Митрохин Н. А. Русская православная церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 40.
  17. Во время Рождественского сочельника и праздничных богослужений полицейские обеспечили общественный порядок. Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано 14 января 2022 года.
  18. По данным Московской патриархии, рождественские богослужения в Москве посетили около миллиона человек. Интерфакс-Религия , 10.01.2008. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  19. Реальное число посетивших храмы на Пасху много больше данных МВД, считают в Московском патриархате. Интерфакс-Религия, 28.04.2008. Архивная копия от 9 июня 2011 на Wayback Machine
  20. Дубин Б. В. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов) // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. — 2004. — № 3 (71). — С. 35—44. Архивная копия от 17 декабря 2020 на Wayback Machine
  21. Данилова А. Нужны ли Москве новые храмы? Православие и мир, 02.02.2010. Архивная копия от 21 мая 2011 на Wayback Machine
  22. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятелям ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 23 декабря 2003 года // Церковный вестник. — 2003. — № 1—2. — С. 17.
  23. Четверть православных россиян не знают ни одной из десяти заповедей. Lenta.ru, 28.04.2008. Архивная копия от 15 мая 2011 на Wayback Machine
  24. Богоборцы те, кто отрицают нравственные нормы, считает представитель РПЦ МП. Religare.ru, 30.01.2009. Архивная копия от 7 января 2012 на Wayback Machine
  25. Пасху в храмах встретили более 4,3 миллиона россиян. Православие и мир, 29.04.2019. Архивная копия от 14 мая 2019 на Wayback Machine
  26. Никольский Н. М. Государственная церковь крепостной эпохи // История русской церкви. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 448 с.
  27. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. www.libussr.ru. Дата обращения: 29 августа 2018. Архивировано 30 августа 2018 года.
  28. Тощенко Ж. Т. Государство как субъект теократии // Социологические исследования. — 2007. — № 2. — С. 3—14. Архивная копия от 21 января 2022 на Wayback Machine
  29. Yazykova I. Hidden and Triumphant: The Underground Struggle to Save Russian Iconography. — Paraclete Press, 2010. — P. 48. Архивная копия от 13 декабря 2014 на Wayback Machine
  30. Сказание о явлении иконы Державныя Божия Матери.
  31. Покаяние ру — восстановление монархии в России, царская Россия, православный календарь святых, суть православия. Дата обращения: 20 июня 2013. Архивировано 15 июня 2013 года.
  32. Державная икона Божия Матери. Дата обращения: 31 июля 2013. Архивировано 20 мая 2011 года.
  33. РПЦ не исключает возрождения монархии в России. BFM.ru, 09.04.2013. Архивная копия от 24 июня 2013 на Wayback Machine
  34. В РПЦ предложили совместить в России монархию и социализм. Lenta.ru, 02.04.2015. Архивная копия от 3 апреля 2015 на Wayback Machine
  35. Что стоит за претензиями России на Антарктиду? 4 канал, 02.04.2013. Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine
  36. Кузьмичёва М. Православная вера и российское гражданство: неразделимы или не связаны?. Исследовательская служба «Среда» (03.11.2014). Дата обращения: 15 января 2015. Архивировано 24 февраля 2015 года.

Литература

Ссылки