РД-301

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
РД-301
Ракетный двигатель «РД-301» в музее ГДЛРакетный двигатель «РД-301» в музее ГДЛ
Тип ЖРД
Топливо жидкий аммиак
Окислитель жидкий фтор
Камер сгорания 1
Страна СССР
Использование
Время эксплуатации не использовался
Производство
Конструктор В. П. Глушко
Время создания середина 1970-х гг.
Массогабаритные
характеристики
Рабочие характеристики
Тяга Вакуум: 98,1 кН
Удельный импульс Вакуум: 3928 м/с
Время работы 750 c
Давление в камере сгорания 11,8 МПа

«РД-301» (11Д14[1]) — советский высокоэффективный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД). Был создан в середине 1970-х годов для использования на верхних ступенях ракет и разгонных блоках. Использовал крайне редко встречающееся сочетание окислителя и горючего — жидкий фтор + жидкий аммиак. Прошёл полный объём стендовых испытаний (в т.ч. на НТЦ «Приморский»), включая официальные, но в полётах ни разу не использовался,[2] при том, что к полётам был вполне готов.[3] По эффективности двигатель был близок к двигателям на паре кислород-водород. В обращении двигатель оказался сложным и опасным из-за высокой химической активности фтора, высокой токсичности компонентов топлива и продуктов их реакции. Собственно, эти причины и привели к тому, что двигатель не нашёл применения: сначала концепция фторных двигателей была пересмотрена в сторону более эффективной и несколько менее ядовитой топливной пары фтор-водород, а затем от фторного окислителя окончательно отказались.[1][3]

Устройство

Конструкция двигателя частично заимствована от более ранних, экспериментальных двигателей 11Д13 и 8Д21.[1] ЖРД замкнутого цикла с дожиганием восстановительного газа в камере сгорания с температурой 4400 К. Соотношение компонентов топлива 2,7. Охлаждение горючим (регенеративное и завеса в камере сгорания). Турбонасосный агрегат одновальный, 1265 кВт, 470 об./с. Газогенератор работает на компонентах топлива. Управление системой электропневмоклапанами, использующими сжатый гелий. Существовали варианты для однократного и многократного запуска.[2] В процессе разработки была разрешена масса технических сложностей, связанных с крайней агрессивностью окислителя, высокими требованиями к культуре производства.[1]

Предполагаемое использование

Разработка была начата на перспективу, без рассмотрения конкретной ракетной ступени, с расчётом на то, что хороший двигатель всегда будет востребован. Разработке предшествовали двигатели однократного запуска со сходными характеристиками, в частности, 8Д21.[1] Рассматривалось использование двигателя на третьей ступени ракеты-носителя «Протон». Ожидалось почти полуторное увеличение грузоподъемности носителя при выводе на низкие орбиты. Были начаты (но остановлены) работы по подготовке стартовых комплексов к заправке верхних ступеней фтором и аммиаком.[3] Была заинтересованность и со стороны разработчиков в рамках советской лунной программы.[1] Есть упоминания о том, что рассматривалась разработка особого варианта разгонного Блока Д.[4]

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Вячеслав Рахманин. НПО Энергомаш. «Фторный ЖРД: соотношение возможности и необходимости» Архивная копия от 7 ноября 2009 на Wayback Machine.
  2. 2,0 2,1 Энциклопедия «Космонавтика» под ред. В. П. Глушко. М: «Советская энциклопедия», 1985.
  3. 3,0 3,1 3,2 Журнал «Новости космонавтики», май 1998. И. Афанасьев. «РН „Протон“: неслетавшие варианты» Архивная копия от 31 июля 2012 на Wayback Machine.
  4. Химкинский новостной портал Архивная копия от 26 ноября 2015 на Wayback Machine.