Венецианская комиссия
Европейская комиссия за демократию через право | |
---|---|
Венецианская комиссия англ. Venice Commission | |
Членство | 60 государств, 1 ассоциированный член, 5 наблюдателей |
Местоположение | Франция, Страсбург |
Тип организации | Международный европейский консультационный орган Совета Европы |
Официальные языки | английский, французский, итальянский |
Руководители | |
Председатель комиссии: | Джанни Букиккио |
Основание | |
Дата основания | 1990 |
Сайт | venice.coe.int/webforms/… |
Венецианская комиссия, официально Европейская комиссия за демократию через право — консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Сессии проходят в Венеции, откуда и неофициальное название комиссии.
Статус
Организационно комиссия является «частичным открытым соглашением» в рамках СЕ. Это означает, что члены СЕ не обязаны в ней участвовать и при этом членство в ней открыто (с согласия Комитета министров СЕ) для третьих государств; комиссия имеет собственный бюджет, отдельный от бюджета СЕ. На 2023 год членами комиссии являются все 46 государств-членов Совета Европы, а также Алжир, Бразилия, Израиль, Казахстан, Южная Корея, Киргизия, частично признанное Косово, Марокко, Мексика, Перу, США, Тунис и Чили; ассоциированным членом является Республика Беларусь (ассоциированное членство приостановлено), наблюдателями являются Аргентина, Ватикан, Канада, Уругвай, Япония; комиссия сотрудничает также с Палестинской национальной администрацией, Евросоюзом и ЮАР[1].
Состав
Комиссия должна состоять из независимых экспертов, достигших определенных результатов в работе с демократическими институтами. Каждая страна-участник назначает в комиссию одного эксперта (и может назначить лицо, при необходимости его заменяющее) сроком на четыре года; эксперты должны работать как независимые специалисты, а не представители государств. Как правило, комиссия в полном составе собирается на четыре сессии в году.
Председатель комиссии — Джанни Букиккио (Италия). Членом комиссии от Украины является заместитель главы Конституционного суда Украины Сергей Головатый.
Порядок работы
Основная форма работы комиссии — анализ законов и законопроектов государств-участников, затрагивающих проблемы конституционного права, в том числе стандарты выборов, права меньшинств и др. Документ может быть представлен на заключение комиссии самим заинтересованным государством, другим государством с согласия той страны, которая принимает документ, а также Парламентской ассамблеей Совета Европы. Заключения комиссии широко используются ПАСЕ как отражение «европейских стандартов» в области демократии. Помимо этого, комиссия публикует тематические исследования по отдельным проблемам, ведет базы данных CODICES (решения конституционных судов) и VOTA (избирательное право). По проблематике выборов комиссия тесно сотрудничает с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ.
Работа комиссии |
---|
Запрос национальным органом страны или Советом Европы к комиссии, конституционного или законодательного смысла. |
Члены и эксперты комиссии при содействии Секретариата создают рабочую группу. |
Проверка законов и законопроектов на соответствие международным стандартам конституционного права и предлагаемые изменения. |
Посещение страны для переговоров с властями, гражданским обществом и другими заинтересованными сторонами. |
Формирование финальной версии проекта. |
Представление проекта всем членам комиссии до начала пленарного заседания. |
Обсуждение проекта подкомиссией и с национальными органами власти (при необходимости). |
Обсуждение и принятие проекта на пленарном заседании. |
Представление проекта органу, который его запросил. |
Публикация финальной версии проекта на сайте Комиссии: www.venice.coe.int |
Занимаемая позиция
Богохульство
В 2009 году Венецианская комиссия привлекла освещение в СМИ за свое мнение, что «богохульство не должно быть незаконным».[2][3]
Выборы: определение границ
Основная статья: Делимитация
В рамках своего доклада «Европейская комиссия за демократию через право: кодекс добросовестной практики в вопросах выборов, руководящие принципы и пояснительные доклады», принятого в октябре 2002 года , Венецианская комиссия рекомендовала ряд соображений также при рассмотрении вопросов делимитации границ .[4]
Акция против Польши
В декабре 2017 года Венецианская комиссия опубликовала отчет, в котором, ссылаясь на статью 7 учредительного договора, Комиссия угрожала Польше отобрать у неё право голоса после того, как польское правительство предприняло меры по изменению формы и контролю Верховного суда Польши.[5]
Законодательство о религиозных свободах в Черногории
С 2015 года Венецианская комиссия была включена в процесс законодательной реформы и регулирования различных правовых вопросов, связанных с религиозными свободами и правами религиозных общин в Черногории. Первое мнение ВК о первоначальном проекте закона о свободе религии в Черногории было опубликовано в ноябре 2015 года. За ним последовал длительный период внутренних консультаций и дополнительных обсуждений в Черногории, в результате чего был создан новый проект. Закон, за которым последовало другое мнение ВК, изданное в июне 2019 года, рекомендующее различные улучшения и уточнения.
Деятельность
Примечания
- ↑ [Member states (англ.) . Дата обращения: 14 июня 2016. Архивировано 15 июня 2016 года. Member states (англ.)]
- ↑ The Complete Expat Guide to Germany | Expatica . Expat Guide to Germany | Expatica. Дата обращения: 21 июня 2020. Архивировано 19 октября 2014 года.
- ↑ Council of Europe body says blasphemy should not be illegal . Times of Malta. Дата обращения: 21 июня 2020. Архивировано 22 июня 2020 года.
- ↑ Wayback Machine (недоступная ссылка). web.archive.org (28 ноября 2008). Дата обращения: 21 июня 2020. Архивировано 28 ноября 2008 года.
- ↑ Santora, Marc. Poland’s Supreme Court in Disarray After Judges Defy Purge, The New York Times (4 июля 2018). Архивировано 22 июня 2020 года. Дата обращения 21 июня 2020.
Ссылки
- Сайт комиссии (англ.) (фр.)
- Буклет комиссии на русском, 2014