РД-170

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
РД-170
Тип ЖРД
Топливо керосин
Окислитель жидкий кислород
Камер сгорания 4
Страна  СССР
Использование
Время эксплуатации 19871988 годы
Применение «Энергия» (первая ступень)
«Зенит» (РД-171)
Развитие РД-180, РД-191
Производство
Конструктор НПО «Энергомаш» им. академика В. П. Глушко
Время создания 1981 год
Обозначение 11Д520
Производилось 1984 год
Варианты РД-170, РД-171, РД-171M, РД-171МВ
Массогабаритные
характеристики
Масса 9750 кг
Ширина 3600 мм
Высота 4000 мм
Диаметр 3600 мм
Рабочие характеристики
Тяга Вакуум: 806,2 тс (7906 кН)
Ур. моря: 740 тс (7257 кН)
Удельный импульс Вакуум: 337,2 с (3308 м/с)
Ур. моря: 309,5 с (3036 м/с)
Время работы 150 с
Давление в камере сгорания 250 кгс/см2
Степень расширения 36,87
Отношение окислитель/топливо 2,6
Тяговооружённость 82,66
Зажигание химическое

РД-170 — советский жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), разработанный КБ «Энергомаш» (начало работ 1976). Четырёхкамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин. Разработан для ракеты-носителя «Энергия».

Тяга РД-170 — около 740 тонн-сил на уровне моря, он является самым мощным жидкостным ракетным двигателем в мире из когда-либо созданных (вторым по мощности является американский F-1, устанавливавшийся на первой ступени РН «Сатурн-5», который является самым мощным, но уже среди однокамерных ЖРД), при почти одинаковой массе и габаритах, по сравнению с F-1. При этом РД-170 намного эффективнее расходует топливо, поскольку обладает в 3,5 раза большим давлением в камерах сгорания и построен по схеме закрытого цикла, в отличие от F-1, использующего более простой, но менее эффективный открытый цикл. Именно благодаря этому при почти одинаковом расходе топлива тяга РД-170 на уровне моря превосходит тягу F-1 примерно на 7,2 %.

Предназначен для многоразового использования (аттестован для 10-кратного использования). Базовый вариант использовался на первой ступени РН «Энергия» и «Зенит»; на его основе разработаны двигатели РД-180 (применяющийся на американских РН «Атлас-3» и «Атлас-5») и РД-191 (для РН «Ангара»).

До РД-170 в 1973—1974 годах по программе разработок экологически чистых двигателей велись разработки и других двигателей (РД-123, РД-124, РД-125); к примеру, в июне 1974 года были разработаны технические предложения по двигателю РД-150 с тягой до 1500 тс[1] (по другим данным, 1002,6 тс на уровне моря и 1135,9 тс в вакууме[2]).

Характеристики

Варианты

Модель РД-171
  • РД-170 — для первой ступени «Энергии». Двигатель может обеспечить управление в двух плоскостях — по тангажу и по рысканию, благодаря синхронному качанию всех четырёх камер двигателя.
  • РД-171 — в отличие от базовой модели РД-170, управляет каждой камерой только в одной плоскости, все камеры двигателя качаются тангенциально. Двигатель РД-171 используется в ракетах-носителях «Зенит».
  • РД-171МВ — разрабатываемый модернизированный вариант двигателя РД-171М для использования в первой ступени новой ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» и в первой же ступени будущей сверхтяжелой ракеты для полетов в ближний и дальний космос.
  • РД-175 — разрабатываемый вариант с двумя ТНА, тягой в 980 тонн у земли и 1000 тонн в вакууме, для перспективной ракеты Энергия-К (достичь этого можно тремя способами: 5-камерная версия РД-170 с небольшим форсированием (в габарит 4,1 м почти вписывается), вариант РД-170 по схеме газ-газ, с увеличением ВЧ устойчивости и расширением КС с 370 до стандартных 430 мм, перевод РД-170 на кислород-НДМГ/НДБГ со скачкообразным ростом ТТХ: давление с 250 до 330 атм, УИ с 309,5 до 333 с, тяга до 265 тс на камеру, в то же время двигатели с несколькими ТНА бесперспективны в плане надёжности, и Глушко при разработке РД-170 от такого варианта отказался)[3].

См. также

Примечания

  1. Губанов Б. И. Глава 7. Прежде всего — о двигателе первой ступени РД-170 // Триумф и трагедия «Энергии». Размышления главного конструктора. — Нижний Новгород: НИЭР, 1998. — Т. 3: «Энергия» — «Буран».
  2. Двигатели. НПО Энергомаш. Дата обращения: 1 мая 2012. Архивировано 3 марта 2012 года.
  3. Вести.Ru: Мотор для Луны Архивная копия от 10 июля 2014 на Wayback Machine.

Ссылки