Архитектура неоклассицизма
Архитектура неоклассицизма — стиль, опирающийся на образцы архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, а также на наследие Возрождения и классицизма[1].
В зарубежной историографии термин «неоклассицизм» применяется к классическому направлению в архитектуре и искусстве последней трети XVIII — первой трети XIX века в отличие от классицизма XVII века, а также к последующим волнам обращения к классическим идеалам. В русской традиции стили этих эпох принято называть последовательно классицизмом XVIII века и александровским классицизмом или ампиром (соответственно в России и во Франции), а термин «неоклассицизм» относится лишь к направлению в архитектуре и изобразительном искусстве конца 1900—1910-х годов, а также 1920-х и 1930—1950-х годов (англоязычный аналог — Neoclassical Revival).
Североевропейский неоклассицизм
Североевропейский неоклассицизм — стиль архитектуры который существовал короткое время в Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии в период 1910—1930 гг. Направление стало интерлюдией между национальным романтическим стилем и расширявшимся модернизмом. Североевропейский неоклассицизм можно охарактеризовать как синтез местных народных скандинавских мотивов и общеевропейского неоклассицизма. В то же время стиль имел влияние современного ему модернизма, в плане массовости и дешевизны строительства, вызванного ростом благосостояния и урбанизацией североевропейских стран. Он оказал некоторое влияние на последующий модернизм, скорректировав в северных странах его основное правило разрыва с предыдущим историческим опытом. Хотя нордический классицизм в целом окончил развитие к 1930 году, некоторые здания продолжали строиться, вроде Морского музея в Стокгольме.
Русский неоклассицизм
Сразу после публикации статьи [«Живописный Петербург»] появились полемические отзывы. Бенуа отвечал, развивая свои положения, в следующих номерах журнала. Вскоре наметилось то, что называется «течение». С легкой руки Сергея Маковского оно получило кличку «ретроспективных мечтателей». Образ классического Петербурга стал вдохновлять архитекторов и художников, писателей, поэтов и историков; он заинтересовал иных специалистов: публицистов, издателей журналов, музейных работников; он воцарился в дискуссионных залах и в петербургских салонах. В 1911 г. ретроспективисты возбудили бурную дискуссию вокруг подготовляемого Министерством внутренних дел проекта закона об охране памятников, который был задуман исключительно для построек до 1725 г. «Удивительно смелая статья „Живописный Петербург”», по словам современных историков архитектуры, вызвала „переворот в архитектурной эстетике”»[2].
Родина русского неоклассицизма — Санкт-Петербург. Важнейшими его представителями были И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, М. М. Перетяткович, А. Е. Белогруд, В. А. Щуко. В середине 1900-х годов, когда упадочные тенденции в эклектике проявились наиболее ярко, возник интерес к забытой архитектуре русского классицизма. Развитию и распространению неоклассицизма способствовали журналы «Мир искусства» и «Столица и усадьба». Второй этап развития стиля начался в 1910-е годы и характеризовался более глубоким изучением архитектурного наследия, чему способствовали научные исследования, публиковавшиеся в журналах «Старые годы» и «Апполон», а также монументальный труд «История искусств» И. Э. Грабаря. Неоклассики мечтали воссоздать в городах регулярные ансамбли эпохи Александра I и Николая I, в противовес разнородной застройке модерна и выступали ярыми противниками кирпичного стиля[3].
Обращение к классицизму возродило желание создавать городские ансамбли, традиции, которая была неосуществима в условиях застройки капиталистических городов. Тем не менее, существовали проекты перестройки Петербурга, например, проект преобразования части Петербурга и прокладки новых магистралей, разработанный в 1910 году архитекторами Л. Н. Бенуа, М. М. Перетятковичем и путейским инженером Ф. Е. Енакиевым. В 1912 году архитектор И. А. Фомин представил проект создания архитектурного ансамбля «Новый Петербург», на не застроенном тогда острове Голодай, но выстроить удалось лишь одно здание. Проекты так и остались на бумаге[4].
Архитекторы-неоклассицисты, помимо глубокого изучения русского классицизма, специально изучали в натуре античные памятники и методы их преломления в творчестве архитекторов эпохи итальянского Возрождения, в частности зодчего Андреа Палладио, теоретический трактат которого «Четыре книги об архитектуре», сыграл важнейшую роль в становлении классицизма в России в XVIII веке, породив новое стилистическое направление — палладианство. Работы Палладио вновь привлекли внимание неоклассицистов. В некоторых произведениях Жолтовского, Щуко, Фомина, Белогруда прослеживалась палладианская интерпретация античной архитектуры. Характерными примерами нового палладианства стали доходные дома 1910-х годов[5].
В 1909—1910 годах по проекту И. В. Жолтовского был выстроен особняк Тарасова в Москве, с большой точностью воспроизводивший фасады палаццо Тьене в Виченца. Под безусловным влиянием наследия Палладио архитектор Дмитрий Марков проектировал доходный Дом Московского архитектурного общества. Белогруд и Щуко в Санкт-Петербурге иногда использовали для оформления большой палладианский ордер, гипертрофируя его до размеров многоэтажного здания. Характерный пример — фасад доходного дома на Большом проспекте по проекту А. Е. Белогрудова (1910-е годы). К лучшим образцам доходного дома с палладианской трактовкой фасада относили дом на Каменноостровском проспекте архитектора В. А. Щуко[6]. К другим ярким примерам палладианства 1910-х годов относили: торговый дом Ф. Л. Мертенса (1911—1912, арх. М. С. Лялевич), здание Русского торгово-промышленного банка и дом Вавельберга (арх. М. М. Перетяткович), доходный дом на площади Льва Толстого (1913—1917, арх. А. Е. Белогруд)[7].
В 1910-х годах новое строительство велось в основном в столице. В Москве и других городах сооружалось немного зданий. К ярким представителям московского неоклассицизма относят: дом Щербатова (1911—1913, арх. А. И. Таманян), Киевский вокзал (1914—1917, арх. И. И. Рерберг), здание Музея изящных искусств (1898—1912, арх. Р. И. Клейн). В провинции наиболее значительными примерами неоклассицизма в застройке стали: театр имени Ф. Г. Волкова в Ярославле (1911—1913, арх. Н. А. Спирин), Педагогический музей в Киеве (1911—1913, арх. П. Ф. Алёшин)[8].
-
Доходный дом Маркова на Каменноостровском проспекте архитектора В. А. Щуко
Современное состояние
После затишья в период доминирования архитектуры модернизма (примерно после Второй мировой войны до середины 1980-х годов) неоклассицизм пережил некоторое возрождение. Это возрождение прослеживается в движении нового урбанизма и использования классицистских элементов в рамках архитектуры постмодернизма в ироническом ключе, особенно в свете доминирования модернизма. В то время как некоторые продолжали работать с классицизмом иронически, некоторые архитекторы, такие как Томас Гордон Смит, начали серьёзно рассматривать классицизм. Хотя некоторые школы проявляли интерес к классической архитектуре, например Виргинский университет, ни одна школа не была посвящена исключительно классической архитектуре. В начале 1990-х годов Смит и Дункан Строик начали программу по классической архитектуре в Университете Нотр-Дам, которая успешно продолжается[9]. Программы в Университете Майами, Университете Эндрюса, университете Джадсона[англ.] и Фонде принца Уэльского для строительного сообщества подготовили ряд новых классических архитекторов с момента этого возрождения. Сегодня можно найти множество зданий, охватывающих неоклассический стиль, так как поколение архитекторов, обученных этой дисциплине, формирует городское планирование.
Начиная с первого десятилетия XXI века, современная неоклассическая архитектура обычно классифицируется под зонтичным термином новой классической архитектуры. Иногда он также упоминается как неоисторизм, традиционализм или просто неоклассическая архитектура, как исторический стиль[10]. Для настоящей архитектуры традиционного стиля, которая придерживается региональной архитектуры, материалов и мастерства, в основном используется термин традиционная архитектура (или просторечие). Дрихаузская архитектурная премия[англ.] присуждается тем, кто внёс значительный вклад в область традиционной или классической архитектуры XXІ века и поставляется с призовым фондом в два раза выше, чем модернистская Притцкеровская премия[11].
Примечания
- ↑ Неоклассицизм / Броновицкая А. Ю. // Нанонаука — Николай Кавасила. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3.
- ↑ Ева Берар. Из Парижа в «Живописный Петербург» . «Звезда». Дата обращения: 16 декабря 2019. Архивировано 1 октября 2020 года.
- ↑ Бубнов Ю. Н. Архитектура Н. Новгорода сер. XIX — нач. XX века (недоступная ссылка). Окружной ресурсный центр Приволжского Федерального Округа. Дата обращения: 16 ноября 2019. Архивировано 8 сентября 2019 года.
- ↑ Пилявский, Тиц, Ушаков, 2003, с. 489.
- ↑ Пилявский, Тиц, Ушаков, 2003, с. 492.
- ↑ Пилявский, Тиц, Ушаков, 2003, с. 492, 494.
- ↑ Пилявский, Тиц, Ушаков, 2003, с. 494.
- ↑ Пилявский, Тиц, Ушаков, 2003, с. 495.
- ↑ Academics & Programs (англ.). University of Notre Dame // School of Architecture. — «Twenty years ago the curriculum was reformed to focus on traditional and classical architecture and urbanism.». Дата обращения: 18 марта 2019. Архивировано 7 октября 2018 года.
- ↑ Diposkan oleh; Sebestyen, Gyula. Neo-classicist Architecture. Traditionalism. Historicism (англ.). http://arch-tour.blogspot.com (25 марта 2009). Дата обращения: 18 марта 2019. Архивировано 7 сентября 2011 года.
- ↑ The Richard H. Driehaus Prize at The University of Notre Dame (англ.). University of Notre Dame // School of Architecture. — «Together, the $200,000 Driehaus Prize and the $50,000 Reed Award represent the most significant recognition for classicism in the contemporary built environmen». Дата обращения: 18 марта 2019. Архивировано 31 июля 2018 года.
Литература
- Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. — М.: Архитектура-С, 2003. — 512 с. — ISBN 5-274-01659.