Референдум в Белоруссии (2022)
Республиканский референдум 27 февраля 2022 года | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||||||||||||||
Источник:[1] |
Белоруссия |
Статья из серии |
Судебная система Административное деление
|
Республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь (белор. Рэспубліканскі рэферэндум па пытанні ўнясення змяненняў і дапаўненняў у Канстытуцыю Рэспублікі Беларусь) — всенародное голосование (референдум) по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, состоявшееся в Республике Беларусь 27 февраля 2022 года.
Первые заявления об изменении Конституции страны появились ещё в 2016 году. Однако серьёзно этим начали заниматься после президентских выборов 2020 года. Для этого была создана специальная комиссия[белор.], которая занималась внесение правок в новую редакцию Основного закона страны. В конце 2021 года власти республики опубликовали почти финальный вариант новой Конституции и представили его на всенародное обсуждение . После него значимых правок в финальный вариант новой Конституции добавлено не было .
По официальным данным, большинство граждан приняло новую редакцию Конституции, а в стране появился новый орган власти — Всебелорусское народное собрание — который наделён широчайшими полномочиями .
Предыстория
В 2016 году президент Республики Беларусь Александр Лукашенко высказал мнение о возможности корректировки Конституции в будущем в соответствии с велениями времени[2]. 26 июня 2020 года было заявлено о подготовке к пересмотру основного закона Белоруссии. До этого главе государства приносили два варианта новой Конституции. Однако он их отклонил[3].
15 марта 2021 года президент Лукашенко подписал указ о создании конституционной комиссии. Её основной задачей было разработать предложения по изменению Конституции и обеспечить их всенародное обсуждение. Возглавил комиссию председатель Конституционного суда страны Пётр Миклашевич. Его заместителями стали главы двухпалатного парламента: Наталья Кочанова (председатель Совета Республики) и Владимир Андрейченко (председатель Палаты представителей). В состав комиссии вошли представители культуры и спорта, государственной власти, члены Национального собрания, учёные, общественные деятели, руководители предприятий[4]. Комиссия начала сбор предложений от граждан по внесению правок в Конституцию. Любой человек мог отправить своё предложение на электронную почту или же написать его в письменном виде и отправить по почтовой связи[5][6].
10 марта белорусская оппозиция представила свой проект Конституции, предусматривающий переход от президентской формы правления к парламентской. В данном проекте Конституции предлагается изменить подход к местному самоуправлению, изменить государственную символику, отменить смертную казнь, оставить русский и белорусский государственными языками с усилением позиций последнего, изменить систему образования республики.
Новым главой Центральной избирательной комиссии страны был назначен бывший министр образования Игорь Карпенко.
20 января президент Лукашенко подписал Указ № 14 «О назначении республиканского референдума», согласно которому референдум в стране пройдёт 27 февраля. Этим же указом была определена итоговая формулировка вопроса[7]. Согласно законам Белоруссии, решение, принятое по итогу референдума, вступит в силу через 10 дней после официального опубликования этого решения, и имеет обязательную силу[8].
21 января прошло первое заседание ЦИК по подготовке к республиканскому конституционному референдуму. Для него напечатано более 7 млн бюллетеней. Как заявили в комиссии, на референдум потрачено чуть больше 20 млн белорусских рублей (ок. 8,6 млн долларов США)[9] Всего, после опубликования проекта Конституции, по заявлению Национального центра правовой информации, поступили 8919 откликов от граждан республики, 99,25 % из них поддерживают проект изменений. В основной массе предложения направлены на уточнение редакций норм большинства статей Конституции. Только 13 предложений направлены на сохранение действующей редакции Основного закона страны (0,15 %), 27 (0,3 %) — против предложенных корректировок Конституции[10].
27 января Центральная избирательная комиссия распорядилась снять шторки с кабинок для голосования и сформировать «молодёжные отряды» для охраны избирательных участков на референдуме. Запрет на шторки в кабинках для голосования комиссия объяснила «высоким риском заражения коронавирусной инфекцией». При этом они заверили, что тайна голосования после нововведения никак не пострадает[11].
Власти республики развернули масштабную кампанию по рекламе референдума. Они организовали флешмоб с участниками избирательных комиссий, организовывали агитационные концерты, снимали рекламные видеоролики и показывали их по телевидению и в интернете. На зданиях госучреждений и в общественных местах власти вывешивают плакаты с информацией про референдум, раздают листовки, а также ведут аудиорекламу в общественном транспорте.
Незадолго до референдума стало известно, что Центризбирком решил засекретить членов избирательных комиссий. По словам представителя ЦИК Игоря Карпенко, решение было принято в целях безопасности: в 2020 году, когда в Белоруссии состоялись президентские выборы, сотрудникам участковых комиссий поступало много угроз. Однако, согласно Избирательному кодексу страны, в решении об образовании комиссий должны указываться фамилия, имя, отчество каждого члена комиссии, способ выдвижения в состав комиссии, место нахождения и номера телефонов комиссии[12]. В ответ на это люди стали упрекать комиссию в нарушении Избирательного кодекса страны. Однако председатель Центризбиркома, отвечая на эти упрёки, заявил, что «вся процедура была проведена в соответствии с избирательным законодательством»[13].
18 февраля на пресс-конференции в Национальном пресс-центре начальник главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Александр Купченя заявил, что сотрудники правоохранительных органов возбудили девять уголовных дел, связанных с проведением референдума. Уголовные дела завели по статьям о воспрепятствовании праву на участие в референдуме, незаконных действиях в отношении персональных данных, о клевете или порче имущества[14].
20 февраля КГБ Белоруссии заявил о задержании группы людей, которая, по данным комитета, отправляла членам избиркомов письма от имени милиционеров и судей, в которых содержались прямые угрозы. Они также «призывали портить бюллетени, запугивать членов избирательных комиссий и угрожать им»[15].
23 февраля Венецианская комиссия дала оценку новой редакции Конституции. Она считает, что предложенные поправки в Конституцию Белоруссии не устраняют имеющегося сильного дисбаланса ветвей власти, а могут даже усилить его. Консультативный орган также активно критикует недостаточную работу Национального собрания при разработке изменений в Конституцию, непрозрачность процесса разработки поправок, отсутствие сотрудничества между властями и гражданским обществом.
Предлагаемый вариант Конституции
22 июля конституционная комиссия опубликовала список поправок к Основному закону страны. В основном новые правки были направлены на изменение политической системы в стране. Из основных можно выделить следующие:
- Увеличение возраста ценза и ценза оседлости для участников президентских выборов;
- Закрепление за Всебелорусским народным собранием статуса высшего представительного органа народовластия;
- Ограничение законодательной функции президента, запретив ему издавать декреты, имеющие силу закона;
- Увеличение срока полномочий Национального собрания (парламента) с четырёх до пяти лет;
- Расширение полномочий премьер-министра, увеличив его роль в формировании правительства и в бюджетной сфере;
- Создание института уполномоченного по правам человека;
- Закрепление в Конституции, что «брак — это союз женщины и мужчины».
Однако Лукашенко предложил доработать проект, после чего вместе с ним «пройтись по каждому пункту».
27 декабря власти республики опубликовали фактически финальный проект Конституции. Однако они заявили, что в проекте могут появиться новые правки после всенародного обсуждения. По сравнению с ранее опубликованной версией Конституции были добавлены следующие пункты:
- В случае насильственной гибели президента власть перейдёт к Совету безопасности во главе с председателем Совета Республики (ранее Лукашенко подписал Декрет о защите суверенитета и конституционного строя, согласно которому в случае смерти президента власть переходит в руки Совбеза, но во главе с премьер-министром);
- Президента, прекратившего исполнение полномочий, не смогут привлечь к ответственности за те действия, которые он совершал на своём посту;
- Глава государства, в случае его ухода с поста, может стать пожизненным членом Совета Республики;
- Ограничение президентских сроков до двух;
- Белоруссия развивает атомную энергетику в мирных целях;
- Был убран пункт о стремлении республики к статусу нейтральной страны.
Всебелорусское народное собрание планируют сделать высшим органом власти. В случае принятия новой Конституции оно сможет назначать членов Центральной избирательной комиссии, судей Верховного и Конституционного судов (сейчас это право делят президент и Совет Республики), а также сможет объявлять импичмент президенту, определять основные направления внутренней и внешней политики, может вносить в парламент законы, назначать референдумы, предлагать поправки в Конституцию, вводить чрезвычайное и военное положение, рассматривать вопрос о легитимности выборов[16][17].
В интервью российскому изданию РИА Новости Лукашенко заявил, что именно он писал новую Конституцию[18]. 21 января власти опубликовали итоговый вариант Конституции, вынесенный на референдум. По сравнению с предыдущими версиями было добавлено понятие «идеологии белорусского государства». В итоговом варианте Конституции за Всебелорусским народным собранием закрепили право избирать заместителей председателей Верховного и Конституционного суда. Также собранию перешло право устанавливать государственные праздники и праздничные дни. Из проекта убрали проявление патриотизма из списка долга гражданина. Убрано предлагаемое ранее право для судей Конституционного суда избираться на второй одиннадцатилетний срок. Появился двухнедельный срок, в течение которого Конституционный суд выносит решения по предложению народного собрания о нарушениях президентом Конституции и по предложению президента тех же действий Национального собрания. Установлен двухнедельный срок, в течение которого президент подписывает закон о республиканском бюджете. Также в проекте Конституции прописали, что один человек не может занимать несколько должностей одновременно. Однако данная правка не будет распространяться на Александра Лукашенко. Он, по предложению Всебелорусского народного собрания, сможет занимать должность президента и должность председателя собрания единовременно. По словам заместителя главы Администрации президента Республики Беларусь Ольги Чуприс, это сделано, чтобы «предусмотреть дополнительные страховочные тросы»[19].
Общая информация
Календарный план по подготовке и проведению референдума
Этап | Дата |
---|---|
Направление участникам референдума сообщений о времени и месте голосования | до 16 января |
Образование участков для голосования[тарашк.] | до 1 февраля |
Образование участковых комиссий | до 6 февраля |
Проведение проверки готовности территориальных[тарашк.] и участковых комиссий к работе в день референдума | 21 февраля |
Досрочное голосование | 22-26 февраля |
День референдума | 27 февраля |
Установление итогов референдума | Не позднее 6 марта |
Источник: ЦИК[8]
Территориальные комиссии
26 января Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь сформировала 153 территориальные избирательные комиссии. В них вошли 1857 человек (400 человек — госслужащие, 78 — в возрасте до 30 лет, 1213 — женщины)[20].
Цвет | Категория | Подразделения | Число
членов |
---|---|---|---|
Собственное желание (подача заявления) | 636 | ||
Общественные объединения | Федерация профсоюзов Белоруссии | 321 | |
БРСМ | 125 | ||
Белая Русь | 150 | ||
Белорусский союз женщин[белор.] | 136 | ||
Белорусское общественное объединение ветеранов[белор.] | 119 | ||
Белорусский фонд мира | 105 | ||
Другие | 54 | ||
Трудовые коллективы | 122 | ||
Провластные политические партии | КПБ | 80 | |
ЛДПБ | 5 | ||
СДПНС | 3 | ||
РПТС | 1 | ||
Всего | 1857 чел. |
Всего 7 из 15 политических партий воспользовались правом выдвигать своих кандидатов в территориальные комиссии. Из семи партий представительство получили четыре, лояльные к действующей власти, партии[21].
Избирательные участки
Всего, по данным Центризбиркома, в стране было организовано 5510 участков для голосования (на президентских выборах 2020 года было на 257 участков больше — 5767). Уменьшение избирательных участков, по заявлению ЦИК, связано с уменьшением сельского населения и оптимизацией[22]. Проголосовать можно отдыхающим в санаториях или пациентам в больницах, где создано 217 участков. В армии образовано 12 избирательных участков[23].
2 февраля пресс-секретарь белорусского МИДа Анатолий Глаз[белор.] заявил, что ведомство не планирует открывать избирательные участки за границей. Многие посольства и консульства приняли решение не подвергать риску здоровье сотрудников и голосующих в связи резким изменением эпидемиологической обстановки в странах пребывания. В ряде государств уровень клинически подтверждённых случаев заболевания новым штаммом коронавируса растёт в геометрической прогрессии, введены жёсткие ограничения по перемещению людей между регионами. Также поводом для отказала от заграничного голосования стало то, что во время президентских выборов 2020 года на здания дипломатических миссий было совершено более 20 актов агрессии в отношении белорусских дипломатов, вандализма с повреждением зданий и имущества. В некоторых посольствах и вовсе не хватает персонала[24].
Только две оппозиционные партии: Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) и Объединённая гражданская партия пытались представить себя в избирательных участках. БСДП (Грамада) выдвинула семь человек, а ОПГ — двух, однако никого из них в избирательные комиссии по итогу не взяли[25].
Число избирательных участков по областям следующее[23]:
Цвет | Регион | Число участков | В санаториях и т. д. | В воинских частях |
---|---|---|---|---|
Брестская область | 883 | 32 | 1 | |
Витебская область | 714 | 18 | 1 | |
Гомельская область | 977 | 38 | 0 | |
Гродненская область | 608 | 35 | 2 | |
Могилёвская область | 707 | 32 | 0 | |
Минская область | 929 | 37 | 4 | |
Минск | 692 | 25 | 4 | |
Всего | 5510 участков | 217 участков | 12 участков |
Наблюдатели
Цвет | Категория | Подразделения | Число
членов |
---|---|---|---|
Собственное желание (подача заявления) | 7 135 | ||
Общественные объединения | Федерация профсоюзов Белоруссии | 9 759 | |
БРСМ | 5 217 | ||
Белая Русь | 5 029 | ||
Белорусский союз женщин[белор.] | 4 269 | ||
Белорусское общественное объединение ветеранов[белор.] | 3 888 | ||
Белорусский фонд мира | 2 720 | ||
Другие | 1 642 | ||
Трудовые коллективы | 3 850 | ||
Политические партии | Коммунистическая партия Беларуси | 1 234 | |
Либерально-демократическая партия Беларуси | 267 | ||
Республиканская партия труда и справедливости | 59 | ||
Белорусская аграрная партия | 233 | ||
Белорусская партия левых «Справедливый мир» | 37 | ||
Белорусская патриотическая партия | 12 | ||
Белорусская социально-спортивная партия | 230 | ||
Объединённая гражданская партия | 5 | ||
Социал-демократическая партия Народного Согласия | 115 | ||
Всего | 45 701 чел. |
Международное наблюдение
Организация, направившая наблюдателей | Количество |
---|---|
СНГ | 108 |
Межпарламентская ассамблея СНГ | 37 |
ШОС | 14 |
Избирательные органы иностранных государств
(России, Казахстана, Армении, Киргизии, Таджикистана[тадж.], Азербайджана, Узбекистана) |
14 |
Парламентская ассамблея ОДКБ | 2 |
Независимые наблюдатели | 22 |
Всего | 195 |
На данный референдум Центризбирком пригласил наблюдателей от стран СНГ и ШОС[28]. Координировать работу наблюдателей будет Штаб миссии, разместившийся в здании Исполнительного комитета СНГ. Члены штаба проведут анализ избирательного законодательства, распределят наблюдателей по регионам страны и определят порядок их работы, подготовят необходимые информационно-методические, нормативно-правовые материалы. В целях всестороннего изучения кампании по проведению референдума Штаб миссии направит письма в государственные органы, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб, связанных с нарушениями кампании по проведению референдума, с просьбой предоставлять информацию о поступивших обращениях и результатах их рассмотрения[29]. Миссию от СНГ возглавил Ильхом Неъматов[30].
В свою очередь Европейский союз не планирует направлять своих наблюдателей на референдум. Однако ранее заявлялось, что из стран Евросоюза должны приехать около 30 краткосрочных наблюдателей. Также власти республики отказались направлять приглашения наблюдать за референдумом БДИПЧ ОБСЕ[31]. Своё решение министр иностранных дел Владимир Макей объяснил тем, что у института ОБСЕ «нет отличий в электоральных кампаниях в западных странах и государствах, находящихся восточнее от Вены». По его мнению, итоговые доклады этих организаций по выборам и референдумам пишутся заранее и максимально политизированы[32].
Уже во время референдума Центризбирком аккредитовал 22 независимых наблюдателя из европейский стран. Ими стали политики, депутаты, общественные деятели из Австрии, Германии, Испании, Италии, Литвы, Сербии, Украины, Швеции, Эстонии[33].
Ход голосования
Сведения о количестве участников референдума
Всего, по данным Центизбиркома, в стране 6 815 826 человек, которые обладают избирательным правом.
Цвет | Регион | Количество участников |
---|---|---|
Брестская область | 975 642 | |
Витебская область | 833 981 | |
Гомельская область | 1 066 611 | |
Гродненская область | 736 326 | |
Могилёвская область | 793 444 | |
Минская область | 1 137 143 | |
Минск | 1 272 679 | |
Всего | 6 815 826 участников |
Источник: ЦИК[34]
Досрочное голосование
Досрочное голосование началось 22 февраля и закончилось через 4 дня. В период досрочного голосования участки были открыты с 10:00 до 14:00 и с 16:00 до 19:00. На время референдума милицию республики перевели на «усиленный режим». Под охрану сотрудников правопорядка были взять все избирательные участки. Для этого на них ежедневно дежурили по два милиционера с видеорегистраторами. Для быстрого анализа обстановки на избирательных участках в Минске создали специальный мониторинговый центр[35].
Цвет | Регион | Вт (22.02)* | % | Ср (23.02)* | % | Чт (24.02)* | % | Пт (25.02)* | % | Сб (26.02)* | % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Брестская область | 61 019 | 6,26 | 146 016 | 14,98 | 244 368 | 25,07 | 357 438 | 36,67 | 438 439 | 44,98 | |
Витебская область | 53 170 | 6,37 | 121 449 | 14,55 | 189 909 | 23,83 | 282 296 | 33,82 | 363 930 | 43,60 | |
Гомельская область | 93 357 | 8,75 | 190 555 | 17,86 | 294 581 | 27,61 | 414 077 | 38,81 | 523 012 | 49,02 | |
Гродненская область | 30 346 | 4,14 | 79 824 | 10,89 | 152 831 | 20,85 | 229 503 | 31,31 | 312 185 | 42,59 | |
Могилёвская область | 40 263 | 5,08 | 119 679 | 15,10 | 208 765 | 26,34 | 302 526 | 38,17 | 351 904 | 44,40 | |
Минская область | 72 533 | 6,38 | 169 170 | 14,88 | 275 469 | 24,23 | 384 838 | 33,85 | 492 388 | 43,31 | |
Минск | 70 940 | 5,58 | 162 729 | 12,80 | 264 307 | 20,79 | 363 724 | 28,61 | 441 783 | 34,75 | |
Всего | 421 549 | 6,19 | 989 517 | 14,53 | 1 639 207 | 24,07 | 2 334 525 | 34,28 | 2 923 604 | 42,93 |
* приблизительные данные, указаны методом математического перевода относительного показателя в абсолютный (с учётом округления).
Источник: ЦИК[34]
Основной день голосования
Участки для голосования в основной день референдума открылись в 8:00.
Цвет | Регион | Электорат | Вс (27.02)[36] | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10:00* | % | 12:00* | % | 14:00* | % | 16:00* | % | 18:00* | % | 20:00* | % | |||
Брестская область | 975 642 | 455 722 | 46,71 | 508 310 | 52,10 | 615 240 | 63,06 | 694 755 | 71,21 | 740 805 | 75,93 | 769 684 | 78,89 | |
Витебская область | 833 981 | 397 392 | 47,65 | 468 280 | 56,15 | 555 515 | 66,61 | 624 235 | 74,85 | 650 255 | 77,97 | 676 525 | 81,12 | |
Гомельская область | 1 066 611 | 563 917 | 52,87 | 621 514 | 58,27 | 682 311 | 63,97 | 752 174 | 70,52 | 826 197 | 77,46 | 871 848 | 81,74 | |
Гродненская область | 736 326 | 332 304 | 45,13 | 383 037 | 52,02 | 462 634 | 62,83 | 515 649 | 70,03 | 549 520 | 74,63 | 570 137 | 77,43 | |
Могилёвская область | 793 444 | 397 039 | 50,04 | 446 233 | 56,24 | 513 438 | 64,71 | 587 625 | 74,06 | 611 031 | 77,01 | 658 083 | 82,94 | |
Минская область | 1 137 143 | 524 792 | 46,15 | 601 776 | 52,92 | 702 982 | 61,82 | 788 950 | 69,38 | 863 319 | 75,92 | 903 574 | 79,46 | |
Минск | 1 272 679 | 482 982 | 37,95 | 568 888 | 44,70 | 682 792 | 53,65 | 791 734 | 62,21 | 858 804 | 67,48 | 908 311 | 71,37 | |
Всего | 6 815 826 | 3 154 148 | 46,28 | 3 598 038 | 52,79 | 4 214 912 | 61,84 | 4 755 122 | 69,77 | 5 099 931 | 74,82 | 5 358 162 | 78,61 |
* приблизительные данные, указаны методом математического перевода относительного показателя в абсолютный (с учётом округления).
Результаты
Общереспубликанские
Вариант ответа | Республика Беларусь |
---|---|
«За» | 4 440 830 (82,86 %) |
«Против» | 684 946 (12,78 %) |
Действительных голосов | 5 125 776 (95,64 %) |
Недействительных голосов | 233 627 (4,36 %) |
Всего голосов | 5 359 403 (78,63 %) |
Не голосовали | 1 456 232 (21,37 %) |
Электорат | 6 815 635 |
По областям и городу Минску
Вариант ответа | Наименование административно-территориальной единицы | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Брестская область | Витебская область | Гомельская область | Гродненская область | Минская область | Могилёвская область | город Минск | |
«За» | 626 462 (81,39 %) | 584 768 (86,45 %) | 758 096 (87,01 %) | 466 845 (81,87 %) | 734 265 (81,26 %) | 568 831 (86,43 %) | 701 563 (77,09 %) |
«Против» | 75 461 (9,80 %) | 70 325 (10,41 %) | 98 081 (11,26 %) | 80 662 (14,15 %) | 109 519 (12,12 %) | 82 505 (12,54 %) | 168 393 (18,44 %) |
Действительных голосов | 701 923 (91,19 %) | 655 093 (96,84 %) | 856 177 (98,27 %) | 547 507 (96,02 %) | 843 784 (93,38 %) | 651 336 (98,97 %) | 869 393 (95,53 %) |
Недействительных голосов | 67 808 (8,81 %) | 21 360 (3,16 %) | 15 092 (1,73 %) | 22 704 (3,98 %) | 59 778 (6,62 %) | 6 771 (1,03 %) | 40 677 (4,47 %) |
Всего голосов | 769 731 (78,90 %) | 676 453 (81,11 %) | 871 269 (81,69 %) | 570 211 (77,44 %) | 903 562 (79,47 %) | 658 107 (82,94 %) | 910 070 (71,51 %) |
Не голосовали | 205 879 (21,1 %) | 157 528 (18,89 %) | 195 342 (18,31 %) | 166 115 (22,56 %) | 232 630 (20,53 %) | 135 339 (17,06 %) | 362 599 (28,49 %) |
Электорат | 975 610 | 833 981 | 1 066 611 | 736 326 | 1 136 192 | 793 446 | 1 272 669 |
По данным Центральной избирательной комиссии, «в голосовании на референдуме приняло участие 5 359 403 гражданина, или 78,63 процента от числа граждан, внесенных в списки для голосования. За принятие решения по вынесенному на референдум вопросу проголосовало 4 440 830 граждан или 82,86 процента от принявших участие в голосовании граждан. Против принятия изменений и дополнений Конституции проголосовало 684 946 участников референдума или 12,78 процента от принявших участие в голосовании граждан. Число бюллетеней, признанных недействительными, составило 233 627 или 4,36 процента. От общего числа граждан, внесенных в списки для голосования, за принятие решения по вынесенному на референдум вопросу проголосовало 65,16 процента граждан, то есть большинство граждан, внесенных в списки для голосования». На заседании комиссии, которое прошло 3 марта, все 12 членов ЦИК единогласно приняли соответствующее постановление, в котором предлагается референдум признать состоявшимся, а решение республиканского референдума — принятым[38].
4 марта во дворце Независимости президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на торжественной церемонии подписал решение республиканского референдума по изменениям и дополнениям в Конституцию республики. На данное мероприятие было приглашено более тысячи человек. Обновленный Основной закон страны вступил в силу 15 марта — в День Конституции Республики Беларусь.
В целом, если обобщить мнения наблюдателей из европейский стран, которых аккредитовал ЦИК, можно сказать, что они довольны ходом голосования и высоко оценивают организацию референдума. Например, член Сената Италии Эмануэле Десси заявил, что он увидел «высокий уровень демократии»[39]. Наблюдатель из Литвы Казимерас Юрайтис сказал, что «ход референдума нам запомнился твёрдостью, уверенностью и, можно сказать, радостью избирателей»[40]. Сербский наблюдатель Горан Шимпрага заявил, что на своём избирательном участке он нарушений не выявил[41]. Наблюдатель из Литвы Эрика Швянченене заявила, что «серьёзных нарушений в ходе голосования отмечено не было»[42].
Мнения экспертов
Депутат Палаты представителей Галина Гагунова считает, что поправки, предлложенные белорусскими властями, — это «высший пилотаж демократии и народовластия»[43]. По мнению политолога Вадима Гигина, новая Конституция «обезоружит Запад»[44]. Депутат Палаты представителей Марина Ленчевская считает, что данная редакция Конституции «написана для белорусского народа»[45]. 21 января председатель Либерально-демократической партии Беларуси Олег Гайдукевич заявил, что за первый год надо будет принять не менее 50 законов в развитие обновлённой Конституции. По его словам, изменения Конституции разработаны для тех, кто мечтал, чтобы в Белоруссии «развивались демократические процедуры, чтобы люди могли решать больше»[46].
Лукашенко 18 января заявил, что в республике скоро к власти «придут новые люди». Некоторые политологи считают, что Лукашенко хочет уйти во Всебелорусское народное собрание и, благодаря широким полномочия Всебелорусского народного собрания, контролировать своего преемника[47].
Политолог Артём Шрайбман заявил, что предлагаемый проект Конституции создаёт предпосылки для двоевластия. Шрайбман отмечает, что пример Казахстана показал Александру Лукашенко, насколько нерадужной может оказаться передача власти.
Политик Анатолий Лебедько высказал мнение, что вычёркивание пункта о стремлении Белоруссии к нейтралитету — это «жест в сторону Кремля». Политолог Павел Усов отметил, что «данная норма [стремление Белоруссии к нейтралитету] никогда, по сути, не соблюдалась. Её внесли в Конституцию, чтобы подчеркнуть желание Белоруссии иметь внеблоковый статус, играть роль своего рода геополитического моста между Западом и Востоком». Усов также считает, что, убрав пункт о нейтралитете Белоруссии, Лукашенко хочет подчеркнуть, что Белоруссия снимает с себя какие-либо обязательства перед Западом и демонстрирует полную включённость в стратегические приоритеты Москвы.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Сообщение Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов об итогах республиканского референдума 27 февраля 2022 года . Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь (3 марта 2022). Дата обращения: 3 марта 2022. Архивировано 16 марта 2022 года.
- ↑ Лукашенко не исключает возможности корректировки Конституции Беларуси в соответствии с велениями времени . Белорусское телеграфное агентство (7 октября 2016). Дата обращения: 28 декабря 2021. Архивировано 28 декабря 2021 года.
- ↑ Евгений Калюков. Лукашенко анонсировал внесение решительных поправок в Конституцию . РБК (26 июня 2020). Дата обращения: 28 декабря 2021. Архивировано 27 декабря 2021 года.
- ↑ Указ президента Республики Беларусь от 15 марта 2021 г. №105 «О Конституционной комиссии» . Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (17 марта 2021). Дата обращения: 28 декабря 2021. Архивировано 28 декабря 2021 года.
- ↑ Проводится сбор предложений по изменению Конституции Республики Беларусь . Институт пограничной службы Республики Беларусь (24 марта 2021). Дата обращения: 28 декабря 2021. Архивировано 28 декабря 2021 года.
- ↑ В Минске соберут предложения от граждан по изменению Конституции. Когда и куда обращаться . Администрация Московского района г. Минска (21 апреля 2021). Дата обращения: 28 декабря 2021. Архивировано 28 декабря 2021 года.
- ↑ Референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию назначен на 27 февраля . Белорусское телеграфное агентство (20 января 2022). Дата обращения: 22 января 2022. Архивировано 21 января 2022 года.
- ↑ 8,0 8,1 Календарный план по подготовке и проведению референдума . Белорусское телеграфное агентство (25 января 2022). Дата обращения: 26 января 2022. Архивировано 26 января 2022 года.
- ↑ Досрочное голосование и новые паспорта: как пройдет конституционный референдум . Sputnik Беларусь (21 января 2022). Архивировано 21 января 2022 года.
- ↑ Почти 9 тысяч мнений и предложений по проекту изменений и дополнений Конституции: подведены итоги всенародного обсуждения . Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (21 января 2022). Архивировано 21 января 2022 года.
- ↑ В Белоруссии снимут шторки с кабинок для голосования . lenta.ru (27 января 2022). Дата обращения: 6 февраля 2022. Архивировано 6 февраля 2022 года.
- ↑ В Белоруссии перед референдумом засекретили членов избирательных комиссий . lenta.ru (15 февраля 2022). Архивировано 20 февраля 2022 года.
- ↑ Кому и зачем нужны персональные данные членов участковых комиссий? . Белорусское телеграфное агентство (20 февраля 2022). Архивировано 20 февраля 2022 года.
- ↑ В Белоруссии возбудили девять уголовных дел в связи с референдумом . lenta.ru (18 февраля 2022). Архивировано 18 февраля 2022 года.
- ↑ КГБ Белоруссии заявил о попытке срыва референдума по Конституции . РБК (20 февраля 2022). Архивировано 20 февраля 2022 года.
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносок:1
не указан текст - ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносок:13
не указан текст - ↑ Лукашенко — о новой Конституции: я ее сам писал . КоммерсантЪ (2 декабря 2021). Дата обращения: 29 декабря 2021. Архивировано 29 декабря 2021 года.
- ↑ Совмещать посты Президента Беларуси и председателя ВНС будет можно только действующему главе государства . Белорусское телеграфное агентство (22 января 2022). Дата обращения: 26 января 2022. Архивировано 26 января 2022 года.
- ↑ 20,0 20,1 Сведения о составе территориальных комиссий по референдуму . Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь (26 января 2022). Дата обращения: 26 января 2022. Архивировано 26 января 2022 года.
- ↑ Карпенко: только 7 партий воспользовались правом выдвигать представителей в территориальные комиссии . Белорусское телеграфное агентство (1 февраля 2022). Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
- ↑ Белорусам отказали в праве голосовать на референдуме за рубежом . lenta.ru (2 февраля 2022). Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
- ↑ 23,0 23,1 Сведения о количестве образованных участков для голосовани . Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь (2 февраля 2022). Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
- ↑ МИД пояснил, почему не будут открываться избирательные участки за рубежом . Белорусское телеграфное агентство (2 февраля 2022). Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
- ↑ Сформированы участковые комиссии по референдуму: ни один оппозиционер не прошел . Архив интернета (8 февраля 2022). Дата обращения: 11 февраля 2022.
- ↑ Сведения о наблюдателях, аккредитованных комиссиями по референдуму . Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь (24 февраля 2022). Дата обращения: 27 февраля 2022. Архивировано 1 февраля 2022 года.
- ↑ Сведения об иностранных (международных) наблюдателях, аккредитованных Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов при проведении республиканского референдума . Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь (22 февраля 2022). Дата обращения: 22 февраля 2022. Архивировано 22 февраля 2022 года.
- ↑ ЦИК Беларуси приглашает иностранных наблюдателей на конституционный референдум . ОНТ (1 февраля 2022). Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
- ↑ Около 120 наблюдателей от СНГ планируют задействовать в мониторинге референдума в Беларуси . Белорусское телеграфное агентство (1 февраля 2022). Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
- ↑ Миссию наблюдателей от СНГ на референдуме в Беларуси возглавит Ильхом Нематов . Белорусское телеграфное агентство (1 февраля 2022). Дата обращения: 3 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
- ↑ ЕС не будет направлять наблюдателей на референдум в Беларусь . Sputnik Беларусь (16 февраля 2022). Дата обращения: 16 февраля 2022. Архивировано 16 февраля 2022 года.
- ↑ Макей пояснил, почему миссия ОБСЕ не приглашена на референдум . Sputnik Беларусь (16 февраля 2022). Дата обращения: 16 февраля 2022. Архивировано 16 февраля 2022 года.
- ↑ В Белоруссии на референдум аккредитованы наблюдателями западные эксперты . ТАСС (24 февраля 2022). Дата обращения: 1 марта 2022. Архивировано 28 февраля 2022 года.
- ↑ 34,0 34,1 Сведения о ходе досрочного голосования . Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь. Дата обращения: 23 февраля 2022. Архивировано 22 февраля 2022 года.
- ↑ Референдум усиленного режима: как милиция будет охранять избирательные участки . Правозащитный центр «Весна» (21 февраля 2022). Дата обращения: 28 февраля 2022. Архивировано 28 февраля 2022 года.
- ↑ Сведения о ходе голосования в день референдума 27 февраля 2022 года . Дата обращения: 27 февраля 2022. Архивировано 16 марта 2022 года.
- ↑ Предварительные сведения о результатах голосования 27 февраля 2022 г. . Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь (27 февраля 2022). Дата обращения: 3 марта 2022.
- ↑ ЦИК Белоруссии утвердил итоги референдума по Конституции . РИА Новости (3 марта 2022). Дата обращения: 3 марта 2022. Архивировано 3 марта 2022 года.
- ↑ Наблюдатели: референдум в Беларуси проходит на высоком организационном уровне . ОНТ (27 февраля 2022). Архивировано 27 февраля 2022 года.
- ↑ Литовский наблюдатель: белорусы принимают непосредственное участие в управлении своей страной . Белорусское телеграфное агентство (28 февраля 2022).
- ↑ Независимый наблюдатель из Сербии: на участке для голосования в Сенице нарушений не выявили . Белорусское телеграфное агентство (28 февраля 2022). Дата обращения: 28 февраля 2022.
- ↑ Наблюдатель из Литвы: белорусы отнеслись к голосованию ответственно . Белорусское телеграфное агентство (28 февраля 2022).
- ↑ Парламентарии и эксперты — о вынесенном на обсуждение проекте Конституции . СБ. Беларусь сегодня (28 декабря 2021). Архивировано 27 декабря 2021 года.
- ↑ Новая Конституция Белоруссии обезоружит Запад . Вести (28 декабря 2021). Архивировано 28 декабря 2021 года.
- ↑ Депутат: основной посыл Конституции в том, что она для народа . Белорусское телеграфное агентство (27 декабря 2021). Архивировано 28 декабря 2021 года.
- ↑ Депутат: за первый год надо будет принять не менее 50 законов в развитие обновленной Конституции . Белорусское телеграфное агентство (21 января 2022). [ttps://web.archive.org/web/20220204231809/https://www.belta.by/society/view/deputat-za-pervyj-god-nado-budet-prinjat-ne-menee-50-zakonov-v-razvitie-obnovlennoj-konstitutsii-480683-2022/ Архивировано] 4 февраля 2022 года.
- ↑ Политолог перечислил трех возможных преемников Лукашенко на посту президента . lenta.ru (9 августа 2021). Архивировано 28 января 2022 года.