Рижский трамвай

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рижский трамвай
Описание
Страна Латвия
Расположение Рига
Дата открытия 1901
Подвижной состав
Число депо 3
Технические данные
Ширина колеи 1524 мм

Рижский трамвай — вид городского общественного транспорта в Риге (Латвия), действующий с 1901 года.

На август 2022 года в Риге работает 5 трамвайных маршрутов (1, 2, 5, 7, 10); общая длина линий составляет 182 км. Маршрут № 11 временно закрыт в связи с ремонтом Брасовского моста.

Стоимость проезда со 2 января 2023 года составляет 1 евро 50 центов (билет на 90 минут)[1]. Во время пандемии Сovid-19 оплата проезда у водителя была отменена и по ее окончании не восстанавливалась.

История

Первые линии

В 1882 году был заключён договор концессии между Рижской городской управой и генеральным консулом Швейцарии в России инженером Эженом Дюпоном. Договор предусматривал строительство первых линий городской конки (вместимость — до 40 пассажиров). 23 августа 1882 года в Риге было открыто 3 линии. «A» — по Театральному бульвару-Александровской до Ревельской улицы. Линия «B» начиналась также с Театрального бульвара, продолжалась на улице Карловской мимо Даугавмалского рынка до моста. Третья линия «C» начиналась с набережной проходила по Московской улице и заканчивалась на Двинской. В 1885 трамвайное хозяйство было преобразовано в АО «Рижская конная железная дорога».

В 1900 году Рижская городская управа и возглавляемое Э. Дюпоном акционерное общество подписали договор, согласно которому в течение полутора лет требовалось построить несколько линий электрического транспорта. 11 (24) июля 1901 года первый электрический трамвай отправился в путь по линии «Город — Александровские ворота».

Для размещения, обслуживания и ремонта вагонов по проекту архитектора Пауля Мандельштама были построены три депо, оснащенных центральным отоплением и электрическим освещением. Главное депо разместилось на Александровской улице в 1901 году, тогда же было построено депо на Московской улице[2].

В 1903 году было построено депо в Задвинье на улице Крестовой. Оно состояло из трамвайного зала 55.6 х 22.4 м с шестью путями, котельной с дымовой трубой и жилого здания. В 1905 году это депо было перестроено для соблюдения требований автоматического пожаротушения. Рядом с ним в 1905-1912 годах была построена дизельная электростанция[2].

Строительство трамвайных линий продолжалось до Первой мировой войны. К тому времени протяжённость линий трамвая достигла 48 849 метров, ежегодно перевозилось свыше 52 миллионов пассажиров. Во время войны большая часть трамвайного подвижного состава и оборудования была эвакуирована в Москву и Петербург.

В годы буржуазной республики

После провозглашения независимости Латвии трамвайное хозяйство находилось в ведении бельгийских предпринимателей; по некоторым оценкам, это способствовало ухудшению инфраструктуры. В 1931 году трамвайное хозяйство вновь перешло в ведение города. Постепенно улучшилось состояние рельсовых путей, вырос объём пассажироперевозок.

Билет старого образца на проезд в рижском трамвае

В ходе Второй мировой войны трамвайное хозяйство было полностью разрушено. После войны началось восстановление трамвайных линий, были проблемы с подачей электроэнергии.

Развитие сети в советский период

После войны трамвайную сеть восстановили и даже проложили новые линии[3].

На средства, выделенные на эксплуатацию трамваев, в 1947 году в Риге было организовано троллейбусное сообщение. Для централизованного управления развитием сетей обоих видов городского электрического транспорта был создан единый Трамвайно-троллейбусный трест (латыш. Tramvaju un trolejbusu tresta). Его аббревиатура, ТТТ, вскоре обрела широчайшую известность благодаря одноимённой баскетбольной команде (создана 5 ноября 1958 года), которая впоследствии стала самым титулованным баскетбольным клубом Латвии, СССР и Европы. Но и о прямых своих обязанностях перед городом ТТТ не забывал: для оптимизации движения электротранспорта в центре Риги на нескольких улицах трамвайные рельсы сняли, переложив перевозки на более манёвренные троллейбусы.

Были демонтированы следующие линии (названия улиц современные)[3]:

Компостер 2000-х годов

Были построены следующие линии (названия улиц современные)[3]:

До 1975 года пассажиров в троллейбусах и трамваях обслуживали кондукторы. Позже билеты и талоны для компостера можно было приобрести в киосках «Союзпечати» и полуавтоматах.

Трамвайное сообщение в наши дни

В 1995 году депо в Задвинье пострадало от пожара, после которого его отстроили, упростив конструкцию крыши. С 2010 года оно не используется по назначению[2].

В 1997 году в трамваи и троллейбусы вновь вернулись кондукторы. В начале XXI века Трамвайно-троллейбусное управление было объединено в единое предприятие с автобазой Рижской думы и двумя автобусными парками. В 2007 кондукторов в трамваях вновь сменили компостеры, а в мае 2009 года компостеры были заменены валидаторами — электронными считывающими устройствами для билетов, содержащих электронные данные. Новая программа именуется «E-talons» — «Э-талон» и включает как билеты с лимитом поездок, так и именные льготные билеты сроком действия от 2 до 13 лет.

Подвижной состав

Трамвай в Межапарке

Технические особенности рижского трамвая

Среди полутора сотен городов СССР с трамвайным движением Рига и Даугавпилс составляли исключение: в качестве токосъёмных устройств использовались не пантографы или бугели, а штанга. Преимущество штанги: она легче бугеля и, тем более, пантографа. Но, с другой стороны, штангу в известной мере эксплуатировать труднее: одновременно со стрелочным переводом на рельсах (ещё одна особенность: в Риге в последние несколько лет появились стрелки не с одним, а двумя «перьями») надо обеспечивать и переключение «стрелки» на контактном проводе.

Преимущество штанги на троллейбусе — возможность вагону отклониться до 5 м от провода — для трамвая не очень актуально, а вот вероятность срыва с провода штанги, в отличие от пантографа, весьма высока. Тем не менее, затраты, связанные с переходом на другой токосъём, и, что более существенно, необходимость одновременного вывода из эксплуатации на время перемонтажа сети не одного, а сразу нескольких маршрутов, обслуживающих многотысячные пассажиропотоки — всё это на протяжении многих десятилетий препятствовало необходимой перестройке. Впрочем, в других городах СССР, наоборот, экспериментировали в 1950-е годы с переводом трамваев с бугелей (доминировавших до конца 50-х годов) на штанги, и ввиду отсутствия убедительных аргументов в пользу пантографа Рига продолжала эксплуатировать трамваи со штангами[4]. Третий латвийский город с трамваем — Лиепая — перешёл со штанг на пантографы в 1961 году, из-за чего движение трамваев было приостановлено на одни сутки.

Интересно, что вагоны рижского трамвая были эвакуированы во время Первой мировой войны в Петроград и использовались на пригородной дороге «Оранэла».

Восстановленный трамвайный вагон РМ-56

В 1950—1980-е годы в Риге эксплуатировались трамвайные вагоны типа РМ (Рижский моторный) и РП (Рижский прицепной), собранные на мощностях местного трамвайно-троллейбусного управления (Рижское ТТУ). Дело в том, что Рижский вагоностроительный завод (РВЗ), выпускавший, в числе прочего, и трамваи, был крайне загружен заказами для большого количества городов СССР. Поэтому рижские предприятия наладили между собой такое сотрудничество: ТТУ получало с РВЗ пустые вагоны, а уже на площадях ТТУ они дооснащались электрооборудованием и прочими узлами; здесь же они впоследствии ремонтировались и модернизировались. Поэтому существовало несколько вариаций вагонов, особенно прицепных. Например, прицепной РП-61 представлял собой кузов от трамвая МТВ-82, но с боковыми окнами от РВЗ-6. А вагон РМ-67 представлял собой известный РВЗ-6, но с токоприёмником в виде штанги и колёсными парами от более ранней модели МТВ-82.

Вагоны с низким уровнем пола

С 2009 года предприятие «Rīgas satiksme» пополняет подвижной состав новыми вагонами с пониженным уровнем пола. До сих пор в Риге эксплуатируются вагоны чешского производства фирмы «Татра» — Т3А и Т6В5. Ввод в эксплуатацию вагонов нового типа Škoda 15T с низким полом, также изготовленных в Чехии, производится постепенно. Первые такие вагоны начали курсировать с 1 июня 2010 года по маршруту с самым большим пассажиропотоком — № 6 «Ул. Аусекля — Югла». К февралю 2011 года в Ригу прибыли 20 трёхсекционных трамваев «Шкода 15Т» и 6 четырёхсекционных «Шкода 15Т1». В феврале 2013 года низкопольные трамваи начали курсировать и на маршруте № 11 «Привокзальная площадь — Межапарк». Справедливости ради, с 18 мая 2019, на маршруте № 11 «Привокзальная площадь — Межапарк», маршрут изменён на «ул. Аусекля — Межапарк». С 5 июня 2017 низкопольные трамваи ходят и в Иманту по маршруту № 1 «Иманта — Югла». В свою очередь на маршруте № 6 «Ул. Аусекля — Югла» прекращена эксплуатация вагонов с низким полом.

Предполагаемый ввод в эксплуатацию новых вагонов с пониженным уровнем пола по другим маршрутам:

  • 7: ул. Аусекля — ТЦ Доле (3 и 9), ориентировочно 2020 год(из-за COVID-19 проект остановлен).
  • 5: Ильгюциемс — Милгравис, ориентировочно 2024 год.
  • 2: Центральный Рынок — ул. Тапешу, ориентировочно 2029 год.
  • 10: Центральный Рынок — Бишумуйжа, ориентировочно 2032 год.

Новые вагоны не потребовали существенной реконструкции рельсового пути и стрелочных переводов, однако, в связи с тем, что они оборудованы токоприёмником типа полупантограф (прежде в Риге использовалась только штанга), потребовалась полная реконструкция контактной сети. Новая конструкция контактной сети совместима с токоприёмниками обоих типов.

Маршруты

Карта трамвайных маршрутов Риги на 15.05.2017.

Трамвай связывает следующие микрорайоны: Центр, Агенскалнс, Засулаукс, Иманта, Ильгюциемс, Саркандаугава, Милгравис, Тейка, Югла, Московский форштадт, Кенгарагс, Торнякалнс, Катлакалнс, Браса, Чиекуркалнс, Межапарк.

История маршрутов

Последние построенные линии

  • Линия по улице Тапешу (открыта в ноябре 1979 года).
  • Линия в Иманту (открыта в октябре 1984 года).

Планировались линии:

  • через Земитанский мост (проложены рельсы) — в Пурвциемс, Дрейлини и Плявниеки;
  • в Зиепниеккалнс;
  • в Плескодале (где сейчас ТЦ «Спице»);
  • в аэропорт;
  • по улице Сканстес (проект широко обсуждался в 2010-е годы, в итоге отклонён);
  • через будущий Ганзейский мост;
  • продление линии по Бривибас гатве до Берги;
  • продление линии по улице Маскавас до Дарзини;
  • продление линии по улице Баускас до Валдлаучи;
  • продление линии по улице Тапешу до Ильгюциемса.
3-е трамвайное депо
4-е трамвайное депо
5-е трамвайное депо
Пересечение с железнодорожным путём на ул. Слиежу

Технические оборотные кольца

  • 1 — Тейка (остановка «45. vidusskola»)
  • 2 — Засулаукс (остановка «Zasulauka stacija»)
  • 5 — Центр (остановка «Ganību dambis»)
  • 7 — Жилмассив Краста (остановка «Dienvidu tilts»)
  • 10 — Торнякалнс (остановка «Tipogrāfijas iela»)
  • 11 — Чиекуркалнс (остановка «2. meža kapi»)

Трамвайные депо

  • № 3 — микрорайон Московский форштадт, ул. Фридриха, 3. Обслуживает трамвайные маршруты: 2, 3, 5, 7, 9, 10.
  • № 4 — микрорайон Торнякалнс, ул. Типографияс, 1. Закрыто после пожара в 2010 году.
  • № 5 (бывшее № 1) — микрорайон Браса, ул. Бривибас, 191. Обслуживает трамвайные маршруты: 1, 11.

Все три депо — варианты одного проекта, разные по размерам, но выполненные в одном стиле. Построены в 1900—1901 годах, архитектор Пауль Мандельштам.

Подвижной состав

  • 103 вагона Татра Т3А (В работе около 97,из них 90 соединены в 45 поездов по СМЕ,а остальные работают «одиночками» по 2 и 10 маршрутам)
  • 8 вагонов Татра Т6В5 (Только в СМЕ и по 2, 3, 7 и 9)
  • 30 вагонов Татра Т6B5R (Только у 3-го депо. Только в СМЕ и по 2, 3, 7 и 9)
  • 26 вагонов Škoda 15T Rīga (в 5-м депо, первый вагон доставлен 29 марта 2010 года, 1 июня 2010 года введён в эксплуатацию, работают на 1 и 11 маршруте)
  • 7 вагонов Škoda 15T1 Rīga (длина трамвая — 41 м, в 5-м депо, первый вагон доставлен 8 июня 2012 года, работают на 1 и 11 маршруте)

Интересные факты

  • Диспетчерский пункт на 2-м маршруте располагается не на оборотном кольце, а на самом маршруте (остановка «Zasulauka stacija», в 5 остановках от конечной «Tapešu iela»).
  • На 5-м маршруте в Саркандаугаве, на улице Слиежу, находится единственный в Риге железнодорожно-трамвайный переезд; также имеется 500-метровый однопутный участок от конечной станции Милгравис.
  • На 10-м маршруте (действует с 1927 года) от 4-го трамвайного депо и до конечной станции Бишумуйжа маршрут становится однопутным, с разъездами на остановках.
  • На 11-м маршруте по улице Миера пути расположены по сторонам проезжей части, а не рядом, как обычно.
  • На 2-м и 10-м маршрутах из-за малого пассажиропотока курсируют одновагонные трамваи, на остальных — двухвагонные, соединённые по СМЕ, либо низкопольные сочленённые трамваи.
  • Рига и Даугавпилс — единственные системы трамвая в бывшем СССР со штанговыми токоприёмниками.

См. также

Примечания

  1. Laika biļete : Biļešu klāsts un cenas : Biļetes : Rīgas satiksme. www.rigassatiksme.lv. Дата обращения: 31 января 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 А. Биедриньш. Rīgas elektiskais tramvajs // Транспорт. Дни Европейского культурного наследия (латыш.) / Анна Анита Цируле. — Рига: Apgāds Mantojums, 2021. — С. 56-57. — 216 с. — ISBN 978-9934-8869-8-0.
  3. 3,0 3,1 3,2 Фальков, Вадим Витальевич. История трамваев в Латвии. forum.tr.ru. Транспорт в России (31 октября 2005). Дата обращения: 23 октября 2022.
  4. Транспорт. Дата обращения: 21 июня 2010. Архивировано 27 октября 2007 года.
  5. Поммере, Галина. Тридцать три минуты в пути. www.periodika.lv. Ригас Балсс, Nr.247 (27 октября 1984). Дата обращения: 23 октября 2022.

Ссылки