РД-0110
РД-0110 | |
---|---|
Тип | жидкостный ракетный двигатель |
Топливо | керосин |
Окислитель | жидкий кислород |
Камер сгорания | 4 + 4 рулевые |
Страна | СССР, Россия |
Использование | |
Время эксплуатации | с 1965 года |
Применение | Блок И (РН «Союз», «Молния-М» |
Создан на основе | РД-108 |
Развитие | РД-0110Р[1] |
Производство | |
Конструктор | КБХА (г. Воронеж) |
Время создания | 1963 год |
Обозначение | 11Д55 (РД-461, РО-9) |
Производилось | 1965 год |
Всего выпущено | >1500 |
Варианты | РД-0110МД |
Массогабаритные характеристики |
|
Масса | 408,5 кг |
Высота | 1575 мм |
Диаметр | 2240 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга | 298 кН (30,38 тс) в вакууме |
Удельный импульс | 326 с (3195 м/с) в вакууме |
Время работы | 240 с |
Давление в камере сгорания | 69,5 кгс/см² (6,8 МПа) |
РД-0110 (11Д55 по классификации ГРАУ) — четырёхкамерный жидкостный ракетный двигатель, работающий на керосине и жидком кислороде. Создан в Конструкторском бюро химавтоматики (КБХА), используется на третьей ступени ракет-носителей «Союз» и «Молния-М» (Блок И).
История
Семейство двигателей РД-107, РД-108 и РД-0110 создавалось на базе отработанного ранее ракетного двигателя РД-106, использовавшегося на второй ступени МБР Р-9А. Ведущим конструктором этих двигателей был Я. И. Гершкович. РД-0110 стал последним и наиболее совершенным в семействе, его разработка началась в 1963 году, первые лётные испытания прошли в 1965 году, а в 1967 году двигатель был пущен в серию.
Производится РД-0110 на Воронежском механическом заводе.
В конце 2013 года состоялось первое лётное испытание модифицированного РД-0110 — рулевого двигателя РД-0110Р главного конструктора Горохова В. Д.. Этот двигатель с укороченными («земными») соплами и отклонением основных камер входит в состав первой ступени ракеты «Союз-2.1в» вместе с двигателем НК-33.
В 1993 году стартовала программа разработки замены двигателю РД-0110. В 2006 она успешно завершилась созданием РД-0124. Этот двигатель похож на РД-0110 только присоединительными размерами, количеством основных камер (четыре) и величиной тяги. Из-за того, что новый двигатель существенно дороже, и из-за недостаточной статистики реальной надёжности, старый и новый двигатели будут выбираться в зависимости от задач каждого конкретного пуска.
Конструкция
Двигатель выполнен по открытой схеме. Состоит из одного турбонасосного агрегата, четырёх основных камер сгорания и четырёх рулевых сопел, через которые истекает газ, приводящий в действие турбонасосный агрегат [2].
Примечания
- ↑ В КБХА проведено первое успешное огневое испытание нового ракетного двигателя РД-0110Р . Дата обращения: 9 июля 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ ГКНПЦ имени М. В. Хруничева | Жидкостный ракетный двигатель РД-0110 (11Д55) . Дата обращения: 28 ноября 2012. Архивировано 4 августа 2021 года.