Революция

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Революционерка»)

Револю́ция (от позднелат. revolutio — «вращение, переворот, превращение, обращение») — радикальное, коренное, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно), и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).

Различают революции:

Революционе́р — активист (реже, сторонник) революции.

В принципе, революция (как и эволюция) может произойти в любой сфере. Диалектика рассматривает революцию, как переход количественных изменений в качественные; математический аппарат этого разрабатывается теориями устойчивости и катастроф.

Антонимы — эволюция, контрреволюция.

История термина

Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и алхимии. В научный язык термин вошёл из названия книги Николая Коперника «De revolutionibus orbium coelestium» («О вращениях небесных сфер», 1543).

Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера — государственный переворот (например, приведшая к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских-Нассау («Славная революция» 1688—1689 годов); политику модернизации Ирана при шахе Мохаммеде Реза Пехлевибелая революция») или кампанию Мао Цзэдуна по ликвидации своих конкурентов в структурах КПК сверху донизу в 19661976 годахВеликая пролетарская культурная революция»).

Социальные революции

Типичные причины революции

Революция как тип общественных движений, имеет ряд причин, объясняющих их появление. Исследователи революционного движения насчитывают пять общих элементов, которые считаются необходимыми[2]:

  1. Проблемы в экономической и фискальной сфере. Снижение потока денежных средств в государственную казну и в руки элит обычно приводят к повышению налогообложения или влезанию в кредит, часто несправедливым образом. Отчего способность выплачивать зарплату чиновникам и военным уменьшается, что приводит к росту недовольств и волнений[3].
  2. Отчуждение и сопротивление элит. В элитарных слоях каждый борется за власть и управление. В этой борьбе некоторые элиты могут прийти к мнению, что существует узкий круг из членов этнической или региональных групп, в которую входит правитель и имеет несправедливо больше полномочий, нежели другие. Отчего недовольные элиты могут воспользоваться народным возмущением и вызвать мобилизацию.
  3. Революционная мобилизация. Широко распространённое народное возмущение, подкреплённое поддержкой элит, перерастает в мятеж, который может быть вызван не обязательно нищетой или неравенством, а ощущением потери положения в обществе.
  4. Идеология. Представляет собой убедительный и разделяемый большинством нарратив борьбы, объединяющий требования населения и элит. Она может принимать разные формы: религиозного движения, национального освобождения и прочее.
  5. Благоприятная международная обстановка. Успех революции часто зависел от иностранной поддержки в форме отказа поддерживать политику правительства или согласия сотрудничать с оппозиционным лагерем. Так же, как вмешательство иностранной державы интервенцией, направленной на укрепление контрреволюции, приводил к краху многие революционные мятежи.

Все пять условий совпадают редко. Более того, их трудно распознать в периоды мнимой стабильности. Эти факторы можно логично расписать ретроспективно, но «изнутри» в ходе нарастания революционных настроений их выявить проблематично.

Условия революционной ситуации

Различные противоречия в обществе не всегда приводят к революции или революционной ситуации, но без противоречий в обществе революционные ситуации не возникают. Следовательно предпосылками для появления таких ситуаций могут быть[4]:

  • разделение (социальное, национальное и классовое) общества;
  • противоречия внутри элиты;
  • распространение идеологии, альтернативной официальной, и готовность большей части общества её поддержать;
  • падение авторитета власти.

Российский философ Леонид Гринин указывает на дополнительные условия для революции[5]:

  • наличие информационных технологий для распространения революционной идеологии (печать, радио, телевидение);
  • наличие значимой доли грамотных людей в обществе.

Историко-политологическое понимание

В политической науке[6][7] революции делятся на социальные и политические:

Отличительной чертой революций является неправовой характер изменений — несоответствие правовой системе предшествующего строя или режима[8].

Взятие Бастилии — начало Великой французской буржуазной революции

В идеологии марксизма существует разделение на буржуазные революции[9] и социалистические[10]. Примером буржуазных революций является Нидерландская революция XVI века, Английская революция XVII века, Первая американская революция (она же — Война за независимость американских колоний), Великая французская революция, революции 1848—1849 годов в Европе (революции в Германии, Австрии, Италии, Венгрии и так далее).

Если буржуазная революция приводит к замене феодализма капитализмом в экономике не до конца или не ликвидирует при этом феодальный политический режим, это обычно влечёт за собой возникновение буржуазно-демократических революций, смыслом которых является приведение политической надстройки в соответствие с экономическим базисом. Примерами таких революций являются революции 1848 и 1871 годов во Франции, Вторая американская революция (Война Севера с Югом), Революция 1905 года и Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России, Синьхайская революция 1911 года и Революция 1924—1927 годов в Китае, революции 1918 года в Германии и в Австро-Венгрии, Кемалистская революция 1918—1922 годов в Турции, Революция 1931—1939 годов в Испании, Исламская революция 1979 года в Иране и тому подобные.

Инсценировка для кино штурма Зимнего дворца — победы Октябрьской социалистической революции

Социалистическая революция приводит к переходу от капитализма к социализму. Сталинистская традиция такой революцией считает Октябрьскую социалистическую революцию 1917 года в России, «народно-демократические революции» 1940-х годов в Восточной Европе, Китайскую революцию 1949 года, Кубинскую революцию 1959 года и т. д.[11][10] Однако целый ряд направлений в марксизме (каутскианство, неомарксизм, постмарксизм, коммунизм рабочих советов, Франкфуртская школа, фрейдо-марксизм, марксистский экзистенциализм, школа «Праксиса», меньшинство в троцкизме (сторонники Тони Клиффа) и другие, а в Восточной Европе — отдельные теоретики, например, Рудольф Баро, Иштван Месарош, Юрий Семёнов, Александр Тарасов, Борис Кагарлицкий) отрицает социалистический характер этих революций.

В истории было что революции терпели поражение (крестьянские войны в Англии, Франции, Германии, России и других странах; Революция 1905 года в России; Революция 1808—1814, Испанская революция 1820—1823, Революция 1834—1843, Революция 1868—1874 годов в Испании; Революция 1848 года и Парижская коммуна во Франции; Сентябрьская революция 1836 года в Португалии; революции 1848—1849 годов в Германии, Австрии, Венгрии и Италии; Революция 1905—1911 годов в Иране; пролетарские революции в Баварии, Венгрии и Словакии 1919 года и так далее).

Известны также национально-освободительные революции, в ходе которых те или иные страны освобождаются от колониальной, полуколониальной или иной иностранной (национальной) зависимости. Примерами таких революций являются Нидерландская революция XVI века, Первая американская революция, войны за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская революция 1896—1898 годов, Августовская революция 1945 года во Вьетнаме, Июльская революция 1952 года в Египте, Иракская революция 1958 года, Алжирская революция и так далее. Однако в этих революциях национально-освободительный характер является внешним выражением классового характера революций — буржуазных, буржуазно-демократических или социалистических.

«Революции сверху»

К. Маркс и Ф. Энгельс, изучая процессы буржуазно-демократического преобразования в странах Центральной и Восточной Европы после поражения буржуазных революций 1848—1849 гг., подметили, что объективные задачи этих революций, не решённые ввиду слабости революционных классов, были в последующие два-три десятилетия решены теми правителями, которые подавили революции. Они назвали такой социально-политический феномен «революцией сверху». К ним также относится «Революция Мэйдзи» в Японии в 1867—1868 годах, «эпоха реформ» 1860-х годов при Александре II в России. «Революции сверху» имеют, как правило, незавершённый характер[12][13] и происходят в правовом поле, то есть являются реформами.

«Бархатные революции»

«Бархатные революции» в странах Восточной Европы и Монголии, в ходе которых в 1989—1991 годах были ликвидированы политические режимы советского типа, представляют собой определённую методологическую проблему. С одной стороны, поскольку в результате этих «бархатных революций» произошла смена общественно-политического строя, они полностью удовлетворяют определению революции; с другой стороны — они часто осуществлялись с участием правящих элит этих стран (номенклатурой), которые в результате усилили свои позиции (присоединив к власти также и собственность), а революции не осуществляются правящими классами и слоями, наоборот, они приводят к тому, что дореволюционные правящие классы и слои утрачивают власть и собственность. Кроме того, революции не приводят к воссозданию положения, существовавшего до предыдущей революции (в случае «бархатных революций» — восстановлению капитализма). Обычно такие изменения именуются не «революцией», а «реакцией» или «реставрацией» (поэтому неудивительно, что социал-демократы поддержали «бархатные революции», а в крайне левых кругах (за исключением части анархистов) их рассматривают как контрреволюции).

Одно из объяснений этого парадокса предлагает Александр Тарасов, который в работе «Национальный революционный процесс: внутренние закономерности и этапы» разработал схему обязательных этапов революций буржуазного и советского типа. В соответствии с этой схемой «бархатные революции» (так же, как и события августа 1991 года в СССР) являются лишь одним из этапов революционного процесса. Сталинские (и постсталинские) режимы советского типа Тарасов квалифицирует как термидорианские, то есть «контрреволюционные режимы в революционных одеждах», которые закономерно сменяются режимами Директории («режимы контрреволюционной демократии»). Таким образом, «бархатные революции» являются следующей стадией нисходящего этапа революции, переходом от термидорианских режимов к директориальным. Тарасов указывает, что со времён Великой Французской революции подобного рода перевороты, в ходе которых один этап революционного процесса сменяет другой, часто именуются их участниками «революциями»[14].

В академических кругах понятие антикоммунистических революций широко утвердилось, главной особенностью «бархатных революций» (их также называют переговорными) считается мирная форма[15].

«Цветные революции»

Дальнейшим развитием «бархатных революций» стали так называемые «цветные революции». Так в конце XX — начале XXI века так стали называть любые смены политического режима или даже правительства в результате народных акций протеста. Так, отстранение от власти президента Э. Шеварднадзе в Грузии в результате событий 2003 года — «розовой революцией» («революцией роз»); приход к власти В. Ющенко в результате кампании протестов против официальных результатов выборов президента Украины 2004 года — «оранжевой революцией»; отстранение от власти А. Акаева в ходе масштабных уличных беспорядков, разразившихся после парламентских выборов 2005 года в Киргизии, результаты которых, по мнению оппозиции, были сфальсифицированы — «тюльпановой революцией» и так далее.

Революционный цикл

Истории Великой французской и других революций показали, что революция обычно проходит определенный цикл: сначала идёт нарастание (происходит радикализация власти либо за счёт прихода новых сил, либо за счёт радикализация тех, которые уже находятся у власти), затем происходит определенный откат (поддержка революции сокращается, так как общество от нее устает, а экономика приходит в упадок), что приводит к внутренней борьбе среди революционеров. После этого наступает реакция — «период Термидора»[5].

См. также

Примечания

  1. в книге «Структура научных революций», 1963 (русский перевод 1977 г.)
  2. Голдстоун, 2015, с. 31—35.
  3. Goldstone J. Revolution and Rebellion in the Early Modern World. Berkeley, 1991.
  4. Гринин Л. Е. Революции и исторический процесс // Философия и общество. Выпуск № 3(84)/2017 c. 5-29 Архивная копия от 5 мая 2018 на Wayback Machine
  5. 5,0 5,1 Гринин Л. Е. Революции. Взгляд на пятисотлетний тренд Архивная копия от 5 августа 2021 на Wayback Machine
  6. Революция // Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. с. 338.
  7. Тарасов А. Н. Этапы революционного процесса // Россия-XXI. — 1995. — № 11—12. — С. 58.
  8. Би-Би-Си: «Глава КС Зорькин поспорил о законности аннексии Крыма». Дата обращения: 25 марта 2015. Архивировано 25 марта 2015 года.
  9. Буржуазная революция // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  10. 10,0 10,1 Социалистическая революция // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 24. Кн. 1. М., 1976. Стб. 676—682.
  11. Социалистическая революция // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 71—74.
  12. Жуков Е. История Японии. Краткий очерк. — М., 1939. Гл. V и VI.
  13. Эйдельман Н. Я. «Революция сверху» в России Архивная копия от 8 июля 2008 на Wayback Machine. — М.: Книга, 1989.
  14. Тарасов А. Н. Национальный революционный процесс: внутренние закономерности и этапы Архивная копия от 25 мая 2010 на Wayback Machine
  15. История антикоммунистических революций, 2007, с. 7—8.

Литература

Ссылки