Православие в России

Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в России представлено Русской православной церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 года № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России»[1]. Высказываются предложения внести подобные правки в Конституцию РФ[2][3].
Русская православная церковь
Русская православная церковь (РПЦ) — крупнейшее религиозное объединение на территории России. РПЦ полагает себя исторически первой христианской общиной в России: официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году, согласно традиционной историографии.
По мнению руководителя «Русского общественного движения» политолога Павла Святенкова (январь 2009 года), РПЦ де-факто занимает особое положение в современном российском обществе и политической жизни[4]:
РПЦ является своего рода русской автономией в составе сначала СССР, а потом Российской Федерации. <…> Именно церковь, стоя рядом с государством, легитимизирует его как государство русского народа.
С другой стороны, Николай Митрохин писал (2006)[5]:
Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует её реальному влиянию на граждан России: и тот и другой показатель близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже в качестве одного из символов российской государственности. <…> Однако при кадровых назначениях или подготовке общественно значимых инициатив вряд ли кто из чиновников будет учитывать мнение представителя Церкви.
Распространённость православия в России
По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляли себя к православным христианам, при этом лишь 54 % из них были знакомы с содержанием Библии и только 2 % регулярно читали религиозную литературу[6]. Около 73 % православных респондентов соблюдали религиозные обычаи и праздники[7].
По данным проекта «Атлас религий и национальностей» исследовательской службы «Среда», осуществлённого в 2012 году, 41 % россиян заявили, что исповедуют православие и принадлежат к Русской православной церкви[8].
По мнению главы социологического отдела Института общественного проектирования Михаила Тарусина,
Это число мало что показывает. <…> Если эти данные и могут считаться показателем чего-либо, то только современной русской национальной идентичности. Но не реальной религиозной принадлежности. <…> Если считать православными «церковными» людьми тех, кто хотя бы один — два раза в год участвует в Таинствах исповеди и Причащения, то православных 18-20 %. <…> Таким образом, около 60 % респондентов ВЦИОМ православными людьми не являются. Они если и ходят в храм, то несколько раз в году, как в некую службу бытовых услуг — кулич освятить, крещенской воды взять… А часть из них даже и тогда не ходит, более того, многие могут и в Бога не верить, но при этом называют себя православными[9].
Согласно Борису Дубину, среди православных верующих преобладают женщины и люди старшего возраста, имеющие, как правило, не очень высокий уровень образования и проживающие вне крупных городов. Наибольший приток новых православных идёт из среды молодёжи, людей с высшим образованием и мужчин. До 60 % людей, причисляющих себя к православным верующим, не относят себя к религиозным людям, и только около 40 % православных уверены в существовании Бога. Около 30 % из числа тех, кто называет себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет[10].
По мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствовали, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания[11].
По итогам опроса, проведённого 23—26 ноября 2012 года в 130 населённых пунктах 45 регионов России, с 2009 года сократилось число граждан, исповедующих православие, и увеличилась доля исповедующих ислам[12].
Соблюдение православными церковных обрядов
Согласно проведённому ВЦИОМ в 2006 году опросу, лишь 9 % респондентов, назвавших себя православными, отметили, что соблюдают все религиозные обряды и участвуют в церковной жизни. При этом 36 % отметили, что православие является для них традицией предков, 32 % отметили следование моральным нормам[13][14]. Согласно опросу, проведённому Фондом «Общественное мнение» в январе — феврале 2010 года, лишь 4 % православных россиян регулярно посещали храм и причащались[15].
По оценкам МВД, посещающие богослужения лица составляли менее 2 % населения. Так, на Пасху 2003 года, с 20:00 Великой субботы до 6 утра пасхального воскресенья в храмы Москвы, по данным МВД, зашли 63 тысячи человек (по сравнению со 180 тысячами в 1992—1994 годах), то есть около половины одного процента фактического населения города[16]. В пасхальных богослужениях в ночь на 19 апреля 2009 года приняли участие 4,5 млн россиян. При этом кладбища на Пасху посетили 5,1 млн человек. В рождественских богослужениях с 6 на 7 января 2008 года приняли участие около 2,3 млн россиян, а в ночь на Рождество в 2022 году приняли участие в богослужениях 1,4 млн человек[17].
10 января 2008 года руководитель пресс-службы Московского патриархата священник Владимир Вигилянский выразил несогласие со статистикой посещаемости столичных храмов на Рождество, которую ранее привели в правоохранительных органах, сказав: «Официальные цифры очень занижены. Меня всегда поражает, откуда берутся эти цифры и какова цель такого подхода. Думаю, можно смело утверждать, что московские храмы на Рождество в этом году посетило около миллиона верующих»[18]. Аналогичное мнение выразил в апреле 2008 года сотрудник ОВЦС священник Михаил Прокопенко[19].
- Процент россиян, посещавших церковные службы[20]
Год | 1991 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 2002 | 2003 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
От 1 до нескольких раз в месяц | 5 | 5 | 7 | 6 | 7 | 5 | 9 | 8 | 6 |
От 1 до нескольких раз в год | 20 | 35 | 28 | 30 | 17 | 16 | 22 | 18 | 30 |
Реже | - | - | 21 | - | 16 | 14 | 11 | 15 | 18 |
Не посещали | 65 | 45 | 43 | 63 | 60 | 62 | 55 | 59 | 46 |
Число опрошенных | 3000 | 2000 | 2957 | 1698 | 2404 | 2406 | 1703 | 2107 | 2107 |
По мнению Андрея Кураева, проблема связана с острой нехваткой храмов в Москве. Он утверждает, что по социологическим подсчётам, активно церковными являются около 5 % москвичей, а храмы могут вместить лишь пятую часть[21].
Упадок практической религиозности в Русской православной церкви по сравнению с 90-ми годами XX века отметил в 2003 году патриарх Алексий II: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов»[22].
По данным опроса ВЦИОМ от 2008 года, 27 % респондентов, назвавших себя православными, не знают ни одной из десяти заповедей. Заповедь «не убий» смогли вспомнить только 56 % участников опроса[23].
Протоиерей Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ, в соответствии с которыми большинство россиян призывают Церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил:
По приведенным данным можно только сказать, что 30 % — действительно христиане, 35 % хотят быть христианами, но не твёрды ещё в нравственных устоях, а 14 % — это просто не христиане[24].
Согласно статистике МВД России (данные на 29 апреля 2019 года), Пасху в России встретили более 4,3 млн человек[25].
Православие и государство
Со времён установления в России монархии при первом царе Иване Грозном российская государственность была неотделима от православия, Иван Грозный был коронован православным византийским обрядом. Православная монархия была установлена в результате борьбы с язычеством после Крещения Руси, сыгравшем ключевую роль в формировании российской государственности. В целом установление монархии, исходя из её теории, связывается с религией и исполнением воли Божией, выразителем которой и является монарх. В частности, русские монархи короновались посредством православной церемонии, для них обязательно православное вероисповедание. При Петре I была провозглашена Российская империя, глава государства стал именоваться «император», который при этом носил титул «защитника Церкви», фактически возглавляя или контролируя Церковь, имевшую статус государственной[26].
После революции 1917 года Церковь была отделена от государства[27], расцвела антирелигиозная пропаганда, массово уничтожали священников и храмы. После распада СССР светский характер государства сохранился. По мнению социолога Жана Тощенко, в современной России проявляется клерикализация — постепенная реализация модели с господствующей (или даже государственной) православной религией[28].
В православной иконографии Богородицы существует чтимая РПЦ чудотворная Державная икона Божией Матери, история обретения и символизм которой связаны с русской монархией и которая признаётся главной святыней русских монархистов. Ей придают особое значение неканонические православные течения «Богородичный центр» и «Учение о царе-искупителе». Икона была обретена в день отречения Николая II от престола. Её происхождение неизвестно, предполагают, что ранее она находилась в иконостасе разрушенного женского Вознесенского монастыря в Московском Кремле, который служил местом погребения представительниц московского великокняжеского рода женского пола, в том числе цариц. Толкователи указывают, что на иконе «царица небесная изображена как царица земная» — держит в руках скипетр и державу — что трактуется как принятие ей у Николая II царской власти[29]. Из этого делается вывод, что с тех пор никакая власть в России истинно легитимной не является, следовательно, законы Российской империи можно считать продолжающими действовать[30]. Некоторые православные толкователи говорят о «Божием наказании» русскому народу за нарушение Соборной клятвы 1613 года посредством допущения убийства царя и необходимом в связи с этим «покаянии»[31]. В 1993 году «покаяние за грех цареубийства от лица всей Церкви» было принесено патриархом Алексием II: «Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора»[32]. В XXI веке с благословения митрополита Санкт-Петербургского Владимира проходит ежегодный крестный ход из Санкт-Петербурга в Екатеринбург, символизирующий такое покаяние.
В апреле 2013 года руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Церковь не исключает возрождения монархии в России[33]. В апреле 2015 года он предложил совместить в России монархию и социализм[34]. Лидер некогда официально признанной Монархической партии Антон Баков в интервью связывал перспективы российской монархии в XXI веке, как и итоговое решение вопроса о престолонаследии, с «Божиим промыслом»[35].
По данным всероссийского опроса, проведённого исследовательской службой «Среда» в 2014 году, 13 % россиян заявили, что православная вера и российское гражданство неотделимы друг от друга, 10 % — что это разные вещи, смешивать которые не стоит[36].
Примечания
- ↑ Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Архивная копия от 9 апреля 2010 на Wayback Machine.
- ↑ Роговцева И. Полемика вокруг изменений в Конституции должна вестись цивилизованно // Российская газета — Федеральный выпуск. — № 288 (6264). — 20.12.2013. Архивная копия от 4 января 2015 на Wayback Machine
- ↑ Особую роль православия в России предлагают закрепить в Конституции. РИА Новости, 22.11.2013. Архивная копия от 4 января 2015 на Wayback Machine
- ↑ Цели пастыря. Патриарх Кирилл попытается стать Путиным для церкви. Частный корреспондент, 28.01.2009. Архивная копия от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
- ↑ Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 235.
- ↑ Книголюб - 2019. ВЦИОМ, итоги всероссийского опроса, август 2019 . Дата обращения: 11 августа 2019. Архивировано 22 сентября 2019 года.
- ↑ ВЦИОМ, итоги всероссийского опроса, март 2010 / архивная ссылка
- ↑ Атлас религий и национальностей: всероссийский репрезентативный опрос 56 900 респондентов в 2012 году . Исследовательская служба «Среда». Дата обращения: 21 сентября 2019. Архивировано 12 октября 2012 года.
- ↑ Сколько православных в России? Православие и мир, 03.04.2010. Архивная копия от 21 мая 2011 на Wayback Machine
- ↑ Образ православного верующего в современной России . Московский центр Карнеги (8 июня 2012). Дата обращения: 12 августа 2012. Архивировано 18 августа 2012 года.
- ↑ Higgins A. Born Again. Putin and Orthodox Church Cement Power in Russia // The Wall Street Journal. — 18.12.2007. (англ.) Архивная копия от 10 ноября 2010 на Wayback Machine
- ↑ В России за 3 года доля православных сократилась, мусульман - возросла . Regnum. Дата обращения: 5 февраля 2014. Архивировано 17 декабря 2013 года.
- ↑ Опубликована подробная сравнительная статистика религиозности в России и Польше. Religare.ru, 06.06.2007. Архивная копия от 25 декабря 2018 на Wayback Machine
- ↑ РПЦ в России — большинство, напоминающее меньшинство. Газета.ру, 21.08.2007. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- ↑ Количество православных в стране увеличилось, но процент «воцерковленных» не изменился. ПСМБ, 26.03.2010. Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine
- ↑ Митрохин Н. А. Русская православная церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 40.
- ↑ Во время Рождественского сочельника и праздничных богослужений полицейские обеспечили общественный порядок . Дата обращения: 12 января 2022. Архивировано 14 января 2022 года.
- ↑ По данным Московской патриархии, рождественские богослужения в Москве посетили около миллиона человек. Интерфакс-Религия , 10.01.2008. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- ↑ Реальное число посетивших храмы на Пасху много больше данных МВД, считают в Московском патриархате. Интерфакс-Религия, 28.04.2008. Архивная копия от 9 июня 2011 на Wayback Machine
- ↑ Дубин Б. В. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов) // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. — 2004. — № 3 (71). — С. 35—44. Архивная копия от 17 декабря 2020 на Wayback Machine
- ↑ Данилова А. Нужны ли Москве новые храмы? Православие и мир, 02.02.2010. Архивная копия от 21 мая 2011 на Wayback Machine
- ↑ Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятелям ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 23 декабря 2003 года // Церковный вестник. — 2003. — № 1—2. — С. 17.
- ↑ Четверть православных россиян не знают ни одной из десяти заповедей. Lenta.ru, 28.04.2008. Архивная копия от 15 мая 2011 на Wayback Machine
- ↑ Богоборцы те, кто отрицают нравственные нормы, считает представитель РПЦ МП. Religare.ru, 30.01.2009. Архивная копия от 7 января 2012 на Wayback Machine
- ↑ Пасху в храмах встретили более 4,3 миллиона россиян. Православие и мир, 29.04.2019. Архивная копия от 14 мая 2019 на Wayback Machine
- ↑ Никольский Н. М. Государственная церковь крепостной эпохи // История русской церкви. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 448 с.
- ↑ Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви . www.libussr.ru. Дата обращения: 29 августа 2018. Архивировано 30 августа 2018 года.
- ↑ Тощенко Ж. Т. Государство как субъект теократии // Социологические исследования. — 2007. — № 2. — С. 3—14. Архивная копия от 21 января 2022 на Wayback Machine
- ↑ Yazykova I. Hidden and Triumphant: The Underground Struggle to Save Russian Iconography. — Paraclete Press, 2010. — P. 48. Архивная копия от 13 декабря 2014 на Wayback Machine
- ↑ Сказание о явлении иконы Державныя Божия Матери.
- ↑ Покаяние ру — восстановление монархии в России, царская Россия, православный календарь святых, суть православия . Дата обращения: 20 июня 2013. Архивировано 15 июня 2013 года.
- ↑ Державная икона Божия Матери . Дата обращения: 31 июля 2013. Архивировано 20 мая 2011 года.
- ↑ РПЦ не исключает возрождения монархии в России. BFM.ru, 09.04.2013. Архивная копия от 24 июня 2013 на Wayback Machine
- ↑ В РПЦ предложили совместить в России монархию и социализм. Lenta.ru, 02.04.2015. Архивная копия от 3 апреля 2015 на Wayback Machine
- ↑ Что стоит за претензиями России на Антарктиду? 4 канал, 02.04.2013. Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine
- ↑ Кузьмичёва М. Православная вера и российское гражданство: неразделимы или не связаны? . Исследовательская служба «Среда» (03.11.2014). Дата обращения: 15 января 2015. Архивировано 24 февраля 2015 года.
Литература
- Гордиенко Н. С. Содержание и объём понятия «русское православие» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2009. — № 2. — С. 166—175.
- Дубин Б. В. «Легкое бремя»: массовое православие в России 1990–2000-х годов // Религиозные практики в современной России / Под ред. К. Русселе, А. С. Агаджаняна. — М.: Новое издательство, 2006. — С. 69—86. — 400 с. — ISBN 5-98379-063-3.
- Лексин В. Н. Русское православие сегодня // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2018. — № 4. — doi:10.23932/2542-0240-2018-11-4-65-82.
- Лисовой Н. Н. Православие византийское, русское, вселенское // Москва. — 1999. — № 1. — С. 152—159.
- Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов. — М.: Политиздат, 1989. — 719 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-250-00246-3.