Притвор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Нартекс на условной схеме западноевропейского храма

Притво́р (от др.-рус. и ст.-слав. притворъ — ’пристройка‘[1][2][3]) — пристройка перед входом в храм (композиционно притвор можно соотнести с прона́осом, передней проходной частью античного храма). Обычно примыкает к западной стороне христианского храма. В XII веке на Руси возник новый тип храма с тремя притворами: с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проёмом, аркой или колоннами[4].

Известен с IV—VI вв. под названием на́ртекс (от греч. νάρθηξ — ларчик, шкатулка)[4]: последний располагается с западной стороны и изнутри полностью открыт в основной объём храма.

Функционально эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии[4], куда могли входить, кроме иудеев, также язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем «слушающие», но также и иудеи (по крайней мере, с IV века), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня — купель для крещения.

В древности в русских храмах часто притворов не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в церкви уже строго не отделялись оглашенные, то есть готовящиеся принять крещение, и кающиеся. К этому времени людей уже крестили, как правило, в младенческом возрасте, причём крещение взрослых иностранцев было не так часто, чтобы ради этого делать притворы. Те христиане, которые за греховное поведение или проступки получили церковное наказание — епитимию, стояли некоторую часть церковной службы у западной стены храма или на паперти.

Впрочем, в дальнейшем возобновилось массовое строительство притворов. Собственное название этой части храма — трапезная, поскольку раньше в ней устраивались угощения для нищих в праздничные дни или дни поминовения усопших. Теперь почти все православные храмы имеют притворы.

В настоящее время по Церковному Уставу они имеют богослужебное значение: здесь совершаются литии во время всенощного бдения, повечерие, полунощница и оглашение, панихиды по усопшим[4]. В притворе даётся очистительная молитва родительнице на 40-й день после родов: без неё невозможно входить в храм. Иногда в притворе, например, в монастырях, устраивается трапеза после литургии, подобно тому, как в древности здесь же, вслед за таинством причащения, для всех верующих приготовлялся ужин или вечеря любви. Дозволяется мирянам приносить в притвор в день Пасхи куличи, сыр и яйца для освящения.

Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.

См. также

Примечания

  1. Фасмер М. Притвор // Этимологический словарь русского языка.
  2. Miklosich F. Etymologisches Wörterbuch der slavischen Sprachen. — Wien: Wilhelm Braumüller, 1886. — 366 p. (нем.)
  3. Етимологічний словник української мови: в 7 т. — Київ: Наукова думка. — Т. 4: Н — П. — 2003. — С. 580. (укр.)
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Притвор // Полупроводники — Пустыня [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 528. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4.

Литература