Раннехристианские культовые сооружения Херсонеса

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Информационные списки
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Раннехристианские культовые сооружения Херсонеса — памятники христианской культовой архитектуры позднеантичного Херсонеса. В письменных источниках почти не упоминаются христианские культовые сооружения первых веков. Некоторые исследователи предполагают, что христиане в первые века храмов не возводили. Херсонес, в этом отношении, является уникальным комплексом; здесь был открыт ряд христианских памятников, относящихся к IV—VI векам — времени становления храмовой архитектуры. Памятники условно можно разделить на два основных типа: церкви и мартирии. Эти сооружения стали центрами формирования культовых комплексов. Многие исследователи считают время христианизации города — конец IV—V век; другие — III—IV век[1].

Внешние изображения
Херсонес Таврический на карте Яндекс. Дата обращения: 17 января 2020.

Церковь святого епископа Еферия

44°36′45″ с. ш. 33°29′25″ в. д.HGЯO

В тексте «Жития святых епископов херсонских» упоминается о строительстве святым епископом Еферием церкви в Херсонесе. Данное событие, описанное в «Житиях», относят к середине IV века. Вероятно, это был храм — предшественник «Базилики 1935 года». Строение имело пятигранную с внешней стороны и круглую внутри апсиду. Внутри пространство было разделено рядами колонн на отдельные нефы. Нижняя часть стен была сложена из бутового камня, верхняя — из саманных кирпичей. Такая постройка несвойственна для Херсонеса, а имеет малоазийские корни. Возможно, прихожане раннего храма были переселенцы. Полы были сложены из мелкого камня на растворе-цемянки. В южном нефе была обнаружена мозаика с изображением кратера с виноградной лозой, канфара, геометрических фигур, по краям обрамлённая плющом. Стены были покрыты фресками птиц, гирлянд, каннелюрных колонн. Храм был разобран при строительстве более поздней базилики. По датировке постройки церкви имеются разные мнения — конец IV, IV—V, V века. После доследования памятника в 1994 году, археологом М. И. Золотарёвым было высказано утверждение, что раньше здесь была синагога, перестроенная в церковь в середине IV века. К этому времени относится стилистика и техника росписи стен, что совпадает со временем деятельности святого епископа Эферия[1].

Базилика 1935 года

Церковь «Базилика 1935 года»

44°36′45″ с. ш. 33°29′25″ в. д.HGЯO

На месте пятиапсидного храма — предполагаемой церкви святого епископа Еферия, в конце VI—начале VII века была построена новая церковь в виде базилики, открытая археологом Г. Д. Беловым в 1935 году. В Х веке Базилика была разрушена, а на месте её среднего нефа сооружена небольшая часовня. Ныне не известно как именовался этот христианский храм в античном Херсонесе. Ему дали название по архитектурному типу постройки и году открытия[2].

Четырёхапсидная церковь

44°36′30″ с. ш. 33°29′18″ в. д.HGЯO

Храм был открыт в 1893 году при строительстве артиллерийской батареи и отождествлялся с храмом, построенным в память о «чуде святого Капитона»[К 1][3]. Во время раскопок здания четырёхапсидного храма, Р. Х. Лепер обнаружил под мозаичным полом остатки печи для пережигания извести. Печь принадлежит к более ранней эпохе, к позднеримскому времени, а само здание церкви — к византийской эпохе. Был сделан вывод, что здание построили над печью и она всё время существовала внутри здания. Первым, кто высказал мысль о связи четырёхапсидного храма с «чудом святого Капитона» и предположение, что эта печь являлась местной святыней, связанной с библейской историей, был историк и археолог К. Э. Гриневич. К одной из известеобжигающей печи была приурочена древняя библейская легенда о чуде с печью и над ней был воздвигнут роскошный храм. Так древняя печь превратилась в христианскую реликвию. Храм, не имеющий алтаря[К 2], местоположение печи посреди храма, доминирующее положение постройки — в самой высокой точке города, у главных ворот и по своему устройству мог быть мартирием. Считалось, что четырёхапсидный храм является памятником над местом, легендарно связанным с епископом Капитоном, крестившим Херсонес. Доисследован под руководством В. А. Кутайсова. За три года работ в 1977—1979 годах объект был полностью раскопан, как и крупный бассейн под ним. По итогам была подготовлена публикация «Четырёхапсидный храм Херсонеса» в журнале «Советская археология»[4].

Проведённые дальнейшие археологические доследования, изучение и сравнение письменных источников («Жития святых епископов херсонских»[К 3], произведение Прокопия «О постройках»[К 4]) показали, что храм был построен примерно в конце второй — третьей четверти VI века и такая датировка соответствует архитектуре здания. Храм существовал до 80-х годов IX века. Всё это подвергло сомнению в отождествлении его с мартирием местного святого. Печь для обжига извести под полом храма не имеет к нему отношения и является случайным совпадением с «печью Капитона». Архитектурная форма постройки не даёт оснований причислить херсонесский тетраконх к мартириям. Археологический контекст не зафиксировал следов паломничества к храму. За всё время существования храма в нём не было найдено ни одного погребения. Отсутствие сведений в письменных источниках и эпиграфических артефактов не даёт оснований предполагать кому был посвящён этот херсонесский храм. Вместе с тем размеры храма делают его уникальным среди простых тетраконхов[5].

Уваровская базилика

Уваровская базилика

44°36′48″ с. ш. 33°29′36″ в. д.HGЯO

Уваровская базилика была самым большим древним христианским храмом в Крыму. Располагалась в епископском квартале средневекового Херсонеса. Здание имело длину 50 м, ширину 22 м и разделялось на три продольных зала — нефа. Храм был открыт во время археологических раскопок 1851—1853 годов под руководством графа А. С. Уварова. По имени первооткрывателя и была названа базилика. Постройка была сооружена в конце VI — начале VII века, разрушена в XIII веке. Предположительно именно эта базилика являлась главным городским храмом, посвящённым святым апостолам Петру и Павлу. Рядом находилась самая крупная в Херсонесе крещальня, открытая в 1876 году раскопками Одесского общества истории и древностей. Некоторые исследователи предполагают, что именно здесь крестился князь Владимир[6].

Восточная базилика

44°36′50″ с. ш. 33°29′42″ в. д.HGЯO

Христианский храм был построен в конце VI—начале VII века на скальном основании и представлял собой трёхнефное, с мозаичными полами, облицованное внутри мраморными плитами, здание в виде базилики. Размеры в плане составляли 34,6×16,4 м. К северной стороне здания примыкал крестообразный храм-мавзолей. Церковь существовала до Х века. Базилика в VI—X веке входила в единый культовый комплекс Восточной площади византийского Херсонеса, который состоял не меньше чем из четырёх монументальных церковных сооружений. Храм был открыт в 1876 году раскопками Одесского общества истории и древностей. Археологические исследования проводились в 1908 году Р. Х. Лепером, в 1975—1976 годах — М. И. Золотарёвым. Во время раскопок восточная часть комплекса обрушилась, подмытая морем и культурный слой был уничтожен. Предположительно на месте этого храма мог находиться более ранний[К 5], но меньший по размерам, который в конце VI—первой половине VII века подвергся капитальной перестройке. Первоначальному храму могли принадлежать найденные обломки мраморных плит. На одном обломке одной стороны плиты был изображён крест, на другой стороне — изображение Христа, как безбородого юноши с нимбом, подающего руку тонущему Петру, с текстом: «Господь Иисус, подающий руку Петру» (хранится в Эрмитаже). На другой плите изображён Христос, протягивающий руку благословения, с текстом: «Господь Иисус, говорящий Петру и спутникам его: бросьте справа от корабля сеть и поймаете» (хранится в Лувре). На третьей плите сохранились следы изображения головы, а фрагмент текста прочитывается как «Господь Иисус …». Родство этих плит обосновано А. Ю. Виноградовым и что они принадлежали одному декоративному элементу, и датируются IV—V вв.[1][7].

Мартирий склеп «на земле Н. И. Тура»

Склеп «на земле Н. И. Тура» (Мартирий Воскрешения) — расписной склеп, раннехристианский пещерный культовый комплекс, теофанический мартирий.

Склеп «на земле Н. И. Тура» был открыт в 1894 году, раскопан в 1912. Памятник относится к середине IV века. Изначально склеп представлял собой типичную постройку для подобных сооружений с размерами: 2,48–2,13×2,79×1,68–1,60 (глубина) м. Ниши были расположены в левой и задней стене под потолком. Позднее внутреннее помещение было перестроено. Лежанка, расположенная напротив входа, была углублена до уровня пола. При углублении посредине был оставлен выступ, а за ним — небольшая ниша. В передней стенке был сделан проход. Получившееся пространство и выступ с нишей напоминали собой апсиду с престолом. «Церквеобразная» архитектура и система росписи склепа являло собой раннехристианский пещерный культовый комплекс. Существует версия, что склеп мог быть местом, где произошло «чудо», описанное в «Житиях епископов Херсонских»[К 6]. Роспись стены склепа-мартирия может косвенно подтверждать этот тезис. Мужчина и женщина, идущие в город, могут быть родителями ребёнка, а идущий к ним на встречу — епископом Василеем. Памятник, известный как «склеп на земле Н. И. Тура» первоначально мог быть погребальным сооружением, принадлежавшим представителям местной аристократии. После событий, описанных в тексте «Жития епископов херсонских», он мог стать почитаемым местом, связанным с памятью о первом епископе Херсонеса святом Василее и чуде, совершившимся по его молитве. В конце IV века склеп был перестроен в теофанический мартирий, где могли совершаться периодические богослужения, связанные с событиями христианизации города[8].

Западная базилика

44°36′40″ с. ш. 33°29′09″ в. д.HGЯO

На месте гибели первого епископа Херсонеса Василея был построен крестообразный храм — мартирий, а над его могилой была возведена церковь, вокруг которой позднее сформировался комплекс «Западной базилики»[1]. Церковь входила в состав большого городского монастыря святого Леонтия. Западная базилика представляла собой пятигранную снаружи и полукруглую внутри крупную апсиду. При входе в монастырь находился открытый портик, выполняющий роль экзонартекса или атриума. Далее следовал просторный нартекс и три нефа с дверями. В боковых нефах имелись мозаичные полы, а пол центрального был вымощен небольшими квадратными мраморными плитками. Средние, главные двери открывали редко, в особо торжественных случаях, о чём указывает разная стёртость дверных порогов. В центре солеи находился мозаичный круг с четырьмя лучами внутри него, где было найдено, облицованное мрамором, полуметровое крестообразное углубление, в котором лежали обломки небольшого мраморного саркофага — ковчега для хранения мощей. Внутри алтарной апсиды находилось возвышение для священников с тремя рядами сидений и с кафедральным креслом для архиерея, что указывает на кафедральный характер этого храма — монастырского кафоликона. Церковь и весь монастырский комплекс были разрушены и сожжены, предположительно в 988—989 годах, во время военных действий войск князя Владимира. Храм не восстанавливался, а был разобран на строительные материалы[9].

Базилика на холме

44°36′40″ с. ш. 33°29′13″ в. д.HGЯO

Базилика была открыта в 1890 году во время раскопок К. К. Косцюшко-Валюжинича. В 1973—1984 годах была доследована археологом С. А. Беляевым. Название получено по географическому признаку — расположению на холме. Храм был построен на месте позднеантичной усадьбы с гончарной мастерской. Гончарную мастерскую засыпали не ранее V — середины VI века. Рядом в засыпи колодца обнаружили бронзовые монеты времён правления императора Юстиниана I (527—565). Трёхнефная с пятигранной апсидой базилика была построена не ранее середины VI века и просуществовала до X[10].

Базилика Крузе

44°36′45″ с. ш. 33°29′47″ в. д.HGЯO

Базилика № 7 (Крузе) была обнаружена в 1827 году. Раскопками руководил морской офицер лейтенант Г. Крузе по приказу командира черноморской эскадры и губернатора Севастополя А. С. Грейга. Крузе не закончил раскопки из-за начавшейся в Севастополе эпидемии чумы. Доследовал памятник через полвека К. К. Косцюшко-Валюжинич. В 1998—1999 годах доследовал памятник М. И. Золотарёв совместно с австрийскими археологами. Современные регулярные раскопки начались с 2005 года.

Перед базиликой отсутствовала площадь. Она была расположена на пересечении продольной и поперечной улиц. Дата её постройки V — начало-середина VI века. Этот храм является уникальным по своим пропорциям и конструктивным особенностям: его ширина (без апсиды) равна длине; алтарная часть — триконхиальная апсида (в виде трилистника); узкие боковые нефы; отсутствовал правый боковой вход. Стены были сложены из больших тёсаных известняковых блоков, пространство между которыми забутовано необработанным камнем, скреплённым известковым раствором. Храм просуществовал примерно до рубежа X—XI века, затем на его месте был устроен некрополь[11].

Северная базилика

44°36′48″ с. ш. 33°29′31″ в. д.HGЯO

Раннесредневековая базилика, существовавшая с VI до XI века. Открыта в 1861 году, доследовалась в конце XIX века и в 1981 году. Базилика имела с западной стороны небольшой предхрамовый двор — аулу. Далее через нартекс[К 7] молящиеся попадали через три двери в трёхнефный зал. С южной стороны к базилике примыкала небольшая часовня. В XII веке на месте центрального алтарного нефа была построена церковь-усыпальница, прослужившая до конца XIII века[12].

Базилика в базилике

Базилика в базилике

44°36′41″ с. ш. 33°29′23″ в. д.HGЯO

Храмовый комплекс был открыт в 1889 году во время археологических раскопок под руководством К. К. Косцюшко-Валюжинича. Комплекс состоит из двух трёхнефных базилик — «большой» и «малой», построенных в разное время. Первая, бо́льшая по размерам, построена в VI веке, разрушена в Х. Вторая, малая по размерам, выстроена в X веке в центральном нефе предыдущей базилики. При её строительстве были использованы мраморные архитектурные детали храма ранней постройки. Малая базилика погибла от пожара в конце XIII века. В 1971—1974 годах реставрационные работы и доследования проводились здесь под руководством С. Г. Рыжова[13].

Примечания

Комментарии
  1. По приезде в Херсонес епископа Капитона язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в бога, которого он проповедует. Святой Капитон в святительском облачении вошёл в разведённый костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих углей. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога христианского.
  2. Традиционно местами собрания христиан считаются «могилы мучеников» — они и становились алтарями. По римским законам разрешалось свободное существование погребальных ассоциаций, которые пользовались правом собраний в местах погребения своих участников и могли иметь алтари для культовых обрядов.
  3. В «Житиях» отсутствуют сведения о постройке на месте «чуда святого Капитона» храма
  4. Упоминания об этой постройке в произведении Прокопия, написанном в 560 году, нет.
  5. Этим храмом могла быть церковь святого апостола Петра, возведённая святым епископом Капитоном. Упоминается в тексте «Жития святых епископов херсонских».
  6. «Жития» описывают воскрешение первым епископом Херсонеса святым Василеем сына одного из правителей города. Мальчик был похоронен в склепе недалеко от города. Родители просили святого воскресить ребёнка. Василей омыл его тело «по обряду крещения» и после молитвы епископа мальчик воскрес. Свершившееся чудо привело к крещению родителей ребёнка и их окружения.
  7. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.
Источники
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Фомин М. В., Шевцова А. А. О раннехристианских комплексах Херсонеса // Вестник Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина // Серия «История», № 47 : журнал. — 2013. — № 1087. — С. 22—33.
  2. Базилика 1935 года. Сайт музея «Херсонес Таврический». Дата обращения: 17 января 2020. Архивировано 11 января 2020 года.
  3. Святые Священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий И Капитон. Православный календарь. Дата обращения: 17 января 2020. Архивировано 21 декабря 2019 года.
  4. Кутайсов В. А. Четырёхапсидный храм Херсонеса // «Советская археология». — Наука, 1982. — № 1. — С. 155-169. — ISSN 0038-5034.
  5. Могаричев Ю. М., Сорочан С. Б. и др. Жития епископов Херсонских в контексте истории Херсонеса Таврического. — Харьков: Нартекс, 2012. — Т. 1. — С. 203—273. — 416 с. — ISBN 978-617-562-006-9.
  6. Базилики древнего Херсонеса. Уваровская базилика. Крымский туристический портал. Дата обращения: 17 января 2020. Архивировано 30 декабря 2019 года.
  7. Сорочан С. Б. О базилике апостола Петра и храмовом комплексе Восточной площади византийского Херсона // Византийский временник : журнал. — 2006. — Т. 65 (90). — С. 223—230.
  8. Фомин М. В. Мартирий склеп «на земле Н. И. Тура» как памятник христианизации Херсонеса // Вестник Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина // Серия «История», № 53 : журнал. — 2018. — № 2017. — С. 72—78. — ISSN 2220-7929.
  9. Базилики древнего Херсонеса. Западная базилика. Крымский туристический портал. Дата обращения: 17 января 2020. Архивировано 30 декабря 2019 года.
  10. Базилика на холме. Сайт музея «Херсонес Таврический». Дата обращения: 17 января 2020. Архивировано 15 мая 2011 года.
  11. Ушаков С. В. Базилика Крузе в Херсонесе: новые исследования // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма (МАИАСК) : журнал. — 2014. — № 6.
  12. Базилики древнего Херсонеса. Северная базилика. Крымский туристический портал. Дата обращения: 17 января 2020. Архивировано 30 декабря 2019 года.
  13. Базилика в базилике. Сайт музея «Херсонес Таврический». Дата обращения: 17 января 2020. Архивировано 1 декабря 2012 года.