Пулмен (рабочий посёлок)
Достопримечательность | |
Рабочий посёлок компании «Пульман» | |
---|---|
Pullman | |
Страна | США |
Местоположение | Чикаго |
Архитектор |
Солон Беман Натан Барретт |
Первое упоминание | 1880 год |
Строительство | 1880-е годы |
Состояние | Частично сохранился |
Координаты: 41°41′50″ с. ш. 87°36′34″ з. д.HGЯO |
Пу́лмен[1] (англ. Pullman) — бывший рабочий посёлок вагоностроительной компании «Пульман», построенный в 1880-е годы к югу от Чикаго. Крупнейший рабочий посёлок своего времени в США был задуман как самодостаточный закрытый городок с первоклассными коммунальными услугами и высоким качеством жизни. Помимо собственно завода «Пульман» и его заводов-спутников, посёлок включал более 1800[2] жилых квартир в малоэтажных домах, общественно-торговый центр, школу, собственное энергохозяйство, водоснабжение, канализацию и трамвайную сеть. Джордж Пульман рассчитывал, что образцовые условия жизни помогут компании привлекать и удерживать лучшие рабочие кадры и при этом извлекать прибыль из арендных поступлений. На практике его патерналистский подход оказался несостоятельным. Кровопролитная пульмановская стачка 1894 года разрушила социальное устройство посёлка. После подавления беспорядков в крупных городах власти обвинили Джорджа Пульмана в создании предпосылок к конфликту. По решению суда компания была вынуждена передать городу Чикаго или продать все непрофильные активы. В 1907 году неудавшийся социальный эксперимент был навсегда свёрнут, а бывший образцовый посёлок стал обычным заводским предместьем.
В межвоенный период Пулмен пришёл в упадок. Современный Пулмен — один из 77 районов Чикаго, памятное историческое место США с 1969 года и национальный монумент США с 2015 года. В районе сохранились историческая жилая застройка к югу от завода, с рыночной площадью, церковью, пожарной частью и отелем «Флоренс», и частично — здание заводоуправления и сборочных цехов завода.
Основатель
Джордж Мортимер Пульман занялся железнодорожным бизнесом в середине 1850-х годов[3][4]. Во время Гражданской войны он разработал революционную конструкцию спального вагона[5][6]. Пульмановский вагон превосходил по уровню комфорта все существовавшие образцы, но стоил в четыре раза дороже[5], а главное — не вписывался в тогдашние габариты американских железных дорог[7][6]. В первое послевоенное десятилетия железные дороги поэтапно расширили габариты приближения станций и мостов[7], что позволило Пульману начать серийное производство, расширить номенклатуру вагонов и установить монополию на их производство и эксплуатацию[8]. Компания не продавала фирменные спальные вагоны железным дорогам, а сама эксплуатировала их[9]. Современники были уверены, что бизнес-модель Пульмана провалится, но ему удалось, казалось бы, невозможное[9]. В рекордный 1893 год выручка достигла 11,4 млн долларов в год (из них 9,2 млн — доходы от эксплуатации пассажирских вагонов), а стоимость активов — 62 млн долларов[10]. В компании трудилось 14,5 тысяч человек[10]; маршруты, обслуживаемые её вагонами, охватывали три четверти магистральных железных дорог США[8].
Джордж Пульман и его партнёры по совету директоров управляли компанией консервативно и благоразумно[11]. Благодаря монопольному положению «Пульман» имела стабильно высокую прибыль и стабильно большую «подушку безопасности» из наличности и ликвидных активов (25 млн долларов в 1893 году)[12]. Компания не привлекала крупные займы и не занималась махинациями с собственными акциями[13]. Политики обвиняли «Пульман» в завышении цен на билеты, но не могли повлиять на них в рамках закона[14]. Компания не подчинялась федеральному транспортному агентству , так как юридически не считалась перевозчиком: она лишь предоставляла клиентам места в вагонах, а перевозкой этих вагонов занимались железные дороги[14].
Личность Джорджа Пульмана не имеет однозначной оценки[15]. Он был волевым, жёстким руководителем, отличавшимся феноменальной памятью и склонным к парадоксальным решениям[15]. Он лично управлял всеми службами большой корпорации и при этом охотно делегировал полномочия узкому кругу доверенных лиц[15]. Современники, не входившие в этот круг, считали Пульмана вспыльчивым, агрессивным и не склонным к компромиссам ни с клиентами компании, ни с её коллективом[15]. Пульман не был филантропом и не стремился казаться таковым[16]. Он сторонился светской жизни и при этом был тщеславным в мелочах[17]. Материальным воплощением его тщеславия, по мнению Джейн Аддамс, и стал посёлок в пригороде Чикаго[17].
Замысел
В 1870-е годы основное производство «Пульман» базировалось в Детройте[18]. Компания нуждалась в расширении и модернизации производства и приняла решение строить новый завод на новой площадке[18]. Не сумев договориться с землевладельцами Сент-Луиса, Пульман обратил внимание на пригороды Чикаго, где уже владел участками близ озера Кальюмет[19]. В январе — апреле 1880 года компания негласно приобрела более 4 тысяч акров (1,6 км²) невозделанной, частично заболоченной прерии к югу от Чикаго, в черте поселения Гайд-Парк[20][21]. Земля обошлась в 800 тысяч долларов; примерно четверть её, наиболее удалённая от Чикаго, предназначалась для строительства завода и посёлка, остальное — для спекулятивной перепродажи[22][21].
К западу от участка проходили магистральные железные дороги в Чикаго, к востоку располагалось мелководное озеро Кальюмет, сообщающееся с озером Мичиган[23][19]. Джордж Пульман придавал водному транспорту преувеличенное значение, и возможность соединить завод и озеро Мичиган судоходным каналом стала решающим фактором при выборе участка[23]. На практике прокладка канала оказалась нецелесообразно дорогой, и от неё пришло отказаться[23].
Замысел посёлка был предопределён патерналистскими взглядами Джорджа Пульмана на трудовые отношения. Источники и развитие этих взглядов достоверно не известны; вероятно, свои роли сыграли опыт образцового английского посёлка Солтейр (что сам Пульман публично отрицал[24]) и роман Чарльза Рида «Поставь себя на его место»[25][26]. Пульман не допускал на заводы профсоюзы; он полагал, что конфликты между капиталистами и рабочими одинаково вредны для всех сторон[27]. Одной из причин конфликтов были жилищные условия, которые, по мнению Пульмана, можно и нужно было улучшать[27][28]. Он считал, что благоустроенные посёлки и комфортные квартиры сами по себе успокоят протестные настроения и гарантируют благополучие бизнеса на много лет вперёд; они привлекут в компанию лучших рабочих, уменьшат текучесть кадров и вероятность трудовых споров[27][29]. Пульман не приветствовал урбанизацию: его идеалом было компактное, обособленное поселение вдали от большого города, воспроизводящее в современных условиях уклад жизни фабричных городков Новой Англии и ограждающее рабочих от порочных влияний[30]. Рабочее жильё должно было быть не только качественным и безопасным, но и внешне привлекательным: для Пульмана красота сама по себе была деловым активом, косвенно увеличивающим прибыль компании[31]. Кроме того, служебное жильё в заводском посёлке могло и должно было стать стабильным источником прямых арендных доходов с рентабельностью не менее 6 % в год[27]. Как говорил Пульман, «наш бизнес-план — сама простота. Мы — арендодатели и работодатели [одновременно]. Вот и всё»[32].
По мнению Стенли Будера, прямолинейные утверждения такого рода были адресованы не столько внешней публике, сколько акционерам и директорам компании[33]. Пульман затеял рискованное предприятие и пытался всячески принизить степень риска в их глазах в то время, как финансисты Уолл-стрит открыто высмеивали его планы[34]. Совет директоров компании поначалу отказывался утверждать предложенный план: часть директоров предлагала заселять рабочих в примитивные, дешёвые бараки[35]. Пульман добился принятия нужного ему решения и лично возглавил проект[27].
Строительство
Ещё до скупки земель, в январе 1880 года, Пульман назначил главным архитектором посёлка двадцатисемилетнего Солона Бемана (1853—1914)[23][36]. Несмотря на возраст, Беман уже имел за спиной одиннадцать лет работы в мастерских Ричарда Апджона и три года собственной архитектурной практики[36]. Ему довелось работать с личным ландшафтным архитектором Пульмана Натаном Барреттом (1845—1919), который и познакомил Бемана с шефом[23]. В ноябре 1879 года Беман, до того ни разу не соприкасавшийся с промышленной архитектурой, по личной инициативе съездил в Детройт и Нью-Йорк, посетил там новейшие заводы и железнодорожные депо и составил альбом эскизных предложений для Пульмана[36]. Тот оценил работы и энергию Бемана и поручил ему архитектурное проектирование и строительство завода и посёлка, а Барретту — проработку генерального плана и ландшафтное проектирование[23][36].
В апреле 1880 года строители уложили на площадке дренаж и выполнили подсыпку грунта[37]; в мае начались прокладка подземных коммуникаций и возведение заводских цехов[37][23]. Для экономии средств компания не стала привлекать сторонних подрядчиков, а сама управляла строительством и нанимала рабочих и специалистов и сама производила кирпич и столярные изделия[38][39]. Сезонный кирпичный завод компании работал только летом; на нём трудились низкооплачиваемые франкоканадцы, на зиму уходившие заготавливать лёд для пульмановских вагонов-ресторанов и ледников[40]. Именно благодаря низкой стоимости собственного производства Беман смог отказаться от традиционных для США каркасных домов в пользу долговечного и негорючего кирпича[38].
В октябре 1880 года были возведены первые цеха завода, и началось строительство жилых домов в южной жилой зоне[39]. В это время в Пулмене работали до двух тысяч человек, преимущественно неквалифицированные ирландцы из Чикаго[41]. Наступление зимних холодов лишь немного замедлило темп работы: уже в январе 1881 года был завершён и заселён первый жилой дом, в апреле 1881 года компания ввела в эксплуатацию основное производство завода, осенью 1882 года началось строительство северной жилой зоны[38][42]. Строительство завода и южной жилой зоны с общественным центром было в целом завершено в 1884 году; стоимость работ составила 8 миллионов долларов[38][43]. Застройка северной жилой зоны продолжалась до 1891 года[44]. Джордж Пульман дал работе Бемана и Барретта высшую оценку и до конца своей жизни поручал им работы в собственных усадьбах[45].
Инженерные системы
Самыми сложными инженерными проблемами стали водоснабжение и канализация[47]. Вода из озера Кальюмет, поступавшая в посёлок в первые годы его существования, была непригодна даже для стирки[47]. В конце 1882 года организаторы договорились с советом Гайд-Парка и подключились к его водозабору на озере Мичиган[47]. Насосная станция Гайд-Парка обеспечивала нормальные потребности завода и посёлка, а заводская водонапорная башня — аварийный противопожарный резерв[48][46].
В подземных этажах водонапорной башни располагался отстойник для сбора сточных вод всего посёлка[38][46]. Сброс стоков в мелководное озеро Кальюмет не имел смысла, а прокладка коллектора до озера Мичиган — запретительно дорога[38]. Поэтому Пульман принял решение перекачивать стоки на поля фильтрации при опытной заводской ферме: один акр сельскохозяйственной земли обеспечивал потребности в канализации примерно одной сотни жителей[47]. Ферма, стоившая компании 300 000 долларов, уже в 1882 году стала самоокупаемой, а с 1883 года приносила стабильный доход в 8 % годовых[47][49].
Газ, поступавший в осветительные и отопительные сети, первоначально производился на заводе из каменного угля; позже посёлок был подключён к городской газовой сети Чикаго[50]. В конце 1880-х годов в посёлке появилась собственная трамвайная сеть — она служила и средством транспорта, и полигоном для испытания продукции[51].
Завод и посёлок изначально не были электрифицированы. Станки приводились в движение уникальной паровой машиной Корлисса мощностью 2500 л. с., построенной к Всемирной выставке 1876 года[52][53]. Гигантскую машину перевезли в разобранном виде на завод и по настоянию Пульмана смонтировали в остеклённом павильоне таким образом, чтобы она была видна из проходящих поездов[54][55]. Топливом служили отходы столярных цехов — стружка и щепа, поступавшие в котлы по пневматическим трубопроводам[54]. Передача мощности к станкам осуществлялась посредством вала почти километровой длины, уложенного в подземной галерее под цехами[52]. В 1910 году завод был электрифицирован, а паровую машину демонтировали и продали на металлолом[52][56].
Общественные здания
Заводские цеха и общественные здания строились в духе кирпичной викторианской архитектуры[57]. Поворот американской архитектуры к неоклассике и бозару состоялся после чикагской выставки 1893 года, а в 1880 году в США безоговорочно преобладал викторианский историзм[58].
Центром и наиболее заметным ориентиром посёлка служила башня заводоуправления[59][60]. Между нею и железной дорогой был устроен парк с искусственным прудом, в который сбрасывали конденсат из паровой машины[59][46]. После завершения электрификации завода пруд засыпали ради расширения дороги[60] (бывший бульвар Пульмана, современная Коттедж-Гроув-Авеню)[61].
Общественный центр посёлка примыкал к заводу с юга, образуя единый ансамбль с его цехами. Крупнейшей и наиболее затратной постройкой стала «Аркада» (англ. The Arcade) — многофункциональный пассаж под стеклянной кровлей, где размещались театр на тысячу зрителей, библиотека, магазины, банк Пульмана, почтовое отделение и медицинские кабинеты[62][63]. Образцом планировки здания, предположительно, послужила хорошо знакомая Пульману «аркада Рейнольдса» в Рочестере[64]. Отделкой театра и библиотеки занимались лучшие мастера; газеты утверждали, что интерьер театра Пульмана не уступал нью-йоркским образцам[65][66].
Непосредственно к востоку и северо-востоку от «Аркады» располагались регулярный парк с концертной площадкой[59] и отель «Флоренс», оформленный в «стиле королевы Анны» и названный в честь любимой дочери Джорджа Пульмана[62][67]. Один из номеров был постоянно зарезервирован за самим Пульманом, который обычно жил в центре Чикаго[62][68]. К югу от «Аркады», вдоль железной дороги, располагались в ряд здания пожарного депо и заводской конюшни, «Казино» — здание жилищно-эксплуатационных служб с залом для общественных собраний[69] — и трёхэтажная школа на 800 учеников (фактически в 1888 году в ней учились более 1300 детей)[70][71]. Восточнее парка «Аркады» Пульман построил церковь на 600 прихожан[72] — единственное здание посёлка, сложенное не из кирпича, а из серпентинитового камня из Новой Англии[70].
Газеты превозносили Пулмен как «город-сад», но в действительности площадь его парков составляла всего 12 га (30 акров) — менее 1 % владений компании[59]. Помимо упомянутых парков при заводоуправлении и «Аркаде», каждый из которых занимал по одному кварталу, парки располагались к востоку от посёлка: один на берегу озера Кальюмет[59], другой на искусственном островке на том же озере[73]. Занятия физкультурой и спортом допускались только в этих окраинных парках[73].
Жилая застройка
В первой очереди посёлка, завершённой в 1885 году, было около 1400 жилых квартир; население посёлка составляло 8500 человек, из которых 2700 трудились на заводах компании[74]. В рекордный 1893 год число квартир достигло 1800, а численность населения и заводского персонала — 12 600 и 5500 человек соответственно[74].
Жилые зоны посёлка были пронизаны регулярной сеткой улиц и застроены типовыми кирпичными домами[70]. Улицы получили имена изобретателей: Бессемера, Морзе, Стефенсона, Уатта, Уитни , Фултона и Эрикcсона[48], а 111-я улица, отделявшая завод от южной жилой зоны, стала «бульваром Флоренс» в честь дочери Пульмана[75]. Проезжие части были замощены макадамом, все свободные от мощения и застройки земли засеивались плотным газоном[76]. Чтобы разорвать монотонность уличной сетки, Беман и Барретт разместили в трёх кварталах от «Аркады» круглую рыночную площадь[70]. В её центре располагалось квадратное двухэтажное здание рынка: на первом этаже велась торговля мясом и овощами с заводской фермы, а второй был отведён под зал собраний[2][49]. Первое здание рынка, построенное в 1880 году в викторианском «кирпичном стиле», сгорело в 1892 году[58][77]. После пожара на том же месте было воздвигнуто второе здание рынка в три этажа, композиционно тяготевшее к классицизму, с проработкой фасадов в «итальянском стиле»[70][58]. Тогда же Беман построил четыре здания торговых галерей по внешней окружности площади[70][58].
Южная и северная жилые зоны существенно различались в качестве застройки и бытового устройства. Северная зона предназначалась для низкооплачиваемых рабочих вспомогательных производств; здесь строилось качественное, но дешёвое жильё и не было ни одного общественного или торгового здания[78]. Вся торговля была сосредоточена к югу от завода, где строилось жильё трёх разных типов[2][78].
Вдоль бульвара Флоренс были выстроены девять просторных особняков для руководителей завода[2]. Вероятно, они не пользовались спросом, так как уже в 1883 году один из особняков был переоборудован в пансион[79]. На соседней Фултон-стрит стояли в ряд десять трёхэтажных домов для неквалифицированных рабочих[2]. Жилая площадь в таких домах была поделена на квартиры в две-четыре комнаты без санузлов; на блок из пяти квартир приходилась одна общая раковина с водопроводной водой[2]. Абсолютное большинство квартир южной зоны располагалось в двухэтажных таунхаусах с полным набором коммунальных услуг[59]. Современники характеризовали их стилистику как «неороманскую», «неоготику» и «стиль королевы Анны», но по существу это были утилитарные постройки, с минимально возможным для своего времени декором и качественным инженерным оснащением[80][57]. Типичная жилая ячейка, предназначенная для квалифицированных, платёжеспособных рабочих, имела два надземных этажа и просторный, хорошо вентилируемый подвал[2]. Все дома были подключены к водопроводу и канализации и газифицированы[2]; газ обходился жильцам вдвое дороже чикагских цен[81]. На заднем дворе каждого дома располагался типовой сарайчик для дров и угля, самостоятельное возведение каких-либо иных построек запрещалось, как и содержание лошадей[59], кур и прочей живности[82]. Владельцы лошадей были обязаны арендовать стойла в конюшнях компании, расположенных близ железной дороги[59][71].
Правовой режим
В 1880—1889 годы территория посёлка входила в состав поселения Гайд-Парк . Поселением управляли шесть выборных советников, одного из которых номинально избирали жители посёлка[83]. Право голоса на выборах имела лишь седьмая часть жителей: большинство рабочих завода были недавними иммигрантами, которые ещё не успели натурализоваться в США или вовсе не пытались сделать это[84][85]. Непосредственное управление посёлком возлагалось на сити-менеджера (англ. town agent), назначаемого лично Пульманом и не подчинявшегося совету Гайд-Парка[86]. Все службы посёлка были структурными подразделениями компании; единственным формально демократическим институтом был выборный совет школьного округа, в котором фактически распоряжались представители Пульмана[87][88].
В 1885 году преследуемые Пульманом оппозиционеры во главе с Джоном Хопкинсом начали кампанию за включение Гайд-Парка в состав города Чикаго и в 1889 году добились желаемого на местном референдуме[89][90]. Территория посёлка юридически перешла под контроль властей Чикаго, но до кризиса 1893—1894 годов все рычаги управления оставались в руках Пульмана[91].
Вся недвижимость посёлка принадлежала компании. Установленные ею арендные платежи были примерно на четверть дороже аналогичного жилья в Чикаго[92]. Самые дешёвые квартиры без удобств стоили 4 доллара в месяц, типичный пятикомнатный таунхаус для рабочей семьи — 16 долларов в месяц[92]. Заработная плата в 1885 году составляла от 1,3 до 4 долларов за смену при типичном уровне в 2,5—2,75 доллара за смену[93], то есть аренда дешёвой квартиры обходилась примерно в пятую часть заработной платы неквалифицированного рабочего, а квалифицированные рабочие отдавали за аренду таунхаусов треть своих доходов[94]. Договора аренды заключались на длительные сроки и включали, помимо множества мелочных запретов и предписаний, пункт о безусловном праве компании на выселение жильцов в десятидневный срок, что позволяло быстро изгонять неугодных[82]. Чикагская пресса единодушно осуждала эту практику, поэтому применялась она осторожно, в самых крайних случаях[79]. Фактически в 1881—1894 годы компания выселила всего 25 семей[95].
В первые годы существования посёлка жилищные инспекторы компании, имевшие право беспрепятственного входа в арендное жильё, регулярно досаждали его обитателям; домохозяйки требовали, чтобы компания как минимум заместила инспекторов-мужчин женщинами[96]. Компания вынужденно пошла навстречу рабочим; ещё до кризиса 1893—1894 годов надзорные функции перешли от штатных инспекторов к формально независимому женскому комитету посёлка[96]. Сдача жилья в поднаём вначале строго запрещалась, а к 1892 году стала нормой[97].
Многих условия жизни в Пулмене не устраивали: к 1894 году как минимум 560 заводских рабочих купили жильё в соседних городках и покинули посёлок[98]. Всего за пределами посёлка, по данным 1892 года, жили в собственном или арендованном жилье 35 % квалифицированных рабочих[95]. Как правило, источником средств для покупки жилья служили дополнительные доходы от субаренды комнат и углов в домах компании[97]. Приобрести в собственность дом в самом Пулмене было невозможно: Джордж Пульман был категорически против размывания корпоративных активов, что в свою очередь привело бы к утрате контроля над населением[99]. Отчуждение жилья по суду исключалось, так как земли посёлка не были разделены на отдельные домовладения[99]. Невозможно было и приобрести под застройку свободный участок за чертой посёлка — эти пустыри и леса, также принадлежавшие компании, образовывали её «санитарный пояс»[99].
Авторы начала XX века, включая Олмонда Линдси, утверждали, что компания практиковала дискриминацию рабочих, живших за пределами посёлка[100]. Линдси уточнял, что дискриминация стала ответом компании на резкое падение сборов арендной платы в кризисный 1894 год[100]. Стенли Будер цитирует показания менеджеров компании, утверждавших о существовании ещё в 1884 году негласного правила: при необходимости сокращения штатов следовало в первую очередь увольнять живших на стороне[101]. Однако, по мнению Будера, это правило не применялось даже в разгар кризиса 1894 года[101].
Условия жизни
Джордж Пульман предпринимал всё возможное, чтобы оградить жителей от вредных влияний общества и создать условия к полезному использованию свободного времени[102]. К 1893 году в посёлке действовало более сорока общественных клубов и союзов[103]. Школы предоставляли всем желающим бесплатное восьмилетнее образование; в «Аркаде» действовал бесплатный детский сад для детей от четырёх до шести лет[84]. Безусловным благом жизни в посёлке, построенном по последнему слову техники, был высокий уровень гигиены и как следствие — низкое распространение инфекционных болезней[102].
При этом в посёлке, в расчёте на тысячу жителей, действовало втрое меньше врачей, чем в среднем по стране[102]. В нём не было ни больницы, ни кладбища, ни детского приюта, ни тюрьмы[104]. Идеальный город Джорджа Пульмана не нуждался в тюрьме; в нём не было места сиротам, больным и старикам: все неспособные уплачивать аренду подлежали выселению[104]. Контроль «качества человеческого материала» начинался ещё на этапе приёма на работу[105]. Компания намеренно отбирала наиболее квалифицированных и наиболее молодых работников[105], отдавая предпочтение выходцам из Англии, Германии и стран Скандинавии[106]. Средний возраст персонала в 1885 году составлял 29 лет, что обусловило аномально низкую смертность[105].
Городские магазины, подконтрольные компании, не продавали спиртное; единственный бар, расположенный в отеле «Флоренс», был запретительно дорог для рабочих[102][107]. Служба безопасности компании не допускала проституции, но не могла, да и не пыталась ввести сухой закон[102][108]. Будучи прагматиком, Пульман лишь ограничил потребление алкоголя в посёлке[108]. Жители могли невозбранно пьянствовать в заведениях соседних городков, а окрестные лавочники — торговать пивом с телег у самой черты посёлка[102][109]. Намного жёстче компания обходилась с профсоюзными агитаторами; в посёлке запрещались не только профсоюзные собрания, но и любые выступления, хотя бы косвенно обсуждавшие трудовые отношения[110]. Благотворительность в пользу бедных, «дискредитирующая» образ компании, в начале 1880-х годов не допускалась[111], а впоследствии была поручена зависимым от компании общественным союзам[112]. Рабочие были уверены, что их коллективы пронизаны сетью тайных информаторов, регулярно докладывающих в службу безопасности о любой «крамоле»[110]. Ричард Эли писал в 1885 году, что жители наотрез отказывались разговаривать с приезжими, подозревая в каждом провокатора[113]. Постоянный контроль, высокая арендная плата, запрет на приобретение жилья и отсутствие демократических институтов порождали в массах озлобленность, которая оставалась под спудом до стачки 1894 года[114].
В Пулмене было немного рабочих мест для женщин, что способствовало консервации патриархального семейного уклада во главе с неработающей матерью-домохозяйкой[115]. В отделочных цехах завода работало не более ста женщин, ещё около сотни рабочих мест появились с открытием фабрики-прачечной в 1892 году[97]. Немногочисленны были и стихийно возникавшие рабочие места в сфере услуг[97]. В начале 1880-х годов Джордж Пульман предлагал построить в Пулмене трикотажную фабрику с двумя тысячами рабочих мест для женщин и детей, но идея не получила общественной поддержки[97]. Фактически построенная в 1888 году фабрика имела всего двести рабочих мест и вскоре разорилась[97].
Непросто складывалась и религиозная жизнь посёлка. Будучи универсалистом[116], Джордж Пульман был безразличен к церковному обряду и не осознавал того значения, которое придавали ему верующие[117]. Вначале он хотел открыть двери поселковой церкви представителям всех конфессий, а когда она была построена — установил запретительно высокую арендную плату и при этом запретил строительство любых иных церквей и молельных домов[116]. Пульмановская церковь открылась в 1885 году, привлекла не более двухсот прихожан и вскоре закрылась из-за невозможности платить аренду[118]. В посёлке действовали не менее пятнадцати христианских деноминаций[119], но стихийно складывавшиеся общины были вынуждены собираться в заводских цехах, в «Аркаде» и в здании рынка[118][120]. Служба безопасности компании открыто преследовала священника-католика и в 1887 году изгнала его из посёлка[121]. Рабочие массы, согласно исследованию Ричарда Эли, считали положение нетерпимым: «Компанию не интересуют наши души. Ей нужно лишь выжать максимум работы из наших тел…»[122][123]. При жизни Пульмана право построить церкви на земле компании, за чертой посёлка, получили лишь католики и шведские лютеране[119][117].
Стачка 1894 года
В 1880—1893 годы компания Пульмана стабильно росла и выплачивала акционерам щедрые дивиденды[124]. В 1888 году она поглотила своих конкурентов на рынке пассажирских перевозок и стала бесспорным монополистом[125]. В то же самое время Джордж Пульман необратимо дряхлел. К 1893 году он жаловался на постоянную усталость и тревожность и более не мог часто посещать созданный им посёлок[126]. В декабре 1893 года смерть брата усугубила болезненное состояние Пульмана[127]. К марту 1894 года он был уже не способен ежедневно заниматься делами[127] и начал постепенную передачу управления Роберту Линкольну[128].
В феврале 1893 года в США началась экономическая депрессия. Весной и летом 1893 года рынок пассажирских перевозок по-прежнему процветал благодаря посетителям Всемирной выставки в Чикаго, но осенью в отрасли начался тяжёлый кризис перепроизводства[129]. Джордж Пульман закрыл завод в Детройте, а завод в Пулмене на время остался без заказов[130]. К ноябрю 1893 года численность рабочих сократилась в четыре раза, до 1100 человек[130]. В последующие полгода компания сумела вернуть на завод ещё две тысячи рабочих[130]. Она была более не способна выплачивать докризисные зарплаты (к весне 1895 года они снизились в полтора раза[131]) и не соглашалась на снижение арендных и коммунальных платежей[132]. Рабочие, у которых компания удерживала аренду при расчёте зарплаты, оказались за чертой бедности[133]. Безработные существовали впроголодь, замерзая в неотапливаемых домах[134].
Весной 1894 года Юджин Дебс сумел организовать в цехах первичные ячейки профсоюза железнодорожников , объединившие более трети рабочих[135]. Переговоры профсоюза и компании 7—9 мая прошли безрезультатно: Джордж Пульман отказался снижать арендную плату[136]. Утром 10 мая компания отстранила от работы троих активистов профсоюза; в ответ 11 мая рабочие объявили всеобщую забастовку и организованно покинули завод[137]. 29 мая к ним присоединились рабочие кирпичного завода[138]. Мэрия и пресса Чикаго, враждебные компании и лично Джорджу Пульману, поддержали забастовку[139]; пресса, общественные и религиозные организации организовали общенациональный сбор средств в поддержку бастующих и наладили завоз и распределение продуктов[140]. Компания, в свою очередь, полностью остановила производство в ожидании того, что рано или поздно профсоюз сдастся и обнищавшие рабочие вернутся в цеха на прежних условиях[141].
16 июня профсоюз Дебса объявил компании общенациональный бойкот[143]. С 26 июня рабочие вагонных депо не выпускали пульмановские вагоны на линии, а машинисты отказывались водить поезда, в которых ещё оставались вагоны компании[144]. Железные дороги, попытавшиеся преследовать активистов, столкнулись с массовыми ответными забастовками[144]. За несколько дней к бойкоту присоединилось пятьдесят тысяч железнодорожников, на 2/3 территории США полностью прекратилось пассажирское сообщение[144]. В Оклахоме дело дошло до подрыва мостов[145]; руководство «Пульман» опасалось, что террористы готовятся минировать завод компании[146]. В Чикаго, отрезанном и от грузового сообщения, начались ажиотажный рост цен и погромы железнодорожных складов[147]. 4 июля президент Кливленд ввёл в Чикаго федеральные войска[147]. Массовые беспорядки, погромы и поджоги продолжались ещё три дня[148]. 7 июля власти накопили достаточно сил и начали планомерную зачистку промышленных зон и рабочих кварталов; к 19 июля Чикаго был полностью умиротворён[149]. Бойкот прекратился, пульмановские вагоны вновь вышли на линии[149].
Обстановка в Пулмене была напряжённой, но мирной до 6 июля, когда погромщики из Кенсингтона уничтожили на станционных путях 75 вагонов[128]. Толпа в двести человек пыталась прорваться на завод и отступила при виде вооружённой охраны[128]. Вечером 6 июля на усиление охраны в Пулмен прибыли 240 бойцов национальной гвардии штата[146]. В посёлке происходили бытовые конфликты между солдатами и обывателями, 11 июля неизвестный обстрелял отель «Флоренс», но в целом стачка в Пулмене завершилась бескровно[150]. 18 июля компания объявила о начале набора персонала[128].
Завершение эксперимента
В течение августа 1894 года завод возобновил производство. Численность персонала сократилась до трёх четвертей от достачечной, при этом, по мнению Олмонда Линдси, значительный объём работ выполняли не заводские рабочие, а заезжие штрейкбрехеры[151]. По мнению Дженис Рейф, «штрейкбрехерами» стали наиболее пострадавшие от кризиса рабочие завода, жившие за пределами Пулмена и не получавшие поддержки общественных фондов[152]. Менеджмент компании умело сыграл на противоречиях между «своими» и «чужими», поставив последних в безвыходное положение[152].
Отчаявшиеся жители посёлка обратились за помощью к губернатору Джону Альтгельду[151]. Тот потребовал от Джорджа Пульмана прекратить начисление и взыскание арендных платежей, вернуть безработных в цеха и перераспределить нагрузку между рабочими так, чтобы гарантировать всем стабильную занятость[153]. Пульман наотрез отказался[153]. Некоторое время безработные жители существовали на собираемые по всей стране пожертвования, а затем начался их исход из посёлка[154]. Компания Пульмана сумела быстро восстановиться, но её посёлок навсегда утратил былую привлекательность[10]. 19 октября 1897 года Джордж Пульман умер; начатый им социальный эксперимент был вскоре прекращён[154]. Главный удар нанесли прокуратура и верховный суд штата Иллинойс[155].
Генеральный прокурор штата обвинил компанию Пульмана в систематическом нарушении собственного устава: обязавшись зарабатывать прибыль в железнодорожном бизнесе, она в ущерб интересам акционеров занялась скупкой земель и построила собственный город[156]. В течение четырнадцати лет его существование не вызывало вопросов, но в 1894 году прокурор возмутился и потребовал ликвидировать компанию[156]. Та, в свою очередь, мобилизовала лучших юристов и добилась выгодного для себя решения суда первой инстанции[157]. Дело ушло в верховный суд штата, который в октябре 1898 года вынес решение против компании[157]. Суд мотивировал его тем, что инвестиции в посёлок не были бесспорно необходимы для функционирования завода. Жильё для рабочих могло быть построено независимыми застройщиками и подрядчиками, а школы для детей рабочих — штатом Иллинойс[157]. Само существование корпоративного городка, лишённого выборных институтов местного самоуправления, противоречило принципам устройства американского общества[158]. Суд постановил, что компания обязана в течение 12 месяцев прекратить исполнение всяких функций муниципального управления, передать их конституционным органам власти и в течение пяти лет избавиться от всех непроизводственных активов[158].
Крупные акционеры компании, не разделявшие взглядов Джорджа Пульмана, приветствовали выгодное, как им казалось, решение[158]. Новый менеджмент во главе с Робертом Линкольном немедленно передал улично-дорожную сеть посёлка, пожарную часть и полицейские функции в ведение властей Чикаго и оперативно избавился от общественных и административных зданий[159][160]. Вдова Пульмана выкупила в личную собственность уже обветшавшую «Аркаду»; отель «Флоренс» перешёл в частное владение в 1901 году[159][161]. Расположенная в «Аркаде» библиотека перешла в общественную собственность и выжила, а лишённый финансовой поддержки театр был навсегда закрыт[159][162]. Школа, за которую компания требовала непомерно высокий выкуп, уже не удовлетворяла потребностям посёлка и располагалась в опасной близости от железной дороги, поэтому город постановил построить на соседнем участке новую[163][164]. В конце 1902 года был навсегда упразднён пост сити-менеджера; последние ещё остававшиеся в собственности компании коммунальные активы были ликвидированы в 1907 году[159].
Межевание домовладений, без которого компания не могла начать распродажу жилья, завершилось лишь в 1907 году[159]. Передача завершённого кадастра в ведение города Чикаго в июле 1907 года стала окончательной, официально признанной точкой в истории пульмановского эксперимента[159]. В это время экономика США находилась на подъёме, бизнес компании процветал, в её цехах вновь трудились более девяти тысяч рабочих[165][161]. Заработная плата на заводах «Пульман» вышла на докризисный уровень в 1900 году и в последующее десятилетие неуклонно росла[166]. Рядом с посёлком и заводом строились новые химические и металлообрабатывающие предприятия[166]. По этим причинам единовременная распродажа полутора тысяч квартир и таунхаусов прошла всего за несколько месяцев и завершилась до конца 1907 года[165][161]. Часть домовладений выкупили в собственность их обитатели, большинство же перешло в собственность сторонних спекулянтов и рантье[165]. В числе последних была и дочь Джорджа Пульмана Флоренс, выкупившая целый квартал по Фултон-стрит[167][161]. В 1909 году, чтобы формально выполнить решение суда, компания переписала ещё остававшиеся в её собственности здания на нотариуса; фактическая ликвидация этого имущества растянулась ещё на десять лет[161].
Последующие события
За несколько лет некогда образцовый посёлок превратился в набор обычных, непримечательных рабочих кварталов[168][169], окружённый с трёх сторон заводами, фабриками и складами[170]. В то время как производства «Пульман» и её смежников и соседей расширялись, жилые зоны приходили в упадок[168]. Местные активисты пытались препятствовать ходу событий, но быстро разочаровались и начали покидать посёлок[168]. К 1910 году его население, начавшее было расти, сократилось до менее восьми тысяч жителей[168]. Из Пулмена навсегда ушёл средний класс, наиболее квалифицированные мастера — краснодеревщики и обойщики, ставшие ненужными в век цельнометаллических вагонов[170]. Иммигрантов из стран Северной Европы[84] сменили итальянцы, поляки и греки[171]. Новоприбывшие бедняки снимали углы в перенаселённых многоквартирных домах на Фултон-стрит, нередко в одной комнате жили восемь или десять человек[172]. В 1917 году активисты призывали уже не к реконструкции, а к ликвидации старого посёлка, и к переселению на новые места подальше от разросшейся промзоны[170].
Жители Пулмена, более не стеснённые жёсткими правилами поведения, занялись стихийным предпринимательством[173]. К 1915 году в жилой зоне действовало 15 питейных заведений и множество частных лавочек[173] (при Джордже Пульмане торговля допускалась только в «Аркаде» и на рыночной площади[117]). Традиционные магазины в «Аркаде» разорились, и к 1922 году в ней действовали только офисы[173]. Регулярный парк был заменён сплошным газоном, а затем пришёл в полное запустение и был частично благоустроен лишь в 1970-е годы[174]. Старую школу снесли в 1913 году[175], а «Аркаду» в 1926 году[176][58]. Преждевременную гибель здания обусловили её размеры и многофункциональность, столь тщательно проработанная в проекте Бемана: в то время как арендаторы один за другим покидали здание, расходы на эксплуатацию и ремонт возросли до неприемлемых значений[58].
В благополучные 1920-е годы Пульман окончательно превратился в депрессивный район[177]. Социальное расслоение между кварталами частных таунхаусов и перенаселённой Фултон-стрит усилилось, но даже последняя не превратилась в гетто: ограничения военного времени и закон об иммиграции 1924 года замедлили приток иммигрантов настолько, что к 1930 году большинство жителей Пулмена составляли не иммигранты, а родившиеся в Америке[178].
Компания «Пульман» благополучно пережила Великую депрессию, поглотила конкурировавшую «Стандарт Стил Кар» и продолжила деятельность под именем «Пульман-Стандарт». В 1940-е годы Министерство юстиции США добилось принудительного расчленения «Пульман-Стандарт» на две независимые компании — производственную и сервисную. В 1950-е годы «Пульман-Стандарт» закрыла бо́льшую часть завода в Пулмене; остававшиеся подразделения проработали до 1981 года[179].
С 1950-х годов в Чикаго обсуждались планы полного сноса и редевелопмента старого завода[180]. В ответ на это инициативные группы граждан выкупили в общественную собственность здание отеля «Флоренс»; большинство заводских построек было снесено и заменено новыми производствами, складами и парковками[180]. К 1990 году на старой площадке оставались лишь здание заводоуправления с часовой башней и два расположенных юго-восточнее сборочных цеха[180]. Далеко к северу, за границами исторического Пулмена, сохранилось обширное здание колёсного производства[180], рядом с ним с 1995 года действует музей Асы Рэндолфа и пульмановских носильщиков[181].
В 1991 годы году штат Иллинойс выкупил сохранившиеся заводские постройки 1880-х годов и отель «Флоренс» с целью учреждения музея[182][180]. В 1994 году обрушилась кровля северного крыла заводоуправления, что потребовало срочных работ для стабилизации стен[180]. 1 января 1998 года на заводе произошёл пожар[180][182]. Часовая башня обрушилась, южное крыло здания заводоуправления было полностью уничтожено[183]. Северное крыло, всё ещё стоявшее без кровли, пострадало незначительно[184]. Полиция обвинила в умышленном поджоге 45-летнего психически нездорового бродягу[185][186]. Поджигатель был признан невменяемым и направлен на принудительное лечение[187].
Современность
Современный городской район Пулмен занимает площадь 548 га (1354 акра)[188]. В 2020 году в районе постоянно проживали 6820 человек, в том числе 80 % чернокожих, 12 % белых и 4 % испаноязычных[189]. Средний годовой доход жителей за 2016—2020 годы составлял 27 871 доллар, почти в полтора раза ниже среднего уровня по Чикаго[190]. Безработица составляла 15,7 %, вдвое больше среднего по городу; абсолютное большинство трудящихся жителей были заняты в сфере услуг, управления и транспорта[191].
Национальный исторический район (англ. National Historic Landmark District) Пулмен, примерно соответствующий заводскому посёлку начала XX века, занимает южную половину городского района и простирается на 2,4 км по оси север-юг, от 103-й улицы до 115-й улицы, и примерно на 1 км по оси запад-восток, от улицы Коттедж-Гроув-Авеню до линии железной дороги Норфолк-Вестерн[192][193]. По состоянию на 2015 год под охраной штата Иллинойс в статусе «исторического места» (англ. State Historic Site) находились лишь два небольших участка со зданиями заводоуправления и отеля «Флоренс»[193]. Жилая застройка XIX века в целом сохранилась[183]. В бывшем общественном центре посёлка сохранились отель «Флоренс», церковь, здание конюшен и пожарного депо[194], школа 1913 года постройки[195].
В 2015 году президент Обама включил «Национальный монумент Пулмен» (англ. Pullman National Monument) в Список национальных монументов США, в тех же границах по оси север-юг, но исключая современную промышленную застройку[193]. В 2022 году в Сенат США поступил законопроект о переклассификации «национального монумента» в «национальный исторический парк» (англ. National Historical Park) в прежних границах[196].
Примечания
- ↑ Козлов А. М. и др. Административно-территориальное деление США : словарь-справочник. — М. : ВИНИТИ, 1964. — С. 47.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Lindsey, 1964, p. 46.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 20—21.
- ↑ Buder, 1967, pp. 8—9.
- ↑ 5,0 5,1 Lindsey, 1964, p. 21.
- ↑ 6,0 6,1 Buder, 1967, p. 10.
- ↑ 7,0 7,1 Lindsey, 1964, p. 22.
- ↑ 8,0 8,1 Lindsey, 1964, p. 23.
- ↑ 9,0 9,1 Buder, 1967, pp. 18—19.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Lindsey, 1964, p. 25.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 26—27.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 24, 27.
- ↑ Lindsey, 1964, p. 27.
- ↑ 14,0 14,1 Lindsey, 1964, p. 26.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 15,3 Lindsey, 1964, p. 30.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 30, 32.
- ↑ 17,0 17,1 Lindsey, 1964, pp. 30—31.
- ↑ 18,0 18,1 Buder, 1967, p. 24.
- ↑ 19,0 19,1 Buder, 1967, p. 25.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 31, 38.
- ↑ 21,0 21,1 Buder, 1967, p. 26.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 38—39.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 23,5 23,6 Lindsey, 1964, p. 39.
- ↑ Buder, 1967, p. 45.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 32—33.
- ↑ Buder, 1967, pp. 36—37.
- ↑ 27,0 27,1 27,2 27,3 27,4 Lindsey, 1964, p. 32.
- ↑ Buder, 1967, p. 41.
- ↑ Buder, 1967, p. 42.
- ↑ Buder, 1967, p. 231.
- ↑ Buder, 1967, p. 43.
- ↑ Buder, 1967, p. vii: «It is simplicity itself — we are landlords and employers. That is all there is of it».
- ↑ Buder, 1967, pp. 44—45.
- ↑ Buder, 1967, pp. 44—45, 132.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 31—32.
- ↑ 36,0 36,1 36,2 36,3 Buder, 1967, p. 50.
- ↑ 37,0 37,1 Buder, 1967, p. 51.
- ↑ 38,0 38,1 38,2 38,3 38,4 38,5 Lindsey, 1964, p. 40.
- ↑ 39,0 39,1 Buder, 1967, p. 52.
- ↑ Buder, 1967, pp. 58—59.
- ↑ Buder, 1967, pp. 52—53.
- ↑ Buder, 1967, pp. 52, 70.
- ↑ Buder, 1967, p. 72.
- ↑ Buder, 1967, pp. 73—74.
- ↑ Buder, 1967, pp. 51, 73—74.
- ↑ 46,0 46,1 46,2 46,3 Beberdick, 1998, p. 19.
- ↑ 47,0 47,1 47,2 47,3 47,4 Lindsey, 1964, p. 41.
- ↑ 48,0 48,1 Lindsey, 1964, p. 42.
- ↑ 49,0 49,1 Buder, 1967, pp. 68—69.
- ↑ Beberdick, 1998, p. 22.
- ↑ Beberdick, 1998, p. 23.
- ↑ 52,0 52,1 52,2 Beberdick, 1998, p. 17.
- ↑ Belanger, 1984, p. 84.
- ↑ 54,0 54,1 Buder, 1967, p. 54.
- ↑ Belanger, 1984, p. 86.
- ↑ Belanger, 1984, p. 89.
- ↑ 57,0 57,1 Buder, 1967, p. 74.
- ↑ 58,0 58,1 58,2 58,3 58,4 58,5 Lillibridge, 1953, p. 20.
- ↑ 59,0 59,1 59,2 59,3 59,4 59,5 59,6 59,7 Lindsey, 1964, p. 47.
- ↑ 60,0 60,1 Beberdick, 1998, p. 15.
- ↑ Beberdick, 1998, p. 27.
- ↑ 62,0 62,1 62,2 Lindsey, 1964, p. 44.
- ↑ Buder, 1967, pp. 61—65.
- ↑ Buder, 1967, pp. 54, 62.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 44—45.
- ↑ Buder, 1967, pp. 63—64.
- ↑ Beberdick, 1998, p. 13.
- ↑ Beberdick, 1998, p. 7.
- ↑ Beberdick, 1998, p. 99.
- ↑ 70,0 70,1 70,2 70,3 70,4 70,5 Lindsey, 1964, p. 45.
- ↑ 71,0 71,1 Buder, 1967, pp. 64—65.
- ↑ Buder, 1967, p. 66.
- ↑ 73,0 73,1 Lindsey, 1964, p. 48.
- ↑ 74,0 74,1 Lindsey, 1964, pp. 24, 46.
- ↑ Buder, 1967, p. 56.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 42, 47.
- ↑ Beberdick, 1998, p. 98.
- ↑ 78,0 78,1 Buder, 1967, p. 70.
- ↑ 79,0 79,1 Reiff, 1999, pp. 72—73.
- ↑ Lillibridge, 1953, p. 19.
- ↑ Lindsey, 1964, p. 67.
- ↑ 82,0 82,1 Lindsey, 1964, p. 70.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 61—62.
- ↑ 84,0 84,1 84,2 Lindsey, 1964, p. 50.
- ↑ Buder, 1967, p. 81.
- ↑ Lindsey, 1964, p. 62.
- ↑ Lindsey, 1964, p. 65.
- ↑ Buder, 1967, p. 117.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 81—83.
- ↑ Buder, 1967, pp. 110—111.
- ↑ Lindsey, 1964, p. 83.
- ↑ 92,0 92,1 92,2 Lindsey, 1964, p. 68.
- ↑ Ely, 1885, «The wages paid at Pullman…».
- ↑ Buder, 1967, p. 88.
- ↑ 95,0 95,1 Buder, 1967, p. 83.
- ↑ 96,0 96,1 Reiff, 1999, pp. 71—72.
- ↑ 97,0 97,1 97,2 97,3 97,4 97,5 Reiff, 1999, p. 74.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 50, 66—67.
- ↑ 99,0 99,1 99,2 Lindsey, 1964, p. 66.
- ↑ 100,0 100,1 Lindsey, 1964, pp. 66—67.
- ↑ 101,0 101,1 Buder, 1967, p. 84.
- ↑ 102,0 102,1 102,2 102,3 102,4 102,5 Lindsey, 1964, p. 49.
- ↑ Lindsey, 1964, p. 56.
- ↑ 104,0 104,1 Lindsey, 1964, p. 72.
- ↑ 105,0 105,1 105,2 Buder, 1967, pp. 77—79.
- ↑ Buder, 1967, p. 80.
- ↑ Buder, 1967, pp. 65—66.
- ↑ 108,0 108,1 Buder, 1967, p. 69.
- ↑ Buder, 1967, pp. 69, 121.
- ↑ 110,0 110,1 Lindsey, 1964, p. 64.
- ↑ Ely, 1885, «A lady attempted to found a permanent charitable organization…».
- ↑ Reiff, 1999, p. 72.
- ↑ Ely, 1885, «One gentleman, whose position ought to have exempted him…».
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 90—93.
- ↑ Reiff, 1999, p. 69.
- ↑ 116,0 116,1 Lindsey, 1964, p. 52.
- ↑ 117,0 117,1 117,2 Buder, 1967, p. 67.
- ↑ 118,0 118,1 Lindsey, 1964, p. 53.
- ↑ 119,0 119,1 Lindsey, 1964, p. 54.
- ↑ Beberdick, 1998, p. 96.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 54—55.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 52, 54.
- ↑ Ely, 1885, «The company care nothing for our souls. They only want to get as much work as possible out of our bodies».
- ↑ Buder, 1967, p. 133.
- ↑ Buder, 1967, pp. 133, 135.
- ↑ Buder, 1967, p. 137.
- ↑ 127,0 127,1 Buder, 1967, pp. 153—154.
- ↑ 128,0 128,1 128,2 128,3 Buder, 1967, p. 191.
- ↑ Buder, 1967, pp. 147—149.
- ↑ 130,0 130,1 130,2 Buder, 1967, p. 149.
- ↑ Buder, 1967, p. 159.
- ↑ Buder, 1967, pp. 149, 152—153.
- ↑ Buder, 1967, p. 153.
- ↑ Buder, 1967, p. 154.
- ↑ Buder, 1967, p. 155.
- ↑ Buder, 1967, p. 156.
- ↑ Buder, 1967, pp. 156—158.
- ↑ Buder, 1967, p. 172.
- ↑ Buder, 1967, pp. 170—175.
- ↑ Reiff, 1999, p. 79.
- ↑ Buder, 1967, p. 169.
- ↑ Peterson L. Photography and the Pullman Strike Remolding Perceptions of Labor Conflict by New Visual Communication // The Pullman Strike and the Crisis of the 1890s: Essays on Labor and Politics. — Urbana: University of Illinois Press, 1999. — P. 87—129. — ISBN 9780252067556., p. 100
- ↑ Buder, 1967, pp. 178—179.
- ↑ 144,0 144,1 144,2 Buder, 1967, pp. 180—181.
- ↑ Lindsey, 1964, p. 258.
- ↑ 146,0 146,1 Buder, 1967, p. 192.
- ↑ 147,0 147,1 Buder, 1967, p. 182.
- ↑ Buder, 1967, p. 185.
- ↑ 149,0 149,1 Buder, 1967, pp. 185—187.
- ↑ Buder, 1967, p. 193.
- ↑ 151,0 151,1 Lindsey, 1964, p. 339.
- ↑ 152,0 152,1 Reiff, 1999, pp. 79—80.
- ↑ 153,0 153,1 Lindsey, 1964, pp. 339—341.
- ↑ 154,0 154,1 Lindsey, 1964, p. 341.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 342—343.
- ↑ 156,0 156,1 Lindsey, 1964, p. 342.
- ↑ 157,0 157,1 157,2 Lindsey, 1964, p. 343.
- ↑ 158,0 158,1 158,2 Lindsey, 1964, p. 344.
- ↑ 159,0 159,1 159,2 159,3 159,4 159,5 Lindsey, 1964, p. 345.
- ↑ Buder, 1967, pp. 212—213.
- ↑ 161,0 161,1 161,2 161,3 161,4 Buder, 1967, p. 214.
- ↑ Buder, 1967, pp. 213—214.
- ↑ Lindsey, 1964, pp. 345—346.
- ↑ Buder, 1967, pp. 214—215.
- ↑ 165,0 165,1 165,2 Lindsey, 1964, pp. 346—347.
- ↑ 166,0 166,1 Buder, 1967, p. 218.
- ↑ Lindsey, 1964, p. 346.
- ↑ 168,0 168,1 168,2 168,3 Lindsey, 1964, p. 347.
- ↑ Buder, 1967, p. 222.
- ↑ 170,0 170,1 170,2 Buder, 1967, p. 219.
- ↑ Buder, 1967, pp. 219—220.
- ↑ Buder, 1967, p. 221.
- ↑ 173,0 173,1 173,2 Buder, 1967, p. 220.
- ↑ Arcade Park .
- ↑ The Arcade .
- ↑ Buder, 1967, p. 215.
- ↑ Buder, 1967, p. 226.
- ↑ Buder, 1967, p. 225.
- ↑ The Company .
- ↑ 180,0 180,1 180,2 180,3 180,4 180,5 180,6 Hankey, 2001, p. 99.
- ↑ A. Philip Randolph Pullman Porter Museum. General Information . Дата обращения: 29 октября 2022.
- ↑ 182,0 182,1 Wisby G. Blaze destroys Pullman Factory // Chicago Sun-Times. — 1998. — № December 2.
- ↑ 183,0 183,1 Kalogeresis N. Pullman 20 years later . The Lakota Group (24 октября 2011).
- ↑ Hankey, 2001, p. 100.
- ↑ Hankey, 2001, p. 98.
- ↑ Bluth A. Fire Sets Back Museum Plans For Pullman In Chicago // The New York Times. — 1998. — № December 6.
- ↑ O'Shea G. Homeless man accused in fire found not guilty // Daily Southtown . — 1999. — № September 25.
- ↑ CMAP, 2022, p. 10.
- ↑ CMAP, 2022, p. 3.
- ↑ CMAP, 2022, p. 5.
- ↑ CMAP, 2022, p. 9.
- ↑ Beberdick, 1998, p. 9.
- ↑ 193,0 193,1 193,2 Proclamation 9233 of February 19, 2015. Pullman National Monument // Code of Federal Regulations: 2000-. — United States. Office of the Federal Register, 2016. — P. 15—20. — ISBN 9780160931581.
- ↑ Beberdick, 1998, p. 102.
- ↑ Beberdick, 1998, p. 113.
- ↑ S.1344 - Pullman National Historical Park Act . US Congress (27 сентября 2022). Дата обращения: 29 октября 2022.
Литература
- Beberdick F. H. Chicago's Historic Pullman District. — Arcadia Publishing?!, 1998. — (Images of America). — ISBN 9780738500294.
- Belanger D. O. The Corliss at Pullman // Technology and Culture . — 1984. — № 1. — P. 83—90.
- Buder S. Pullman: An Experiment in Industrial Order and Community Planning, 1880—1930. — New York: Oxford University Press, 1967.
- Ely R. T. Pullman: A Social Study // Harper's Magazine. — 1885. — № February. — P. 452—466.
- Hankey J. P. Pullman Reborn // Railroad History . — 2001. — № 185. — P. 98—104.
- Lillibridge R. M. Pullman Town Development in the Age of Eclecticism // Journal of the Society of Architectural Historians . — 1953. — № 10. — P. 17—22.
- Lindsey A. The Pullman Strike (3rd Impression). — The University of Chicago Press, 1964.
- Pullman Community Data Snapshot. — Chicago Metropolitan Agency for Planning, 2022. — (Chicago Community Area Series, July 2022 Release).
- Pullman Company. The Story of Pullman. — Blakely & Rogers Chicago / Pullman, 1893.
- Reiff J. A Modern Lear and His Daughters Gender in the Model Town of Pullman // The Pullman Strike and the Crisis of the 1890s: Essays on Labor and Politics. — Urbana: University of Illinois Press, 1999. — P. 65—86. — ISBN 9780252067556.