Генеральная прокуратура Белоруссии

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Прокуратура Республики Беларусь
белор. Пракуратура Рэспублікі Беларусь
Эмблема прокуратуры Республики БеларусьЭмблема прокуратуры Республики Беларусь
4453 Генеральная пракуратура Рэспублікі Беларусь May 2019.jpg
Адрес  Белоруссия 220030, г. Минск, ул. Интернациональная, 22
Руководители
Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Иванович Швед9 сентября 2020)
Основание
Дата основания 25 августа 1991
Сайт http://www.prokuratura.gov.by

Прокурату́ра Респу́блики Белару́сь (белор. Пракуратура Рэспублікі Беларусь) — единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь[1], Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 года "О прокуратуре Республики Беларусь" и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников, а также международные договоры Республики Беларусь.

Задачи и направления деятельности

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов[2].

В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

  • точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
  • исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
  • исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
  • соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
  • соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, деятельность по профилактике правонарушений.

Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Система

Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, города Минска, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.

Организация деятельности

Генеральная прокуратура — центральный орган системы органов прокуратуры:

  • контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;
  • анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;
  • взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;
  • организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;
  • участвует в нормотворческой деятельности;
  • представляет органы прокуратуры в международных отношениях;
  • выполняет иные функции, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 года "О прокуратуре Республики Беларусь" и иными законодательными актами.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре.

Коллегии

Коллегии органов прокуратуры являются совещательными органами.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), заместителей Генерального прокурора и иных прокурорских работников.

Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.

В прокуратурах областей, города Минска образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников.

Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором по представлению соответствующего прокурора.

На заседаниях коллегий:

  • рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений;
  • обсуждаются проекты важнейших приказов, распоряжений и указаний прокурора;
  • заслушиваются отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений прокуратуры, нижестоящих прокуроров и иных прокурорских работников, а также руководителей и иных работников государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь;
  • заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства.

Полномочия

Генеральный прокурор возглавляет систему органов прокуратуры, организует и направляет работу органов прокуратуры, осуществляет контроль за их деятельностью и несёт ответственность за выполнение органами прокуратуры возложенных на них задач, издаёт приказы, распоряжения и даёт указания, обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. О результатах своей деятельности ежегодно информирует Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Прокуроры областей, города Минска руководят деятельностью соответствующих прокуратур и подчинённых им органов прокуратуры, издают приказы, распоряжения и дают указания, обязательные для исполнения всеми подчинёнными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры руководят деятельностью соответствующей прокуратуры, издают приказы, распоряжения и дают указания, обязательные для исполнения всеми подчинёнными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Прокурорский надзор

  • Надзор за исполнением законодательства - точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
  • Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности - соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц.
  • Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания - соответствие Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь правовых актов и решений (действий) органов предварительного следствия и органов дознания и их должностных лиц.
  • Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении - соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов.
  • Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера - соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей и лечебно-трудовых профилакториев законодательства, а также прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей и в лечебно-трудовых профилакториях, и выполнение ими своих обязанностей.

Акты прокурорского надзора

  • Представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям.
  • Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчинённых Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.
  • Постановление – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Постановление как акт прокурорского надзора может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.
  • Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.
  • Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

Классные чины

Классные чины прокурорских работников — это личные служебные разряды, присваиваемые прокурорским работникам в соответствии с занимаемой должностью. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.

Руководство

Генеральный прокурор[3]

Заместители[4]

  • Дыско Геннадий Иосифович
  • Стук Алексей Константинович
  • Воронин Максим Валерьевич
  • Хмарук Сергей Константинович

Научно-практическая деятельность

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 3 августа 2006 г. № 482 "О создании государственного учреждения в структуре национальных органов прокуратуры создан и действует Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь  (белор.)[5], который входит в систему органов прокуратуры и подчиняется непосредственно Генеральному прокурору Республики Беларусь.

К основным задачам Центра относятся:

  • осуществление криминологических исследований, направленных на решение стратегических задач в области прогнозирования основных тенденций, динамики и структуры преступности, разработка научно обоснованных предложений об усилении борьбы с преступностью, мерах по её предупреждению, укреплению законности и правопорядка, повышению эффективности прокурорского надзора, совершенствованию правоприменительной практики и законодательства;
  • взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами, научными учреждениями, другими организациями, в том числе международными, в целях получения информации, необходимой для комплексного изучения и анализа актуальных проблем укрепления законности и правопорядка;
  • обеспечение государственных органов и иных государственных организаций по их запросам криминологической информацией;
  • участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по проблемам укрепления законности, правопорядка, борьбы с преступностью, во внедрении результатов научных исследований в практическую деятельность органов прокуратуры и других правоохранительных органов, проведение криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов) в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.

Образование

Периодическое издание

Журнал «Законность и правопорядок» — правовой научно-практический журнал, учреждённый Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, издаётся с 2007 года, периодичностью один раз в квартал.

Экспозиции

  • Музейная экспозиция, посвящённая истории становления и развития надзорного ведомства Беларуси[6]
  • В преддверии 100-летия прокуратуры Беларуси в целях сохранения и приумножения традиций надзорного ведомства в Генеральной прокуратуре состоялась торжественная церемония открытия мемориального знака, а также закладки капсулы времени с посланием к будущему поколению прокуроров[7]

Профессиональный праздник

26 июня - День работников прокуратуры

Ссылки

Примечания

  1. Конституция Республики Беларусь.
  2. Закон Республики Беларусь "О прокуратуре Республики Беларусь" от 08.05.2007 № 220-З. Дата обращения: 4 июля 2020. Архивировано 4 июля 2020 года.
  3. Генеральный прокурор Республики Беларусь. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 28 декабря 2021 года.
  4. Заместители Генерального прокурора Республики Беларусь. Дата обращения: 26 марта 2022. Архивировано 22 января 2022 года.
  5. НАВУКОВА-ПРАКТЫЧНЫ ЦЭНТР ПРАБЛЕМ УМАЦАВАННЯ ЗАКОННАСЦІ І ПРАВАПАРАДКУ ГЕНЕРАЛЬНАЙ ПРАКУРАТУРЫ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ. Дата обращения: 14 июля 2022. Архивировано 31 октября 2022 года.
  6. В Генеральной прокуратуре состоялась торжественная церемония открытия музейной экспозиции.
  7. С участием Генерального прокурора Республики Беларусь Андрея Шведа состоялась церемония открытия мемориального знака и закладки капсулы времени.