Неолитическая революция
Неолити́ческая револю́ция, неолитиза́ция, или Первая аграрная революция — переход человечества от присваивающего хозяйства («экономика охотников и собирателей») к производящей экономике, имеющей в своём составе сельскохозяйственные подотрасли (земледелие, животноводство), а также выделяющееся в отдельную отрасль ремесло.
Понятие «неолитическая революция» впервые предложено британским археологом-марксистом Гордоном Чайлдом в 1923 году. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и посёлках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путём культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведённых зданиях и сооружениях.
Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооружённых отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века. Но неолитическую революцию можно также трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой, отныне он оказывается в оппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизации и технического прогресса.
По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад[2].
Соотношение технологических характеристик неолита с появлением производящего хозяйства и последовательность этих событий у разных культур остаются предметом обсуждения и, по-видимому, различаются, а не являются только лишь следствием действия неких универсальных законов развития человеческого общества[3][4].
В марксистской историографии (академик Г. Б. Поляк, профессор А. Н. Маркова) события неолитической революции рассматриваются сквозь призму двух крупнейших стадий разделения труда: разделение земледелия и скотоводства и отделение от них ремесла.
Теории генезиса земледелия
Существует несколько конкурирующих (но не взаимоисключающих) теорий о причинах появления земледелия. Наиболее распространёнными считаются следующие.
- Теория «оазисов», приверженцем которой был сам Гордон Чайлд[5]. Она привязывает экономические перемены к изменениям климата в конце ледникового периода, которые сопровождались засухой и миграциями людей и животных в оазисы, где и происходило одомашнивание как животных, так и растений. Эта теория в настоящее время не получает подтверждения, так как ледниковый период закончился раньше и предполагаемые климатические изменения относятся к другой эпохе.
- Теория «холмистых склонов». Предполагает, что одомашнивание началось на холмистых склонах гор Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены[6].
- Теория «фиесты»[7] допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест. Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков, часть которых произрастала возле жилищ или размножалась в неволе.
- «Демографическая теория», предложенная Карлом Зауэром[8][9], предполагает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию. Местных ресурсов диких растений не хватало для прокорма возросшего числа людей, и тогда их стали культивировать.
- Теория «целенаправленной эволюции»[10] рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошёл специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.
- Ещё один вариант увязывания экономического прогресса с изменениями климата состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства[11].
Первые культурные растения
Первые попытки культивирования некоторых растений были предприняты около 10 тыс. лет назад. Успешными и важными по своим последствиям для истории человечества оказались ячмень и пшеница, окультуренные в эту же эпоху в районе плодородного полумесяца на Ближнем Востоке[12][13]. В эту же эпоху и в этом же регионе — в горах Загроса (Ганджи-Даре и др.) — были одомашнены козы[14][15] и овцы[16].
В раннем голоцене в Новой Гвинее начали разводить таро[17]. Несколько позже, около 9 тыс. лет назад в юго-восточной Азии был одомашнен рис[18][19].
Дальнейшая эволюция
До эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счёт охоты и собирательства, которые сами по себе являлись более трудоёмким занятием, чем животноводство. Многие примитивные земледельческие культуры продолжали охотиться на диких животных, с тем отличием, что это занятие перекладывалось на имеющих специальные навыки охотников (разделение труда). Кроме того, до появления ездовых животных охота также была не слишком эффективна, в особенности после массового исчезновения мегафауны за пределами Африки. Так, переход от индивидуальной пешей охоты к намного более эффективной загонной верхом на лошадях позволил североамериканским индейцам в XVIII — начале XIX веках резко увеличить свою численность и очень быстро освоить обширные территории североамериканских прерий (что и вызвало их конфликт с европейскими поселенцами, начавшими развивать в тех же самых прериях сельское хозяйство).
Охотники и собиратели использовали свои умственные и физические способности сообразно стратегии выживания, при которой выгодно именно охотиться. Первичная мегафауна, которую застал человек, могла и обеспечивала с запасом все потребности относительно малых по численности человеческих сообществ. При этом у охотников и собирателей в итоге были схожие моменты поведения с шимпанзе. Шимпанзе также умеют коллективно охотиться и проводят «рейды» с целью добычи мяса на мелких приматов — колобусов[20].
Напротив, земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжёлый механический труд (однако сопряжённый с гораздо меньшим риском, чем охота, и более продуктивный, чем также весьма трудоёмкое собирательство). Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зёрна приходилось толочь вручную. А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов (зато доступная постоянно, а не время от времени).
Однако общее количество такой пищи оказывалось значительно более обильным, нежели могла дать такая же территория охотничьих угодий, что позволило значительно увеличить концентрацию населения в одном племени, сделать его жизнь более независимой от природных условий и более защищённой от агрессии соседей (за счёт той же численности, а также привычки к организации). Главное же — продукты земледелия можно было откладывать про запас, так что питание было более стабильным и равномерным, в то время, как в климате с чётко выраженной сезонностью (лето и зима, дождливый и сухой сезон) у охотников-собирателей доступ к пище весьма варьировался в зависимости от времени года.
Таким образом создались и условия для внешней агрессии. Охотники-собиратели часто бывают воинственны, но при этом их воинственность ограничивается территориальностью — желанию оградить свою территорию от конкурентов. Примитивных земледельцев же перенаселение и быстрое истощение почвы при примитивных способах хозяйствования толкали на миграции в поисках новых земель, при этом провиант в виде зерна был весьма портативен и мог быть сравнительно легко перемещён с места на место. Такие переселения примитивных земледельцев, уже освоивших производящее хозяйство, но ещё не выработавших развитой государственности и рабовладения или иных форм личной зависимости, нередко заканчивались геноцидом, поскольку население захваченной территории рассматривалось исключительно как помеха и подлежало уничтожению[21]. Именно с появлением земледелия и связанным с этим резким увеличением численности отдельных групп людей, сумевших достичь доминирования на обширных территориях, современные исследователи связывают формирование так называемых «больших рас» человечества. Там же, где население ввиду изоляции и сверхблагоприятных природных условий сохранило быт охотников-собирателей, оно так и осталось мозаичным, полиморфным — нивелирования расовых признаков на основе численного превосходства носителей конкретного расового типа, оттеснивших прочие группы на окраины ареала, там не произошло.[21]
Целенаправленное выращивание растений создало условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н. э.). Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. В эпоху неолита же возникает производящее хозяйство. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений сделали человека относительно независимым от окружающей природы. Повышенная концентрация населения изменила структуру племени с родовой общины на соседскую. Как отмечают, в ответ на потребности социальных изменений при переходе от первобытной охоты к земледелию происходит замена зооморфных богов антропоморфными с разной степенью снятия старых культов новыми[22].
В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии и других регионов Западной Азии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.
См. также
Примечания
- ↑ Farmers and Their Languages: The First Expansions . Дата обращения: 10 марта 2014. Архивировано 20 октября 2013 года.
- ↑ «Origin of agriculture and domestication of plants and animals linked to early Holocene climate amelioration», Anil K. Gupta*, Current Science, Vol. 87, No. 1, 10 July 2004 . Дата обращения: 6 апреля 2009. Архивировано 31 октября 2004 года.
- ↑ «The Slow Birth of Agriculture», Heather Pringle* Архивировано 1 января 2011 года.
- ↑ «Zawi Chemi Shanidar», EMuseum, Minnesota State University Архивировано 18 июня 2008 года.
- ↑ Gordon Childe. Man Makes Himself (англ.). — Oxford University Press, 1936.
- ↑ Charles E. Redman. Rise of Civilization: From Early Hunters to Urban Society in the Ancient Near East (англ.). — San Francisco: Freeman, 1978.
- ↑ Hayden, Brian. Models of Domestication // Transitions to Agriculture in Prehistory (неопр.) / Anne Birgitte Gebauer and T. Douglas Price. — Madison: Prehistory Press, 1992. — С. 11—18.
- ↑ Sauer, Carl, O. Agricultural origins and dispersals (неопр.). — Cambridge, MA, 1952.
- ↑ Binford, Lewis R. Post-Pleistocene Adaptations // New Perspectives in Archaeology (неопр.) / Sally R. Binford and Lewis R. Binford. — Chicago: Aldine Publishing Company, 1968. — С. 313—342.
- ↑ Rindos, David. The Origins of Agriculture: An Evolutionary Perspective (англ.). — Academic Press, 1987. — ISBN 978-0125892810).
- ↑ Wright. A Short History of Progress first=Ronald (неопр.). — Anansi, 2004. — ISBN 0-88784-706-4).
- ↑ Jorge Dubcovsky and Jan Dvorak, «Genome Plasticity a Key Factor in the Success of Polyploid Wheat Under Domestication», Science 316 [Issue 5833], p. 1862, 29 June 2007
- ↑ Saltini Antonio. I semi della civiltà. Grano, riso e mais nella storia delle società umane,, prefazione di Luigi Bernabò Brea Avenue Media, Bologna 1996
- ↑ Hirst, K. Kris. «The History of the Domestication of Goats». Архивная копия от 7 июля 2008 на Wayback Machine About.com. Accessed August 18, 2008.
- ↑ Naderi et al. The goat domestication process inferred from large-scale mitochondrial DNA analysis of wild and domestic individuals (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America : journal. — 2008. — 18 November (vol. 105, no. 46). — P. 17659—17664. — doi:10.1073/pnas.0804782105.
- ↑ J. R. S. Meadows, I. Cemal, O. Karaca, E. Gootwine, and J. W. Kijas. Five Ovine Mitochondrial Lineages Identified From Sheep Breeds of the Near East. Genetics, 2007, 175:1371-1379 . Дата обращения: 8 апреля 2009. Архивировано 22 марта 2009 года.
- ↑ Denham, Tim P.; et al. Origins of Agriculture at Kuk Swamp in the Highlands of New Guinea (англ.) // Science : journal. — 2003. — Vol. 301, no. 5630. — P. 189—193. — doi:10.1126/science.1085255. — PMID 12817084.
- ↑ Vaughan et al. The evolving story of rice evolution (англ.) // Plant Science. — Elsevier, 2008. — Vol. 174, no. 4. — P. 394—408. — doi:10.1016/j.plantsci.2008.01.016.
- ↑ Londo et al (2006). «Phylogeography of Asian wild rice, Oryza rufipogon, reveals multiple independent domestications of cultivated rice, Oryza sativa». PNAS. . Дата обращения: 8 апреля 2009. Архивировано 27 мая 2014 года.
- ↑ Обезьяна не убьёт другую обезьяну?.. Шимпанзе истребляют красных колобусов - Антропогенез.РУ . Дата обращения: 9 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
- ↑ 21,0 21,1 Станислав Владимирович Дробышевский, научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, к. б. н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени Ломоносова. Социальные факторы антропогенеза Архивная копия от 30 января 2016 на Wayback Machine.
- ↑ А. Э. Назиров, О. В. Маслиева. О становлении духовной культуры . Дата обращения: 23 августа 2014. Архивировано 28 января 2015 года.
Литература
- Долуханов П. М. География каменного века / Отв. ред. А. А. Величко; Худож. В. Я. Янов. — М.: Наука, 1979. — 152 с. — (Планета Земля и Вселенная). — 50 000 экз.
- Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. — 3-е изд., стер. — М.: КомКнига, 2006. — 272 с. — ISBN 978-5-484-00665-6.
- Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. Архивная копия от 20 мая 2007 на Wayback Machine 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
Ссылки
- Неолитическая революция Архивная копия от 23 декабря 2009 на Wayback Machine // Энциклопедия «Кругосвет»
- Шнирельман В. Что такое «неолитическая революция»? Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- Постнеолитическое питание — лекция Марии Добровольской Архивная копия от 12 августа 2013 на Wayback Machine // ПостНаука
- История религиозных идей. Часть 1. Доисторические и внеисторические религии // Зубов А. Б. Курс аудиолекций.
- История религии. Доисторические и внеисторические религии. (Лекции 16, 17 - Неолит) [1] Архивная копия от 12 октября 2017 на Wayback Machine // Зубов А. Б.
- Cohen M. N. The Food Crisis in Prehistory: Overpopulation and the Origins of Agriculture. New Haven, CT: Yale University Press, 1977. ISBN 0-300-02351-0