Держава (символ)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Коронационный портрет обязательно включал изображение монарха в регалиях — короне, со скипетром, державой и мантией (изображена Елизавета I Тюдор).

Держа́ва (ст.‑слав. дрьжававласть) — символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом.

История

Держава (державное яблоко) представляет собой символ владычества над землёй. Шары, имеющие такое значение, встречаются уже на монете римского императора Августа: на одном из них имеются буквы EVR. (Европа), на другом — ASI. (Азия), на третьем — AFR. (Африка). На многих монетах позднейших римских императоров в руке императора имеется шар, часто с изображением богини победы. Позже это изображение было заменено крестом, и в таком виде держава перешла к византийским и германским императорам, а затем и к остальным монархам[1]. В Германии и Австрии именуется «имперским яблоком» (нем. Reichsapfel)[2].

В Россию держава перешла из Польши[3], где она именовалась jabłko («яблоко») и в старину носила названия: «яблоко царского чина»[4]; в России она называлась яблоко державное, вседержавное или самодержавное и просто яблоко, также держава Российского царствия. Впервые использовалась как символ власти русского царя в 1557 году, при венчании на царство Лжедмитрия I в 1605 году.[5] Держава, которая употреблялась последними русскими императорами, была изготовлена к коронации Екатерины II. Когда государь в царском наряде Большой казны торжественно принимал послов и других важных лиц (сибирского хана, кызылбашских купчин и др), на переднем окне палаты, по левую руку государя, обыкновенно ставился стоянец (подножие), а на нём яблоко.

Иисус Христос в иконографии «Спаситель мира» (Salvator mundi) держит державу, которая символизирует земной шар под его властью (видны очертания материков)

Держава в русской христианской традиции символизирует Царство Небесное. В средневековой живописи и иконописи Иисуса Христа и Бога Отца было принято изображать с державой.

Исторические реликвии

Примечания