Мост Брасас

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мост Брасас
Вид на мост от железной дорогиВид на мост от железной дороги
Область применения автомобильный, трамвайный, пешеходный
Место расположения  Латвия, Рига
Конструкция
Тип конструкции балочный
Общая длина ~ 130 м
Эксплуатация
Открытие 1958
56°58′42″ с. ш. 24°08′45″ в. д.HGЯO
Испытание моста на прочность под нагрузкой. Декабрь 1958 г.

Мост Бра́сас[1][2][3] (латыш. Brasas tilts; также Брасовский мост, Брасский мост[4]) — автомобильно-трамвайно-пешеходный путепровод над железнодорожными путями станции Браса в городе Риге. Соединяет центральную часть города (улица Миера) с Чиекуркалнсом и Межапарком (улица Гауяс). Сдан в эксплуатацию в декабре 1958 года.

Проезжая часть вымощена булыжником. По обеим сторонам моста устроены асфальтированные тротуары, огороженные бетонными бордюрами. Откосы моста отделаны природным камнем. По мосту проходят/проходили маршруты городского общественного транспорта (автобус № 9 и трамвай № 11).

История

Необходимость в сооружении путепровода возникла в 1957 году, в ходе электрификации железнодорожной линии, поскольку трамвайные провода не могли пересекаться с железнодорожной контактной сетью.

Мост был построен в сжатые сроки по проекту Ленинградского государственного проектно-изыскательского института «Ленгипротранс». Автор проекта — Л. Исаров. Сооружение моста осуществлялось коллективом Мостопоезда 3/40 треста Мостострой-5 под руководством Розенберга.

Из-за нехватки ресурсов и денежных средств пролёты моста изготовлены из балок L-образного сечения. Для проверки под нагрузкой при приёмке моста в эксплуатацию Государственной комиссией на проезжую часть выехало 20 грузовых автомашин, гружёных песком.

Первый трамвай 11-го маршрута проехал по новому мосту под управлением вагоновожатого К. Ивбулиса.

Во время борьбы за восстановление независимости Латвии, в январе 1991 года, на мосту Брасас и в Вецмилгрависе были установлены баррикады, преграждающие путь к центру города силам ОМОНа, дислоцированным в Вецмилгрависе. 14 и 16 января 1991 года у моста произошли столкновения между ОМОНом и защитниками баррикад[5].

Трамвайное движение по одному пути во время ремонта моста (2020)

Жители Риги называли путепровод «мостом». Официальное название «Brasas tilts» («мост Брасас», «Брасовский мост») было присвоено ему в 2014 году[6].

В ходе подготовки к реконструкции моста Брасас в 2019 году были обнаружены захоронения, поверх которых в 1950-е годы был построен мост. По надгробному камню, извлечённому строителями из-под мостовой, удалось определить, что в этой могиле был захоронен офицер российского императорского флота Йозеф Поклевский-Козел (1876—1911). Он был военным атташе России в Великобритании. Военно-морской офицер польского происхождения Йозеф Поклевский-Козел участвовал в обороне Порт-Артура во времена русско-японской войны[7].

Всего же в ходе раскопок в мае 2019 года под мостом были найдены останки 37 солдат, захороненных на Рижском гарнизонном кладбище, по территории которого пролегла дорога на мост[8].

«Тогда отношение к давним захоронениям не было столь этичным, как сейчас. Поэтому особо не считались с захоронением времен Российской империи»

Железнодорожный переезд

В целях разгрузки моста на время ремонта рядом с ним был оборудован переезд через железнодорожные пути. Первые сообщения о предстоящем переносе движения на переезд появились в конце октября 2019 года[9].

11 декабря 2019 года переезд открылся для легкового личного транспорта[10]. 11 декабря мост закрыт, кроме общественного транспорта, двухсторонний переезд открыт в 5.00[11].

13 июля 2022 года автобус № 9 перевели с моста на переезд, а с 18 июля прекратилось и движение 11-го трамвая по мосту[12], его заменил автобус 11Т. Предполагается, что прежняя схема движения будет восстановлена через год, после введения в эксплуатацию первой очереди нового моста.

Примечания

  1. Мост Брасас. Встретимся через год // Rus.lsm.lv
  2. Страховщик: в феврале резко возросло количество заявок на возмещение ущерба за автомашины, поврежденные в ямах
  3. Ремонт Деглавского моста закончится через год, Брасский путепровод обещают закончить через два года. Дата обращения: 20 мая 2022. Архивировано 20 мая 2022 года.
  4. Транспорт через мост Браса курсировать пока не будет (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 апреля 2019. Архивировано 23 апреля 2019 года.
  5. Мосты Брасы Архивная копия от 24 октября 2016 на Wayback Machine на портале citariga.lv
  6. Петров В. Рижские мосты обрели официальные названия Архивная копия от 24 октября 2016 на Wayback Machine // baltnews.lv, 3 сентября 2014.
  7. Под мостом Брасаc был похоронен российский офицер. Дата обращения: 17 мая 2019. Архивировано 17 мая 2019 года.
  8. Дорога на костях: под Брасовским мостом найдены останки 37 солдат. Дата обращения: 28 мая 2019. Архивировано 27 мая 2019 года.
  9. Латвийское радио 4, новости 00.00 1 ноября 2019 года
  10. ФОТО: На следующей неделе откроют переезд под Брасовским путепроводом — DELFI. Дата обращения: 7 декабря 2019. Архивировано 7 декабря 2019 года.
  11. Внимание! Сегодня закрыли Брасский мост, для транспорта открыт переезд под путепроводом — DELFI. Дата обращения: 11 декабря 2019. Архивировано 11 декабря 2019 года.
  12. Не забудьте: сегодня закрывается маршрут 11-го трамвая